1. Организм и условия среды (7 ч) - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Шум и его влияние на организм человека» 1 55kb.
«Формирование эколого-образовательной среды школьников» 1 134.93kb.
Отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими... 1 17.46kb.
Урок №18 «Переливание крови. Иммунитет» 1 34.31kb.
Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания... 1 24.1kb.
Проблема здоровья сегодня является наиболее актуальной 1 263.53kb.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить... 1 338.76kb.
Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие... 1 45.6kb.
Интегрированный урок по биологии и химии в 10 классе «Спирты. 1 56.06kb.
Изучение влияния фитонцидов цветочно-декоративных культур закрытого... 1 33.6kb.
Xvi международная научно-практическая конференция «Урал: развитие... 1 46.72kb.
Учебники 1 А. И. Алексеев. География. Природа и люди, География. 1 116.33kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
1. Организм и условия среды (7 ч) - страница №1/1



Общая экология

10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы С.В.Суматохина, Л.Г.Наумовой (М., изд. " Вентана-Граф ", 2012 г.), рассчитанной на 34 часа (по 1 уроку в неделю) в соответствии с учебником Б.М.Миркина, Л.Г.Наумовой, С.В.Суматохиным «Экология», М., изд. центр «Вентана-Граф», 2012 г., рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа курса «Экология» в 10 кл. развивает основные экологические понятия, рассмотренные в 6-9 классах основной школы.

Цель данного курса: формирование у учащихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, а также развитие у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.

 Содержательная основа курса: учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов.



Основное содержание предметного курса

Введение (2 ч)

История экологии. Основоположники экологии: Э. Геккель, К. Линней, А. Лавуазье, Ж.-Б. Ламарк, А. Гумбольдт, Т.-Р. Мальтус, Ч. Дарвин, А.Т. Болотов, К.Ф. Рулье, В.В. Докучаев. Развитие экологии в ХХ в. Современная экология — междисциплинарный комплекс наук. Разделы экологии: общая экология, прикладная экология, социальная экология.



Тема 1. Организм и условия среды (7 ч)

Экологические факторы. Условия и ресурсы среды. Прямые и косвенные экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Аутэкология. Закон оптимума. Закон индивидуальности экологии видов. Закон лимитирующего фактора. Адаптация. Понятие об экологических группах видов. Эктотермные и эндотермные организмы. Растения - ксерофиты и галофиты. Биоразнообразие. Факторы, определяющие биологическое разнообразие. Биологическая индикация. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Организмы как среда жизни. Плотность среды.Экологические особенности среды. Жизненная форма. Жизненные формы животных. Правило Бергмана. Жизненные формы растений. Жизненные стратегии растений и животных: виоленты, патиенты,эксплеренты. Пластичность жизненной стратегии.



Экскурсия. «Водная среда жизни и её обитатели».

Тема 2. Взаимоотношения видов (4ч)

Типы взаимоотношений организмов — конкуренция, эксплуатация, мутуализм, протокооперация, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Сигнальные взаимоотношения организмов. Конкуренция организмов. Диффузная конкуренция. Эксплуатация. Взаимоотношения: «растение — фитофаг», «жертва — хищник», «хозяин — паразит». Мутуализм. Протокооперация. Симбиотические организмы. Комменсализм. Копрофаги. Аменсализм. Экологическая ниша. Экологические ниши животных. Экологические ниши растений. Роль экологических ниш в сосуществовании видов. Фундаментальная и реализованная экологические ниши.



Тема 3. Популяции (5 ч)

Популяция. Границы популяций. Биологическое пространство. Биологическое время. Внутривидовая

конкуренция в популяции. Взаимовыгодные отношения. Разнообразие особей в популяции. Возрастная структура популяции. Возрастная пирамида. Жизненность особей. Экотип. Численность популяции. Плотность популяции. Биотический потенциал особей в популяции. Саморегулирование плотности популяции. Модели роста популяции. Кривые выживания. Чрезмерная добыча животных. Максимально допустимая доля изъятия урожая. Разрушение местообитаний. Вселение новых видов. Уничтожение видов, регулирующих плотность популяции..

Тема 4. Общая характеристика экосистемы (4ч)

Экосистема. Биотические и абиотические компоненты экосистемы. Биота. Детрит. Биокосное тело. Продуценты.Консументы. Редуценты. Трофические уровни экосистемы. Почва. Гумус. Разнообразие почв. Зональные типы почв. Чернозёмы. Каштановые, бурые почвы и сероземы. Подзолистые почвы. Серые лесные почвы. Внезональные типы почв. Пойменные, болотные, горные почвы. Пищевые цепи (пастбищные и детритные). Пищевые сети. Передача энергии в экосистеме. Полнота выедания. Биомасса. Биологическая аккумуляция веществ. Структура биологической продукции экосистемы. Первичная и вторичная, валовая и чистая биологическая продукция. Запас биомассы в экосистеме. Экологические пирамиды биомассы, численности, энергии. Экологическое равновесие в экосистеме.



Тема 5. Динамика экосистем (3 ч)

Обратимые изменения экосистемы: суточные, сезонные, разногодичные. Экологические сукцессии. Автогенные сукцессии. Антропогенная сукцессия. Пастбищная дигрессия. Рекреационная сукцессия. Сукцессия  эвтрофикации озер. Восстановительные сукцессии. Рекультивация земель. Сукцессии, вызываемые заносом видов.



Экскурсия. «Влияние рекреационной нагрузки на лесопарк (пригородный лес)».

Тема 6. Разнообразие экосистем (5 ч)

Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы. Лесные экосистемы. Пресноводные экосистемы. Биомы. Биомы суши. Экосистемы тундры, тайги, широколиственных лесов, степей и пустынь. Экосистемы морей и океанов. Разнообразие местообитаний в океане. Экологические зоны океана. Биологическая продукция в морских экосистемах. Хемоавтотрофные экосистемы океана.



Экскурсия. «Лесное растительное сообщество».

Тема 7. Биосфера (3 ч)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосферные круговороты веществ. Круговороты воды, углерода, кислорода. Круговорот азота. Микроорганизмы — азотфиксаторы и денитрификаторы. Круговорот фосфора.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 1 час
Учебно-тематический план




Наименование тем

Всего часов

Экскурсии

Уроки обобщения

1

Введение: экология - междисциплинарный комплекс наук

2

1




2

Организм и условия среды

7







3

Взаимоотношения видов

4







4

Популяции

5




1

5

Общая характеристика экосистемы

4







6

Динамика экосистем

3

1




7

Разнообразие экосистем

5

1




8

Биосфера

3




1

9

Контрольно-обобщающий урок

1




1




Всего:

34

3

3



Требования к уровню подготовки учащихся.

Преподавание курса «Экология» в 10-11 классах должно быть направлено на достижение выпускниками старшей школы сле­дующих результатов:

знание основных экологических принципов и правил, спо­собствующих формированию ответственного отношения лично­сти к природе;

понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;

овладение комплексом элементов исследовательской дея­тельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифи­цировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяс­нять, доказывать, защищать свою точку зрения;

умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;

способность выбирать целевые и смысловые установки сво­их действий и поступков по отношению к окружающей среде;

утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных терри­торий;

формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требо­ваний.


Используемые источники информации

Агесс П. Ключи к экологии. - Гидрометеоиздат, 1982.

Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Прак­тикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996. - 192 с.

Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шу­берта. - М: Мир, 1988. - 350с.

Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнения окружаю­щей среды / Метод, пособие по полевой экологии для педагогов доп. обра­зования и учителей. - М.: Экосистема, 1998.

Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1992.

Будыко М. И. Глобальная экология. - М., 1977.

Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. -М.: Просвещение, 1989.

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. М., Владос, 2003

Дажо Р. Основы экологии. - М., 1975.

Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. - Ки­шинев, 1990.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. М., Аспект Пресс, 2002

Евстигнеев В.В., Тушков Б.П., Шойхет Я.Н. и др. Жителям Алтайского края о ядерных взрывах и радиации. Барнаул, 1994

Зверев И. Д. Социальная экология. - М., 1996.

Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979.

Лапо А. В. Следы былых биосфер, или Рассказ о том, как устроена биосфера и что осталось от биосфер геологического прошлого. - М.: Знание, 1987.

Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М: Просвещение, 1991.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 2-х томах. Под ред. Ягодина Г. А. - М.: Прогресс-Пангея, 1994.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990.

Новиков Ю. В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991.

Основы геоэкологии: Учебник. Под ред. В. Г. Морачевского. -СПб: Изд-во СПбГУ, 1994.

Петров К. М. Геоэкология. Основы природопользования. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Пономарева И. Н. Экология растений с основами биогеоценологии. - М., 1978.

Пивоваров Ю.П., Михалев В.П. Радиационная экология. М., ACADEMA, 2004

Радкевич В. А: Экология. Краткий курс (Учебник для биол. спец. пед. ин-тов). 2-е изд. - Мн.: Высшая школа.

Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. -М., 1990.

Рикфлекс Р. Основы общей экологии. - М., 1979.

Скурлатов Ю. И., Дука Г. Г., Мизити А. Введение в экологи­ческую химию. - М.: Высшая школа, 1994.

Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология. - М.: Высшая школа, 1988.

Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология. Учеб. пособие для вузов. - СПб: Химия, 1995.

Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кп для учителя. - М.: Просвещение, 1995.

Федоров Р. Д., Гильманов Т. Г. Экология. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах. М., Вентана-Граф, 2006

Чернова Н. М., Былова А. М. Экология. - М: Просвещение, 1988.



Шилов И. А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. -М.: Высшая школ