7 класс. Не и ни в отрицательных наречиях. Цель - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
7 класс. Не и ни в отрицательных наречиях. Цель - страница №1/1

7 класс. НЕ и НИ в отрицательных наречиях.
1. Цель: узнать о написании не и ни в отрицательных наречиях; закрепить умения правильно писать слова с этой орфограммой.

Словарная работа.

ПроисшЕствие – старослав. шед «идти»

Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей.

Чрезвычайное происшествие. Мы стали свидетелями происшествия.



2. Синтаксическая пятиминутка.

Умелый пилот, никак не ожидавший такого происшествия, ничуть не растерялся и вовремя успел развернуть самолет.

[ - , | ~ |, = и = ].

(повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осл. причастным оборотом и однородными сказуемыми)



Задание: выпишите словосочетания (* + наречие). Почему «вовремя» пишется слитно, придумайте и запишите такое словосочетание, чтобы слово писалось раздельно. Произведите словообразовательный разбор двух других наречий.

Дети: не ожидавший никак - как

не растерялся ничуть - чуть

успел развернуть вовремя - во время перемены

Учитель: сегодня на уроке мы должны узнать о написании не и ни в наречиях.

3. Новая тема.

Учитель: что мы уже знаем о приставках (частицах) НЕ и НИ? Расскажите о написании не-ни в местоимениях.

Написание не-ни в наречиях подчиняется этому же правилу. Поставим ударение.

никАк (приставка ни), ничУть (приставка ни).

§22.

Расскажите о правописании не-ни с наречиями. Может ли приставка не и ни быть частицей и писаться раздельно?

Дети: нет.

4.Закрепление.

1) Упражнение 286. Составление словосочетаний.

Негде взять, некуда спешить, неоткуда брать, некогда позвонить, незачем стараться, нигде не был, никуда не идти, ниоткуда не появился, никогда не любил, никак не справиться, нисколько не похудеть.



2) Осложненное списывание.

(Н…) когдабыло гулять, (н…) сколько (не) мешал, (н…) где было спрятат(?)ся, (не) откуда было взять, (н…) как 9не) могла пом…шать, (н…) когда (не) был св…детелем пр…и(?)шествия.

Учитель: объясните написание наречий.

3) Письмо по памяти.

Свет пр…йти, н…где (н…) сыщ…ш(?),

(Н…) случалось видеть мне

Дружбы той св…тей и чище,

Что быва…т на в…йне.

(А. Твардовский)



Р.р. Как автор характеризует дружбу, возникшую между людьми на войне? Почему она святая и чистая?

4) Упражнение 288. распределительное списывание.

Наречия

Местоимения

Ничуть не боюсь

Нисколько не страшно

Негде играть

Никак не пойму

Неоткуда взять


Ни за что не берусь

Ничего не хочу

Не о чем заботиться

Не с кем дружить

Ни у кого не был


Учитель: когда не и ни с местоимением пишется раздельно?

5) Комментированное письмо.

Нигде не встретились, ничем не интересовался, ни с кем не советовался, неоткуда ждать вестей, не с кого спрашивать, поговорить не с кем, яблоку негде упасть, никогда ни на кого не обижался.

Учитель: найдите среди словосочетаний фразеологизм. Объясните его значение. Что такое фразеологизм?

Дети: яблоку негде упасть – тесно.



6) Фразеологическая разминка.

Задание: вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу наречие. Устно объясните написание.

  1. Учиться _________ не поздно. (никогда)

  2. Лучше поздно, чем ________ . (никогда)

  3. С трудовыми руками _________ не пропадешь. (нигде)

  4. Деньги девать _________ , а кошелька купить не на что. (некуда)


Итоги.

Домашнее задание: §22, упражнения 285(словосочетания), 287(1зад.), 289