Алалия, ее формы. Дифференциальная диагностика алалии от других состояний. (Сообщение на методическом объединении учителей-логопедов - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Алалия, ее формы. Дифференциальная диагностика алалии от других состояний. (Сообщение - страница №1/1



МБДОУ «Юсьвинский д/сад «Улыбка»

Алалия, ее формы.

Дифференциальная диагностика алалии от других состояний.

(Сообщение на методическом объединении учителей-логопедов Юсьвинского района).

Учитель-логопед МБДОУ «Юсьвинский

детский сад «Улыбка» Тудвасева В.В.

Юсьва, 2013

Алалия – это полное отсутствие или глубокое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до сформирования речи (примерно до 2-3 лет). Такое поражение в случае неблагополучного протекания беременности может произойти внутриутробно. Нередко оно бывает связано также с черепно-мозговыми травмами при родах или с асфиксией при рождении.

Повреждение мозговых структур в более позднем возрасте может быть результатом ушибов в области головы или воспалительных заболеваний головного мозга (в частности, менингоэнцефалитов). Столь раннее повреждение мозга приводит к снижению возбудимости нервных клеток, их быстрой истощаемости, а значит, и к уменьшению их работоспособности. Со всем этим и связаны нарушения в речевом развитии ребенка.

Дети, страдающие алалией, имеют нормальный (не сниженный) слух и полноценный интеллект, однако появление речи у них может задерживаться до 3-5 лет и даже более. В дальнейшем развитие речи идет с выраженными отклонениями от нормы, причем страдают сразу все ее стороны – и звукопроизношение, и словарный запас, и грамматический строй. Нарушается как собственная речь ребенка, так и понимание им речи окружающих. По этой причине алалию принято относить к системным нарушениям речи, при которых она нарушается именно как система, то есть сразу во всех своих звеньях. Этим алалия отличается от простой задержки речевого развития, при которой появившаяся с запозданием речь в дальнейшем развивается нормально.

Алалия бывает разной степени тяжести. В более легких случаях с 3-4 лет речь у ребенка, хотя и медленно и искаженно, начинает развиваться самостоятельно. В тяжелых случаях она может отсутствовать до 10-12 лет. Был даже случай, когда страдавший алалией и проживавший в сельской местности юноша оставался полностью «безречевым» до 23 лет.

Однако при органическом поражении головного мозга дело обычно не ограничивается повреждением одних только речевых зон коры, в силу чего при алалии не только страдает речь. А имеются и некоторые другие (неречевые) расстройства.

При поражении различных речевых зон коры головного мозга речь нарушается по-разному. Так, при преимущественном повреждении двигательных (моторных) речевых зон на первый план выступают трудности построения речевых высказываний – ребенок достаточно хорошо понимает речь окружающих, но сам не говорит. Если же очаг повреждения находится в слуховых (сенсорных) отделах коры, то в первую очередь страдает понимание речи. В соответствии с этим большинство исследователей выделяют две основные формы алалии – моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную). В случаях комбинированного поражения сенсорных и моторных зон алалия проявляется как сенсо-моторная (нарушено и говорение и понимание). Именно эти формы алалии наиболее часто встречаются в практике логопедической работы.



  1. Моторная (экспрессивная) алалия.

При моторной алалии отсутствие речи у детей не связано непосредственно с двигательными (моторными) расстройствами типа параличей или парезов. У них вполне достаточная для речи подвижность речевых органов, однако при этом нередко бывает затруднено овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми в том числе и для артикулирования звуков. Например, ребенок, без труда слизывающий кончиком языка варенье с верхней губы, оказывается не в состоянии поднять язык вверх по просьбе взрослого – он как бы не может «найти» это движение.Он не может по заданию высунуть язык изо рта или вытянуть губы вперед.

Основная же трудность, препятствующая овладению речью, состоит в том, что у ребенка не формируются языковые операции порождения речевых высказываний. Это выражается в его неумении подобрать для выражения мыслей нужные звуки, слова и правильно соединить их затем в предложения и связные высказывания. Относительно хорошо понимая речь других, ребенок оказывается бессильным перед усвоением законов родного языка для построения собственных речевых высказываний. При этом в умственном отношении он проявляет себя вполне нормально. Однако при длительном отсутствии речи у детей с алалией в дальнейшем появляется вторичная задержка умственного развития, вызванная их речевой неполноценностью (невозможность о чем-то спросить, выяснить непонятное и пр.), которая постепенно сглаживается по мере овладения речью.



Симптомы моторной алалии.

У детей с моторной алалией страдает не только речь, но имеются и неречевые расстройства – неврологические и психические.

1. Неврологические симптомы, проявляющиеся в общей двигательной неловкости, неуклюжести детей, в недостаточной координированности их движений, в пониженной двигательной активности и особенно в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук. Дети долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, не могут овладеть навыками самообслуживания и пр. Они не любят участвовать в подвижных играх, т.к. не умеют, например, прыгать на одной ножке, ловить мяч, прыгать через скакалку, преодолевать небольшие препятствия, удерживать равновесие, быстро бегать и пр.

Для многих детей характерна также неловкость и некоторая заторможенность движений языка и губ, неумение найти их нужное положение. Иногда при моторной алалии может наблюдаться и повышенная двигательная возбудимость, что связано с несколько иной локализацией поражения головного мозга. В этих случаях дети бывают слишком расторможены, повышенно возбудимы, суетливы. Для большинства детей с моторной алалией характерны быстрая утомляемость и снижение работоспособности.

2. Психические симптомы, выражающиеся в нарушениях внимания, памяти, в замедленности протекания мыслительных процессов, в зрительно-пространственных нарушениях, в расстройствах эмоционально-волевой сферы. Так, детям с моторной алалией бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном занятии, они быстро отвлекаются, постоянно переходят от одного вида деятельности к другому, их трудно чем-либо заинтересовать. Даже при начавшейся формироваться речи они. В отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут запомнить самые простые стихи, названия дней недели и месяцев, усвоить порядковый счет.

С трудом формируются также представления о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу. Ребенок заметно отстает от своих сверстников при собирании пирамидок (не может учесть величину колец), составных матрешек (одна или даже несколько из них нередко оказываются «лишними»), при выполнении заданий по подбору одинаковых по величине или форме геометрических фигур и т.д.

Расстройства эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в повышенной раздражительности и обидчивости ребенка, в его склонности к бурным реакциям и слезам, в замкнутости и нежелании контактировать с окружающими.

3. Речевые симптомы выражаются в нарушении всех сторон речи. При этом неполноценность звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи при моторной алалии имеет характерные особенности.

Так, несмотря на полную возможность выполнения артикуляторных движений (в отличие, например, от дизартрии), звукопроизношение при моторной алалии оказывается грубо нарушенным. И даже после овладения правильными артикуляциями звуков ребенок затрудняется в уместном их употреблении в речи - он постоянно смешивает между собой уже усвоенные звуки, допуская их неустойчивые замены (н-р, слово «гуси» произносит то как «куси», то как «туси», то как «пути» и т.п.). Эта крайняя неустойчивость в употреблении даже правильно произносимых звуков свидетельствует не об артикуляторных затруднениях, а о нарушениях более высокого уровня, в частности, о языковых трудностях.

Правда, при моторной алалии может иметь место и дизартрический компонент в нарушении звукопроизношения, связанный с парезами отдельных мышц языка, но не это является здесь ведущим. Гораздо более затрудняет овладение правильным звукопроизношением сложность нахождения вполне доступных ребенку артикуляций и непонимание того, где именно следует употреблять тот или иной уже усвоенный звук.

Очень характерным и медленно исчезающим речевым симптомом моторной алалии является нарушение возможности повторения звуковой речи. В тяжелых случаях ребенок бывает не в состоянии повторить вслед за взрослым даже один гласный звук, а тем более сочетание из 2 или 3 гласных (типа «ау», «ауи»). При этом, чем сложнее структура слога, тем позже становится возможным его повторение, что относится и к слогам со стечением согласных. Очень затруднено и повторение даже хорошо знакомых и уже используемых в самостоятельной речи слов, а тем более повторение фраз.

Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно и с отклонениями от нормы. Усваиваются лишь обиходные, часто встречающиеся в речи слова, среди которых к тому же почти полностью отсутствуют глаголы. Взаимозаменяются близкие по значению слова (н-р, сумку ребенок называет чемоданом, самовар – чайником, санки – лыжами и пр.).

Грубо искажается звуко-слоговая структура слов, а при повторении одного и того же слова ребенок каждый раз произносит его по-разному. Нередко наблюдаются перестановки звуков и слогов в словах («вебра» вместо «верба», «шака» вместо «каша»).

Грамматический строй речи усваивается с большим запозданием и с отклонениями от нормы. Ребенок не имеет возможности грамматически правильно оформить свою мысль – вместо этого у него получается простой набор почти не связанных между собой слов. Глаголы чаще всего опускаются, а значимые слова употребляются без всяких окончаний, не увязываясь друг с другом.

Опускаются или неправильно употребляются предлоги («суп тарелки» вместо «суп в тарелке»), глагольные приставки (н-р, ребенок не видит смыслового различия между словами «шел», «ушел» и «пришел», а значит, и не выбирает наиболее подходящее из них при построении предложения).

Испытывая большие трудности в общении с помощью речи, дети уже с самого раннего возраста начинают широко пользоваться жестом для выражения своих просьб и желаний, причем словесная речь может тесно переплетаться с жестовой. Степень речевых затруднений при алалии может быть различной. Принято выделять четыре уровня общего недоразвития речи у детей, что полностью относится и к алалии, являющейся самым тяжелым вариантом такого недоразвития. Ребенок с моторной алалией в процессе постепенного овладения речью тоже постепенно и с трудом продвигается от первого уровня к четвертому.



Все нарушения , имеющиеся в устной речи детей, впоследствии неизбежно отражаются на чтении и в особенности на письме.

Особо следует рассмотреть вопрос понимания речи детьми с моторной алалией. Самый поверхностный взгляд на вещи оставляет такое впечатление, что ребенок «все понимает». Кстати сказать, это почти всегда утверждают и родители. Но так ли это на самом деле? Понимает ребенок, как правило, лишь обиходную речь и такие высказывания, которые достаточно однозначны и не требуют точного знания и учета грамматических закономерностей языка. ( На просьбу показать ключ может показать ключи, вместо стола – столик).

Таким образом, можно говорить лишь об относительной сохранности понимания речи при моторной алалии, поскольку грубое нарушение формирования языковых систем не может не затрагивать всех сторон речи, в том числе и ее понимания.


  1. Сенсорная (импрессивная) алалия.

Сенсорная алалия, в отличие от моторной, характеризуется тем. Что при ней в первую очередь страдает понимание речи. Экспрессивная речь ребенка в этих условиях также не может нормально развиваться и по сути дела отсутствует, но она нарушается уже вторично. Вследствие непонимания речи окружающих, а значит, и невозможности усвоить ее путем подражания. Если в норме пассивный словарь всегда превышает активный, то при сенсорной алалии мы имеем обратное соотношение: ребенок часто не понимает тех слов, которые он употребляет в собственной речи или которые может повторить.

В основе сенсорной алалии лежит органическое поражение или резко выраженное недоразвитие центрального отдела речеслухового анализатора, что приводит к грубому нарушению его аналитико-синтетической деятельности: слышимые ребенком звуки не различаются им на слух и как бы «не узнаются». Слуховое внимание резко снижено, интерес не только к речевым, но и к неречевым звукам практически отсутствует. При таких условиях речь окружающих людей воспринимается ребенком очень неотчетливо и не понимается.



Симптомы сенсорной алалии.

Дети с сенсорной алалией характеризуются повышенной речевой активностью и, в отличие от детей с моторной алалией, много говорят с нормальной живой интонацией, поскольку центральный отдел речедвигательного анализатора у них не страдает. «Речь» этих детей состоит из неустойчивых по своему звуковому составу обрывков слов и бессмысленных звукосочетаний. Она совершенно непонятна окружающим и носит название логорреи («словесного салата»). Нередко у детей с сенсорной алалией наблюдаются и так называемые эхолалии – неосознанные и невольные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла (как эхо). Повторить еще раз только что правильно повторенное слово ребенок не может, что родителями чаще всего неправомерно расценивается как упрямство.

У детей с сенсорной алалией не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых слов – их названия как бы не закрепляются за соответствующими предметами. Если ребенку с нормально развивающейся речью для запоминания названия предмета достаточно 3-5 повторений, то при сенсорной алалии для этого требуется не менее 20-25 повторений.

Степень нарушения понимания речи при сенсорной алалии может быть различной – от полного ее непонимания до неразличения сходных по своему звуковому составу слов или даже отдельных звуков. Понимание речи часто носит ситуативный характер (одна и та же фраза в одних ситуациях понимается, а в других – нет). В норме это имеет место лишь на самых ранних этапах становления понимания речи.

Таким образом, для сенсорной алалии характерна повышенная речевая активность при пониженном внимании к речи окружающих и отсутствии контроля за собственной бессознательной «речью». Такова речевая симптоматика сенсорной алалии.

К неречевым симптомам (неврологическим и психическим) относятся:



  • Повышенная возбудимость и неуправляемость детей;

  • Особенности их эмоционально-волевой сферы;

  • Особенности личности;

  • Вторичная задержка умственного развития.

С детьми, страдающими сенсорной алалией, очень трудно наладить контакт. В силу непонимания ими речи окружающих нет возможности с ее помощью регулировать поведение детей, что-либо им объяснять. Именно это и приводит к неуправляемости их поведения, которую так непросто преодолеть.

Сенсорная алалия изучена меньше, чем моторная. Некоторые исследователи даже отрицают сам факт ее существования, объясняя все описанные выше расстройства простым снижением слуха.

Как показывают специальные исследования, у детей с сенсорной алалией слух на некоторые звуковые частоты действительно снижен, но не настолько, чтобы это могло обусловить полное непонимание речи. К тому же сам характер нарушения слуховой функции у слабослышащих и у детей с сенсорной алалией очень различен. Для последних характерно следующее:


  • Большая истощаемость слуховой функции, повышенная утомляемость слуха, особенно при громких звуках;

  • Непосредственно слуховых порогов, приводящее к неустойчивости слухового восприятия (звуки одинаковой частоты и громкости ребенок то слышит, то не слышит);

  • Усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его, поскольку быстро наступает истощение слуховой функции;

  • Неустойчивость слухового внимания, памяти;

  • Улучшение слухового восприятия при увеличении интервалов между звуковыми сигналами, то есть при наличии достаточно длительных пауз между ними (восприятия как бы успевает «сработать»).

Кроме того, в отличие от слабослышащих, для которых характерен глуховатый и монотонный голос в силу плохого слышания ими модуляций голоса окружающих, а значит, и невозможности подражать их «живым» интонациям, дети с сенсорной алалией обладают звонким и выразительным голосом.

Ввиду отмеченных особенностей слухового восприятия у детей с сенсорной алалией попытки их совместного обучения со слабослышащими, как правило, оказывались неудачными. Эта категория детей требует совершенно особого подхода и использования специальных методов коррекционного воздействия.



Отличие моторной алалии от других патологий.

Дето-алалики

Дети

умственно отсталые

Дети-аутисты

Проявляют познавательный интерес, заинтересованное поведение. Пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, мимикой.

Не проявляют интереса.




Принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, стремятся к контакту.

Плохо принимают помощь.

Критичны к своим ошибкам и неудачам.

Малокритичны.

После объяснения способа выполнения задания выполняют его спонтанно.

Не формируется спонтанно, необходимо каждый раз объяснять заново.

Лучше понимают речь, степень обучаемости выше.

С трудом понимают сказанное. Имеются аграмматизмы. Речь логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане и грамматическом отношении.

Одновременно употребляют «лепетные» слова и сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания. Реакция на обращенную речь отсутствует.

Некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, вторичная отсталость постепенно сглаживается.

Диффузный характер нарушения интеллектуальной деятельности.