Александр куликов - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Александр куликов - страница №1/8




2 0 0 2

;



const

АЛЕКСАНДР КУЛИКОВ



Л Е С Т Н И Ц А

В

Н Е Б О




ВОРОНЕЖ

2007


…И познаете истину, и истина сделает

вас свободными

Евангелие от Иоанна, 8: 32

Россия должна присоединяться к Богу,

а весь остальной мир — к России

Предисловие



Современный мир стоит на пороге великих событий, которые неизбежно приведут к его полному преображению.

Мы являемся свидетелями глобального кризиса, затрагивающего все стороны общественной жизни. Быстрый рост населения Земли, исчерпание природных ресурсов и ожесточённая борьба за контроль над ними, надвигающаяся экологическая катастрофа, расширяющаяся пропасть между богатыми и бедными — отдельными людьми, странами и целыми континентами, ― сосредоточение гигантской власти в руках узкой группы лиц, действующих, как правило, лишь в собственных корыстных интересах, усиление социальной напряжённости и рост преступности, возрастающая неустойчивость мировой экономики, непрекращающиеся войны и вооружённые конфликты ― вот лишь некоторые из проявлений этого кризиса, ставящего под вопрос само существование человечества. Вместе с тем остаётся всё меньше времени для принятия решений, способных предотвратить или смягчить грядущие потрясения.


В настоящей книге излагается система взглядов на фундаментальные проблемы бытия, окружающий нас мир и будущее человечества, основанная на христианском вероучении.

_______________

Ключевая роль в событиях, завершающих всемирную историю, принадлежит России.

Все попытки поработить нашу великую Родину, уничтожить русский народ, перечеркнуть тысячелетнюю историю Православия на Руси обречены на провал.


Россия способна похоронить планы всех, кто мечтает о мировом господстве. Она заслонила Европу от татаро-монгольских полчищ, разгромила наполеоновскую Францию, избавила человечество от фашистской чумы. Нет сомнений, что многострадальная Родина наша переживёт и нынешнее время беззакония, и что она станет непреодолимой преградой на пути «нового мирового порядка».

Русский народ непобедим, ибо с Россией Сам Бог, и её судьба — быть главным оплотом веры христианской.


Александр Куликов

Воронеж, май 2005 года

Глава первая

Вера и разум

Каждому взрослому человеку присуща определённая система взглядов на окружающий его мир (Вселенную), на самого себя и на смысл своей жизни. Такая система взглядов носит название мировоззрения. От мировоззрения человека зависят цели, к которым он стремится и которые определяют его жизненный путь. С другой стороны, само мировоззрение формируется, претерпевая изменения, в течение всей жизни, и в каждый конкретный промежуток времени определяется предшествующим опытом.

Глубоко понять окружающий нас мир и осознать своё место в нём невозможно без ответов на ряд фундаментальных вопросов бытия: Как возникла Вселенная и каково происхождение законов природы? Как во Вселенной появилась жизнь и каково происхождение человека? Означает ли смерть полное исчезновение человека, уход его в небытие? Что есть истина и как отличить её от лжи? Что есть добро и что есть зло? И можно ли вообще указать границу между ними?

На вопрос о происхождении Вселенной существует два принципиально разных ответа, один из которых лежит в основе атеистического (материалистического), а другой — в основе религиозного мировоззрения.

С точки зрения атеиста, в мире нет ничего, кроме материи, которая понимается в широком смысле слова как реальность, извечно существующая в пространстве и во времени независимо от человека (объективная реальность) и находящаяся в постоянном движении, означающим любое её изменение. Движение материи подчиняется определённым законам, изучение которых составляет предмет научного познания. Мир рассматривается как совокупность (система) взаимосвязанных и взаимодействующих частей (частиц, элементов, компонентов) материи, образующих единое целое. В узком смысле слова под материей понимается первооснова всех вещей и явлений, гипотетическое первовещество (субстанция), из которого строятся все компоненты мироздания.

Изучаемые человеком компоненты мира называют объектами познания. Каждому объекту присуща определённая совокупность свойств, которые проявляются при его взаимодействии с другими объектами, и которые характеризуют его состояние в любой достаточно малый промежуток времени. Последовательную смену состояний некоторых частей объекта называют процессом, в котором участвуют данные части. Любой процесс может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования, связанный с тем объектом, где он протекает.

По мнению атеистов, одним из всеобщих свойств материи является её способность к развитию (или, другими словами, способность к саморазвитию), под которым понимается совокупность необратимых, направленных и закономерных её изменений. Возможны два направления развития — прогресс и регресс. При прогрессивном развитии некоторой совокупности взаимосвязанных элементов, образующих единое целое (системы элементов), происходит повышение уровня её организации, её совершенствование. Регрессивное развитие противоположно прогрессивному и характеризуется процессами деградации и разрушения системы. Атеисты считают, что наблюдаемая человеком Вселенная возникла в результате саморазвития материи, не подчинённого никакой конкретной цели и включающего как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

Каждому из видов движения отвечает определённая совокупность его носителей, а также определённая совокупность его энергий, выражающих специфику данного вида движения и его интенсивность. В более узком смысле слова под энергией понимается общая количественная мера движения и взаимодействия материальных компонентов окружающего нас мира. Энергию, понимаемую в таком смысле, мы будем называть физической энергией. Все природные процессы подчиняются закону сохранения физической энергии, который гласит, что энергия во Вселенной может только превращаться из одного вида в другой, но её количество остаётся постоянным. Энергию, передаваемую в течение определённого промежутка времени от одного объекта (А) к другому объекту (В), будем называть энергетическим потоком, направленным от А к В.

Заметим, что общим свойством всех изучаемых человеком объектов является сам факт их существования. Поэтому для любых двух объектов, различаемых человеком, всегда можно указать некоторую общую для них совокупность свойств (множество свойств тождества) и некоторую совокупность свойств, которая позволяет отличить один объект от другого (множество свойств различия). Различные объекты можно относить к тем или иным совокупностям (классам) объектов так, чтобы любые два объекта из одного класса имели одно и то же множество свойств тождества. Относительно устойчивую совокупность свойств тождества, общую для всех объектов некоторого класса, мы будем называть качеством любого из объектов этого класса. Выделяя те или иные группы свойств объекта, можно относить его к различным классам и рассматривать различные его качества, совокупность которых мы называем качественной определённостью объекта.

Таким образом, качественная определённость — это устойчивая специфика объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Изменение качественной определённости означает превращение объекта в принципиально отличный от него объект, который следует отнести к другому классу, чем исходный объект. В то же время как исходный, так и образованный из него объект могут быть отнесены к одному и тому же более широкому классу объектов и рассматриваться как один и тот же объект данного класса. Примером этого является превращение ребёнка во взрослого человека. В дальнейшем изменение качественной определённости объекта будем называть также его качественным преобразованием.

Все изучаемые человеком материальные объекты имеют количественные свойства (количественные характеристики). Одним из важнейших количественных свойств любого объекта является число его частей (или взаимодействующих подсистем), выделяемых при рассмотрении объекта с той или иной точки зрения. Количественными свойствами материальных объектов, непосредственно воспринимаемых человеком с помощью органов чувств, являются, например, их размеры, координаты в пространстве, время существования, масса и температура1. Каждый материальный объект имеет и многие другие количественные свойства, изучаемые в различных областях знания.

Объекты, имеющие одну и ту же качественную определённость (например, люди), могут отличаться друг от друга как отдельными своими качествами, так и количественными свойствами. Тот факт, что любой объект движется, означает прежде всего постоянное изменение его количественных свойств, в частности, местоположения в пространстве и во времени. Движение объекта приводит также к изменениям отдельных его качеств, утрате одних качеств и приобретению других. При этом в одних случаях изменения совокупности качеств объекта могут не приводить к изменению его качественной определённости, а в других случаях могут изменить её. Иначе говоря, качественная определённость объекта более устойчива, чем отдельные его качества.

В дальнейшем изменения количественных свойств объекта мы будем называть количественными изменениями. Частичными изменениями объекта будем называть его количественные изменения и такие изменения отдельных его качеств, при которых объект сохраняет свою качественную определённость. Промежуток времени, когда объект испытывает лишь частичные изменения, назовём периодом его качественной устойчивости.

В течение любого интересующего нас конечного промежутка времени (обозначим его через Δ) объект в одних случаях может испытывать только частичные изменения, а в других случаях частичные изменения объекта могут привести к его качественным преобразованиям. Будем считать, что любое качественное преобразование объекта происходит в течение некоторого промежутка времени, который является частью промежутка Δ. Такой промежуток времени будем называть периодом качественного преобразования объекта. Если период качественного преобразования сопоставим по длительности с предшествующим ему периодом качественной устойчивости, то будем говорить, что объект испытывает эволюционное преобразование при переходе от одной своей качественной определённости к другой. Если же период качественного преобразования объекта значительно меньше периода его качественной устойчивости, то будем говорить, что объект испытывает скачкообразное (революционное) преобразование. Совокупность частичных изменений и эволюционных преобразований объекта будем называть его эволюцией. Примером эволюции является развитие человека от момента рождения до совершеннолетия, а примерами скачкообразных преобразований — превращения воды из льда в жидкость и из жидкости в пар при изменении температуры окружающей среды вблизи точки замерзания и вблизи точки кипения.

При движении наблюдаемой человеком объективной реальности происходит взаимодействие её частей, отдельные качества которых взаимно отрицают, исключают друг друга (взаимодействие противоположностей (противоположных сторон объекта) в рамках единого целого). Такими противоположностями являются, например, положительно и отрицательно заряженные элементарные частицы (протоны и электроны) в атомах, полюса намагниченных тел, процессы синтеза и разрушения белков в живых организмах и т. п. Указанное взаимодействие противоположностей, когда они не только взаимно исключают друг друга, но и находятся во внутреннем единстве, носит название противоречия. Очевидно, что всякое движение противоречиво, так как представляет собой единство изменчивости и устойчивости объекта.

Частичные изменения объекта приводят к становлению и обострению противоречий внутри него. При разрешении той или иной совокупности таких противоречий происходит изменение качественной определённости объекта и возникновение новых противоречий, присущих вновь образованному объекту.

В развитии ряда объектов можно выделить этапы, каждый из которых завершается изменением качественной определённости объекта. При этом на некотором этапе развития происходит воспроизведение многих качеств, которые объект имел на одном из предшествующих этапов (начальном этапе), а затем утратил. Состояние объекта на указанном этапе развития напоминает его состояние на начальном этапе, но оно включает и ряд качеств, отсутствовавших вначале.

Единство и взаимодействие противоположностей атеисты рассматривают как внутренний источник развития материи (или, другими словами, источник её саморазвития). Они считают, что из простейших неодушевлённых материальных образований (неких хаотически движущихся частиц материи) в ходе эволюционного развития возник весь тот величественный и разумно организованный мир, который мы наблюдаем сегодня: миллиарды галактик, потрясающих воображение своими размерами, Солнечная система, наша планета Земля с её уникальными условиями для жизни белковых организмов, миллионы видов растений и животных и, наконец, человек. Вопрос о том, каково происхождение законов природы, законов, по которым развивалась Вселенная, атеисты оставляют без ответа.

Важно подчеркнуть, что эта в высшей степени неубедительная гипотеза не может быть доказана наукой и должна приниматься только на веру.

Весь практический опыт человечества неопровержимо свидетельствует о том, что для прогрессивного развития любой системы необходимы целенаправленные внешние воздействия на эту систему, подчинённые разумному замыслу. Если же такие воздействия отсутствуют, происходит регрессивное развитие системы, её деградация и разрушение. Данный вывод полностью согласуется и с общей направленностью необратимых процессов (таких, как распространение тепла и диффузия частиц) в любом изолированном физическом объекте2 достаточно больших (макроскопических) размеров (например, в твёрдом теле, жидкости, газе), сопровождающихся выравниванием параметров движения микрочастиц (молекул, атомов и т. п.) во всех макроскопических частях объекта. Эти процессы в конечном счёте приводят объект в наиболее устойчивое состояние, а именно, в состояние равновесия, когда средние значения всех его физических параметров как единого целого (температуры, давления, плотности и др.) не зависят от времени и поэтому дальнейшее «саморазвитие» такого объекта уже невозможно.

Атеисты считают, что сознание человека вторично по отношению к материи и является продуктом мозга. Оно рассматривается как способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир, или же как совокупность возникающих в голове образов объективной реальности. По мнению атеистов, человек произошёл от обезьяны, причём становление и развитие его сознания заняло целую историческую эпоху, осуществлялось в процессе трудовой деятельности и обусловлено его взаимодействием с обществом.

Подчеркнём ещё раз, что эти утверждения являются лишь гипотезами, которые не могут быть доказаны наукой.

Перейдём теперь к изложению принципиально иной системы взглядов на окружающий нас мир.

Фундаментальной предпосылкой любого научного исследования в области естествознания является вера учёного в то, что существуют не зависящие от человеческого сознания законы природы, и вера в то, что эти законы познаваемы, что они могут стать понятными ему и другим людям. Поэтому для учёного естественна и вера в Высший Разум, установивший эти законы и управляющий мирозданием, то есть вера в Бога.

Любой здравомыслящий человек верит в то, что всеобщим законом природы и общества является закон причинно-следственных связей между всеми событиями и процессами: каждое событие и каждый процесс (в частности, возникновение и развитие Вселенной, а также происхождение жизни) имеет свою причину; это означает, что данное событие (процесс) является следствием некоторой совокупности других событий и процессов. Поэтому для человека естественна вера в Бога, Который является Великой Первопричиной мироздания, Причиной всех остальных причин. Бог есть вечно живой первоисточник жизни; совершенно абсурдно верить в то, что жизнь может порождаться неживой материей. Кроме того, разумно считать, что различные виды растений и животных были изначально сотворены Богом полностью сформировавшимися и никогда не превращались друг в друга в ходе эволюционного развития; при этом венцом всего Божественного творения, величайшим чудом мироздания является человек.

Вера во всемогущего Творца Вселенной составляет краеугольный камень религиозного мировоззрения, присущего многим выдающимся учёным как наших дней, так и предшествующих веков. Религиозных взглядов, включающих веру в Бога и в других сверхъестественных существ, придерживалось и подавляющее большинство остального человечества на протяжении всей своей истории.

Человек обладает разумом, волей и чувствами, воображением и интуицией, умеет любить и ненавидеть, у него есть представления о добре и зле, о красоте, гармонии, справедливости, совершенстве и счастье и другие духовные качества, характеризующие его личность. Именно духовные качества позволяют человеку исследовать и творчески преобразовывать окружающий мир, побуждают его к добру и к поискам истины. Поэтому абсурдно считать, что духовных качеств лишён Тот, Кто сотворил человека, считать, что Бог — это лишь некий бесчувственный Космический Разум, холодный и непроницаемый Абсолют. Напротив, естественна вера в то, что Бог наделил человека качествами, подобными Его собственным духовным качествам, сотворил человека по Своему образу и подобию.

Итак, Бог является вечно живым Духовным Существом, совершенной и всемогущей творческой Личностью.

Красота и гармония окружающего нас мира во все века служила источником вдохновения людей и оказала огромное влияние на развитие человечества. Ещё за тысячелетия до становления современной математики отдельные выдающиеся мыслители понимали, что в основе совершенной гармонии мироздания лежат точные количественные соотношения, что Бог «…всё расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11: 21). А в двадцатом веке было научно доказано, что если бы такие фундаментальные величины, как заряд и масса электрона, массы протона и нейтрона, гравитационная постоянная, постоянные электромагнитных и ядерных взаимодействий отличались от своих численных значений хотя бы на несколько процентов, то не могли бы существовать звёзды типа нашего Солнца, атомы и сложные молекулы, и возникновение живых организмов стало бы невозможным. Отсюда ясно, что Вселенная сконструирована с ювелирной точностью и специально приспособлена для появления в ней человека.

Глава вторая



Библия — сокровищница премудрости Божией

Библия — это собрание книг1, дошедших до нас из глубокой древности и оказавших особое, исключительное влияние на историческое и культурное развитие человечества.

Для христиан Библия является Священным Писанием, ибо они верят, что её создание вдохновлено Самим Богом. Это означает, что авторам вошедших в Библию книг передавались от Бога определённые мысли, чувства и знания, озарения и откровения, вдохновлявшие и направлявшие их труд. Отметим, что любой человек наделён возможностями воспринимать информацию, исходящую непосредственно от Бога; важно лишь, чтобы Бог Сам захотел общаться с тем или иным человеком. В Библии мы часто встречаем прямую речь Бога, Его изречения, касающиеся фундаментальных вопросов бытия, судьбы отдельных народов и всего человечества. Но не следует думать, что текст Библии полностью продиктован Богом, ибо Он не подавляет свободу человеческого творчества. Поэтому Библия несёт на себе отпечаток личности создавших её людей со всеми их достоинствами и недостатками, а также эпохи, на протяжении которой она была написана. Всё это необходимо учитывать, когда мы говорим о Боговдохновенности Библии. Мы говорим также, что Библия является одухотворённой Богом, или, что то же самое, Богодухновенной книгой. Это означает, что каждый, кто читает Священное Писание с глубокой верой и искренней любовью к Богу, ощущает с его страниц возвышенное, живительное и благотворное воздействие Святого Духа Божиего2.

Библия состоит из двух неразрывно связанных частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет включает 50 книг,

созданных в среде еврейского народа и охватывающих его историю до Пришествия в мир Спасителя. Новый Завет состоит из 27 книг, написанных учениками Христа на греческом языке3 в первом веке нашей эры.

Наиболее древнюю часть Ветхого Завета составляют 39 книг, признаваемых священными как христианами, так и последователями иудаизма. В третьем веке до нашей эры была начата работа над переводом Ветхого Завета с еврейского на греческий язык; этот перевод получил известность под названием Септуагинта (Перевод семидесяти4). Следует отметить, что содержащиеся в книгах Нового Завета ссылки на Ветхий Завет даются по Септуагинте, и что текст данного перевода был взят за основу при переводе Библии на ряд других языков.

В девятом веке святые Кирилл и Мефодий начали перевод Библии с греческого на славянский язык. Для этого они предварительно создали славянскую азбуку, так как в то время славяне ещё не имели собственной письменности5.

После принятия русским народом христианства в 988 году книги из Славянского перевода Библии, начатого Кириллом и Мефодием, стали распространяться в Древней Руси; заметим, что славянский текст был тогда вполне понятен не только русскому духовенству, но и простым людям, обученным грамоте. Но с течением времени разговорный язык на Руси стал заметно отличаться от древнеславянского, и поэтому возникла необходимость в переводе Библии на русский язык. Систематическая работа над таким переводом началась только в первой половине девятнадцатого века. В наши дни среди православных верующих, проживающих на территории бывшей Российской Империи, общеупотребителен перевод Библии на русский язык, выполненный во второй половине девятнадцатого века и получивший благословение Святейшего Синода Русской Православной Церкви (Синодальный перевод). Этот перевод использован и при работе над настоящей книгой.

Первые пять книг Библии — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие — носят название Пятикнижия Моисея. Они рассказывают о сотворении Богом нашего мира, о первых людях, населявших Землю, и об истории еврейского народа во втором тысячелетии до нашей эры. Эти книги содержат также свод законов, полученных евреями от Бога через пророка Моисея. Рассказ об истории еврейского народа продолжается в Книге Иисуса Навина, Книге Судей Израилевых, Книге Руфи, в четырёх книгах Царств, двух книгах Паралипоменон (летописях), двух книгах Ездры, в Книге Неемии, Книге Иудифи, Книге Есфири и в трёх книгах Маккавейских. Ветхий Завет включает также собрание пророческих книг; к ним относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Варуха, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

Особое место в Ветхом Завете занимают сборник религиозных песнопений Псалтирь, произведения философские и назидательные — Книга Иова, Книга Товита, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Плач Иеремии, Послание Иеремии, — и, наконец, Песнь песней Соломона — изумительная по своей красоте и выразительности поэма о любви.

Основу Нового Завета составляют четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — которые содержат учение Иисуса Христа и рассказывают о важнейших событиях Его земной жизни. Новый Завет включает также Деяния святых апостолов6 — книгу о становлении Церкви Христовой, написанную евангелистом Лукой, послания апостолов к первым христианам, и, наконец, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) — пророческую книгу о судьбах человечества, Втором Пришествии Христа и полном преображении нынешнего мира.

На протяжении двух тысячелетий до нашей эры тексты, вошедшие в Ветхий Завет, были известны лишь в среде еврейского народа, христиане же сделали Библию достоянием всего человечества. К концу двадцатого века она была переведена, полностью или частично, более чем на 2000 языков и является в наши дни самой распространённой в мире книгой.

Для миллионов верующих авторитет Библии остаётся незыблемым вопреки всем нападкам на неё со стороны атеистической науки. Отметим, что атеисты неоднократно ставили под сомнение достоверность и точность исторических повествований как Ветхого, так и Нового Завета, не говоря уже о том, что они считают вымыслом все сверхъестественные события (чудеса), о которых рассказывает Библия. По мнению атеистов, работа над пророческими книгами Ветхого Завета была завершена уже после исполнения содержащихся в них пророчеств. Однако с развитием науки появляется всё больше данных, подтверждающих достоверность библейского повествования и опровергающих атеистические концепции7.

В 1947 году и в последующие годы в пещерах пустынной местности Вади-Кумран в Палестине, недалеко от северо-западного побережья Мёртвого моря, было обнаружено собрание древних рукописей; вскоре они получили широкую известность под названием Рукописей Мёртвого моря. Было научно доказано, что подавляющее большинство рукописей из пещер Вади-Кумрана (мы будем называть их Кумранскими рукописями) относятся к периоду между третьим веком до нашей эры и второй половины первого века нашей эры. Свыше четверти всех Кумранских рукописей составляют фрагменты (и лишь в единичных случаях — полные экземпляры) книг Ветхого Завета; они являются древнейшими из дошедших до нас текстов Библии. Тщательное исследование этих текстов показало, что известные современному читателю книги Ветхого Завета практически не отличаются по своему содержанию от соответствующих Кумранских рукописей; несмотря на отдельные расхождения между ними общий смысл текста остаётся неизменным. Следует отметить, что во многих случаях Кумранские рукописи хорошо согласуются с текстом Септуагинты.

Книги Ветхого Завета содержат ряд пророчеств о Пришествии в мир Спасителя, которые исполнились во всех деталях (см. тему «Ветхий Завет об Иисусе Христе» в Сборнике библейских изречений). Кумранские рукописи дают неопровержимые доказательства того, что эти пророчества были известны ещё за столетия до Рождества Христова.

Разумеется, можно ставить под сомнение достоверность событий, описанных в Евангелиях, и прежде всего воскресение Христа в физическом теле. Вера в воскресение Христово как прообраз всеобщего воскресения из мёртвых является одним из краеугольных камней христианства. По словам апостола Павла, «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна», тщетна и вера христианская (1 Кор. 15: 14). В связи с этим возникают вопросы ко всем, кто отрицает Боговдохновенность Нового Завета: Разве стали бы ученики Христа распространять весть о Его воскресении, если бы не видели Его живым после казни и не убедились бы в том, что перед ними человек во плоти, а не призрак? Разве согласились бы они идти на пытки и на смерть за свою веру, если бы не были свидетелями великих чудес, подтверждающих Божественность Христа8, и всем сердцем не приняли бы Его учение? И, наконец, разве могло бы христианство, вопреки жестоким гонениям со стороны властей, стремительно распространиться во всей Римской Империи, если бы не было на то воли Божией?

Являясь всемогущим Творцом Вселенной, Бог может совершать любые чудеса, изменяя действие обычных законов природы и используя законы, которые людям неизвестны. Поэтому сверхъестественные события, о которых рассказывают книги Ветхого и Нового Завета, не вызывают у христиан никаких сомнений. Вместе с тем многим современным людям, погружённым в повседневные дела и далёким от раздумий над фундаментальными проблемами бытия, трудно поверить в то, что описанные в Библии чудеса действительно происходили. Им гораздо проще убеждать самих себя, что чудеса невозможны, ибо они противоречат законам природы, и надеяться на то, что наука рано или поздно объяснит все сверхъестественные явления9. Таких людей, по-видимому, оставляет равнодушными даже великое чудо схождения Благодатного огня в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, которое ежегодно совершается накануне Православной Пасхи, не говоря уже о тысячах других сверхъестественных явлений, наблюдаемых в наши дни. Отметим, что очень часто мировоззрение этих людей построено лишь на зыбком фундаменте материалистических догм и на наивной вере во всемогущество науки, вошедших в их сознание ещё со школьной скамьи. Но всем, кто сомневается в возможности чудес, следует уяснить, что современная наука и сама жизнь постоянно свидетельствуют о полной несостоятельности как философских основ материализма, так и многих его выводов, и хотя он всё ещё претендует на научность, дни его уже сочтены.

Библия — это неиссякаемый источник драгоценных для любого человека знаний, сокровищница премудрости Божией. Уже много веков она вдохновляет величайших мастеров мирового искусства, выдающихся писателей, философов и учёных. Одна из целей нашей книги — указать читателю кратчайший путь к этой сокровищнице знаний, путь к единению с Богом. Пройдя по нему, человек обретает рай в своей душе и наследует жизнь вечную.

Глава третья

Духовный и материальный мир

В дальнейшем под миром в широком смысле слова мы понимаем реальность, которая может существовать независимо от человека (объективную реальность). Высшей частью этой реальности является Бог, а двумя другими частями — духовный мир и материальный мир. В узком смысле слово «мир» имеет общепринятые значения, которые ясны из контекста.

Под духовным миром понимается часть объективной реаль-ности, включающая мысли, чувства, знания, а также духовные существа. Изначально духовный мир был сотворён Богом как воплощение определённой совокупности Его мыслей, чувств и знаний. Это воплощение получило самостоятельную жизнь, которая, однако, невозможна без поддержки Бога. Изначально сотворёнными духовными существами являются ангелы Божии, наделённые разумом, волей и чувствами и призванные служить Творцу. Самостоятельная жизнь духовных существ означает, в частности, что каждое из них, как и Сам Бог, является личностью, обладающей собственным сознанием и свободой воли. В Библии ангелы называются также воинством небесным (Быт. 2: 1; Пс. 32: 6), сынами Божиими (Быт. 6: 2; Иов 1: 6, 38: 7) и звёздами на небе (Иов 38: 7; Откр. 12: 4).

При участии духовных существ Богом были изначально сотворены и все объекты материального мира: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса» (Иер. 10: 12), «…положил краеугольный камень» земли «…при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов 38: 4-7) (слова «небеса» и «земля» имеют здесь не только общепринятые значения, но и обозначают соответственно духовный и материальный мир). Венцом Божественного творения является человек, объединяющий в себе духовные и материальные начала и созданный по образу и подобию Божиему (Быт. 1: 26, 27).

Духовный и материальный мир представляет собой множество взаимосвязанных и претерпевающих изменения частей (компонентов, элементов). Человек, познающий самого себя и окружающий его мир, называется субъектом познания, а все отличные от него компоненты мира — объектами познания. Мир является единым целым, которое может рассматриваться человеком как конечное, но неограниченно расширяемое множество субъектов и объектов познания. Все события и процессы в природе и обществе подчиняются закону причинно-следственных связей.

Познание каждого из компонентов мира включает изучение его различных аспектов (граней), которые выделяются при рассмотрении данного компонента с различных точек зрения. В этом смысле мы говорим о многогранности объектов познания.

Каждый компонент мира характеризуется своим содержанием и своей формой. Под содержанием компонента понимается, во-первых, совокупность всех его свойств как единого целого, и, во-вторых, совокупность его частей, их свойств, взаимных связей и внутренних процессов, выделяемых при рассмотрении компонента с той или иной точки зрения; при этом форма представляет собой способ организации данных частей в единое целое. Кроме того, под формой понимается способ организации определённой части содержания при его передаче от одного компонента к другому. Так, например, одна и та же совокупность мыслей и чувств может быть передана от одного человека другому в форме обычного письма на листе бумаги или же в форме сообщения по электронной почте.

Содержание каждого компонента мира включает, в частности, множество свойств, проявляющихся при его воздействиях на другие компоненты, а также механизмы восприятия воздействий на него со стороны этих компонентов и реакции на них. При этом каждому из воздействий соответствует определённое множество его носителей. Первичным из воздействий компонента на окружающий мир является сам факт его существования.

Одним из духовных качеств человека является воображение, то есть способность создавать мысленно наглядно-чувственные образы никогда ранее не воспринимавшихся или не существовавших объектов — воображаемые объекты. Возникающий в сознании человека образ любого существующего объекта, а также любой воображаемый объект будем называть духовным образом.

В дальнейшем мы будем называть знаниями устойчивые и упорядоченные совокупности мыслей, чувств и духовных образов, позволяющие человеку понимать окружающий мир и самого себя. Определённая совокупность знаний имеется у человека с момента рождения, а затем она расширяется и изменяется в течение всей его жизни. Мысли, чувства и знания людей, воплощённые в различных формах, являются неотъемлемыми частями всех областей человеческой культуры: религии, философии, науки, литературы, искусства, архитектуры, материального производства и других.

Под информацией любого живого существа о каком-либо компоненте мира (в том числе о себе самом) мы понимаем часть содержания этого компонента, воспринимаемого живым существом в одной или нескольких формах и осознаваемого или ощущаемого им. Информация о компоненте передается живому существу с помощью носителей воздействий этого компонента на данное существо. Для человека информацию порождают только те воздействия, которые вызывают у него определённые мысли и чувства. Информацией являются, в частности, совокупности мыслей, чувств, духовных образов и знаний, облечённые в такие формы, которые делают их доступными для восприятия живыми существами. Информацию, передаваемую в течение определённого промежутка времени от одного живого существа (А) к другому живому существу (В), будем называть информационным потоком, направленным от А к В.

Так, например, глаза человека и животных воспринимают электромагнитные излучения ограниченного частотного диапазона (световые волны), отражённые от объектов окружающего мира. Затем с помощью органов зрения на их основе формируется совокупность сигналов, поступающих в мозг и, в конечном счёте, позволяющих сознанию человека сконструировать образ отображаемого объекта. Другими словами, органы зрения позволяют преобразовывать определённую совокупность воздействий объекта на субъект, носителями которых являются отражённые от объекта световые волны, в иную форму, а именно, в образ этого объекта. В таком случае световые волны выступают для человека в качестве носителя информации об объекте. Однако, если сознание отключено, например, если человек погружён в сон без сновидений, то те же световые волны уже не являются для него носителями информации.

Неодушевлёнными материальными носителями информации являются, например, звуковые волны, электромагнитные излучения (в частности, радиоволны, световые волны, инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи), электрические сигналы, а также передающие генетическую информацию молекулы дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислот (ДНК и РНК) в клетках живых существ. Именно сигналами, а не информацией, обмениваются технические устройства, входящие в сети электронных вычислительных машин.

Человек может рассматриваться как совокупность духа, души и тела, в которой определяющим является дух. Тело человека относится к материальному миру, а дух и душа — к духовному миру. При этом дух находится внутри души и управляет ею, а через неё управляет и телом; тело же позволяет душе взаимодействовать с материальным миром. Душой обладают и животные, и растения, но у них отсутствует дух, подобный Духу Божиему, и в этом состоит главное отличие их от человека. Отметим, что души животных и растений, относящихся к различным видам, различаются своей сложностью и своими функциями.

В Ветхом Завете сотворение человека описано так: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Под земным прахом здесь подразумеваются неодушевлённые материальные объекты — атомы1 (ср. с высказыванием об истуканах, в которых нет духа (Иер. 10: 14)), а под дыханием жизни — частица Духа Божиего.

Находясь в физическом теле, душа принимает его форму и придаёт телу подвижность, упругость и эластичность. Другими словами, тело живого человека можно сравнить с сосудом, наполненным движущимся «воздухом» — живой душой, обволакивающей и пронизывающей материальные компоненты тела. Душу человека со всеми её движениями можно сравнить ещё с водой, то тихо и плавно струящейся, переливающейся, пульсирующей, то начинающей всё сильнее и сильнее волноваться, бурлить и вскипать, а затем вновь успокаивающейся. Можно сравнить душу и с огнём, способным иногда рождать приятное для всех многоцветное сияние и тепло, а иногда сжигать изнутри самого человека, и одних притягивать, а других отталкивать.

Душа человека включает ряд взаимосвязанных частей, которые делают возможными его ощущения, восприятия, внимание, память, мышление, воображение, эмоции, чувства, волю, речь и другие качества, изучаемые в психологии. В дальнейшем для краткости и единообразия формулировок мы будем отмечать только две важнейшие части (взаимодействующие подсистемы) души, обеспечивающие разум и, соответственно, чувства со всеми их оттенками. При этом воля рассматривается как особое, неразрывно связанное с разумом чувство, вдохновляющее человека на целенаправленные действия, включающие выбор одного из ряда альтернативных вариантов поведения, разработку плана деятельности и, возможно, преодоление возникающих на этом пути внутренних и внешних препятствий. Как и духовные существа, человек обладает свободой воли, которая проявляется в свободе выбора того или иного возможного варианта поведения. Однако такая свобода неотделима от ответственности перед Богом за результаты этого выбора. Разум и воля в наибольшей степени выделяют человека из царства животных.

Совокупность свойств души, позволяющих человеку воспринимать окружающий мир и выделять в нём самого себя, носит название сознания. Само слово «со знание» означает изначально данное Богом и совместное с Ним знание, ибо «…Он даёт мудрость и знание и радость» (Еккл. 2: 26). Сознание человека обеспечивает формирование его личности, то есть совокупности индивидуальных черт, выделяющих человека как субъекта духовного и материального мира. Становление и развитие личности происходит в течение всей жизни человека и определяется всем окружающим миром.

Для человека и большинства животных важнейшим материальным носителем души является кровь. Это обусловлено тем, что кровь обеспечивает жизнедеятельность всего организма, так как посредством неё клетки и ткани снабжаются питательными веществами и кислородом и освобождаются от продуктов обмена веществ. Поэтому Библия говорит, что «…душа тела в крови» и запрещает употреблять кровь в пищу (Лев. 17: 11, 12). Кровь циркулирует в кровеносной системе, которая пронизывает всё тело и центральным органом которой является сердце.

Материальным носителем разума является мозг, а сердце человека традиционно олицетворяет его чувственное начало. Следует отметить, что мозг является важнейшим органом тела, с помощью которого душа координирует всю жизнедеятельность человека, включая его чувства, и поэтому на первый взгляд кажется, что привязка чувств к сердцу в некотором смысле условна. Однако работа сердца, а, следовательно, и всей кровеносной системы, во многом зависит от поступающих из мозга сигналов, значительная часть которых отражает чувства человека. Поэтому, даже с чисто физиологической точки зрения, есть все основания считать сердце неразрывно связанным с чувствами.



Высшей частью души является дух — «светильник Господень, …испытывающий все глубины сердца» (Притч. 20: 27). Дух человека имеет следующие основные проявления:

  • Отвлечённое (абстрактное) мышление. Оно связано с языком, позволяющим в устной или письменной форме фиксировать мысли, а также с созданием и использованием наглядно-чувственных образов как реально существующих в окружающем мире, так и воображаемых объектов (духовных образов). Отвлечённое мышление проявляется, в частности, в способности человека разрабатывать план своего поведения, обусловленный взаимоотношениями с окружающим миром, в том числе с другими людьми, и не обязательно связанный с удовлетворением биологических потребностей. С отвлечённым мышлением связана и способность мысленного разложения духовных образов на составные части (анализ) и их соединением в новые сочетания (синтез).

  • Наличие воображения.

  • Интуиция, то есть способность находить решения достаточно сложных задач без обоснования этих решений с помощью определённой цепочки умозаключений, но с чувством внутренней уверенности в том, что они правильные.

  • Способность к восприятию информации, передаваемой отдельному человеку непосредственно от Бога и (или) духовных существ. Такими людьми являются пророки, святые, а также те, кто установил тесный контакт с духовным миром Сатаны. Некоторым из них могут передаваться и другие сверхъестественные способности, возможность творить чудеса. Информация, передаваемая пророкам и святым непосредственно от Бога и (или) от Его ангелов, носит название сверхъестественных откровений.

  • Наличие воли.

  • Вера, то есть устойчивое эмоционально-волевое отношение человека к Богу или любому объекту духовного или материального мира, связь с ним. Первой ступенькой веры в Бога является страх Божий, благоговейный трепет перед величием Творца.

  • Представления о красоте, гармонии, справедливости, совершенстве и счастье, и способность воспринимать, а также способность преобразовывать окружающий мир в соответствии с ними.

  • Совесть, то есть внутренняя совокупность мыслей и чувств, позволяющих человеку различать добро и зло и побуждающих его жить в соответствии с истиной Божией. Само слово «со весть» означает совместное с Богом знание (вéдение) нравственных (моральных) норм, регулирующих поведение человека. Совесть является голосом Бога в душе человека: обличающим, если он нарушает Божии заповеди, и, наоборот, успокаивающим и ободряющим, если он их исполняет. Укоры совести называются стыдом.

  • Любовь во всех её проявлениях — к Богу, к ближним своим, к творчеству, к природе, к жизни… Высшими проявлениями любви являются любовь к Богу и любовь между мужем и женой, основанная на их духовном единстве и совместной любви к Богу.

  • Ненависть — чувство, противоположное любви.

  • Страсть, то есть очень сильная и устойчивая увлечённость чем-либо или кем-либо, определяющая направленность мыслей, чувств и поступков. Совокупность страстей подчиняет себе всю душу. Результатами страсти могут быть как самые выдающиеся свершения во имя добра, которые можно сравнить с покорением сияющих горных вершин, так и падения в глубочайшие пропасти лжи и зла.

  • Альтруизм — способность людей к товарищеской взаимопомощи и бескорыстному служению друг другу, к милосердию и состраданию, способность жить в соответствии с принципом: возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22: 39) (в противоположность эгоизму — стремлению добиться своих целей за счёт интересов других людей).

Следует подчеркнуть, что творчество невозможно без духа, и что именно дух направляет всю творческую деятельность человека.

От начала мира и до наших дней высшей частью объективной реальности является Господь Бог Вседержитель (Бог Отец) и Христос, Единородный Сын Божий, Слово Божие (Логос). Христос рождён, а не сотворён, Богом Отцом (Пс. 109: 3; Ин. 1: 18), и неразрывно связан с Ним духовно. В то же время Христос является самостоятельной Личностью, унаследовавшей качества Отца. Как следует из Евангелия от Иоанна, духовный и материальный мир сотворён Богом Отцом через Христа: «В начале было Слово2, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1-5). О жизни Христа в человеческом теле апостол Иоанн говорит так: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14), «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1: 10). Христос воплощает в Себе премудрость Божию, и черты Его Личности отражены в следующих отрывках из книги Притчей Соломона: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём Художницей, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость Моя была с сынами человеческими» (Притч. 8: 22-31); «Блажен человек, который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот своих и стоя на страже у дверей Моих! потому что кто нашёл Меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против Меня наносит вред душе своей: все ненавидящие Меня любят смерть» (Притч. 8: 34-36).

Подобно свету, исходящему от Солнца, от Бога Отца, Вседержителя, исходит Святой Дух — особая совокупность энергетических и информационных потоков, поддерживающих всё мироздание. С помощью Святого Духа осуществляется неразрывная связь Бога Отца и Христа. Рассматривая свидетельства, подтверждающие Божественность Христа, апостол Иоанн говорит: «…Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино3» (1 Ин. 5: 7).

Дух Святой есть Дух истины, Дух жизни и любви; без Его действия было бы невозможно развитие Вселенной и появление в ней жизни. Отец любит Сына и Сын любит Отца, и через Святой Дух передаётся энергия этой чистой, светлой и самоотверженной любви — главного, что соединяет Отца и Сына. Различные проявления этой великой энергии пронизывают всё Божественное творение, всю земную жизнь и всё учение Спасителя; именно поэтому мы говорим, что Бог есть любовь (Ин. 3: 16, 17; 1 Ин. 4: 8).

Особыми дарами Святого Духа пользовались пророки и святые, исполнявшие волю Господа; Святой Дух давал им силы убеждать и вдохновлять людей, совершать подвиги и творить чудеса во славу Божию, и через Святой Дух их мысли и чувства передавались Богу (2 Цар. 23: 1, 2; Прем. 1: 7, 9: 13-17; Ис. 63: 11; Ин. 14: 16, 17, 26, 15: 26, 16: 13; Деян. 28: 25, 26; 2 Пет. 1: 20, 21; 1 Кор. 3: 16, 12: 7-10; 2 Кор. 13: 13; Рим. 8: 26, 27).

Душа, как и любой другой объект духовного или материального мира, может рассматриваться как некий подвижный энергетический сгусток, в котором особую роль играют процессы колебательной и волновой природы. Каждый такой сгусток характеризуется энергиями и их носителями, из которых он «соткан», а также степенью уплотнения. Находясь вне тела, душа человека может, подобно ангелам, перемещаться во Вселенной с практически неограниченной скоростью; такой полёт управляется разумом, волей и чувствами духовного существа в установленных Богом пределах.

Все наблюдаемые человеком материальные объекты движутся в мировом эфире — тонкоматериальной среде, заполняющей всю Вселенную.

Имеется ряд принципиальных различий между живыми существами и неживыми объектами. Главное из них заключается в том, что все живые существа обладают душой, тогда как у неживых объектов душа отсутствует. Это различие выражается также словами бытие и небытие. Душа человека не прекращает своей жизни и после его физической смерти (Еккл. 12: 7; Прем. 2: 23, 24, 3: 1-3; Лк. 16: 19-31, 23: 32-43; Откр. 6: 9-11, 20: 4, 5), хотя эта жизнь может быть прервана по воле Божией. В таком случае сознание души исчезает, что означает с точки зрения духовного существа его переход из бытия в небытие, погружение в кромешную тьму, в сон без сновидений (Иов 10: 20-22; Еккл. 9: 4-6, 10; Иер. 51: 37-39). Но с точки зрения Бога бытие духовного существа не прекращается, так как Он располагает всей информацией о нём и может снова вернуть его к жизни (Иов 14: 11, 12; Лк. 20: 37, 38; Ин. 5: 28, 29; 1 Кор. 15: 51, 52). Возможны и новые воплощения души, происходящие во время зачатия человека4. Отметим, что одна и та же человеческая душа может воплощаться как в мужские, так и в женские тела, и что перевоплощения душ людей не связаны с перевоплощениями душ животных и растений, происходят независимо от них. По отношению же к неживым объектам мы не используем слова «бытие» и «небытие», а говорим об их существовании и взаимных превращениях.

В настоящее время все живые существа можно разделить на две группы: физические, которые изучаются в естествознании, и духовные. Физические живые существа, и прежде всего люди, являются носителями особой, очень хрупкой, нежной и чрезвычайно сложно организованной формы жизни, для которой необходимо огромное число благоприятствующих условий. Такие условия создавались в течение длительного промежутка времени Богом при участии Его ангелов, и это сделало нашу планету уникальной жемчужиной во Вселенной. Всё это время Земля являлась, по сути дела, космической лабораторией, в которой были созданы различные виды растений и животных, а затем и первые люди.

Группа духовных существ включает в себя ангелов Божиих, отпавших от Бога ангелов, получивших название злых духов (демонов, бесов), а также души умерших людей, животных и растений5. Злые духи возглавляются Сатаной — противником Бога.

Подводя итоги, можно сказать, что частью духовного мира на нашей планете является вся совокупность имеющейся информации, и прежде всего информация, исходящая от Бога Отца, Христа, духовных существ и от людей. Другой его частью являются духовные существа.

Расскажем теперь о том, как автор понимает библейскую картину сотворения мира.

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).

Под небом здесь понимается изначально сотворённый Богом духовный мир, а под землёй — первые материальные образования (энергетические сгустки) в создаваемой по определённому плану Вселенной. Духовный мир был сотворён до начала сотворения первых объектов материального мира, так как вначале возникали и развивались идеи, касающиеся содержания и формы этих объектов. Ибо прежде, чем что-либо сотворить, нужно было подумать о том, как именно это сделать, как сотворить мир в соответствии с высшими Божественными принципами совершенства, гармонии, любви и добра. Необходима была и воля для осуществления отдельных этапов творения. На каждом из этих этапов использовались достижения, полученные на предыдущих этапах. Таким образом, развитие духовного мира оказалось неразрывно связанным с развитием материального мира. Важнейшей изначальной целью всего Божественного творения было появление в мире человека — материального носителя духа, подобного Духу Божиему, обладающего свободой воли и способного понять и полюбить своего Творца.

Далее в Библии говорится: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2).

Здесь под водой в широком смысле слова понимаются подвижные энергетические сгустки в духовном и материальном мире, а в узком смысле — атомы водорода, на базе которых можно построить все остальные химические элементы. Ядра этих атомов составляли основу газообразного вещества (плазмы), из которого формировались звёзды и галактики. Сама же вода ещё не существовала как вещество, и поэтому Библия говорит, что земля «была безвидна». Кроме того, эти слова характеризуют состояние нашей планеты до появления на ней океанов, морей и рек. Слова «Дух Божий носился над водою» подчёркивают роль Творца, возвышающегося над Своим творением, а также определяющее значение духовного мира по отношению к миру материальному.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью» (Быт. 1: 3-5).

Слово свет здесь означает свет в общепринятом понимании, то есть высокочастотные электромагнитные волны, испускаемые или поглощаемые определёнными порциями — световыми квантами (фотонами).

«И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1: 5).

В Библии слово день в широком смысле означает, во-первых, промежуток времени, длительность которого может быть уточнена из анализа отрывка текста, включающего это слово (Пс. 89: 5; Cир. 1: 2-4; Мих. 5: 2; Ис. 2: 12, 17, 18; 2 Пет. 3: 8-10; 2 Фес. 2: 1-4; Чис. 14: 34; Иез. 4: 4-6), и, во-вторых, отдельную стадию (этап) какого-либо процесса и (или) проделанной работы. В приведённом выше предложении книги Бытие слово день означает определённый этап творения, в отличие от общепринятого значения (времени суток), которое оно имеет в предыдущем предложении этой книги. Слова утро и вечер, используемые в первой главе книги Бытие, означают начальную и заключительную стадии каждого из этапов творения.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт. 1: 6, 7).

Твердь означает здесь границу, разделяющую духовный и материальный мир. Воды над твердью означают энергетические образования волновой природы в духовном мире, а воды под твердью — соответствующие энергетические образования в материальном мире. Кроме того, под твердью понимается «круговая черта над бездной» (Притч. 8: 27) — граница, отделяющая нашу планету от остальных материальных образований во Вселенной.

«И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1: 8).

Здесь слово небо означает, во-первых, небесный свод в представлении людей, живших за тысячелетия до Рождества Христова, и, во-вторых, подчёркивает ещё раз разницу между духовным и материальным миром.

«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 9, 10).

Здесь продолжается рассказ о сотворении голубой жемчужины Вселенной — нашей планеты Земля, причём слова небо и земля понимаются уже в общепринятом смысле.

Далее в первой главе книги Бытие рассказывается о сотворении на Земле растительного мира (Быт. 1: 11-13), о заключительной стадии формирования Солнечной системы, звёзд и галактик (Быт. 1: 14-19)6, о сотворении различных видов рыб, пресмыкающихся, птиц (Быт. 1: 20-23) и других животных (Быт. 1: 24, 25). Венцом Божественного творения является человек (Быт. 1: 26-31, 2: 7, 8).

Современной палеонтологией накоплены многочисленные данные, касающиеся ископаемых остатков живых организмов. Они говорят о том, что различные виды растений и животных появлялись внезапно и полностью сформировавшимися, при этом почти не изменяясь от момента своего возникновения до момента исчезновения. В рамках одного вида наблюдаются лишь незначительные изменения, связанные с приспособлением этого вида к окружающей среде. В то же время не обнаружено многочисленных переходных форм между различными видами, которые свидетельствовали бы о постепенных превращениях одних видов в другие в ходе эволюционного развития. Все эти факты подтверждают слова Библии о том, что Бог сотворил растения и животных «по роду их» (Быт. 1: 11, 12, 21, 24, 25).

В Библии говорится, что мир был сотворён за шесть дней, а в седьмой день Бог отдыхал от всех дел Своих: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2: 2). Само число семь часто употребляется в Библии в символическом смысле и выражает полноту и завершённость. Седьмой день творения продолжается и в настоящее время. Бог отдыхал только часть этого дня, так как из всего последующего содержания Библии ясно, что в дальнейшем Он неоднократно вмешивался в земные дела.

О сотворении Богом духовного и материального мира говорит также Книга Иова: «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём» (Иов 26: 7). Под севером здесь понимаются вершины духовного мира. Под землёю в узком смысле слова понимается наша планета, совершающая свой путь в межзвёздной пустоте, а в широком смысле — все наблюдаемые человеком материальные объекты, движущиеся в мировом эфире.

Рассмотренная нами картина сотворения мира является лучшим доказательством Боговдохновенности Библии. Ибо как могли её авторы составить рассказ о сотворении, столь точно согласующийся с данными современной науки?

Важно отметить, что в Библии ничего не сказано о сотворении жизни на других планетах. Это позволяет утверждать, что никакие инопланетяне, о которых так много говорится в наши дни, не существуют и никогда не существовали.


следующая страница >>