Цели и задачи курса: познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный руководитель мбоу оош №10 шевотлохова Ираида Каплановна 1 61.04kb.
Тема: Понятие об обыкновенной дроби 2 311.82kb.
Тема «Предметы и средства личной гигиены» Цель: Выявить различие... 1 67.75kb.
Урока: Движение заряженных частиц в магнитном поле. Цель: познакомить... 1 52kb.
«Государственная символика России» 1 82.04kb.
Цели: познакомить учащихся с основными экологическими проблемами... 1 93.56kb.
Урока Дата Тема урока Цели и задачи Форма урока Методы и приёмы Планируемые... 4 572.21kb.
Конспект урока во 2 классе по окружающему миру Тема: Водоёмы. 1 43.77kb.
«Запомнить нужно твердо нам: пожар не возникает сам!» Цели и задачи 1 98.39kb.
Цель: познакомить учащихся с историей черноморцев и линейцев. 1 132.59kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. 2 309.81kb.
Урока: География как наука. Путешествия и географические открытия 1 268.15kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Цели и задачи курса: познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями - страница №1/1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»

Прохладненского района КБР





2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
География. Начальный курс

(6 класс, 34 часа)


Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;

  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа.

Материал курса сгруппирован в четыре раздела. Материал первого раздела — «Введение» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел — «Виды изображения поверхности Земли» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Третий раздел учебника знакомит учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают этот раздел исключительно насыщенными. планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Население» — знакомит с населением планеты. Большое внимание в нём уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку.
Содержание программы
Тема 1. Введение(1 час)

Содержание темы

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:


  • Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • влияние космоса на жизнь на Земле;

  • географические следствия движения Земли;

  • особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

  • географические координаты;

  • особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

  • географические следствия движений Земли.



Тема 2-3. План местности и географическая карта.. (11 часов)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.


Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.


Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

  • План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

  • Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • свойства географической карты и плана местности;

  • специфику способов картографического изображения;

  • отличия видов условных знаков;

  • отличия видов масштабов;

  • значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

  • существенные признаки плана, карты и глобуса;

  • классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

  • расстояния по карте;

  • азимут по карте местности;

  • абсолютную и относительную высоту;

  • читать условные знаки;

  • масштаб карты.


Практические работы:

  1. составление простейших планов местности.

  2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

3.Определение географических координат.

Тема 4. Литосфера (5 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.


Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.


Основные образовательные идеи:

  • Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;

  • Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.

  • Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
    Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности внутреннего строения Земли;

  • причины и следствия движения земной коры;

  • действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

  • особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • по заданным признакам горные породы и минералы;

  • отличие видов земной коры;

  • виды форм рельефа;

  • районы землетрясений и вулканизма.


Практические работы:

1.Описание форм рельефа


Тема 5. Гидросфера (7 часов)

Содержание темы

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).


Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.


Основные образовательные идеи:

  • Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

  • Необходимость рационального использования воды.

  • Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

  • выделение существенных признаков частей Мирового океана;

  • особенности состава и строения гидросферы;

  • условия залегания и использования подземных вод;

  • условия образования рек, озер, природных льдов;

  • характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • вид рек, озер, природных льдов;

  • особенности размещения и образования объектов гидросферы.


Практические работы:

1. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.


Тема 6. Атмосфера (6 часов)

Содержание темы

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:


  • Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:

  • Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

  • вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

  • причины возникновения природных явлений в атмосфере;

  • зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

  • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • основные показатели погоды.


Практические работы:

1.Построение графика хода температур.

2.Построение розы ветров

3. Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.



Тема 6. Биосфера. Географическая оболочка. (2 часа)
Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При­способление живых организмов к среде обитания в разных природ­ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.


Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.


Персоналии

Владимир Иванович Вернадский


Основные образовательные идеи:

  • Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

  • Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

  • Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере биосферы;

  • особенности приспособления организмов к среде обитания;

  • роль царств природы;

  • необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • сущность экологических проблем;

  • причины разнообразия растений и животных;

  • характер взаимного влияния живого и неживого мира.


Практическая работа

  1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова­ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территори­альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра­фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.


Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.


Основные образовательные идеи:

  • Почва — особое природное образова­ние, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

  • В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

  • Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.


Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности образования почвы;

  • особенности строения и состава географической оболочки;

  • взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

  • законы развития географической оболочки;

  • сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;

  • условия образования почв;

  • характер размещения природных зон Земли.


Практические работы:

1.Описание природного комплекса


Тема 8: Население Земли

Численность населения, расы. Типы населённых пунктов.



Влияние природы на жизнь и деятельность человека. Меры безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • строить простые планы местности;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.


Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова , «География. Начальный курс», 6 класс; М.: «Дрофа».2013


урока и дата

Тема урока

Содержание

Виды деятельности ученика

1.

Введение. Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля - планета

Солнечной системы.


Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная

география. Земля—планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна




Обозначение на контурной карте

маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение

Земли вокруг Солнца»

Раздел 1: Введение -1 час

Раздел 2: Виды изображений поверхности Земли (10 ч)

Тема 1: План местности (4 ч)

2

Понятие о плане

местности.

Масштаб


Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб?

Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. ИКТ.



Практикумы.

1. Изображение здания

школы в масштабе

Работа с планом местности. Отработка

умений выбирать масштаб, переводить

цифровой масштаб в именованный


3


Стороны горизонта

Ориентирование.




Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. ИКТ.

Практикумы.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности

Определение сторон горизонта

по компасу. Определение направлений

и азимутов по плану местности.


4


Изображение

на плане неровностей земной

поверхности


Рельеф. Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали

(изогипсы).

Профиль местности. ИКТ.



Определение по плану местности

высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма.

Изображение с помощью горизонталей холма и впадины.


5


Составление простейших планов

местности.



Глазомерная съемка. Полярная

съемка. Маршрутная съемка.



Практикумы.

3. Составление плана

местности методом маршрутной

съемки


Составление плана местности методом

маршрутной съемки




Тема 2:Географическая карта - 5 часов.

6

Форма и размеры

Земли. Географическая карта.



Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта — изображение Земли на

плоскости. Виды географических карт. Значение карт. Современные географические карты. ИКТ.



Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний.

7

Градусная сеть на глобусе и картах.

Меридианы и параллели. Градусная

сеть на глобусе и картах. ИКТ.



Определение по глобусу и картам

различных параллелей и меридианов.



8-9

Географическая

широта. Географическая долгота. Географические координаты.



Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические

координаты. ИКТ.



Практикумы.

4. Определение географических координат объектов

и объектов по их географическим координатам.

Определение географических координат объектов.

10

Изображение

на физических

картах высот

и глубин.



Изображение на физических картах

высот и глубин отдельных точек.

Шкала высот и глубин.


Определение по картам высот и глубин

Объектов.



Раздел3: Строение Земли. Земные оболочки (22 часа).

Тема1: Литосфера-5 часов.


11

Земля и ее внутреннее строение.

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора?

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. ИКТ



Выполнение в тетради рисунка

«Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам.

Сравнение горных пород, различающихся по происхождению


12

Движения

земной коры.

Вулканизм.


Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения

земной коры. Виды залегания горных пород.

ИКТ.


Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов

их предотвращение.



13

Рельеф суши.

Горы


Рельеф гор. Различие гор по высоте.

Изменение гор во времени. Человек в горах. ИКТ.



Определение по карте расположения

на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке



14

Равнины суши

Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени.

Человек на равнинах. ИКТ.



Практикумы.

5. Составление описания

форм рельефа.

Определение по карте расположения

на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов.



15

Рельеф дна Мирового океана.

Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона.

Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. ИКТ.



Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических

хребтов океанов





Тема2: Гидросфера -6 часов

16

Вода на Земле.

Части Мирового

океана. Свойства

вод океана



Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан?

Океаны. Моря, заливы и проливы.

Свойства океанической воды.

Соленость. Температура. ИКТ.



Составление схемы мирового

круговорота воды. Обозначение на

контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей


17

Движение воды

в океане.



Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

ИКТ.


Составление схемы возникновения

приливов и отливов под воздействием

притяжения Луны. Обозначение на

контурной карте теплых и холодных течений.



18

Подземные воды

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. ИКТ.

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Знакомство с подземными водами на экскурсии

19

Реки

Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

ИКТ.


Описание реки своей местности по

плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и

мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов


20

Озёра.

Что такое озеро? Озёрные котловины. Вода в озере. Водохранилища. ИКТ. Практикумы.

6. Составление описания

внутренних вод.

Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание

озера или водохранилища




21

Ледники

Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. ИКТ.

Обозначение на контурной карте

крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты

на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной

мерзлоты.















Тема3: Атмосфера-7 часов.


22

Атмосфера: строение, значение,изучение

Атмосфера— воздушная оболочка Земли.

Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

ИКТ.


Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство

изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем



23

Температура воздуха

Как нагревается воздух? Измерение

температуры воздуха. Суточный ход

температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина

изменения температуры воздуха в течение года.



Практикумы.

7. Построение графика

хода температуры и вычисление средней суточной температуры воздуха.

Выявление зависимости между географическим положением территории

и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода

о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом.


24

Атмосферное

давление. Ветер



Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления.

Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров.

Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

ИКТ.


Практикум 8.

Построение розы ветров

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение

в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью.



25

Водяной пар в атмосфере. Облака

и атмосферные

осадки


Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным

паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осад

ков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на

количество осадков. ИКТ.



Практикум. 9.

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

Выявление зависимости количества

воды в воздухе от его температуры.

Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах


26

Погода

Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры

зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.



27

Климат

Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу

и жизнь человека



Описание климата своей местности

по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих

на его формирование


28

Причины, влияющие на климат

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и

океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа



Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь.
Тема 4 : Биосфера. Географическая оболочка(2 часа).

29

30


Разнообразие и

распространение

организмов

на Земле. Распространение

организмов в

Мировом океане.

Природный комплекс


Распространение организмов на Земле.

Широтная зональность. Высотная поясность Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских

организмов на атмосферу.

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.



Практикум 10.

Составление характеристики природного комплекса (ПК)


Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика

одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика

наиболее известных заповедников

и национальных парков. Рассказы о представителях растительного

и животного мира

Работа по группам: изучение жизни представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений.

Изучение природных комплексов

своей местности и их описание

по плану


31

Обобщение знаний по разделу «Оболочки земли»

Проверка знаний по теме.

Работа с тестами, атласами, инд.карточками,

учебником



Раздел 4: Население Земли (2 часа)

32

Население Земли

Человечество— единый биологический вид. Численность населения

Земли. Основные типы населенных пунктов



Практикум11.Работа с контурной картой.

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных

стран, городов с населением более

10 млн. человек


33

Человек

и природа



Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных

бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)



34

Обобщение знаний по курсу.

Анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по курсу «Начальный курс географии».

Выполнение тестовых заданий. Работа

с учебником, атласом и контурной картой



35

Резерв

Повторение.




Практических работ -11, оценочных-7.

Обобщающих уроков- 2.



УМК «География. Начальный курс. 6 класс»

1. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).

2. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь

(автор Т. А. Карташева, С. В. Курчина).



3. География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.

4.Ресурсы ИНТЕРНЕТА