Цели: привить чувство гордости за свой край и его жителей - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цели: привить чувство гордости за свой край и его жителей - страница №1/1

5 класс

Единый Всекубанский урок

«Земля отцов - моя земля»

Цели:


-привить чувство гордости за свой край и его жителей;

- раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;

- способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в экономической и социально- политической жизни своего региона, населенного пункта.
Оборудование:

физическая карта Краснодарского края, выставка творческих работ учащихся, выставка региональных и муниципальных печатных СМИ, музыкальное сопровождение, фрагменты документальных фильмов о Кубани, экспонаты музейного уголка.


Вступительное слово учителя:

1 сентября в школах Кубани традиционно проводится Единый Всекубанский урок, который проходит в День Знаний. Этот урок одинаково важен для учащихся, родителей, педагогов, общественности.

1 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях будет дан старт подготовке к юбилейной дате - 75 – летию образования Краснодарского края. Административно- территориальные границы Кубани в рамках российского государства неоднократно менялись. Менялось и название региона: Черномория, Кубанская область, и Черноморская губерния, Северо - Кавказский край, Азово - Черноморский край. Азово - Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Произошло это 13 сентября, и именно этот день считается днем образования нашего края.

Показ слайда (символика Краснодарского края: флаг и герб, гимн). Учащиеся исполняют гимн « Ты, Кубань, ты наша Родина».


Ученик читает стихотворение Кронида Обойщикова «Кубань - земля такая» (показ слайда)
Кубань - земля такая: А снежные вершины-

Лишь первый луч скользнет - Как воина седины,

И поле оживает, Как мудрость старины.
И гром земной плывет, Кубань – земля такая:

И землю плуг срезает, В ней слава боевая

Как масло, И слава трудовая

Круглый год Цементом скреплены.

Здесь что-то засевают, Цветет в Новороссийске

И что-то убирают, Священная земля.

И что-нибудь цветет.

И, словно обелиски,

Кубань - земля такая: Застыли тополя

От края и до края Кубань- земля такая:

Две Дании войдет. От хлеба золотая,

Омытая морями, Степная сторона.

Укрытая в леса, Гостей она встречает.

Пшеничными полями И песни запевает,

Глядится в небеса. И душу открывает,

Прозрачную до дна.


Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань - земля такая:

Однажды приласкает-

Полюбишь навсегда!
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю совершить путешествие в далекое прошлое и перелистать некоторые страницы летописи Кубани и ее столицы. А помогут в нашем путешествии лепестки подсолнуха. Этот цветок символизирует величие, достаток, прочность и теплое южное солнце Краснодарского края. ( показ слайда)

История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. Говоря словами поэта И. Сельвинского, «здесь каждый камень гудит голосами эпох». Меоты и сарматы, скифы и греки, итальянцы и половцы, ногайцы и адыги, запорожские казаки и русские крестьяне- кто только не оставил след на этой благодатной земле! Об их существовании нам рассказывают сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные гробницы – дольмены, остатки древних поселений. (показ слайда)


УЧИТЕЛЬ: В VII веке до н.э., предприимчивые сыны Эллады появились на северном берегу Черного моря. Основание колоний было для древних греков делом важным и почти священным. Выбирая новое место поселения, они сначала советовались с богами. На корабль с собой греки брали священный огонь из родного очага, домашнюю утварь, скот, зерно для посева и виноградную лозу. ( показ слайда)
На Таманском полуострове греки основали ряд независимых городов – государств: Фанагорию, Гермонассу, Синдик и другие. Они подвергались военно-политическому давлению со стороны варварских племен и особенно скифов. Спасаясь от разорительных набегов, греческие полисы вынуждены были объединиться в союз и создать Боспорское царство со столицей в Пантикапее.( показ слайда)
Учитель: А мы продолжаем путешествие во времени. Следующий лепесток нам расскажет об эпохе Екатерины Великой. ( показ слайда) Ученик:

В 1744 году в Россию приехала четырнадцатилетняя немецкая принцесса София-Фредерика-Августа, чтобы выйти замуж за Петра Третьего и стать императрицей России. Приняв православие, Екатерина Алексеевна искренне прониклась его традициями и полюбила русский народ. Она переписывалась с Вольтером, французскими просветителями и усвоила идеи республиканцев. Вступив на российский престол, Екатерина Великая решила продолжить грандиозные преобразования Петра Первого.


Екатерина Вторая реформировала почти всю внутреннюю структуру империи: были даны жалованные грамоты городам и дворянству, возросла мощь русской армии и флота, в результате победоносных войн были присоединены Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия, половина Речи Посполитой и возвращены земли Белоруссии и Западной Украины. В царствование Екатерины Великой расцвели русская культура, просвещение и наука, были открыты новые учебные учреждения, академии, библиотеки и типографии.
В годы ее царствования Россия стала великой державой, с которой считались все страны мира. Жителям Кубани имя Екатерины особенно дорого, потому что она подарила щедрой рукой земли, на которых мы живем.
Текст дарственной грамоты ( показ слайда )

Текст грамоты зачитывает ученик:


Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяется “бдение и стража пограничная”. Сей документ подписан 30 июня 1792 года рукою императорского величества.
Царицей дарованы земли Кубани.

Казачеством создан там град войсковой,

Церквами обвенчанный, Богом хранимый –

С прозрачной богатой Кубанью-рекой.


Под флагом Кубани, с надеждой и верой,

Не меркнет с годами полученный дар.

Гордясь своим городом, гимном и хлебом,

Поем тебе славу, родной Краснодар.

В честь посещения в 1888г. Александром в Екатеринодаре была построена Триумфальная Александровская арка. ( показ слайда )
Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу, с трех сторон охваченном водами быстрой Кубани. Это место называлось Карасунский кут ( показ слайда ).Своенравная река здесь круто изгибалась, делая кут неприступным для неприятеля с трех сторон. С военной точки зрения лучшего места для поселения не найти. Здесь и решили построить главный войсковой город, ставший на защиту границ Кубани и южных рубежей России.( показ слайда)
Города, как и люди, имеют собственные уникальные судьбы и такой неповторимой биографией славен город, носивший в прошлом имя Екатерины II, а сегодня именуемый Краснодаром.

Жители столичного Петербурга гордились тем, что они живут в городе, основанном Петром Великим, а наши предки казаки осознанно нарекли столицу Кубани Екатеринодаром, чтобы навсегда увековечить память о славных делах императрицы для своих потомков.


В 1920 году большевики изменили название города и переименовали Екатеринодар в Краснодар. Уже 91 год наша столица носит свое новое имя.
6 мая 1907 года в Екатеринодаре состоялось торжественное открытие памятника Екатерине II. И хотя памятник императрице простоял в Екатерининском сквере немногим более 13 лет, краснодарцы не забывали о нем никогда. (показ слайда)

Несколько лет назад на референдум выносился вопрос о возвращении Краснодару прежнего имени Екатеринодар, не поддержанный большинством его жителей.

«Вопрос о возвращении городу исторического имени будут решать горожане, а не один человек, как это сделал 80 лет назад председатель Кубано- Черноморского комитета Ян Полуян»,- сказал губернаторА. Н. Ткачев.

А вот мнение Виктора Лихоносова:» Жизнь, которую мы живем, общество, которое мв строим и бережем, зависят от нас, от наших усилий. Само слово «Екатерина» еще ничего не сделает...»

УЧИТЕЛЬ: Следующий лепесток подсолнуха нам расскажет о Кубани. Вся Россия знает Кубань как жемчужину и житницу нашего государства. (показ слайда) Какие хлеба даёт наша земля!!!

«Принимай, Россия, кубанский каравай!»- сообщает ежедневная краевая общественно- политическая газета « Кубанские новости». Краснодарский край подтвердил высокую репутацию главной житницы страны. 8,7 миллиона тонн зерна- таков вклад кубанцев в урожай-2011.Эти рекордные цифры знаменуют собой напряженную работу не только земледельцев, но тысяч профессионалов других специальностей.

Наша малая родина, наша удивительно прекрасная Кубань, имеет богатую историю и глубокие корни они уходят далеко в прошлое. Нам всё интересно, как жили, что носили в том далеком прошлом. Итак, еще одна маленькая экскурсия в прошлое.
УЧЕНИК: Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек. Селения окружали рвом и земляным валом. С 1809 г курени стали называться куренными селениями, а с 1842г – станицами. В станицах строились хаты. Они были саманными или глинобитными, крыши из камыша или соломы. (показ слайда )
Почти в каждой хате имелись русская печь и “красный угол” с иконой. На стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей. (показ слайда)

Чтение текста « Святой угол»

УЧЕНИК: ( показ слайда)
Сначала черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под которую поддевали кафтан красного цвета. А в 1810г была утверждена единая форма черноморцев: шаровары и куртка из синего сукна. Женская одежда отличалась по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты. ( показ слайда)
УЧИТЕЛЬ: Не можем мы не вспомнить 22 июня 1941 года, когда немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза, весь народ встал на защиту Родины. Немало славных сынов Кубани участвовало в разгроме немецко- фашистких захватчиков. В кровопролитных битвах под Москвой и на Волге, у стен Ленинграда и в Берлинской операции, на суше, на море и в небе кубанцы показали доблесть и умение.350 кубанцев стали героями Советского Союза. « Малая земля» навсегда вошла в летопись Великой Отечественной войны.Она стала символом самоотверженности, отваги и героизма, символом великой стойкости. Сейчас на Малой земле воздвигнут замечательный мемориальный комплекс. Побывайте там- и вы узнаете очень много о войне, о ее героях и о нашей победе под Новороссийском. А город этот- особый: в 1973 году ему было присвоено звание города- героя. ( показ слайда)

Ученик: ( читает стихотворение)

Виталий Бакалдин « Новороссийский вагон»

Вот – не памятник,

а просто –

в дырах,


точно кружевной.

Весь сквозной

вагонный остов,

искалеченный войной.

Он изранен,

Он изрезан, искорежен

вкривь и вкось.

Если так пришлось железу, как же людям здесь пришлось.


УЧИТЕЛЬ: Давайте,ребята, посмотрим на физическую карту Краснодарского края. (показ слайда). Краснодарский края расположен очень выгодно. Он находится в умеренной зоне восточного полушария. С северо-запада и юго-запада он омывается Азовским и Черным морями, которые благотворно влияют на климат края и служат прекрасными путями сообщения с соседними государствами.
А каково географическое положение краевой столицы?

( показ слайда). Она находится почти в центре Краснодарского края.


Велик ли наш край? О размерах судите сами: с севера на юг протянулся на 372 км, а с запада на восток – на 380 км. Длина его морских границ около 740км, сухопутных – 800км. Посмотрите на слайд. (показ слайда)

Рельеф Краснодарского края очень разнообразен ( показ слайда )

Велики и разнообразны природные богатства края. ( показ слайда )

Главное богатство края-это народ-труженник!

Учитель: Благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей. Вам, ребята, нужно стремиться к тому, чтобы быть достойными продолжателями славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края.

Символом нашего урока стал цветок подсолнуха. Это наш подарок краю на день рождения. Ребята, подпишите ваши пожелания на лепестках этого яркого цветка.( показ слайда)

Ученик читает стихотворение Ивана Вараввы « Подсолнухи».
Напились солнца желтые подсолнушки

И, как от крепкой браги захмелев,

Повесили тяжелые головушки,

Все ниже, ниже кланяясь земле.

От солнца отвернулись , отбоярились-

Его теплынь им больше не нужна.

Все думаю, тревожно колыхаясь:

Куда бы им посеять семена?Чтоб новые веселые подсолнушки-

Подсолнухов склоненных сыновья-

Испили солнца красного до донышка,

Познав душою радость бытия.

А солнце под небесным легким пологом

Оранжевыми искрами пыля,

Скатилось дозревающим подсолнухом

За травы, за вечерние поля.
Заключительное слово учителя:

Главный сегодняшний вклад в развитие края- это хорошая и добросовестная учеба, активное участие во внеурочной и внешкольной жизни.Удачи вам!



(Звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора).