Человек обострённой совести и герои его произведения - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Человек обострённой совести и герои его произведения - страница №1/1

МОУ ООШ с.Смышляевка

Открытый урок по литературе

5 класс

Тема:

«Человек обострённой совести и герои его произведения»

( По произведению В.М. Гаршина «Сигнал»)

Учитель Чалова А.В.

Цель:

1.Продолжить работу по изучению произведения и биографии В.М.Гаршина. Привлечь внимание к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфликте, обсудить проблему, связанную с местью. Работать с текстом, ориентируясь для нахождения ответа на поставленный вопрос.

2. Углубить представление о конфликте художественного произведения, развивать умение сравнивать литературных героев, их характер. Дать понятие литературного приёма- антитеза. Закреплять название литературных терминов: завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка (финал).

3. Воспитывать положительные черты характера, отрицательно относиться к негативным чертам. Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

1.Организация внимания: Прозвенел уже звонок , начинается урок.

Слушайте внимательно, работайте активно и старательно.

2. Проверка домашнего задания

- Ребята, на доске написана тема урока. Прочитайте её.

-Как вы думаете, о каком писателе и о каком произведении пойдёт речь?

(О Всеволоде Михайловиче Гаршине , рассказ «Сигнал»)

- В младших классах на уроках литературного чтения вы уже встречались с произведениями Гаршина. Помните ли вы их названия? (Сказки «Лягушка- путешественница» и о Пальме)

- Назовите жанр произведения, над которым будем работать сегодня. (Рассказ)

-А что такое рассказ? (Небольшое художественное прозаическое произведение, в котором события из жизни одного или немногих героев связаны одной сюжетной линией.)

-Ребята, дома вы прочитали краткие сведения из биографии Всеволода Михайловича . Что вы о нём узнали? ( Сообщение учащихся)

-Как вы думаете, почему Всеволода Михайловича Гаршина назвали «человеком обострённой совести»? И что такое совесть?

( высказывания уч-ся : «Совесть- это …»)

( На доске: Совесть – чуство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)

-Вспомните офицера Сахарова, о каком случае он упоминает в своих воспоминаниях о Гаршине?

-Ругал ли Всеволод Михайлович друга за то, что тот ударил своего денщика? Как отреагировал писатель на поступок друга?

(Во взгляде В.М. было столько грусти и укоризны, что Сахарову стало стыдно за свой проступок и он признал, что был не прав и дал себе слово, что этого больше никогда не повторится. И слово своё сдержал)

-Гаршин не только своим поведением, но даже одним взглядом мог пробудить в другом человеке совесть и раскаяние. (высказывание на доске Платона) Кто не совершает несправедливости- почтенен; но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать. (Платон древнегреческий философ IV в. до н.э.)

-А теперь поговорим о героях произведения «Сигнал». Этот рассказ Гаршин написал в 1887году, за год до своей смерти. Последние несколько лет Всеволод Михайлович служил секретарём общего съезда представителей российских железных дорог. По долгу службы он знакомился с жизнью железнодорожных рабочих и путевых сторожей. В июне 1882 года произошла катастрофа, когда из-за обвалившейся железнодорожной насыпи у деревни Кукуево погибло около полутораста человек. Этот случай глубоко потряс Всеволода Михайловича.

- Кто главные герои рассказа «Сигнал»? (Семён и Василий)

-Что между ними общего? ( Живут в одинаковых жизненных условиях, служат сторожами на железной дороге)

Что вы узнали о каждом из них?

_ Как относился к своим новым обязанностям Семён?

_ Какое мнение у вас сложилось о Василии, когда вы прочитали про первую их встречу с Семёном?

- О чём разговаривали Семён и Василий во время своих встреч. Прочитаем в тексте.

- Чем был недоволен Василий?

- Какую характеристику Василию дал семён в разговоре со своей женой?( «Зелье, а не человек» Зелье- отрава)

- При написании рассказа Гаршин воспользовался художественным приёмом-антитезой. Т.е. противопоставлением характеров главных героев. Давайте сопоставим характеры Семёна и Василия.

- Каждый сюжет произедения состоит из частей . Как называются эти части? (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал).Что такое завязка?

-Где завязка в рассказе «Сигнал», после чего начинает развиваться действие, которое чуть не привело к катастрофе?

-Между кем возник конфликт? (Между Василием и начальством)

-В чём причина возникновения этого конфликта? (Выборочное чтение стр 94 отношение к начальству) Что не даёт покоя Василию? (Зависть к богатству, смешанная с ненавистью к богатым, отравляют его жизнь, наполняют его душу злостью по отношению ко всем людям, ко всему миру).

- Главную беду своей жизни Василий видит в том, что «заедают его». Против людской злости и жадности восстаёт Василий, на них хочет найти управу, но не замечает этих качеств в себе. Здесь уместна пословица : «В чужом глазу заметит и соринку, в своём глазу не видит и бревна». Злость, жадность, зависть, недовольство своим положением заставляют его конфликтовать со всеми. Даже на снявшего перед ним шапку, поклонившегося ему товарища по работе, которого он видит в первый раз. Глянул сбоку, неприветливо поздоровался и пошёл прочь. Так же под стать ему и жена. Можно догадаться , что духом злобы и ненависти пропитана жизнь в их доме.

-Как вы думаете, приняло ли его жалобу начальство в Москве?

-Что вспыхивает в душе у Василия, когда он не добился правды? ( Месть)

( на доске: Месть- действие в оплату за причинённое зло.)

- Кому он решил отомстить? А кто бы пострадал в результате его мести?

Высказывание на доске Франс.

Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности- женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных. ( С. Франс французский писатель X IX в.)

физкультминутка

- И так , развитие действий в произведении привело к кульминации. Что такое кульминация?

-Как вы думаете, где кульминация в этом рассказе? Давайте зачитаем этот отрывок. (Маша Ч. Стр. 97-98 )

Что наступает после кульминационного момента? (Развязка) ( Чтение отрывка)

- А затем концовка т. е финал.

Многие конфликты могут развиваться таким образом, что их последствия сказываются не только на непосредственных участниках конфликта, но и на тех, кто не принимает в нём участие. В рассказе «Сигнал» описывается именно такая ситуация, в которой страдает Семён, а если бы трагедия произошла, то пострадали бы и пассажиры поезда.

- Кому сочуствуем мы, читая это произведение? Что вызывает он своим поступком? (уважение, симпатии)

-Кроткий Семён жертвой своей предотвратил беду и Василия покаяться заставил. Человек, вступивший, казалось бы на путь справедливой борьбы со злом, которое он видит в других людях, но не в себе, озлобляется в этой борьбе и скатывается к преступлению. Если бы Семён, увидев Василия за чёрным делом, обругал его. Что бы произошло?

- Но Семён пожалел измученную злобой душу Василия, проявил милосердие. (На доске: Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.) Но ещё больше, чем слова, подействовал на него поступок Семёна: его самопожертвование во имя спасения людей . Что- то лопнуло в его душе, вскрылся нарыв злобы и наступило покаяние ( Чтение на доске: Покаяние –признание в проступке, раскаяние, отказ от прежней греховной жизни.)

-Достоин ли жалости Василий? (Достоин. Т.к. он переносит страшные душевные муки и в конце под воздействием Семёна признаёт свою неправоту.

- В чём же идея этого произведения? Что своим рассказом хотел сказать автор?

( Автор хотел показать как трагична жизнь человека, одержимая злом. Добротой и милосердием можно добиться большего, и что зло может быть не только вокруг человека, но и внутри . Не уничтожив зла в себе, невозможно бороться с ним в других.

-Какой герой вам напоминает самого Гаршина?

- Можно ли сказать, что Семён тоже «Человек обострённой совести .Урок я хочу закончить словами, которые вы видите на доске . Это высказывание Швейцер.

Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред.

А. Швейцер (немецко- французский мыслитель начала XX в.)

-Что вам понравилось на уроке? Что было интересно? Что нового вы узнали?

Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред.

А. Швейцер

Кто не совершает несправед-ливости- почтенен; но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать. (Платон)

Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности- женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных.

С. Франс.

Положительные и отрицательные черты характера человека

Смелость

Верность

Трудолюбие

Доброта

Преданность

Душевность

Человеколюбие Ответственность

Справедливость

Правдивость Самопожертвование

Коварство

Жадность

Равнодушие

Жесткосердие

Глупость

Злонамеренность

Лживость

Зависть

Враждебность

Мстительность




Характеристика Семёна и Василия

Много испытавший, намытарившийся доволен своей новой жизнью и работой. Он рад, что «тут тебе и дом, тепло, и землицы маленько». Мечтает о своём хозяйстве, обустраивается как может.

Терпеливо переносит «помеху» в своих хозяйственных начинаниях, мелкую зависимость от начальства.

По- доброму, уважительно относится к людям.

Добросовестно и старательно исполняет своё дело.

Старается всегда поступать по совести, а обо всём, что от него не зависит, не судит, зная, что «есть на то от Бога положение»

Молодой худой и жилистый человек. Поздоровавшись, поглядел сбоку и пошёл прочь. Недоволен своей жизнью. Озлоблен на людей. Не даёт ему покоя жизнь богатых. Зависть к богатству, смешанная с ненави-стью, отравляет ему жизнь. Уверен, что «не талан-судьба, век заедает, а люди». «Что нету на свете зверя хищнее и злее человека».

Говорит, что «не людская бы злость и жад-ность- жить бы можно.Всякий тебя за живое ухватить норовит да кус откусить, да слопать».

Конфликтует со всеми. Ищет правду, жалуясь на начальство, но не найдя её, озлобляется, становится одержим местью, которая направлена против всех людей.

Благодаря самоотверженному поступку Семёна прозревает и кается в своём проступке.


Тема урока:

«Человек обострённой совести и герои его произведения»

Литературные понятия

Рассказ- это художественное повествова-тельное прозаическое произведение неболь-шого размера. В центре рассказа события из жизни одного или нескольких главных геро-ев, связанные одной сюжетной линией.

Сюжет- цепь взаимосвязанных событий. (Составляет основу любого рассказа).

Жанр- вид художественного произведения.

Тема произведения- это то, о чём расска-зывает писатель, что изображает он:события, факты, явления жизни.

Идея произведения-это основной смысл произведения, его обобщающая мысль, вы-ражающая отношение автора к описанным событиям и персонажам.

Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Эпизод- относительно законченная часть художественного произведения, изображаю-щая отдельное событие.

Экспозиция-часть литературного произве-дения, в которой описываются персонажи, место, время, обстановка, предшествующие началу событий.

Антитеза- художественное противопоста-вление характеров, образов, понятий. Созда-ёт эффект резкого контраста.

Конфликт-противоречия между персона-жами или во внутреннем мире героя.

Кульминация-высшая точка напряжения, переломный момент в развитии действия.

Концовка- заключительная часть художе-ственного произведения; в фольклоре, как правило, устойчивое словесное выражение

Сказка- это вид –занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюже-том, в котором добро побеждает зло.