Данный курс изучается в 10 -11 классах - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предмет: физика и химия 1 80.83kb.
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено... 1 196.63kb.
Настоящий курс рассчитан на 35 ч (1 ч в неделю). Данная программа... 3 647.11kb.
Элективный курс «Избранные вопросы органической химии» для 10-х классов... 1 72.75kb.
Анализ работы по организации и проведению 1 240.41kb.
Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс... 1 235.36kb.
Пояснительная записка к программе элективного курса «Занимательные... 1 91.72kb.
Данный курс дает студентам представление о военной политике России... 4 450.13kb.
Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» 1 203.69kb.
Пояснительная записка Цель: обеспечение качественной подготовки учащихся... 1 241.95kb.
Данный курс предназначен для 9-10 класса и рассчитан на 12 часов 1 49.42kb.
1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 4 1710.51kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Данный курс изучается в 10 -11 классах - страница №1/1

тит корж 1

ЭКОЛОГИЯ


Пояснительная записка

Рабочая программа по экологии составлена на основе примерных программ среднего (полного) общего образования, а также минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по экологии,

Данный курс изучается в 10 -11 классах.

Задачи курса:

1.Овладение учащимися знаниями о закономерностях функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношения в природе, основными методами их изучения, учебными умениями;

2.Формирование на базе знаний и умений научной картины мира;

3.Становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой;

4.Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, направленных на улучшение состояния окружающей среды;

5.Подготовка школьников к практической деятельности в области экологии, охраны природы, здравоохранения.

В программе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человека, обеспечивающих сохранение жизни на земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы.

В соответствии с системно-структурным подходом изложение учебного материала начинается с раскрытия общих сведений о биосфере, рассмотрения сред жизни и приспособлений к ним живых организмов, а также основных типов взаимоотношений живых организмов. В начале курса даются основные представления о естественных и искусственных экосистемах. В дальнейшем рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, особенности механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем. В разделе «Социальная экология» рассматриваются взаимодействия между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и развития, специфика человека и человеческого общества, их место и роль в экосистемах, отличия от других живых существ.



Учебник:

Н.М. Чернова, В.М. Галушин «Основы экологии 10 (11)» - М: Дрофа, 2010.



Учебно – методическая литература:

В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова «Экология России» (книга для учителя) – М: МДС, 1996.

Т.А. Козлова, А.Н. Мягкова «Экология России» (рабочая тетрадь №1,№2) – М: АО МДС, 1997.

Ж.Ф. Пивоварова «Биосфера и человек» - Новосибирск, 2000.

Н.М. Чернова, А.М. Былова «Экология» - М: Просвещение, 1998.

Г.В. Стадницкий, А.И. Радионов «Экология» - М: Высшая школа, 1997

10 класс

Общая экология

(1 час в неделю, всего-36 часов)

I.ОРГАНИЗМ И СРЕДА (11)



№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

1




Предмет экологии

Общая экология, социальная экология

Стр.4-5

2




Организация жизни на Земле

Уровни организации жизни

Стр.5-8

3




Потенциальные возможности размножения организмов

Геометрическая прогрессия размножения

§1

4




Общие закономерности зависимости организмов от факторов среды

Экологические факторы, абиотические, биотические. Закон оптимума, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор

§2, задание 1

5




Основные пути приспособления организмов к среде

Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий

§3

6




Основные среды жизни

Среды жизни, планктон, нектон, бентос, заморы, паразитизм, закон большого числа яиц

§4 вопросы 1,3,6

7




Пути воздействия организмов на среду обитания

Средообразующая деятельность организмов. Фильтрационное питание. Самоочищение водоёмов.

§5

8




Приспособительные формы организмов

Конвергенция, жизненные формы

§6, примеры

9




Приспособительные ритмы жизни

Суточные ритмы, годовые ритмы, фотопериод, фотопериодизм.

§7 составить цветочные часы

10




Обобщение





Стр.10-55

11




Контрольная работа «Организм и среда»








II.СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (11)



№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

12




Типы взаимодействия организмов

Конкуренция, мутуализм, симбиоз, нейтральные отношения. Пищевые отношения, биотические связи.

§8 темы для дискуссий: 1,2,3,5.

13




Законы и следствия пищевых отношений

Циклические колебания численности, экологический бумеранг

§9

14




Законы конкурентных отношений в природе

Закон Гаузе. Правило конкурентного исключения. Правило Тинеманна.

§10

15




Популяции

Популяция, численность, структура, плотность популяции. Иммиграция, эмиграция

§11 темы для дискуссий: 3,4,5

16




Демографическая структура популяции

Демография, возрастная структура популяции, пирамиды возрастов

§12

17




Рост численности и плотность популяции

Ёмкость среды, саморегуляция численности, самоизреживание у растений, территориальное поведение животных

§13 задание 1

18




Численность популяций и её регуляция в природе

Динамика численности, ход численности, взрывы численности

§14

19-20




Биоценоз и его устойчивость

Биоценоз, доминанты, ярусность, опушечный эффект

§15

21




Обобщение





Стр.60-112

22




Контрольная работа «Сообщества и популяции»







III.ЭКОСИСТЕМЫ (14)

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

23




Законы организации экосистем

Экосистема, потоки вещества и энергии, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты.

§16

24




Законы биологической продуктивности

Цепи питания, правило десяти процентов, биомасса, белковое голодание

§17 дополнительная информация

25




Агроэкосистемы

Агроценозы, агроэкосистемы, биологический метод борьбы

§18

26




Саморазвитие экосистем

Сукцессии, зрелые и незрелые сообщества, восстановительные смены

§19

27




Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

Разнообразие жизни, функции биологического разнообразия

§20 темы для дискуссий: 1,2,4

28-29




Характеристика важнейших экосистем России




Сообщения. презинтации

30-31




Биосфера

Биосфера, озоновый экран, органогенные породы, биокосное тело

§21дополнительная информация

32-33




Основные биосферные циклы веществ




Тетрадь

34




Экология как научная основа природопользования




§21 дополнительная информация

35




Семинар





Стр.115-158

36




Итоговое тестирование







Знать: состав понятий, описывающих природные системы различного ранга, компоненты сред жизни, популяций и экосистем, их структуру, схемы цепей питания, круговоротов веществ, потоков энергии, механизмы и следствия нарушения их человеком, экологические факторы, среды жизни, основные приспособления к ним организмов, факторы функционирования и устойчивости экосистем и биосферы, роль биоразнообразия, роль жизни, живого вещества в создании и сохранении биосферы и жизненной среды, основные экологические проблемы, их причины, пути и методы решения.

Уметь: приводить примеры экосистем, популяций, цепных реакций; различать процессы в природных экосистемах, устанавливать связи между различными звеньями экосистем, характеризовать экосистемы в природных условиях, объяснять причины и видеть следствия основных изменений в экосистемах и биосфере, решать простейшие экологические задачи.

11 класс


Социальная экология

(1 час в неделю, всего-34 часа)



I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10)

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

1




Человек как биосоциальный вид

биосоциум

§23

2




Материальная и духовная культура в социоприродной экосистеме

Духовная культура, материальная культура, нравственность

§43 (М)

3




Состояние человека как отражение состояния экосистемы

Антропологический кризис, маргинализация личности

§44 (М)

4




Особенности пищевых связей

Пищевые связи, экологическая ёмкость среды

§24

5




Использование орудий и энергии

адаптация

§25

6




История развития экологических связей человечества. ( древние гоминиды)

Этапы эволюции человека, абиотические факторы среды

§26

7




Человек разумный

альтруизм

§27

8




Современность

Человеческие расы, миграция, урбанизация

§28

9




Будущее человечества

Социально-экологическая ёмкость. Экологический кризис

§29

10




Обобщение по теме







II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ (8)

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

11




Социально-экологические особенности демографии человечества

демографмия

§30

12




Рост численности человечества




§31

13




Социально-географические особенности демографии человека

Материки, части света

§32

14




Демографические перспективы

депопуляция

§33

15




Управление демографическими процессами




§33

16




Изменение численности учащихся МОУ Октябрьской СОШ и в школах близлежащих деревень




Сообщения

17




Демографическая ситуация в селе, Карасукском районе, НСО




сообщения

18




Подведение итогов по теме







III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ (14)

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

19-20




Современные проблемы охраны природы

Рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы

§34

21-22




Особо охраняемые территории

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

§66(М) сообщения

23




Современное состояние и охрана атмосферы

Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера

§35

24




Рациональное использование и охрана водных ресурсов

СМС

§36

25




Использование и охрана недр

Периоды: «каменный», «бронзовый», «железный»

§37

26




Почвенные ресурсы, их использование и охрана

эрозия

§38

27




Современное состояние и охрана растительности




§39


28




Рациональное использование и охрана животных

Красная книга

§40

29




От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию




§41

30-31




Экология и здоровье

Болезни XXI века

§42

32




Семинар








33




Подведение итогов по всему курсу







34




Итоговое тестирование







Знать: ряд терминов таких как: «экологическая проблема», «экологический кризис», «устойчивое развитие», «парниковый эффект», «озоновый экран», «кислотные осадки», «биотехнологии», «опустынивание», «демографический взрыв», «экологический мониторинг»…должны описывать масштабы и виды влияния человека на биосферу и её звенья, основные экологические проблемы, порожденные деятельностью человека.

Уметь: устанавливать связи между отдельными действиями человека и изменениями в природных системах, характеризовать природные экосистемы, измененных деятельностью человека и созданных человеком, высказывать суждения о роли экологии как науки и учебной дисциплины в современный период, значение экологического образования, воспитания и международного сотрудничества для сохранения биосферы, решения экологических проблем, выживания человечества.