Данный методический материал представляет собой сценарий серии интеллектуальных игр для младших и средних школьников - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Данная программа представляет собой вариант программы организации... 1 139kb.
Осмысление сюжета сказки, характеров сказочных персонажей; понимание... 1 49.38kb.
Духовно-нравственное развитие школьников как основа становления личности... 1 64kb.
Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления... 1 29.1kb.
Гигиеническое воспитание младших школьников 1 40.76kb.
Пояснительная записка к программе «Развитие лексико-семантической... 1 179.21kb.
Научно-методический центр выборгского района 6 785.13kb.
Проявление билингвизма у младших школьников. Основные методы коррекционного... 1 369.03kb.
Рабочая программа по истории для 6-го класса по учебникам: Ведюшкин В. 1 460.54kb.
Лекция Режим и гигиена питания младших школьников 1 34.57kb.
Цели: Расширить и обобщить представление младших школьников о государственных... 1 48.24kb.
Положение о порядке и условиях внесения физическими и (или) 1 47.14kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Данный методический материал представляет собой сценарий серии интеллектуальных игр - страница №1/1



Школьный интеллектуальный клуб «Эрудит»

Преданья старины глубокой

(Сценарий интеллектуальной игры)




2012г.


Данный методический материал представляет собой сценарий серии интеллектуальных игр для младших и средних школьников.

Эта игра посвящена истории древних славян: мифологии, фольклору, народной игрушке, праздникам и т.д. Иногда началом истории славян-руссов считают время принятия Киевской Русью христианства в IX веке. Но наша история значительно старше, своими корнями она уходит в необозримые глубины веков, когда наши предки жили в полном согласии с окружающей их природой, они обожествляли природу, создав повествования о богах, духах, героях и первопредках, возвеличенных до богов. Причудливая славянская мифология богата не только сказаниями о подвигах героев и богов. Это и заговорное слово, волшебная сила камней и трав, и праздничные обряды.

Наша цель - привлечь внимание детей к этой теме, приобщить к чтению литературы по истории, мифологии, расширить их кругозор.

Подготовка к игре требует погружения в данную тему. Этому способствует чтение специальной литературы (список прилагается). Необходимо также использовать творческий потенциал школьников, обязательный при подготовке домашнего задания, оформлении помещения, где будет проходить игра.

В ходе игры дети показывают знания по данному вопросу, проявляют эрудицию, творческие и логические способности.

Жюри оценивает ход игры, определяет победителей.

Материал содержит сценарий интеллектуальной игры "Преданья старины глубокой", ответы к конкурсным заданиям (Приложение № 1), книжно-иллюстративную выставку (Приложение № 2), список рекомендуемой литературы (Приложение № 3).

_______________________________________

* См. метод. материалы: "Пиратские истории", - Новосибирск, 2003г.; "Все о транспорте". - Новосибирск, 2005г.; "Художник рисует природу. - Новосибирск, 2006г.; "Праздники народов мира". - Новосибирск, 2007г.

«Преданья старины глубокой»

Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 4-6 классов.


Ведущий: Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир прошлого, полный тайн и загадок.

Первое наше путешествие в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов.


1 тур. «Славянская мифология».

Задание № 1. «Пантеон славянских богов» (пантеон в переводе с греческого языка означает «храм, посвященный всем богам»).
Определите, о каком боге идет речь:
1. Древнейший славянский бог – творец, родитель всего сущего, считался единым предком всех славянских племен?
2. Как древние славяне называли бога-отца света, бога неба, научившего человека искусству ковать и брачным связям, подарившего людям сыновей-богов?


  1. Какой бог олицетворял солнце, считался подателем всяких земных благ, богатства, счастья, благополучия?




  1. Какой грозный владыка был сыном верховного божества Сварога? Он почитался как бог грома и молний.




  1. Какое божество – одно из самых могущественных славянских богов? Это бог всех зверей, появляющийся иногда в образе медведя. Но было у него ещё одно предназначение. Считалось, что он «пасет» на пастбищах загробного мира души мёртвых.

6. Какое божество олицетворяло разрушительную стихию, небесные или атмосферные явления? Его называют повелителем ветров.



Задание № 2. «Думай, голова".


  1. Древние славяне почитали два священных дерева. Одно из них считалось символом женской красоты и стати, другое - символом мужской силы и мужества. Эти сравнения до сих пор сохранились в нашем языке. О каких деревьях идет речь?




  1. Назовите растение, с которым связаны народные поверья. Считалось, что раз в году, в ночь Ивана Купала, на нем распускается цветок, обладающий магическими свойствами.




  1. Отгадайте старинную загадку: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». О чем идет речь?


Ведущий: Суеверия (вера в таинственные сверхъестественные силы) послужили основой многих примет, сказок, поговорок.

К суевериям относится и «чертово племя». Что же это за племя?

Более пятидесяти обитателей насчитывается в нем. В народе говорят, что за душу каждого человека спорят чёрт и ангел-хранитель. Если добрые дела человека перевешивают, то ангел прогоняет черта, и наоборот.

Давайте вспомним некоторых представителей нечистой силы.


Задание № 3 Кроссворд «Нечистая сила»



1.






















2.

























3.



















4.










5.






















6.

























7.



















  1. Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.




  1. Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству.




  1. Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.




  1. Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.




  1. Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.




  1. Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.




  1. Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.


Задание № 4. «Победи Кощея».
В народных сказках Кощею Бессмертному приходит конец. Тем или иным путем герой узнает его тайну. Определите, в какой последовательности надо искать смерть Кощея.

Проставьте цифры:


Зеленый дуб

Иголка

Заяц

Железный сундук

Утка

Яйцо


Задание № 5. «Таинственный сундук».
Известно, что Василиск – это мифическое животное, огромный змей, способный убивать ядом, взглядом и дыханием. Умирает от собственного взгляда.

Вам предстоит сразиться с Василиском. Какой предмет, находящийся в этом сундуке, поможет вам победить змея?


Задание № 6. Домашнее задание "В гостях у славянских богов".
В течение 2-х минут команды представляют одного из славянских богов.

Задание может быть выполнено в виде инсценировки, стихотворения, музыкальной, живописной форме.


Завершение 1 тура.
Ведущий: Путешествие было сложным и опасным. На пути нам довелось встретиться не только с добрыми духами, но и с представителями темного царства. И поэтому напоследок я предлагаю вам вместе со мной произнести заговор, который убережет нас в дальнейшем от всякой нечисти, придаст силу и храбрость.
Прочь отступите, чудовища все!

Явится Русь перед вами в красе.

Вам ли, чудовища,

Наши сокровища –

Молодость, силушку

Спрятать в могилушку!

Вам ли всю Русь погубить?

Вам ли свалить великана-

гиганта?

Есть у него три бессмертных

таланта:

Верить, терпеть и ... любить!


Л.И. Трифонов



2 тур. «Гей, славяне».
Ведущий: Русские люди всегда поражали иностранцев своей терпеливостью и выносливостью. Таков был русский дух. Каков же облик русского человека?
Задание № 7. Турнир-тест «Облик русского человека»
Подчеркните верный ответ:


  1. Что являлось гордостью и необходимой принадлежностью мужчин в Древней Руси?




  • длинные волосы

  • отполированные ногти

  • борода




  1. Что такое кика?




  • головной женский убор

  • вид русского оружия

  • украшение для женщин

3. Бородовые деньги – это:




  • определенная плата за бритье бороды

  • специальная плата, установленная Петром I для подданных, которые не хотели брить бороды

  • премия за самую длинную бороду




  1. Головной убор замужней женщины на Руси называется:




  • венец

  • волосник

  • шаль




  1. Без какой детали одежды русскому человеку было неприлично выходить из дома?




  • воротник

  • карман

  • пояс

Задание № 8. «Да или нет».
(на все высказывания необходимо отвечать "да или нет")
Правда ли, что…


  1. Шубы на Руси носили только знатные люди.

  2. Раньше шубы украшали кружевами.

  3. На Руси все русские люди обходились без перчаток, их заменяли длинные рукава одежд.

  4. Русские люди считали нарядной рубашку белого цвета.

  5. Во время парада боярин надевал несколько шапок.


3 тур. «Народная игрушка».
Ведущий: О чем только не расскажут народные игрушки! О преданиях глубокой старины и об особенностях быта, о сказках и легендах своего народа, о местности, в которой он живет, и, конечно, о его характере.
Задание № 9. «Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки».

Выберите правильный ответ:




  1. Какой город считается родиной русской расписной матрешки?




  • Киров

  • Сергиев – Посад

  • Екатеринбург




  1. Назовите родину промысла дымковской игрушки.




  • Вятка

  • Москва

  • Норильск

  1. Кто является самым популярным героем деревянной богородской игрушки?




  • собака

  • медведь

  • крокодил




  1. Как назывались на Руси маленькие деревянные или костяные игрушки, предназначенные для семейных и даже светских развлечений?




  • бирюльки

  • миниатюры

  • фитюльки


Ведущий: Много русских мастеров из разных мест трудились над созданием игрушки. У каждой были свои особенности и отличия. Создавая эскизы, узоры, мастера использовали различные краски, цвета. И я предлагаю вам следующий конкурс.
Задание № 10. «Раскрась игрушку».
Каждой команде предлагается раскрасить образец игрушки из Гжели. Предоставляются наборы цветных фломастеров или карандашей.
4 тур. « Русский фольклор».
Ведущий: Русский народ – создатель богатого фольклорного наследия: мудрых пословиц, хитрых загадок, печальных обрядовых песен.

Пословицы и загадки тесно связаны друг с другом, входят в песни, былины и сказки, служат людям верную службу: учат, советуют, предупреждают.


На вид пословицы просты,

Начни-ка вспоминать.

Но мудрости и красоты

У них не занимать.

И если их перечитать,

То убедишься снова:

Захочешь что-то поменять –

Не выкинешь ни слова.


Задание № 11. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?».
Необходимо подчеркнуть правильное окончание пословицы.


  1. Авось да как-нибудь.....




  • .....и так проживем

  • .....до добра не доведут

  • .....само дело делается

2. Волков бояться...


* .....ружьём запасаться

* .....трусом остаться

* .....в лес не ходить
3. Что в воду упало, то...
* .....рыба достала

* .....пропало

* .....ко дну пристало
4. Сколько волка не корми, он...
* .....всё равно собакой не станет

* .....всё равно не наестся

* .....всё равно в лес смотрит
Задание № 12. «Расшифруй слова».
Ведущий:
На волшебной двери – письмена.

Расшифруй, получишь столько силы,

Сколько мудрость вечная одна

В дар героям славным приносила

Gyirszм wдvа смqекrалjка чdsто jбрvzаlт с uсqесwrтрfdоlй
Задание № 13. «Бой скороговорок».
Ведущий: Смело в бой скороговорок!
Разрешите нам начать!

Кто-то пусть скороговорит –

Остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки

Фразу вслух произнесет,

Тот очко своей команде

Непременно принесет.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

И кто меньше ошибётся,

Тот в бою и победит.
Представители каждой команды три раза повторяют скороговорку.
Командам предлагается «ромашка», на листочках которой написаны скороговорки.


  1. Ушёл косой козёл с косой.

  2. Три дроворуба, три дровосека, три дровокола.

  3. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

  4. Король – орёл, орёл – король.

  5. От топота копыт пыль по полю летит.

  6. Купи кипу пик.

  7. Добры бобры, идут в боры.

  8. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.


Задание № 14. «Переведи с русского на русский».
В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не используются или употребляются в некоторых деревнях или областях.

Проставьте номера рядом с правильным вариантом ответа.




  1. Алтын мера веса

  2. Палица мера длины

  3. Пуд волк

  4. Хоромы кадка для теста

  5. Перст тяжелая дубина

  6. Квашня монета в три копейки

  7. Верста палец

  8. Бирюк большой дом


5 тур. «Праздничный».
Ведущий: Жизнь русского народа была богата праздниками – веселыми и замечательными. Эти праздники дошли и до наших дней, не забылись, не утратили свою былую яркость, задор.

Праздники отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования различным обычаям и правилам.

И у каждого праздника есть своё лицо...
Задание № 15. «Калейдоскоп народных православных праздников» (вопрос-ответ).


  1. Как называется день перед Рождеством, когда православные верующие ничего не едят до самого вечера, ждут появления первой звезды?

  2. Какой праздник связан с воскрешением Иисуса Христа? В этот день красят яйца и пекут куличи.

  3. Во время этого праздника в церквях освещают воду и приносят её домой. Эту святую воду пьют сами, окропляют ею жилища. По языческим традициям в эти праздничные дни принято гадать. Что это за праздник?

  4. Главную роль в этом празднике играют блины, которые добрыми хозяйками пеклись всю неделю. Любимой народной потехой были борьба и кулачные бои. Как называется этот праздник?


Ведущий: Вот игра и вся!

Конец!


Кто играл в ней - молодец!
Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь,

Говорим вам «до свиданья»,

До счастливых добрых встреч!



Приложение №1
Ответы к конкурсным заданиям
1 тур. «Славянская мифология».
Задание №1. «Пантеон славянских богов».


  1. Род

  2. Сварог

  3. Даждьбог

  4. Перун

  5. Велес

  6. Стрибог

Задание №2. «Думай, голова».




  1. Береза и дуб

  2. Папоротник

  3. Мифическое изображение года: 12 месяцев, каждый содержит по 4 недели, а в неделе по семи дней.

Задание № 3. Кроссворд «Нечистая сила».

11


2. к

и

к

и

м

о

р

а




3. в

е

д

ь

м

а







4. я

г

а







5. г

о

р

ы

н

ы

ч







6. р

у

с

а

л

о

ч

к

и

7. л

е

ш

и

й






Задание № 4. «Победи Кощея».


1.

6.

3.



2.

4.

5.


Задание № 5. «Таинственный сундук».
В сундуке находится зеркало.
Задание № 6. Домашнее задание "В гостях у славянских богов".
2 тур. «Гей, славяне».
Задание № 7. Турнир-тест «Облик русского человека».


  1. Борода

  2. Головной женский убор

  3. Специальная плата, установленная Петром I подданным, которые не хотели брить бороду

  4. Волосник

  5. Без пояса

Задание № 8. «Да или нет».




  1. Нет, бедные тоже, назывались эти шубы тулупами

  2. Да, рукава женских шуб украшали кружевами, которые снимались и тщательно хранились

  3. Нет, цари и знатные люди надевали «перчатые рукавицы»

  4. Нет, красные рубахи считались самыми нарядными

  5. Да, чем выше головной убор, тем выше знатность боярина.

3 тур. «Народная игрушка».


Задание № 9. «Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки».


  1. Сергиев - Посад

  2. Вятка (слобода Дымково)

  3. Медведь

  4. Бирюльки

Задание № 10. «Раскрась игрушку».


4 Тур. «Русский фольклор».
Задание № 11. «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?»


  1. ... до добра не доведут

  2. ... в лес не ходить

  3. ... пропало

  4. ... всё равно в лес смотрит

Задание № 12. «Расшифруй слова».


Из текста выбираются только буквы русского алфавита.

Ум, да смекалка, что брат с сестрой.
Задание № 13. «Бой скороговорок».
Задание № 14. «Переведи с русского на русский».


  1. Монета в 3 копейки

  2. Тяжелая дубинка

  3. Мера веса

  4. Большой дом

  5. Палец

  6. Кадка для теста

  7. Мера длины

  8. Волк

5 тур. «Праздничный».


Задание № 15. «Калейдоскоп народных православных праздников».
1.Сочельник

2.Пасха


3.Крещение

4.Масленица



Приложение № 2

"Мифы и герои Древней Руси"
Книжно-иллюстративная выставка
Текст: Причудливая славянская мифология

богата сказаниями о подвигах героев и богов.


    1. «Будни богов»

Литература.


1. Мифы и былины. - М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 238 с. –(Хрестоматия. Начальная школа).
2. Мифы и предания древних славян. - М. : Дрофа- Плюс, 2005. – 61 с. – (Внеклассное чтение).
3. Науменко, Г. Вся славянская мифология / Г. М. Науменко; худож. Г. Алимов. – М. : Астрель : АСТ : Хранитель, 2006. – 191 с. – (Хрестоматия школьника).
4. Языческие боги, былинные герои, русские святые : хрестоматия "Отечество". – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – 303 с. - (Отечество).
II. "Спрятавшиеся в сказках"
(книги о сказочных героях)
Литература.


        1. Василиса Премудрая : рус. волшеб. сказки / под ред. В. П. Аникина ; худож. Л. Корчемкин. –Владивосток. : Дальневост. кн. изд-во, 1981. - 319 с. : ил.




        1. Жар-птица и Василиса-царевна /худож. Е.  Владыченко. – М. : Гознак, 1984. – 20 с. : цв. ил.




        1. Кот Баюн : рус. волшеб. сказки / сост., вступ. ст. и примеч. В. П. Аникина ; рис. Г. Бедарева. - М. : Дет.лит, 1985. – 208 с. : цв. ил.




        1. Кощей Бессмертный : сказка /худож. Е. Владыченко. – М. : Гознак, 1986 – 24 с. : ил.




        1. Лебедушка : русские волшебные сказки / худож. И.  Кузнецов. – М.: Дет. лит, 1985. - 159 с. : ил.




        1. Перо Жар – птицы : рус. нар.сказки / худож. Т.  Шеварева – М.: Кристина и Ольга, 1994. - 93 с. : цв.


III. "Герои русских былин"
Литература.
1. Богатыри и витязи Русской земли / сост., предисл. Н. И. Надеждина ; ил. З. К. Соколовского – М.: Дрофа- Плюс, 2004 – 302 с. : ил. – (Круг детского чтения).
2. Богатырская застава : девять былин / сост., пояснения и послесл. В. П.  Аникина ; худож. И. Архипов. – М. : Дет. лит., 1975. – 127 с. : ил.
3. Былины /Худож. А. А. Митрофанов. - М. : Дрофа – Плюс, 2005. – 62 с. : цв. ил. – (Русская классика - детям).
4. Добрыня Никитич и Алеша Попович / Пересказ. и обраб. Н. И.  Надеждина; комент. В. И.  Калашникова; худож. А. Чаузов. – М. : Белый город, 2003. – 48 с. : ил. – (История России в летописях, сказаниях и былинах).
5. Карнаухова, И. Русские богатыри : былины и героич. сказки / пересказ. И. В. Карнауховой:; рис. Н.  Кочергина. - Новосибирск : ВО Наука, 1992. – 222 с. : ил.

Приложение № 3
Список рекомендуемой литературы
1. Я познаю мир : Мифология: Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония: детская энциклопедия: – М. : Олимп; АСТ, 1999. –- 496 с. : ил. – Из содерж. : " Спрятавшиеся в сказках".
2. Я познаю мир:: Культура: детская энциклопедия / авт. сост. Н. В. Чудакова; худож. А. В. Кардашук, Е. В. Дедова; под общ. ред. О. Г .Хинн. – М. : АСТ", 1999. – 480 с. – Из содерж. : "Простые вещи".
3. Я познаю мир: Игрушки : детская энциклопедия: / авт. сост. Н. Г. Юрина. – М. : АСТ"; "Семейная библиотека", 1999. – 496 с., ил. – Из содерж. : "В каждой избушке - свои игрушки".
4. Я познаю мир: Нечистая сила: детс. энцикл. / авт. - сост. Е. В. Прокофьева; худож. В. В. Иванюк. - М.: Астрель: АСТ, 2001. – 400 с. : ил.
5. Калашников В. Славянская мифология / худож. М. Саморезов. – М. : Белый город, 2002. – 48 с. : ил. - (История России).
Составитель: Л. Ю. Дасманова, зав. отделом искусств
Редактор: Н. И. Караблина, зав. метод. отделом
Отв. за выпуск: Н.Н. Федоренко, зам директора
Ксерокс ОДБ Заказ № 354 Тираж 50 экз.

630005, г. Новосибирск, ул. Некрасова, 84

Тел./факс: 224-72-70; 224-72-41

E-mail: ODBN@mail.ru

Сайт: www.maxlib.ru