Деятельность Немецкого общества по изучению Восточной Европы (=dgo) в 1990-2010 гг - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К вопросу о типологии жилищ и социальной структуре населения Восточной... 1 121.92kb.
Методические указания по дисциплине «Сервисная деятельность» для... 1 293.03kb.
В. Сухомлинский Целители Древнего Востока знали на поверхности человека... 1 18.11kb.
Моя педагогическая деятельность в моу «Турунтаевская сош №1» началась... 1 223.82kb.
Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное... 1 54.23kb.
Целевая программа на 2010 -2013 год 1 286.56kb.
Внеклассное мероприятие по немецкому языку 7 – 9 класс Учитель немецкого... 1 50.37kb.
Анализ работы рмо учителей немецкого языка Верхнеуральского района... 1 235.34kb.
Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема... 1 113.65kb.
Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного... 1 102.01kb.
Интегрированный урок немецкого языка и музыки в 8-11 классах In der... 1 56.35kb.
Инновационного педагогического опыта «Музыкальный фольклор как средство... 1 59.96kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Деятельность Немецкого общества по изучению Восточной Европы (=dgo) в 1990-2010 гг - страница №1/1

Деятельность Немецкого общества по изучению Восточной Европы (=DGO) в 1990-2010 гг.
Глава 3. Понимание Восточной Европы DGO.

3.1. Границы Восточной Европы и состав стран-участниц.
1. Название журнала, издаваемого Немецким обществом по изучению Восточной Европы, соответствует тематике исследовательской деятельности организации – Osteuropa («Восточная Европа»).

2. Поскольку в этот регион могут входить различные государства в зависимости от применяемых параметров (географические, политические, культурные и т.д.), важным вопросом является определение границ Восточной Европы и состава стран, составляющих данную территорию.

3. Многие авторы Osteuropa задаются вопросом дефиниции Восточной Европы, явно или латентно предлагая определения и понимание этого противоречивого концепта.

3.1. Например, Эгберт

3.1.1. «Встречая в повседневной жизни, политике, литературе, а также в общественных науках в различных местах и в разных языках слова «Восточная Европа», можно сопоставить сильно отличающиеся значения. Разница при этом гораздо больше, чем в случае «Западной Европы» или «Северной Европы»»1, - так характеризует Эгберт Ян (Egbert Jahn) неоднозначность понятия «Восточная Европа» в аналитической статье 1990 года, посвященной истории формирования данного наименования.

3.1.2. Несмотря на то, что Восточная Европа является соседом Западной, их отличает как несходство исторической судьбы, так и разница в идентичности населяющих территорию жителей: «Лишь немногие могут назвать себя восточноевропейцами либо полагают, что живут в Восточной Европе. Очевидно, что Восточная Европа не имеет собственной идентичности или, по крайней мере, она слабо развита»2.

3.1.3. Под «Европой» обычно понимается западная часть континента, Восточная же Европа, вопреки названию, входит туда лишь условно: «Западная Европа, определенно, видит себя как Европу. Помимо этой западной части Европы есть еще и другая Европа, а именно восточная. Восточная Европа, так сказать, «тоже Европа», бедная родственница настоящей Европы. Европа представляет собой не западную и восточную часть, всю Европу составляют Европа плюс Восточная Европа»3.

Выглядит как 3.1.3.1., но, похоже, является единственным тезисом основной части параграфа. Присваиваем номер:

4. Сложность составляет смешение понятий Восточной и Центральной (а иногда и Центрально-восточной) Европы.

4.1. «Понятие Центральной и Восточной Европы включает в себя здесь также европейскую часть бывшего Советского Союза и современное Содружество Независимых Государств (СНГ)»4.

4.05. Иногда эти понятия даже приравниваются: «Существует несоответствие между официальным акцентом или утверждением, что Восточная или, соответственно, Центрально-Восточная Европа в историческом и культурном смысле, разумеется, относятся к Европе, и важно, что это также – в особенности на будущее – имеет серьезное экономическое значение, и на деле зачастую преобладающая неосведомленность, даже скрытое презрение к этой части нашего континента»5; «Если говорить об образе Восточной (или Центральной) Европы, который имеется у восточноевропейской интеллигенции в воспоминаниях (памяти) о нацистской Германии…»6

3.5.?«Можно было бы предположить, что как раз с Евросоюзом ассоциируются страны Центральной и Восточной Европы отдельно от государств Содружества Независимых Государств в виде так называемого «шефства» – в случае имеющихся, исторически сложившихся отношений – могла бы быть оказана поддержка, в результате которой процесс сотрудничества Востока и Востока получил бы новый импульс»7.

В вышеприведенной цитате понятия Восточной и Центральной Европы объединяются, но есть и противоположное мнение. Если вдуматься тщательно, то это гораздо более сложный пример. То, что Гневецков называет «Центральной и Восточной Европой, отдельной от государств СНГ» = тому, что Шварценберг называет только Центральной, не-В (т.е. неправославной) Европой. Таким образом, здесь речь идет о разных пониманиях Восточной Европы, а не о разных соотношениях ее с Центральной.

Кроме этого, не стоит говорить, что здесь «понятия Восточной и Центральной Европы объединяются», поскольку упоминаются оба понятия; значит, автор считает нужным назвать оба. Можно говорить лишь об объединении их в один над-регион, противостоящий другому региону.

3.5. Восточной Европой называются разные регионы: не включая сюда страны СНГ (Гневецков), наследники византийской культуры (Шварценберг)

4.2., 3.5.? Карл Фюрст Шварценберг (Karl Fürst Schwarzenberg) сказал на ежегодном съезде Немецкого общества по изучению Восточной Европы (12-14 октября 1995 года, Кельнский университет), что Центральная и Восточная Европа разделены не в географическом, но в культурном смысле. Решающее для формы культуры при этом, христианство ли, которое было передано живущим там народам от Рима или Византии, и Реформация ли, Ренессанс и просвещение были пережиты. Из Византии пришла цезаропапистская модель власти. Основная идея разделения властей медленно распространилась с Запада на Восток. Конечно, как и национализм, исходящий от революционной Франции8.

5. Состав стран-участниц Восточной Европы сильно разнится в зависимости от позиции автора. Либо это представители бывшего Советского Союза, либо государства, входящие в «центральную Европу», иногда туда же входят страны Балканского полуострова.

4.7. Говоря о развитии демократии в восточноевропейских странах, Якоб Юхлер (Jacob Juchler) приводит сравнительную таблицу, включая туда как государства, входящие в состав региона географически (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Словения), так и представителей балканских государств (Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Албания) и страны постсоветского пространства (европейская часть России, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения), в том числе балтийские государства (Эстония, Латвия, Литва) 9.


Деятельность Немецкого общества по изучению Восточной Европы (=DGO) в 1990-2010 гг.
Глава 3. Понимание Восточной Европы DGO.

3.1. Границы Восточной Европы и состав стран-участниц.
1. Название журнала, издаваемого Немецким обществом по изучению Восточной Европы, соответствует тематике исследовательской деятельности организации – Osteuropa («Восточная Европа»).

2. Поскольку в этот регион могут входить различные государства в зависимости от применяемых параметров (географические, политические, культурные и т.д.), важным вопросом является определение границ Восточной Европы и состава стран, составляющих данную территорию.


3. Многие авторы Osteuropa задаются вопросом дефиниции Восточной Европы, явно или латентно предлагая определения и понимание этого противоречивого концепта.

3.1.1. Значения (ВЕ) разные (Эгберт)

3.1.2. ВЕ-идентичность выражена слабее, чем в ЗЕ (Эгберт)

3.1.3. Е (видимо, в сознании европейцев) понимают как сумму Е и ВЕ (Эгберт)


3.5. Есть разные понимания ВЕ.

1) Вместе с Центральной противопоставляемая странам СНГ (Гневецков)

2) Культурно – выросшая из Византии (православие, цезарепапизм, задержка с усвоением разделения властей и национализма) (Шварценберг)
4. Сложность составляет смешение понятий Восточной и Центральной (а иногда и Центрально-восточной) Европы.


  1. официально ВЕ / ВЦЕ включают в Е, фактически (а что это значит? имеется в виду массовое сознание? почему это важно? - АП) к ВЕ / ВЦЕ относятся пренебрежительно (Шван).

  2. Ц и ВЕ могут объединяться в единый регион (Гневецков, Дубин?)

    1. включение экс-СССР (Гневецков)

  3. Между ЦЕ и ВЕ существует не географическое, а культурное (православие, цезарепапизм, задержка с усвоением разделения властей и национализма) различение (Шварценберг)

Юхлер вон всё включает в свою таблицу развития демократии в восточноевропейских странах


ВЫВОД: Состав стран-участниц Восточной Европы сильно разнится в зависимости от позиции автора. Либо это представители бывшего Советского Союза, либо государства, входящие в «центральную Европу», иногда туда же входят страны Балканского полуострова.

1 Jahn, Egbert. Wo befindet sich Osteuropa? // Osteuropa. 1990. № 5. С. 418-440. С. 418.

2 Jahn, Egbert. Wo befindet sich Osteuropa? // Osteuropa. 1990. № 5. С. 418-440. С. 419.

3 Jahn, Egbert. Wo befindet sich Osteuropa? // Osteuropa. 1990. № 5. С. 418-440. С. 419.

4 Gneveckow, Jürgen. Umweltpolotik in Mittel- und Osteuropa – der Prozeß „Umwelt für Europa“. Beschreibung, Bewertung und perspektivische Betrachtung // Osteuropa. 1996. № 4. С. 343-363. С. 343.

5 Schwan, Gesine. Die Tücken der Ortsbestimmung – wo liegt Osteuropa? // Osteuropa. 2002. № 4. С. 389-394. С. 389.

6 Dubin, Boris. Das „andere“ Europa und das „virtuelle“ Europa. Globales und Lokales im Selbstverständnis osteuropäischer Intellektueller nach dem Zweiten Weltkrieg // Osteuropa. 2002. № 12. С. 1573-1596. С. 1581-1582.

7 Gneveckow, Jürgen. Umweltpolotik in Mittel- und Osteuropa – der Prozeß „Umwelt für Europa“. Beschreibung, Bewertung und perspektivische Betrachtung // Osteuropa. 1996. № 4. С. 343-363. С. 358.

8 König, Helmut. Kultur im nachkommunistischen Europa – Wandel und Wiederkehr. Jahrestagung 1995 der Deutsche Gesellschaft für Osteuropakunde // Osteuropa. 1996. № 3. С. 286-291. С. 286.

9 Juchler, Jacob. Schwierige Demokratisierungsprozesse. Zum politischen Entwicklung in der Reformländern Osteuropas // Osteuropa. 1994. № 2. С. 125-141. С. 138.