Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... 2 617.24kb.
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной... 1 264.85kb.
Дополнительная общеобразовательная программа 1 145.34kb.
Пояснительная записка Образовательная программа по классу «Электромузыкальные... 3 466.76kb.
Программа в области искусства «хореографическое творчество» 1 280.19kb.
«гатчинский муниципальный район» ленинградской области 7 1637.6kb.
Схема фонетического разбора слова 1 154.07kb.
Программа кружка декоративно-прикладного искусства «Город Мастеров»... 1 117kb.
Гксоу во департамент образования 1 36.7kb.
Рабочая программа Изобразительному искусству 6 класс 2013-2014 Составитель 6 696.65kb.
Играем с мамой Игры с музыкальными инструментами Музыкальные игрушки 1 38.53kb.
Лексико-грамматических упражнений по французскому языку для начинающих 27 1995.66kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 17 им. Александра Цфасмана»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО



УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Саксофон


Срок обучения 5 лет

Нижний Новгород

2013г.

духовые 2 страница.jpgСтруктура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

    1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    2. Срок реализации учебного предмета;

    3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

    4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    5. Цели и задачи учебного предмета;

    6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

    7. Методы обучения;

    8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета

    1. Сведения о затратах учебного времени;

    2. Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

    1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    2. Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

    1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

    2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

    1. Список рекомендуемой нотной литературы;

    2. Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «саксофон», далее - «Специальность (саксофон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (саксофон)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.


2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (саксофон для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
3. Объем учебного времен, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (саксофон)»:


Таблица 1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка

924

Количество часов на аудиторные занятия

363

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

561


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально- психологические особенности.



5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на саксофоне и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

  • освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на саксофоне;

  • овладение основными исполнительскими навыками игры на саксофоне, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

  • развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (саксофон.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • наглядный (наблюдение, демонстрация);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (саксофон)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (саксофон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

срок обучения - 5 лет Таблица 2






Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

363

Количество часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия в неделю



3

3

3

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

561

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:


  • -самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • -подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

  • -подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

  • -посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

  • -участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


2. Годовые требования по классам.

Срок обучения – 5 лет


Первый класс

Аудиторные занятия - 2 часа в неделю

Самостоятельная работа - 3 часа в неделю

Консультации - 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Гаммы в тональностях до двух знаков в умеренном темпе. Хроматическая гамма от ноты «си бемоль» малой октавы до ноты «си бемоль»

третьей октавы.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

15-20 этюдов (по нотам).

6-8 пьес.

2-4 ансамбля

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Е. Андреев «Этюд» №28

Д. Кабалевский «Труба и барабан»

Р. Шуман «Мелодия»

2 вариант

И. Пушечников Этюд №9

И.С. Бах Ария «Утро»

З. Кампанеец «Вальс»
Второй класс

Аудиторные занятия - 2 часа в неделю

Самостоятельная работа - 3 часа в неделю

Консультации - 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до трех знаков в среднем темпе.

Хроматические гаммы в тональностях.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

15-20 этюдов (по нотам).

6-8 пьес.

4-6 ансамблей

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

И. Дунаевский Колыбельная из кинофильма «Цирк»

Н. Деллс-Джойс «Безделушка»

И. Брамс (дуэт) Колыбельная песня

2 вариант

В. Моцарт «Деревенский танец»

И. Стравинский «Ларгетто»

А. Вустин «Два негритянских настроения» (дуэт)
Третий класс

Аудиторные занятия - 2 часа в неделю

Самостоятельная работа - 3 часа в неделю

Консультации - 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до четырех знаков в среднем темпе.

Хроматические гаммы в тональностях.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-25 этюдов (по нотам).

8-10 пьес.

4-6 ансамблей

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

Л. Бетховен «Сонатина»

К. Дкбюсси «Маленький негритенок»

С. Прокофьев «Марш» (дуэт)

2 вариант

Н. Бакланов «Мелодия»

Р. Шуман «Дед Мороз»

В. Моцарт «Менуэт» (дуэт)
Четвертый класс

Аудиторные занятия – 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа - 4 часа в неделю

Консультации - 8 часов в год

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до четырех знаков в среднем темпе, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Хроматические гаммы в тональностях.

Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

10-15 этюдов (по нотам).

4 пьесы

1 произведение крупной формы.

6-8 ансамблей

Примеры программы переводного экзамена (зачета)

1 вариант

А. Михайлов. Школа игры на саксофоне:

Г. Хемке «Этюд»

М. Мусоргский «Старый замок»

Г. Свиридов «Музыкальный момент»

И.С. Бах Менуэт (дуэт)

2 вариант

М. Мюль Двадцать четыре легких этюда:

Этюд №10 С. Лансен «Саксофониана»

А. Скрябин «Прелюдия» (по выбору)

Э. Григ «Морская песня» (трио)
Пятый класс

Аудиторные занятия – 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа - 4 часа в неделю

Консультации - 8 часов в год

Ученики пятого класса играют в году зачет и экзамен: в декабре и мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен (итоговая аттестация) выносится программа с дополнительной пьесой. Главная задача пятого класса – предоставить выпускную программу в максимально качественном виде. Перед экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.

15-20 этюдов (по нотам).

4 пьесы


1 произведение крупной формы.

6-8 ансамблей

Примеры программы выпускного экзамена

1 вариант

А. Ревчун Этюд №6

Г. Гендель Сонатина №4 3,4 части

Ф. Крейслер «Смнкопы»

2 вариант

Л. Видеман Этюд №1

К. Глюк «Мелодия»

Д. Смирнов «Канон-Буреска»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:



  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности кларнета для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание репертуара для кларнета, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты,  концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

  • знание художественно-исполнительских возможностей кларнета;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;

  • навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.



  1. Формы и методы контроля, система оценок




    1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся

  • промежуточная аттестация

  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:



  • отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;

  • качество выполнения предложенных заданий;

  • инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (саксофон)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение  о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.


    1. Критерии оценки.

Таблица 3

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим  количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:



  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.


  1. Методическое обеспечение учебного процесса




    1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности саксофона.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами.





    1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Периодичность занятий: каждый день.

Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного   освоения

детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Содержанием домашних заданий могут быть:



  • упражнения для развития звука (выдержанные ноты);

  • работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

  • работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);

  • чтение с листа.

Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.

Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.





  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы




  1. Список рекомендуемой нотной литературы.

  1. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.- Изд. Военно-дирижерского факультета при Мос. Гос. Консерватории, 1973

  2. Вивальди А. Концерт для двух гобоев (ля минор). - Будапешт, 1971

  3. Гольбульскис Б. Лирический вальс *для саксофона и фортепиано). - М., 1964

  4. Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тонора) и фортепиано 1-й сборник. Варшава, 1964; 2 1 сборник.- Варшава. 1965.

  5. Концерты для саксофона / Сост. М. Шапошникова. - М., 1986

  6. Кртишка С. Школа игры на саксофоне.- Прага: Супрафон, 1981

  7. Кручина Б. Джазовая школа для саксофона (кларнета). - Прага, 1972

  8. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. - М., 1975

  9. Найсоо У. Импровизация. - М., 1965

  10. Пушечников И. Легкие этюды для гобоя. - М.1954.

  11. Пьесы для саксофона. Перелож. А. Ривчуна. - М., 1954.

  12. Пьесы советских композиторов. Вып. 1 /Сост. Л. Михайлов. - М., 1981

  13. Пьесы советских композиторов. Вып. 2 /Сост. Л. Михайлов. - М., 1982

  14. Пьесы советских композиторов /Сост. М. Шапошникова, - М., 1986

  15. Ривчук А. Концертный этюд. - М., 1968

  16. Ривчун А. Сто пятьдесят упражнений для саксофона. - М.. 1960

  17. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч.1, - М., 1965

  18. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч.2, - М., 1966

  19. Сборник классических пьес для саксофона / Сост. А. Ривчун. - М., 1963

  20. Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр.1 Краков, 1970

  21. Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр.2 Краков, 1971

  22. Томис А. Десять миниатюр, Варшава, 1964

  23. Хартман В. Ритмические стилистические упражнения. - Лейпциг, 1968

  24. Хеждп Т. Избранные этюды и джазовые импровизации, Варшава, 1964

  25. Хежда Т. Школа игры на саксофоне — Краков, 1976

  26. Хрестоматия для саксофона — альт /Сост. Б. Прорвич. - М., 1978

  27. Хрестоматия для саксофона — баритона /Сост. Б. Прорвич. - М., 1980

  28. Хрестоматия для саксофона 1-3 классы ДМШ /Сост. М. Шапошникова. - М., 1985

  29. Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона — альт: Пьесы и ансамбли.4,5 год обучения / Сост М. Шапошникова. - М., 1987

  30. Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения 1-3 годы обучения. - М., 1986




  1. Список рекомендуемой методической литературы

1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19

2. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых  инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.

3. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971

4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.

5. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

6. Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991

7. Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта- духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47.

8. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта- духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.

9. Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и задача исполнителя по ее управлению. М.,1983

10. Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Сборник трудов. Вып 80. 1985. С. 50-75.

11. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

12. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.

13. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

14. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81

15. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

16 Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

17. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. С.43-54.

18. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

19. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979

20. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986

21. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

22. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1999

23. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988

24. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982

25. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.

/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.

26. Совершенствование методики обучения игре на духовых  инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

27. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990

28. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989

29. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986



30. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975