Экологическое просвещение учащихся и населения поселка Иловля в вопросах качества воды реки Иловля и санитарно- гигиенического состо - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 2 497.8kb.
Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил... 1 36.31kb.
«Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» Задачи 1 25.86kb.
Конспект урока Тема: Внутренние воды России. Реки 1 фио кошкина Мария... 1 121.68kb.
Методическая разработка направлена на развитие интегративного качества... 1 99.06kb.
Н. Г. Хафизова План работы медицинской сестры мбдоу «Цветнопольский... 1 45.49kb.
Vii целевые значения критериев доступности и качества медицинской... 1 83.85kb.
Требования к одежде и внешнему виду обучающихся Муниципального бюджетного... 1 41.35kb.
Эта удивительная вода Цель 1 61.45kb.
Памятка для населения по бешенству 1 24.69kb.
Герб поселка земцы 1 156.93kb.
Рекомендации обучащимся «Как правильно подготовиться к егэ» 1 37.91kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Экологическое просвещение учащихся и населения поселка Иловля в вопросах качества - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛОВЛИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников
Проектная работа

«Чистая вода»

Выполнили члены НОУ «Стрепет», «Исследователь» муниципального образовательного учреждения Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2 Иловлинского района Волгоградской области:

Парфенова Анастасия, Морозова Екатерина

Руководители:

Учитель биологии высшей категории Исаева Вера Викторовна

Учитель химии первой квалификационной категории

Ковалев Евгений Геннадьевич

Иловля 2011год



Аннотация к проекту

Настоящий проект предусматривает улучшение санитарно – гигиенического состояния реки Иловля, осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность по экологической оценке воды и окружающей среды, способствует социализации, повышению экологической культуры детского и взрослого населения рабочего поселка Иловля.



Проблема проекта – экологическое просвещение учащихся и населения поселка Иловля в вопросах качества воды реки Иловля и санитарно- гигиенического состояние ее прибрежной зоны.

Задачи проекта

- Сбор и систематизация материала об экологическом состоянии реки Иловля

- Выработка экологически грамотного поведения в рекреационных зонах реки Иловля

Данный проект призван, хотя бы частично защитить генофонд флоры и фауны реки Иловля, качество ее воды, прибрежных территорий, здоровье населения поселка, создать условия для воспитания экологически грамотных людей, формировать экологическую культуру поведения человека в окружающей среде.



Исходя из полученных экспериментальных данных по исследованию содержания растворенного кислорода в реке Иловля, в осенний и зимний период можно сделать следующие выводы:

- Содержание растворенного кислорода в зимний период увеличилось с 3-4 мг/л на 5-6 мг/л

- Качество воды повысилось к показателю от класса загрязненного к классу умеренно загрязненному.

Качественный биологический реки Иловля показал, что оценка воды соответствует в наибольшем случае классу III. Что является средним показателем качества воды реки Иловля.



Приближенное количество содержания растворенного кислорода 4 мг/л., что является оптимальной для обитания распространенных видов рыб (плотва, карп, окунь), для обитания более редких и краснокнижных видов рыб (рыбец, налим ) вода непригодна и является грязной.

Качественная оценка воды соответствует в наибольшем случае классу III.,что является средним показателем качества воды реки Иловля.



Оглавление

Аннотация к проекту 3
1 Введение 4

1.1 Проблема, цели, задачи проекта 4

1.2 Обоснование необходимости и актуальности проекта 4
2 Стратегия и механизм достижения поставленных целей. 5

2.1 Методы и механизм реализации проекта 5

2.2 Необходимые ресурсы 5

2.3 Ожидаемый результат 6


3 Программа реализации проекта 6
4 Особенности биоценозов реки

Иловля и ее прибрежной зоны 7

Качественная оценка воды реки Иловля 8
5 Заключение 13
7 Литература 14

8 Приложения 15



1 Введение

Данный проект направлен на решение локальных экологических проблем родного края, повышение экологической культуры детского и взрослого населения рабочего поселка Иловля, развитие у детей и взрослого населения чувства патриотизма и гордости за красоту и уникальность природных объектов, которые прилегают к месту жительства и являются местом отдыха Иловлинцев.

Экологическая обстановка берегов реки Иловля является не совсем благополучной, так как рабочий поселок Иловля расположен в береговой зоне реки Иловля, что естественным образом влияет на рекреационное значение данного водного объекта. Отсутствие экологической культуры населения нарушает санитарно – гигиеническую комфортность реки, что влияет на нарушение целостности биогеоценозов реки Иловля, качество воды реки, состояние окружающей среды, прилегающих территорий, здоровье населения поселка.

Настоящий проект предусматривает улучшение санитарно – гигиенического состояния реки Иловля, осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность по экологической оценке воды и окружающей среды, способствует социализации, повышению экологической культуры детского и взрослого населения рабочего поселка Иловля.



1.1 Проблема проекта –

Экологическое просвещение учащихся и населения поселка Иловля в вопросах качества воды реки Иловля и санитарно- гигиенического состояние ее прибрежной зоны.



Цели проекта

– Воспитание экологически грамотных людей, формирование экологической культуры поведения человека в окружающей среде

- Формирование осознания неразрывной связи человека с природой, определение значения реки в природе и жизни человека

Задачи проекта

- Сбор и систематизация материала об экологическом состоянии реки Иловля

- Выработка экологически грамотного поведения в рекреационных зонах реки Иловля

- Разработка и реализация мер по улучшению санитарно – гигиенического состояния реки Иловля



1.2 Обоснование необходимости и актуальности проекта.

Актуальность проекта определяется тем, что река Иловля географически прилегает к населенному пункту с населением 12 тысяч человек и является наиболее близкой рекреационной зоной Иловлинцев, что глобально влияет на экологическое состояние данного водного объекта. На территории прибрежной зоны реки Иловля наблюдается загрязнения в форме бытового мусора, имеют факты мытья автотранспорта у реки Иловля, выбрасывания жителями улиц, прилегающих к прибрежной зоне сельскохозяйственных отходов. Река Иловля подвержена паводковым явлением, следовательно, мусор смывается ее водами и попадает в общее русло реки. Что влечет за собой естественные негативные процессы:

- Снижение биологического разнообразия аборигенной флоры и фауны из- за химического и биологического загрязнения

- Нарушения экологических равновесий в прибрежных и водных биоценозах.

- Химическое загрязнение реки и прибрежной зоны.

- Эпидемиологическую опасность здоровью населения.

Данный проект призван, хотя бы частично защитить генофонд флоры и фауны реки Иловля, качество ее воды, прибрежных территорий, здоровье населения поселка, создать условия для воспитания экологически грамотных людей, формировать экологическую культуру поведения человека в окружающей среде.


  1. Стратегия и механизм достижения поставленных целей

2.1 Цели и задачи проекта достигаются следующими методами:

-Теоретические (анализ ситуации, обобщение, изучение литературы)



  • Эмпирические (получение фактов о предмете исследования, их анализ, систематика)

  • Математические, статистические.

  • Химический анализ

Механизм реализации проекта:

- изучение и сравнение химического анализа качества воды, флоры и фауны прибрежной, береговой зон реки Иловля, экологического состояния данной территории в летний и зимний периоды.

- практические мероприятия

- исследовательская деятельность

- творческая реализация проекта

2.2 Необходимые ресурсы:

1 Инвентарь и техника для уборки прибрежной зоны, проведения лабораторных исследований: перчатки, мешки, грабли, сачки, микроскопы, лупы, химические реактивы, литература - определители – привлечение заинтересованных организаций поселка, ресурсы кабинетов биологии, химии, ГУ ПП «Донской», поселковая администрация

2 Инвентарь для изготовления рекламных щитов, аншлагов – пожертвования родителей, спонсорская помощь меценатов.

2.3 Ожидаемый результат: создание более экологически чистой прибрежной зоны реки Иловля с социально - рекламными щитами, вследствие этого улучшение качества воды реки Иловля.

В проекте принимают участие учащиеся, учителя МОУ Иловлинской СОШ №2, работники ГУПП «Донской»



3 Программа реализации проекта

п/п


Наименование

мероприятий



Сроки проведения

Ответственные за выполнение

Формы,

Планируемый результат






Организационный этап










1

Изучение биоразнообразия реки Иловля и ее прибрежной зоны

Качество воды реки Иловля



Май, сентябрь 2010 года,

Январь 2011 г.




Исаева В.В.

Ковалев Е.Г.

Члена НОУ


Экскурсии, изучение литературы

Создание описания экосистемы реки Иловля

Проведение лабораторных исследований (Приложение №1)


2

Анализ ситуации – экскурсии на места отдыха реки Иловля, сбор фотоматериалов


сентябрь 2010года

Исаева В.В.

Ковалев Е.Г.

Члены НОУ


Создание фотоальбома

«Экологическое и санитарно-гигиеническое состояние прибрежной зоны реки Иловля (Приложение №2)






Реализация проекта










3

Изготовление и развешивание листовок, аншлагов

Сентябрь 2010

Исаева В.В.

Грудинина М.А.

Группа членов НОУ


Развешивание 20 листовок

(Приложение №3)



4

Трудовая акция «Живи, река»

сентябрь 2010 года

Исаева В.В.

Учителя методического объединения «Природа»

Члены НОУ «Стрепет»


Уборка прибрежной зоны реки Иловля

Учащимися 5-11 классов с привлечением жителей рабочего поселка Иловля

(Приложение №4)


5

Работа лекторских групп НОУ, «Стрепет», школьного фельдшера на классных часах МОУ Иловлинской СОШ №2

октябрь декабрь

Юрченко Т.И.

Бочарова А

Парфенова А.



Беседы о ЗОЖ и связи ЗОЖ и экологии водных и прибрежных экосистем

Показ презентаций

(Приложение №5)


6

Выставка детских рисунков, сочинений «Какой я вижу речку Иловлю через 50 лет»

ноябрь 2010 года

Учителя литературы, ИЗО

5- 8 классы

Выставка лучших работ

(Приложение №6)


7

Отражение результатов акции «Живи, река» в СМИ

октябрь

Парфенова А.

Статья в местной газете «Донской вестник»

  1. Особенности биоценозов реки Иловля и ее прибрежной зоны

Место проведение исследований и забора воды: Саманка. Время, дата: 15:00 27.09.2010г. t˚= +25˚С, 13.00 18.01.2011г. t-+1 С

Река Иловля населена разнообразными живыми организмами: растениями, животными, микроорганизмами, которые вместе с неживой природой образуют биогеоценоз (экосистему реки Иловля). Каждая группа микроорганизмов, обитающих в водоеме, выполняет свою определенную роль в круговороте веществ и энергии.

Из членистоногих наиболее часто встречаются поденки, стрекозы, гладыши. Водомерки, плавунцы. Самые обычные и распространенные из моллюсков - брюхоногие – легочные прудовики: обыкновенный, овальный, малый, большой. Из двустворчатых распространена перловица обыкновенная, беззубка обыкновенная. Рыбы представлены в основном двумя отрядами: окуневые и карпообразные. Наиболее типичны их хищников щука обыкновенная, из травоядных плотва, голавль, язь. В глубоководных местах встречаются налимы и сомы.

Из рептилий – уж обыкновенный, черепаха болотная хорошо плавают и ныряют, прекрасно адаптированы к условиям реки. Вдоль водоема обитают камышевки: дроздовидная, болотная, синички – ремез в зарослях ивы, вербы и тополя. Типичными водными млекопитающими реки Иловля являются речной бобр, европейская выдра, ондатра.



Качественная оценка воды

Качественная оценка воды реки Иловля по методу Наглшмидта – сентябрь 2010г

В методе Наглшмидта lV уровня качества воды. Наилучшему уровню соответствует уровень lV, наихудшему l.



Название организмов

Найдены

виды


количество

классификация

Личинка веснянки

+

1

1= Б,2 и более=А

Личинка паденки

+

2

2=С, 3 более =В

Ручейник

+

1

От1 до3 =С,от 4 =В

рачек – бокоплав

+

2

От2 = С

Личинка вислокрылки










Водяной ослик










Пиявка

+

2

Всегда Д

Трубочник

+

1

Всегда Е

Двустворчатый моллюск

+

3

Без влияния на решающий класс

Брюхоногий моллюск

+

3

Планария







Личинка комара

+

2

Личинка мошки

+

3

Водяной клещ

+

1

Жуки, личинки жуков

+

3




Кол-во видов:

0-1

2-8

9-15

от 16

Решающий класс


Качество воды

А

-










Б

III










С




III







D




III







Е

IV










Качественная оценка воды соответствует в наибольшем случае классу III. Что является средним показателем качества воды реки Иловля.

В зимний период времени проведены следующие биологические исследования:

- Группы водных организмов, выделяемые по способам зимовки. Приспособления животных к изменениям вязкости воды, цикломорфоз.

- Биоценозы. Литораль: «судьба» обитателей литорали зимой. Пелагиаль: зимние миграции зоопланктона, резкое уменьшение численности планктона, способы переживания неблагоприятных условий планктонными организмами. Бенталь: условия жизни на дне; зимовка донных животных. Поверхностная пленка воды: судьба нейстона и плейстона зимой.

На момент исследования река была свободна ото льда, в данном месте имеет достаточно сильное течение, обнаружены ручейники, коловратки, в прибрежной части замечена плотина бобра.

Химическая оценка воды реки Иловля

Определение содержания растворённого кислорода (РК).

Наличие в воде растворенного кислорода является обязательным услови­ем для существования большинства организмов, населяющих водоемы. Со­держание кислорода в воде зависит от соотношения двух противоположных процессов: первый - обогащающий воду кислородом; второй - уменьшающий его содержание в воде. Обогащение воды молекулярным кислородом осуществляется за счет выделения его водной растительностью в процессе фотосинтеза, а также при поступлении его из атмосферы. При сильном тече­нии, ветре, разбрызгивании процесс насыщения воды кислородом заметно ускоряется. Одновременно с обогащением воды кислородом идут процессы, уменьшающие его содержание в водоеме. Так, почти все биохимические реакции, идущие в воде, связаны с потреблением кислорода. К таким реакциям относятся: бактериальное окисление органических веществ и неорганических соединений, а также некоторых газов (H2S, CH4); дыхание животных и растительных организмов.

От концентрации кислорода в воде зависит жизнедеятельность рыб. При его снижении ниже определённых границ снижается интенсивность питания и использование пищи на рост, в результате чего замедляется рост рыбы. При недостатке кислорода в воде снижается устойчивость рыб ко многим неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к промышленным и бытовым загрязнениям. Низкое содержание кислорода обуславливает не­благоприятные зоогигиенические условия в водоёме, создаются предпосыл­ки к накоплению органических веществ и размножению сапрофитной мик­рофлоры, которая может отрицательно действовать на рыб. Длительное пре­бывание в воде с недостаточным содержанием кислорода понижает актив­ность рыб, резко снижает устойчивость их организма к возбудителям болез­ней.

В поверхностных водах содержание РК может быть от 0 до 14 мг/л, оно подвержено значительным сезонным и суточным колебаниям. Концентра­ция РК в воде водоемов санитарного водопользования в пробе, отобранной до 12 ч дня, должна быть не менее 4 мг/л в любой период года. Норма РК для рыбохозяйственных водоемов - 6 мг/л (для ценных пород рыб) либо 4 мг/л (для остальных пород). Оптимальным считается содержание кислорода 5-9 мг/л. Снижение концентрации РК до 2 мг/л вызывает массовую гибель рыб и других гидробионтов.

Метод определения основан на использовании растворенного кислорода, содержащегося в определенном объеме воды, для окисления гидроксида марганца (II) в гидроксид марганца (IV):

MnSO4 + 2NаОН → Мn(ОН)2↓+ Ка2S04

белый
2Мn(ОН)2 + O2 + 2O → 2Мn(ОН)4

бурый

Гидроксид марганца (IV), в свою очередь, окисляет в кислой среде KI с


образованием свободного иода:

Мп(ОН)4 + 2Н2SO4 + 2КI → МnSO4 + К2SO4 + I2 + 4Н2O

Светло-коричневый или бурый раствор

Ориентировочное определение содержания РК. Осуществите забор пробы, погрузив склянку в воду руками. Вынутая из воды склянка должна быть наполнена до краёв. Для наполнения склянки пробой из других источников используют гибкий шланг со стеклянным наконечником. Шланг опускают на дно склянки, осторожно наполняют ее водой, избегая излишнего переме­шивания. Заполнив склянку до верхнего края горла, продолжают наполне­ние до тех пор, пока из склянки не будет вытеснен верхний слой воды как минимум 1/3 объема склянки.

Кислород фиксируют на месте сразу после отбора пробы. Для этого в склянку с помощью медицинского шприца вводят сначала 1мл 30%-ного раствора хлорида марганца (П), затем 1мл щелочного раствора йодида калия на каждые 100- 150мл пробы. Пипетку или шприц при добавлении первого раствора следует погружать до половины склянки и затем по мере вылива­ния жидкости поднимать вверх. При приливании второго раствора пипетку держат в верхней части склянки (или в обоих случаях конец пипетки необ­ходимо опустить ниже поверхности воды примерно на 1 см). Для каждого из двух растворов необходимо применять отдельную пипетку (их можно подписать). Быстро закрывают пробкой склянку, чтобы в ней не оставалось пузырьков воздуха, и содержимое её перемешивают взбалтыванием. Дают отстояться образовавшемуся осадку. При стоянии пробы осадок скапливает­ся в нижней части склянки. Именно в нем связан весь растворенный в воде кислород. По цвету выпавшего осадка можно ориентировочно судить о ко­личестве растворённого в воде кислорода. Если его много осадок быстро побуреет. Лёгкое побурение осадка указывает на недостаток кислорода. При отсутствии кислорода осадок остаётся совершенно белым (таблица 1).

Более точно содержание кислорода может быть определено по цвету раствора, получившегося после растворения осадка соляной кислотой (2:1), приблизительно 5мл. Кислоту следует вводить, опустив конец пипетки в пробу очень осторожно, не взмучивая осадка, затем закрыть склянку пробкой (без пузырьков воздуха!) и хорошо перемешать до полного растворения осадка. Если осадок не растворился, нужно добавить несколько капель серной кислоты и вновь перемешать. В зависимости от концентрации кислорода пробы приобретают цвет от слабо-желтого до коричневого.

Желтый цвета песка, золота. Оранжевый - желтый, с красноватым оттенком цвета апель­сина. Коричневый - темный, буро-желтый (цвета жареного кофе и желудя). Бурый - серовато-коричневый или черный с красноватым отливом. Блед­ный - это слабо окрашенный, светлый - менее яркий по цвету по сравнению с другим, не темный. Приближенное количество содержания растворенного кислорода 4 мг/л., что является оптимальной для обитания распространенных видов рыб (плотва, карп, окунь), для обитания более редких и краснокнижных видов рыб (рыбец, налим ) вода непригодна и является грязной.



Таблица 1. Приближенное количественное определение содержания растворенного кислорода в осенний период




Цвет осадка

Содержание растворенного кислорода, мг/л




Белый

0




Бледно-желтый

1




Светло-желтый

2




Желтый

3




Оранжевый

4




Светло-коричневый

5




Коричневый

6




Светло-бурый

7




Темно-бурый

8




Интенсивно-бурый

9 и выше


Таблица 2. Приближенное количественное определение содержания растворенного кислорода в зимний период




Цвет осадка

Содержание растворенного кислорода, мг/л




Белый

0




Бледно-желтый

1




Светло-желтый

2




Желтый

3




Оранжевый

4




Светло-коричневый

5




Коричневый

6




Светло-бурый

7




Темно-бурый

8




Интенсивно-бурый





Исходя из полученных экспериментальных данных по исследованию содержания растворенного кислорода в реке Иловля, в осенний и зимний период можно сделать следующие выводы:

- Содержание растворенного кислорода в зимний период увеличилось с 3-4 мг/л на 5-6 мг/л

- Качество воды повысилось к показателю от класса загрязненного к классу умеренно загрязненному.

- Факт повышения качества воды из- за обогащенности кислородом объясняется повышением объема водной массы по причине выпадения обильных осадков в осенний период, отсутствия ледникового покрытия, отсутствия антропогенного воздействия населения на реку Иловля в зимний период времени.

Заключение

Качественный биологический и химический анализ реки Иловля показал,что оценка воды соответствует в наибольшем случае классу III. Что является средним показателем качества воды реки Иловля.

Приближенное количество содержания растворенного кислорода 4 мг/л., что является оптимальной для обитания распространенных видов рыб (плотва, карп, окунь), для обитания более редких и краснокнижных видов рыб (рыбец, налим ) вода непригодна и является грязной.

На протяжении трех лет учащиеся МОУ Иловлинской СОШ №2 проводят трудовые десанты по уборке берегов реки Иловля. Для того, чтобы привлечь внимание население поселка, местную прессу к проблеме чистоты речных берегов был организован данный проект.

В результате трудового десанта в сентябре текущего года было собранл 111 мешков мусора. в районах мест отдыха: «Козий брод», «Яблочный мост», «Старый стадион», старого русла реки Иловля, «Саманка», «Черепенников мост».

В настоящее время члены выступают с презентациями на классных часах, проводятся мини исследования биогеоценозов реки Иловля, качественный анализ воды реки Иловля будет продолжен в зимний период.




7 Литература

1 Архивные материалы Государственного учреждения природный парк «Донской»

2 Интернет ресурсы

3 В.А. Сагалаев. «Краеведениею: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области». Москва «Глобус» 2008 год

4 Р.М. Евдокимова «Внеклассная работа по биологии» Саратов «Лицей» 2005 год

5 Л.С. Литвинова О.Е. Жиренко «Нравственно – экологическое воспитание школьников» Москва 2007 год

6 Ю.П. Мухин Т.С. Кузьмина «Структурно – функциональная организация элементов сообществ» Волгоград 2000год

7 И. Е. Мартынова, В.Н. Прокшиц «Химия и окружающий мир» «Учитель» 2006 г.

Приложение №1






(Приложение №2)




(Приложение №3




Приложение №4)







Приложение №5





Приложение №6