Элективный курс по русскому языку «Культура речи» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс по английскому языку «Англоязычные страны: культура... 1 45.54kb.
Примерной программе основного общего образования по русскому языку... 1 269.19kb.
Элективный курс «Избранные вопросы органической химии» для 10-х классов... 1 72.75kb.
Рабочая программа элективного курса «Репетиционный по русскому языку» 1 206.75kb.
Учебная программа по русскому языку (5-9 класс) 7 1172.39kb.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе... 4 548.35kb.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы... 1 273.39kb.
Урок по русскому языку на тему: " Глагол. Обобщение" 1 67.45kb.
1 Формы и виды внеклассной работы по русскому языку Глава 2 1 418.82kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс) 1 185.58kb.
Пояснительная записка Статус документа 6 886.49kb.
Урок внеклассного чтения по теме «Самая лучшая» 1 29.07kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Элективный курс по русскому языку «Культура речи» - страница №1/1

Отдел образования Администрации г.Каменск-Шахтинского

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14


Элективный курс по русскому языку

«Культура речи»


Модуль элективного курса

«Публицистический стиль
и его жанры»

Автор-разработчик Гладкова С.Н., учитель русского языка и литературы




2007г.

Модуль

«Публицистический стиль и его жанры».

10 класс.

Комплексно-дидактическая цель:

на основе знаний признаков публицистического стиля будете уметь:



  • правильно строить свои высказывания в зависимости от конкретной речевой ситуации;

  • аргументированно и доказательно излагать собственнные суждения;

  • создавать тексты разных жанров публицистического стиля речи.

Учебные элементы

Содержание

Технология указаний

Самооценка

УЭ 1 Черты публици-стического стиля










1. Создание проблемной ситуации

1)Вы публицист, выступаете с речью. Как оценят ваше выступление слушатели? Будете ли вы успешны?

Находясь в здравом уме и трезвой памяти, я хочу во всеуслышание заявить, что мы с вами находимся на главной площади нашего города, известного под названием Каменск-Шахтинский.

Станица Каменская, из которой он вырос, была основана на левом берегу Северского Донца в 1681 году. Через неё проходил тракт на Кавказ.

Да, так вот. Теперь мы стоим на площади Труда. Безоблачное голубое небо. Дует легкий ветерок, принося сладкий запах жасмина. Оживленные, загорелые жители торопятся по своим делам, наслаждаясь попутно весенним днем. Пенсионеры уютно устроились на лавочках под тенистыми елями.

Ель – хвойное дерево отдела голосеменных. Теневынослива. Корневая система расположена в верхнем слое почвы. Крона пирамидальной формы. У ели два типа шишек – мужские и женские. Семя у ели крылатое. Она живет до 250 лет, достигая 40-метровой высоты.

Ах, да, ведь мы забыли о бабушках под елками. Они ведут неторопливую беседу:

- Слышь, кума, мой-то внучок что утворил. Домой-то влетел и, рук не мывши, за стол:

- Хавать давай, бабуся!

- Чего-чего?– переспрашиваю.

- Да задолбала ты, есть хочу!

- Вот, подруга, жизнь-то настала, родного внука не пойму.

Но оставим бабулек в покое и пройдемся по улицам любимого города.









2. Изучение


2)Изучите материал параграфа


Учебник,

стр.223, 226, 231,236






3. Понимание


3)Заполните таблицу:

а)задача, цель публицистического стиля;

б)сфера его употребления;

в) признаки;

в)языковые средства:


  • лексика;

  • эмоциональные средства;

  • синтаксис.

4)Обсудите в группе результаты своих наблюдений (содержание составленной таблицы)

Таблица 1

Работа в группах.


Стол самоконтроля

Таблица 2


4. Обобщение


Сформулируйте вывод – каковы основные признаки публицистического стиля.







5. Тренинг

Прочитайте внимательно текст. Опираясь на таблицу, выявите стилевые черты текста.
Сверьте с образцом.

Карточка №1
Проверь и оцени себя

Карточка №2



Стол СК

карточка 3 с критериями

-научился определять целевое назначение

-умею обозначать языковые приметы

-умею выстраивать доказательную монологическую речь


УЭ 2

Жанры публицистического стиля.











1. Создание проблемной ситуации


Вы критик. Напишите рецензию на текст.

Сможете ли вы справиться с заданием?



Карточка №3




2. Изучение и осмысление




Познакомьтесь с текстами и определите их жанровую принадлежность. В чем причина затруднений? Новый жанр – вероятно, это рецензия.

- А чтобы знать точно, познакомимся с её отличительными признаками.

Рассмотрите особенности рецензии, выявите жанровые черты и составьте таблицу отличительных черт данного жанра публицистического стиля. Сверьте с образцом.


Карточка №4

Карточка №5


Таблица №3


Таблица №4; 4а




3. Тренинг


Теперь обратитесь к текстам. Выполните поставленную перед вами задачу. Оцените свою работу в соответствии с критериями.






Стол СК

V умею определять жанр

+ умею обозначать признаки жанра

*умею выстраивать доказательную монологическую речь



4. Обобщение


Итак, что необходимо знать для создания публицистического стиля определенного жанра? Сформулируйте ответ в виде алгоритма.







5. Контроль


1.Докажите принадлежность текста к публицистическому стилю, определите жанр.

2. Из предложенных текстов выберите текст публицистического стиля, обоснуйте свой выбор.



3.Создайте собственный текст публицистического стиля.

Карточка №6
Карточка №7




6. Коррекция.











Таблица № 1

Публицистический стиль речи.
От латинского publicus, что значит «общественный, государственный».

1. Задача, цель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Сфера употребления: ________________________________________________________________________________________________________________3.Признаки______________________________________________________________________________________________________

4.Лексика: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.Эмоциональные средства: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6Синтаксис: ________________________________________________________________________________________________________________

Таблица № 2

Публицистический стиль речи.
От латинского publicus, что значит «общественный, государственный».

1. Задача, цель: информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

2.Сфера употребления: общественно-экономические, политические, культурные отношения.

3.Признаки: логичность; образность; эмоциональность; оценочность; призывность, конкретность, точность.

4.Лексика: общественно-политическая; лексика, обозначающая понятия этики, морали, медицины, экономики, культуры; слова из области психологии; слова, обозначающие внутренние переживания человека; общенаучная терминология; слова в переносном значении.

5.Эмоциональные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация…

6.Синтаксис: разнообразные синтаксические конструкции.

Карточка № 1.
Москве угрожает враг.
Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца нашей родины – Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага… Над Москвой нависла угроза…

Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны – наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага.

Ленинград нашел в себе величие духа. Ленинград сурово, организованно и твердо принял на себя чудовищный удар германских танковых и стрелковых корпусов. Ленинградцы, красноармейцы, балтийские моряки отбросили их и жестоко приостановили наступление. Сейчас здесь немецкий фронт, истекающий кровью, медленно начинает пятиться…

Ленинград с честью выполняет свой долг перед родиной, на подступах к нему враг захлебнулся в крови. Жребий славы и величия духа выпал на Москву…

Черная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины?...

Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!...

Красный воин должен одержать победу. Страшнее смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ вражеского горла – только так!... Ни шагу назад!... Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева разгромить германские полчища…

Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.

Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную славу завоюют себе живущие.

(А.Н.Толстой.)


Карточка № 2
Передо мной статья известного писателя и публициста А.Н.Толстого, написанная, как я думаю, в публицистическом стиле. Попытаюсь доказать выдвинутое мной предположение.

Автор затрагивает вопрос весьма широкой тематики (военной), от которого зависят и политическая, и экономическая, и культурная сфера жизни. В публицистическом стиле реализуется функция воздействия агитации и пропаганды, с которой совмещается функция чисто информативная, что и наблюдается в статье: автор призывает «встать стеной против смертельного врага» и одновременно сообщает о военном положении Ленинграда (наступление на город приостановлено, и немецкий фронт «начинает пятиться»).

Произведение отличается большой эмоционально-экспрессивной насыщенностью, проникнуто пафосом высоких гражданских чувств, и сила их воздействия органически связана с яркостью и образностью языка.

Для статьи свойственно совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей, что особо проявляется в использовании языковых средств, которые помогают автору внушить читателю необходимость действий.

Прежде всего, это касается лексической стороны статьи. Общественно-политическая лексика, обозначающая военные понятия (фаза войны, фронт, танковые и стрелковые корпуса, красноармейцы и.т.п.), сочетается с нейтральной (жизнь, места, земле, победу, строишь и.т.д) и разговорной (пятиться, захлебнулся, разгромить, на что и т.д.). Используемые метафоры (ураганом бомб, ураганом артиллерии, лезвиями штыков; «черная тень легла на нашу землю» и.т.д.), метонимия («Ленинград нашел в себе величие духа»; «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой»; «немецкий фронт…начинает пятиться»), синекдоха («Красный воин должен одержать победу», «враг захлебнулся в крови») делают изложение живым, легким для восприятия.

Стилистические фигуры синтаксиса, такие как риторические вопросы (Что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины?..) и восклицания («Ни шагу дальше!»; «Зубами перегрызть хрящ вражеского горла – только так!.. Ни шагу назад!..»), градация («Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны»), анафора («Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную славу завоюют себе живущие), инверсия («настанет час», «страшнее смерти позор и неволя», «за него умирают твои лучшие сыны» и.т.д.) усиливают впечатление от прочитанного, подчеркивают нужную мысль. А одновременное использование анафоры и градации («Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!..»; «ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце») придает статье интонацию живой речи, художественную выразительность, еще больше привлекает внимание читателя. Применение огромного количества умолчаний означает то, что автор не до конца выражает свою мысль, причем делает это сознательно, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Для публицистического стиля характерно обилие сложных предложений, что и наблюдается в данном тексте. Мы встречаем и сложные бессоюзные предложения («Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны»), и сложноподчиненные определительные («Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны»), и сложноподчиненные обстоятельственные («Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага»). Присутствуют и простые предложения («Жребий славы и величия духа выпал на Москву»; «Черная тень легла на нашу землю» и.т.д.), широко используются побудительные («Встанем стеной против смертельного врага»; «Зубами перегрызть хрящ вражеского горла…»; «разгромить германские полчища» и т.д.). Однородные члены предложения («сурово, организованно и твердо»; «ленинградцы, красноармейцы, балтийские моряки»; «ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева» и т.д.) создают ритмическую картину как единое целое, показывают динамику действий.

Такое разнообразие синтаксиса позволяет автору избежать синтаксического монотона.

Таким образом, все выявленные признаки позволяют сделать вывод, что предложенный текст публицистического стиля.
Карточка № 3
Красавица.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и , если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.


(Бунин И.А.

28 сентября 1940)

Таблица №3



Рецензия

Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы



Цель

1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

2) Поделиться впечатле­нием о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, обсудить.

Особенности подхода

В рецензии преобладает не эмоционально-субъектив­ная (понравилось — не по­нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследова­тель. Предметом исследова­ния является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.). Самостоятельность мышле­ния автора рецензии опреде­ляется не столько формой высказывания («я ду­маю...», «по моему мне­нию...»), сколько индивиду­альностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоци­аций, убедительностью ар­гументов.

Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особен­ности. По стилю рецензия может быть публицистична носить полемический ха­рактер, а может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье

I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора — заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т. д.). Максимально точное указание на 1-е издание произве­дения. Тезис-предположение об историко-культур­ной ценности исследуемого текста.

II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

1) Анализ названия (семан­тика, аллюзии, ассоциации).

2) Способ организации по­вествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль.

3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета.

4) Авторский подбор систе­мы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания ха­рактеров.

5) Другие средства выраже­ния авторской позиции (ав­торская характеристика, ли­рические отступления, пей­заж и др.) и их оценка.

6) Другие особенности автор­ского стиля и метода.

III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике



Таблица №4
Рецензия.

1.Цель


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Особенности подхода_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I. Обоснование повода для рецензирования

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

1) _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

3)________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________

4) _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
5) _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) _______________________________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________III. ______________________________________________________________

Таблица №4а

Рецензия.

1.Цель

1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

2) Поделиться впечатле­нием о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, обсудить.

2. Особенности подхода


  1. Объективная оценка.

  2. Читатель выступает как критик и исследова­тель __

  3. Предмет исследова­ния:

  • произведение как художественный текст;

  • поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.).

4. Самостоятельность мышле­ния автора рецензии

I. Обоснование повода для рецензирования:

новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора — заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т.д.



II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

1) Анализ названия


2) Способ организации по­вествования

3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета

4) Авторский подбор систе­мы персонажей
5) Другие средства выраже­ния авторской позиции и их оценка.

6) Другие особенности автор­ского стиля и метода



III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни

Карточка №4

«Красавица» - рассказ И.А.Бунина, написанный в 1940 году, который раскрывает огромную трагедию мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным. По всей видимости, автора волновал вопрос о том, что такое красота и почему её обожествляют люди. Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?

Рассказ предельно лаконичен. Краткая экспозиция, сообщающая о героях, завершается завязкой: «И вот вторая красавица спокойно возненавидела его» (мальчика). Далее сюжет движется по описательно-изобразительному пути и постепенно переходит на повествовательно-событийный.

История героя-мальчика – невеселая и трагичная, а называется просто – «Красавица».

Первым перед нами предстает отец мальчика, чиновник, заурядный, но, на первый взгляд, порядочный человек. Бунин недаром обращает внимание читателя на очки цвета йода. Писатель показывает отстраненность чиновника от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё. Он во всем повинуется жене-красавице, знающей себе цену, молоденькой, всегда хорошо одетой.

Образ мальчика раскрывается почти сразу: «семилетний», «живой», «ласковый». В этих словах звучит явное одобрение автора. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребенка в бесконечно одинокого человека. Она не только злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела сына «соперницы», а сделала вид, что совершенно не замечает его. А как известно, это тяжелое и жестокое наказание для маленького человека. Она подвергла его пытке одиночеством.

Всем художественным строем повествования автор подчеркивает обыденность ситуации. Язык рассказа, на первый взгляд, не слишком характерен для Бунина: он не особо поэтичен, а описания природы, которые есть почти в каждом его произведении, заменены интерьером. Это ещё больше подчеркивает будничность событий.

И вот мальчик больше не видит вокруг себя живых людей. Все, что у него осталось, – это воспоминания о покойной матери, которой он бесконечно предан.

Финал рассказа повергает в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким концом. «Спящая красавица», «Красавица и чудовище»… Кто не знает этих замечательных сказок, этих красивых романтических историй со счастливым концом.

Название рассказа Бунина, казалось, нацеливает читателя на счастливую развязку. Но это ожидание не оправдывается. Оказывается, здесь красота обманчивая, ледяная, как у Снежной королевы, и, как правило, она приносит горе окружающим. Значит, название рассказа следует понимать не столько в прямом, а скорее в переносном смысле.

На примере этой истории Бунин хотел показать, что дети - это мерило нравственности, истинной красоты. Символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко уничтожить, погубить, если не окружить его заботой и вниманием. Может быть, поэтому этот рассказ воспринимается как притча, житейская мудрость, выстраданная автором, вызывающая не только сопереживание, но и глубокие размышления о сути прекрасного.

Карточка №4а

Рассказ «Красавица» - небольшой по содержанию, но каждая его строчка выставляет на показ реальные пороки нашего мира.

Увидев название произведения, я подумала, что либо это будет трогательная история о милой женщине, либо речь пойдет о какой-нибудь неразделенной любви несчастного, непривлекательного внешностью юноши к девушке-красавице, либо… Но оставим «либо», И.Бунин повествует вовсе не о светлом чувстве. Перед читателем открывается ужасающая картина духовного безобразия, прикрытого красивой внешностью.

Овдовевший чиновник женится на красавице, которая возненавидела его сына «от первой». Нельзя не сострадать маленькому мальчику, который остался круглым сиротой при живом отце, переставшем замечать собственного ребенка «от страха» перед женой. Невозможно понять, как могло выдерживать отцовское сердце того, что сын ютится в отведенном ему «красавицей» уголке в гостиной, как он вырисовывает домики, возможно, вспоминая о прежней жизни, оставшейся теперь лишь на «грифельной доске»… Светлый мир юного героя окутан тьмою малодушия красавицы и неоправданного страха отца. История, которую повествует Бунин, заставляет открыть сердца и души миру переживаний и страданий маленького мальчика. Печально наблюдать за тем, как погибает живая от природы душа на фоне зла.

Нельзя остаться равнодушным, познакомившись с содержанием рассказа «Красавица». Поднятая в нем проблема как нельзя актуальна. Часто люди губят самое дорогое, что есть в их жизни, - детей. Губят внутренне, что очень страшно, потому что рана, коснувшаяся однажды души ребенка, вряд ли перестанет кровоточить.

Человек любит находить причину своих поступков в других. Сегодня люди во многом винят государство. Вот и в том, что детские дома переполнены детьми, на улицах много бездомных, тоже обвиняют государство, но не винят себя самих, ведь в первую очередь ребенка бросает не государство, бросает человек. Я считаю, что, как бы трудно не было, нельзя оставлять детей без родительской ласки и внимания, ведь дети, как известно, - это цветы, которые расцветают лишь тогда, когда чувствуют любовь и заботу родного человека. Возможно, прочитав рассказ И.Бунина, кто-то задумается о своей жизни и сможет предотвратить ошибку. Как знать, может быть, погибающий от его духовной пустоты ребенок окажется единственным счастьем в жизни…




Карточка №6

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал…Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.

Так никто мне и помог.

Позже я раздумывал над этой историей.

С горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться – и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся – и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого солдата пройти мимо него. Из твоей части, из другой – было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили…Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас – о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания. Но я уверен: только из общего нашего понимания проблемы смогут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек может бить только в колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

(По Д. Гранину)

Карточка №7

1)Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, одно из самых тяжелых заболеваний нервной системы. По статистике, острые нарушения мозгового кровообращения среди причин смертности занимают третье место после болезней сердца и онкологических заболеваний и случаются ежегодно у 25 из 10000 человек. Инсульты можно условно разделить на кровоизлияния в мозг и инфаркт мозга. В первом случае причиной служит разрыв сосуда, во втором – закупорка сосуда тромбом или эмболом, либо спазм сосудистой стенки.

Чаще всего инсульты возникают у пожилых людей на фоне повышенных цифр артериального давления, распространенного атеросклероза, сахарного диабета. Однако в последнее время наметилась тенденция к омоложению данной патологии, что связывают с неблагоприятной экологической обстановкой, стрессами, злоупотреблением алкоголем, курением.

Клиническая картина заболевания достаточно многообразна и зависит от локализации и размеров очагов поражения в головном мозге. Следует отметить, что у большинства больных даже в случае своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи сохраняются нарушения движений, расстройства координации, чувствительности, речи, интеллекта, памяти. По данным ВОЗ, более 62% больных, перенесших церебральный инсульт, испытывают различной степени выраженности функциональный дефицит.

2)Русский язык – великий язык великого русского народа. Язык входит существенным слагаемым в понятие нации. Он служит главнейшим орудием культуры, основным фактором духовного развития нации, её творчества, национального самосознания. Именно в языке полнейшим образом – и притом в осмыслении самого народа – отпечатлеваются все этапы истории этого народа от отдаленнейших времен, все ступени, по которым направлялось движение его культуры. Поэтому богатое прошлое его народа, интенсивное развитие его культуры – залог богатого и мощного развития самого языка данного народа. Таков именно русский язык. В его силе и богатстве нашли свое выражение длительность пройденного народом исторического процесса и интенсивность культурного развития русской нации во всем течении её истории.

3)В конце двадцатых годов XX века известный скульптор Сергей Коненков лепил в Нью-Йорке бюст «первого физиолога мира» Ивана Петровича Павлова. Чтобы доставлять Ивана Петровича на сеансы ваяния, американские устроители этих сеансов заказали роскошный автомобиль. Но Павлов не любил автомобили и решительно отказался от такой услуги.

Что делать? Никакого другого транспорта в Нью-Йорке не было. Не пешком же гонять великого ученого в студию!

Наконец вспомнили, что в зоопарке есть лошадь, на которой уже много лет катают детей. Починили старую карету, запрягли лошадь и…не смогли выехать за ворота: лошадь упорно сворачивала на привычный круг катания.

И вновь под окнами Павлова остановился лимузин. Иван Петрович вначале возмутился, но, узнав, в чем дело, рассмеялся: «Да, такое поведение лошади лишний раз подтверждает мою теорию условных рефлексов», - и сел в автомобиль.



(А.Иванов).

Стр.