Эссе. «Проблемы сохранения культурного наследия Арктики на примере Среднеколымского улуса.» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Атамань душа Кубани» 1 42.01kb.
Об участии сахалинской делегации в Девятых молодежных Дельфийских... 1 73.35kb.
Российский союз исторических городов и регионов russian Union of... 1 17.67kb.
По материалам Государственной дирекции по охране культурного наследия... 1 23.92kb.
«Солнышко красно, гори, гори ясно» (праздник проводов зимы – Масленица) 1 64.32kb.
Зимин А. А. Ммаэ-2 «Моделирование взаимовлияния макроэкономических... 2 395.63kb.
Воспитательная система 1 233.35kb.
Изменения даются нелегко но они необходимы. Это видно на примере... 1 33.95kb.
О работе социально-оздоровительного лагеря «Дьулуур» для детей-инвалидов... 1 42.58kb.
Пронаблюдать за ростом грибов размножающихся бесполым путем, на примере... 1 22.67kb.
«Есть сторонка Вятская» Цель 1 38.6kb.
Работа №25 "Грозозащита подстанций от набегающих по линии волн" 1 49.7kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Эссе. «Проблемы сохранения культурного наследия Арктики на примере Среднеколымского - страница №1/1

Эссе.

«Проблемы сохранения культурного наследия Арктики на

примере Среднеколымского улуса.»

Работа ученика 10 класса МБОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Г. Колесова»

Слепцова Степана.


Северный саха! Когда я слышу это выражение, меня наполняет чувство гордости за свою Малую Родину. Перед моим мысленным взором проносятся, как калейдоскоп, милые сердцу картины: вот рыбак, несмотря на лютый мороз. достаёт из лунки трепещущую серебряную рыбу, вот охотник, пробираясь сквозь заснеженные непролазные кусты, на широких лыжах обходит свои капканы и силки, вот коневоды на мохноногих своих лошадках перегоняют табуны на новые места, женщины, за день соскучившиеся по своим коровам, спешат в хлева за животворящим молоком. По горным склонам Берёзовки, по тундре, богатой ягелью, кочуют эвены, сохранившие свой традиционный промысел – оленеводство.

. А летом совсем другие заботы обуревают всех сельчан. Наступает время самого якутского праздника-ысыаха. Девушки в белых, летящих, лёгких платьях, похожие на легкокрылых стерхов, порхают в танце, не касаясь земли. Юноши, разгорячённые пылом соревнований, взлетают над землёй как горностаи, степенные матери, бабушки в национальных нарядах, гордые за своих сыновей-соколов и дочерей-лебедей с наслаждением пьют кумыс и благословляют начавшийся по якутскому календарю год, чтобы был он обильным и щедрым, добрым и тёплым.

Потом начинается долгожданная сенокосная страда. Как сладко и одурманивающе пахнет первый скос, как весело махать косой на утренней заре, борясь с наседающими полчищами комаров, а потом хлебать, обжигаясь, горячий душистый суп из жирного турпана. Как говорил незабвенный Иван Васильевич Грозный: «Лепота!».

Испокон веков северный образ жизни отличался от образа жизни якутов центральных улусов. Похожими, разве что, были сельскохозяйственные работы по разведению рогатого скота. Во всём остальном северяне зависят от природы, для них природа, действительно, и мать родная и отец родной. Вне природы жизни для северян нет: она и кормит, она и обогревает, она и защищает, она и одевает. И всё это зиждется на вековых традициях народа, на его неувядающем энтузиазме, несмотря на экстремальные северные условия.

Народ, сохранивший свои обычаи, традиции, вековое культурное наследие во всех его проявлениях – мудрый народ. Мудрый, потому что он пронёс через века способы и технологию жизнедеятельности и жизнеобеспечения в тех технических пределах, за границей которого, наверное, идёт уже разрушение природы, беспредел добывания ресурсов. Например, такое, как добыча рыбы динамитом или отстрел диких животных из вертолётов. По моему глубокому убеждению, равновесие в природе поддерживается только теми методами, которые нам завещали наши предки.

Повезло тем, кого отцы и деды с малых лет приобщили к традиционным промыслам. Повезло девочкам, матери и бабушки которых, обучили их всем видам северного хозяйствования: переработке рыбной продукции, шитью тёплой одежды, национальному прикладному творчеству. А остальные? В силу разных жизненных ситуаций не все могут получить необходимые знания и умения, нужные для жизни на севере. Мне кажется, что здесь большую роль должны сыграть школы, организуя кружки, факультативы по приобщению учащихся к северной традиционной культуре. Совсем недавно наша школа проводила экспериментальную работу по внедрению именно такой работы. Лично я научился во время этого эксперимента многому: научился плести сети, прошёл обучение по азам летней и зимней подлёдной рыбалки, научился работать с тальником (плетение пестеря для транспортировки улова). Меня научили делать и ставить силки на мелкого зверя. Девочки научились технике обработки рыбы разными методами: сушка, копчение, соление, горячая готовка. Шили тёплые рукавицы, тёплые вкладыши для зимней обуви.

В школе постоянно проводятся интересные и захватывающие соревнования «Отец и сын» по северным промыслам. Конкурс «Строганина», соревнования «Удачливые охотники». Такие мероприятия много значат для учащихся севера- они учат жить по законам севера, приучают детей к бережному отношению к природе.

Такую экспериментальную работу, насколько я знаю, проводили Хатынгнахская и Алёко – Кюельская школы.

Однако, только экспериментальная работа вряд ли решит проблему сохранения традиционной культуры северян. Всё же ребёнка нужно воспитывать с малых лет в духе национальной культуры- в семье, потом в детском саду, чтобы дети, подрастая знали: они в ответе за всё, что их окружает.

Эффективной формой работы по сохранению культурных традиций народов Севера была бы разработка социальных проектов и их внедрение в жизнь.



Я – якут и горжусь этим. Потому что второго такого народа в мире нет. Мой народ – дитя природы, он – под её защитой и, надеюсь, защита будет взаимной на многие века.