Этическая грамматика - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Этическая грамматика - страница №1/1

Этическая грамматика

Пояснительная записка

Большое значение в нашей жизни играет общение с окружающими людьми, поскольку именно в процессе общения мы приобретаем новые знания, учимся понимать себя и других людей, учимся взаимодействовать с ними. Кроме того, именно в процессе общения происходит обмен духовными ценностями, развитие и совершенствование внутреннего мира человека.

Особое значение общение, конечно же, имеет для детей, поскольку им не хватает знаний о мире и опыта взаимодействия с этим миром, а общение восполняет этот недостаток, создает условия для дальнейшего нравственного и личностного развития.

Именно по этой причине проблемно-ценностное общение является основой программы «Этическая грамматика». Программа «Этическая грамматика» предусматривает:


  • воспитание уважительного отношения к своим родным и близким, к старшему поколению, к национальным традициям народа;

  • формирование у учащихся представлений об общечеловеческих нормах морали и опыта общения, основанного на гуманистических принципах; формирование представлений о личностных особенностях тех или иных людей с целью создания желаемого образа поведения;

  • воспитание этического вкуса, потребности в достойном поведении в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе;

  • воспитание потребности у школьников соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;

  • формирование готовности и желания использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и ребенком. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников. Предметом общения каждого отдельного занятия становится внутренний мир человека, межличностные отношения, социальное окружение, ценности взаимоотношений, творчество и т.д.

Следующим принципом является принцип культуросообразности, который предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам.

Еще один принцип – принцип патриотической направленности, предусматривающий обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

Формы организации занятий:



  • беседа,

  • индивидуальная и групповая работа,

  • ролевые игры, игры-путешествия, инсценирование,

  • познавательная игра,

  • чтение, показ (демонстрация),

  • работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями (изображениями, рисунками, разрезным материалом и т.д.),

  • выставки фотографий, рисунков.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, нормах поведения в различных общественных местах, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку (гуманность, альтруизм, толерантность), к российской культуре и истории.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта коммуникации с другими людьми и принятия ответственности за них.

Программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя четыре блока, каждый из которых реализуется в течение одной четверти. Объем занятий составляет 34 часа.



блока

четверть

Тема блока

1

первая

Мир, в котором я живу

2

вторая

Сила слова

3

третья

Моя безопасность и ответственность

4

четвертая

Мир знаний

Литература:

  1. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)

  2. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. Примерные программы/ отв. ред. Т.С. Горбунова. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2010.

  3. Военная энциклопедия: В 8-й т. / Гл. ред. комис. П.С. Грачев (пред.). — М., 1995. -Т.З.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992.

  7. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.





Тема занятия

Форма организации

Кол-во часов

аудиторные

внеаудиторные

3 блок: МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1

Родина моя.

Беседа, индивидуальная и групповая работа

1




2

Родная природа.

Беседа, демонстрация фотографий времен года, игра-путешествие

1




3

Помним, ценим, храним.

Беседа, групповая работа

1




4

Профессия «Родину защищать!».

Беседа, познавательная игра

1




5

Школа экскурсоводов

Беседа, ролевая игра

1




6

Кто она – мама милая моя!

Беседа, выставка фотографий и рисунков

1




7

Мой дом – моя крепость.

Беседа, рисование рисунков

1




8

«Друг в беде не бросит …».

Беседа, импровизация

1




9

Что меня оберегает, и что я защищаю. Итоговое занятие.

Беседа, рисование коллажа

1



1. Родина моя. Чтение стихотворения «Родина» М. Пляцковского с целью введения в тему занятия. Определение значения понятия «Родина» для каждого человека. Рассказы учащихся о чувствах, возникающих при мысли о Родине. Знакомство с символикой государства: флагом, гербом, гимном. Выполнение заданий «Найди флаг», «Сложи герб».

2. Родная природа. Создание положительного эмоционального настроя на занятие с помощью игры «Что я знаю!». Беседа с учащимися о временах года с демонстрацией фотографий различных пейзажей. Включение игры-путешествия по временам года в беседу. Создание памятки «Береги родную природу!». Обсуждение роли природы как щита, который нас защищает и дает нам силы и вдохновение для продуктивной жизни, и роли человека как защитника природы.

3. Помним, ценим, храним. Рассмотрение значения понятий «помнить», «ценить», «хранить». Обсуждение с учащимися поступков, которые мы помним, храним и ценим. Беседа с учащимися о военных подвигах людей и о значении этих подвигов для нашей жизни. Знакомство с великими полководцами. Составление образа характера великих полководцев.

4. Профессия «Родину защищать!». Актуализация знаний учащихся о празднике 23 февраля, о значении этого праздника. Определение значения понятия «защитник». Беседа с учащимися о возникновении потребности в защитниках, в защите. Обсуждение качеств, которыми должен обладать защитник. Знакомство с кодексом чести защитника. Проведение познавательной игры «Богатыри древности и современности».

5. Школа экскурсоводов. Представление музея как хранилище ценностей истории нашей страны. Знакомство учащихся с понятиями «экскурсовод», «экскурсант». Составление памятки о правилах поведения в музее. Импровизированная экскурсия в музей с помощью ролевой игры «Экскурсовод».

6. Кто она – мама милая моя! Знакомство учащихся со стихотворением А. Барто «Кто любимей всех на свете?». Представление учащимися своих рассказов о мамах и их фотографий или рисунков. Обсуждение с учащимися способов, с помощью которых можно выразить свою любовь к маме.

7. Мой дом – моя крепость. Создание положительного настроя на занятие с помощью упражнения «Тепло в ладони». Определение смысла выражения «Мой дом – моя крепость». Беседа с учащимися об эмоциях, которые дарит нам дом и семья. Обсуждение с учащимися ценности семьи и дома для каждого человека. Рисование рисунка «Моя семья».



8. «Друг в беде не бросит…». Чтение стихотворения Можной В. «Жил да был в кирпичном доме…». Беседа с учащимися о том, кто он – друг, что значит «дружить», зачем человеку нужны друзья. Определение качеств человека, имеющего много друзей. Составление памятки о правилах общения с друзьями Выполнение упражнения-импровизации «Конфликтные ситуации».

9. Что меня оберегает, и что я защищаю. Итоговое занятие. Настрой на занятие с помощью упражнения «Давайте вспомним!». Беседа с учащимися о том, что и кто нас защищает и что и кого мы защищаем. Рисование группового коллажа «Моя защищенность».