Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональн - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Перелазская средняя общеобразовательная школа

Красногорского района Брянской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Сысоева Е.И.

02.09.2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру

Класс:3

Уровень обучения: базовый

Форма обучения: дневная


Составила:

учитель начальных классов

первой категории

Литвин Нина Михайловна

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы, М.: Просвещение (2011г).


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.



Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного

предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Представленная программа «Окружающий мир» обеспечивает достижение личностных результатов , а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметных результатов:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68ч)

.

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.



Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях : балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.



Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые,' их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.



Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.



Учебно – тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Из них (кол – во часов)

к/р

Практические

работы


Проверочные работы

тесты

проекты

Как устроен мир

6













1

Эта удивительная природа

18




7

1

1

1

Мы и наше здоровье

10




2

1




1

Наша безопасность

7




1

1

2

1

Чему учит экономика

12




3




1

1

Путешествие по городам и странам

15







1

1

2

Итого

68




13

4

5

7

Для повышения интереса к изучению предмета «Окружающий мир» уроки:

Тела, вещества, частицы ; Воздух и его охрана ;Превращения и круговорот воды;

Размножение и развитие растений;

Полезные ископаемые; Что такое деньги – проводятся в виде практических работ.

Для контроля пробелов знаний по темам, некоторые уроки проводятся в виде тестов , проверочных и диагностических работ, в разделах:

«Эта удивительная природа» - 1 провер.р. и 1 тест.

«Мы и наше здоровье» - 1 провер.р.

«Наша безопасность» - 1 провер.р. и 2 теста.

«Чему учит экономика» - 1 тест.

«Путешествие по городам и странам» - 1 провер.р. и 1 тест.



Тематическое планирование .3 класс (68ч)



Название темы /блока

Характеристика основных видов учебной деятельности

Как устроен мир ( 6ч)

Природа(1ч)




  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен
    мир»;

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна;
    раскрывать ценность природы для людей;

  • работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять
    самопроверку;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени






Человек (1ч)

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;



- различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе: оценивать богатство внутреннего мира человека;

  • работать в паре: наблюдать и описывать про
    явления внутреннего мира человека; обсуждать как возникают богатства внутреннего мира человека;

  • моделировать ступени познания человеком
    окружающего мира в холе ролевых игр;

  • формулировать выводы из изученною мате
    риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке




Проект «Богатства, отданные людям»(1ч)

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель проекта;

  • распределять обязанности по проекту в группах;

собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете ; подбирать иллюстративный материал (фотографии, слайды);

-оформлять стенд;

-Презентовать проект;

- оценивать результаты работы.

Общество (1ч)

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • определять место человека в мире;

  • характеризовать семью, народ, государство как части общества;

  • обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

  • сопоставлять формы правления в государствах мира;

работать в группе: анализировать таблицу
с целью извлечения необходимой информации;
описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

Что такое экология(1ч)


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них,опираясь на схему;

  • работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать
    предложенные модели;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке




Природа в опасности!(1ч)


Понимать учебную задачу и стремиться еёвыполнить;

-устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; ----различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

  • работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назван» ответственным,
    приводить примеры такого отношения из современной жизни;

  • моделировать в виде схемы во действие человека на природу;

  • обсуждать, как каждый может помочь природе;




Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

Тела, вещества, частицы (1ч)


  • Понимать учебные задачи раздела и данногоурока и стремиться их выполнить;

  • характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

  • классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • наблюдать опыт с растворением вещества,
    высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений;
    различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом , жидком и газообразном веществах;

  • формулировать выводы

Разнообразие веществ (1ч)


  • наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

  • практическая работа: ставить опыты по об
    наружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

  • работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; работать со взрослыми: различать сахар,
    соль, крахмал по характерным признакам.

Воздух и его охрана (1ч)

  • анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

  • работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частиках; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;




Вода(1ч)

  • практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради);



Превращения и круговорот воды(1ч)

Три состояния воды. Круговорот воды в природе




  • высказывать предположения о состояниях

воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы из изученного материала.


Берегите воду! (1ч)


  • высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

  • работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды
    с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;




Как разрушаются камни (1ч)

  • высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

  • наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них;


Что такое почва?(1ч)

  • анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

  • высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

  • практическая работа: исследовать состав
    почвы в ходе учебного эксперимента, ипользовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

  • анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

  • обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

  • характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (па основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева): обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;




Разнообразие растений (1ч)


  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника;

  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться но учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

  • приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа- определителя;

  • используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;




Солнце, растения и мы с вами(1ч)


  • выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

  • моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

  • выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

  • доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;




Размножение и развитие растений(1ч)


  • характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

  • наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;




Охрана растений (1ч)

  • актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях Красной книге, правилах поведения в природе;

  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

  • оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;




Разнообразие животных (1ч)

  • классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

  • приводить примеры животных разных групп;

  • с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

  • обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

  • работать с электронным приложением к учебнику;

  • работать с терминологическим словариком.

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» (1ч)

  • характеризовать защитные приспособ ления растений и животных;

  • обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коронках;

  • обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся :определять цель и этапы работы ;распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие
природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

  • находить в краеведческой литературе матери
    алы о природе родного края;

  • составлять и презентовать «Книгу природы
    родного края»




Размножение и развитие животных (1ч)

- характеризовать животных разных групп по
способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных разных групп;
рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;


Охрана животных (1ч)

  • актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в I—2 классах;

  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

  • с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;обсуждать меры по охране животных; обсуждать материалы книги «Великан на по
    ляне» об исчезновении насекомых;

формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее; создать книжку-малышку «Береги животных"



В царстве грибов (1ч)

  • характеризовать строение шляпочных грибов;

  • с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

  • обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан па поляне»;

  • моделировать различие грибов-двойников

Великий круговорот жизни (1ч)

  • характеризовать организмы -производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

  • обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

  • моделировать круговорот веществ в природе;

  • рассказывать о круговороте веществ на Земле;




Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч)

Организм человека (1ч)

  • актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); анализировать схемы расположения органов тела человека, умение показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

работать с терминологическим словариком;



Органы чувств (1ч)

  • работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

  • распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

  • формулировать правила гигиены органов чувств;




Надёжная защита организма (1ч)

  • практическая работа: изучить свойства кожи;

  • характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; |

  • характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

  • работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

  • подготовить рассказ об уходе за кожей;




Опора тела и движение (1ч)

  • характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

  • раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

  • следить за правильной осанкой на уроке и вне его;




Наше питание. Проект «Школа кулинаров»(1ч)


  • практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

  • моделировать строение пищеварительной системы;

  • характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

  • обсуждать правила рационального питании;

  • составлять меню здорового питания;




Дыхание и кровообращение (1ч)

  • актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

  • характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

  • моделировать строение дыхательной системы;
    —- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

  • моделировать строение кровеносной системы;

  • обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

  • практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;




Умей предупреждать болезни (1ч)

  • характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания;

  • составлять памятку по закаливанию;

  • составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

  • работать с терминологическим словариком;

  • регулярно проводить закаливание своего организма;




Здоровый образ жизни (1ч)


  • различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

  • обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

  • работать с терминологическим словариком;




Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие (1ч)


  • Выполнять тесты с выбором ответа.

  • оценивать правильность/не правильность предложенных ответов;

  • адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами




Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» (1ч)


  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

  • обсуждать выступления учащихся:

  • оценивать свои достижения и ДОстижения других учащихся




Раздел «Наша безопасность» (7ч)

Огонь, вода и газ (1ч)

  • актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах: |

  • характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

  • моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

  • называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;




Чтобы путь был счастливым (1ч)


  • актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах;

  • работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

  • обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

  • выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

  • моделировать свои действия в ходе ролевой игры;




Дорожные знаки (1ч)

  • анализировать разные тины знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

  • выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

  • моделировать в виде схемы путь от дома до
    школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;




Проект «Кто нас защищает» (1ч)

  • находить в о Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

  • интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

  • оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;




Опасные места (1ч)

  • актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

  • обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

  • работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке




Природа и наша безопасность (1ч)

  • характеризовать опасности природного характера;

  • находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах.



Экологическая безопасность (1ч)

  • анализировать по схеме цепь загрязнения;

  • приводить примеры цепей загрязнения;

  • моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

  • обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающейсреды;

  • практическая работа: знакомиться с устрой
    ством и работой бытового фильтра для очисткиводы;

  • работать с терминологическим словариком

Раздел «Чему учит экономика»(12ч)

Для чего нужна экономика (1ч)

  • раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

  • различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

  • характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;




Природные богатства и труд людей — основа экономики (1ч)

  • раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;



Полезные ископаемые (1ч)

  • определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

  • выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

  • характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

  • с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;




Растениеводство (1ч)

  • актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;

  • практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

  • обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

  • различать и классифицировать культурные растения;

  • определять с помощью атласа определителя культурные растения;

  • характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов

Животноводство (1ч)

  • классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

  • характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

  • выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

  • работать с терминологическим словариком;

  • исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;




Какая бывает промышленность (1ч)

  • характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

  • соотносить продукцию и отрасли промышленности;

  • выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

  • характеризовать труд работников отраслей промышленности;

  • работать с терминологическим словариком;

  • работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

Проект «Экономика родного края» (1ч)

  • в ходе выполнения проекта дети учатся:

  • собирать информацию об экономике родного края (города, села);

  • оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты и т.д.;

  • презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Что такое деньги (1ч)

  • характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

  • раскрывать роль денег в экономике;

  • различать денежные единицы разных стран;

  • практическая работа в паре: рассматри
    вать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;




Государственный бюджет (1ч)

  • характеризовать государственный бюджет,его доходы и расходы;

  • определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

  • выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

  • моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;



Семейный бюджет (1ч)

  • характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; |

  • выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

  • определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

моделировать семейный бюджет.

Экономика и экология (2ч)

  • актуализировать знания о влиянии человекана окружающую среду, полученные в I—2 классах;

  • характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

  • раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

  • обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;




Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)

«Золотое кольцо России» (3ч)

  • прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

  • рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

  • узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

  • составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

  • моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей,
    сувениры и т. д.;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • с помощью Интернета готовить сообщение
    о любом городе Золотого кольца;




Проект «Музей путешествий»(1ч)

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • собирать экспонаты для музея (фотографии,открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

  • оформлять экспозицию музея;

  • готовить сообщения (экскурсии по музею);

  • презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов




Наши ближайшие соседи (1ч)

  • показывать на карге России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

  • обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;




На севере Европы (1ч)

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • соотносить государства и их флаги;

  • узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; сё замечательных людей;

  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;




Что такое Бенилюкс (1ч)

  • составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

— описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии. Голландии, Люксембурга;




В центре Европы(1ч)

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • узнавать и описывать достопримечтельности по фотографиям;

  • выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

  • моделировать достопримечательности из пластилина;

  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;




По Франции и Великобритании (Франция) (1ч)

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и сё столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

  • составлять вопросы для викторины о Франции;

  • выполнять задания из электронною приложения к учебнику;

  • в дополнительной литературе и Интернете
    находить интересные факты о Франции;

  • работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;




По Франции и Великобритании (Великобритания) (1ч)

  • описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

  • составлять вопросы для викюрины о Великобритании;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

  • в дополнительной литературе и Интернете
    найти интересные факты о Великобритании

На юге Европы (1ч)

  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы;
    выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько со
    общений;

  • составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

  • описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;

  • используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

  • работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и
    Италии;




По знаменитым местам мира (1ч)


  • соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

  • обсуждать цели международного туризма;

  • работать с картой;

  • описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

  • находить в дополнительной литературе и
    в Интернете материал о достопримечательностях
    разных стран, готовить сообщения;




Проверим себя и оценим свои достижения за
второе полугодие(1ч) '


  • Выполнять тесты с выбором ответа;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

  • адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами




Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» (2ч)


  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

  • обсуждать выступления учащихся;

  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся






УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования

2. Плешаков А. А. Окружающий Мир. Рабочие программы. 1-4 классы. — М. : Просвещение, 2011

3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.:

Просвещение, 2013

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. - М.:

Просвещение, 2013

5. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3класс.

—М. :Просвещение, 2010.

6. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по предмету «Окружающий Мир». 3 класс. —М. : Издательство «Вако», 2013

7. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас —определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Провещение, 2010

8. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Просвещение, 2010

9. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс

10. Коллекции полезных ископаемых

11.Гербари культурных и дикорастущих растений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования

2. Плешаков А. А. Окружающий Мир. Рабочие программы. 1-4 классы. — М. : Просвещение, 2011

3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. - М.:

Просвещение, 2013

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. - М.:

Просвещение, 2013

5. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс.

—М. :Просвещение, 2010

6. Васильева Н.Ю.Поурочные разработки по предмету «Окружающий Мир». 3 класс. —М. : Издательство «Вако», 2013

7. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас —определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Провещение, 2010

8. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М. : Просвещение, 2010

9. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс
Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 от 02.09.2013г.



Капошко О.А.