«Формирование икт компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка... 1 331.26kb.
Роль истории и краеведения в решении проблем гражданского и патриотического... 1 61.05kb.
«Излучинская общеобразовательная начальная школа №2» 3 339.54kb.
Моу лицей №21 Формирование ключевых образовательных компетенций в... 3 552.62kb.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных... 1 206.66kb.
Внеурочной деятельности в мбоу «Шаховская сош» в целях реализации... 1 127.93kb.
Р п. Мокроус /Мягкая Л. И./ 2013 г «Утверждено» Руководитель моу... 1 361.34kb.
Программой отведено 34 учебных часов, из расчета 1 учебный час в... 1 204.22kb.
Урока: Предмет, класс История и культура народов, 5 класс Тема урока... 1 50.01kb.
Г. Биробиджан, 2011 год Брошюра содержит обобщение опыта учителя. 1 112.45kb.
Использование икт 1 144.23kb.
«Рождество в Англии» 1 31.31kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
«Формирование икт компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» - страница №1/1

Публичное выступление учителя математики

ГБОУ СОШ п.г.т.Балашейка

Емельяновой Ларисы Владимировны

на тему «Формирование ИКТ компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» (Слайд 1-2-3)

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению

знаниями. Приохотить ребенка к

учению гораздо более достойная задача,

чем приневолить.
К.Д. Ушинский

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе  определена  в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Информационно-коммуникативная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы  учащихся сегодня возможно только  при условии использования ИКТ. (Слайд 4)

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. (Слайд 5-6)

Целью моей работы как учителя математики является максимальное облегчение трудного пути, раскрытие привлекательных сторон предмета, показа красоты и стройности математики, вплетение математических знаний ученика в общую картину видения мира. Добиться этого можно через применение разнообразных методов и форм обучения.

21 ВЕК - век глобальной компьютеризации, когда невозможно вести учебный процесс без внедрения информационных технологий. (Слайд 7)

Этими причинами обусловлен мой интерес к разработке материалов по теме: «Использование информационных технологий ».

Информационные технологии подразделяются






Универсальные

  • текстовый редактор,

  • табличный процессор,

  • компьютерные презентации

Специальные

  • электронные учебники,

  • энциклопедии, тренажеры

Интернет

  • виртуальные лаборатории,

  • дистанционное обучение,

  • виртуальные экскурсии

(Слайд 8) В своей работе я применяю компьютеры и проектор. На сегодняшний день имею ряд отработанных моделей их использования. (Слайд 9). На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. С его помощью создаю дидактические материалы с учетом особенностей конкретного класса, организую индивидуальную работу для учащихся, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам. Программное обеспечение создаю либо сама, либо прибегаю к помощи учащихся.

Ребята делают это с удовольствием, тем самым, приобщаются не только к предмету “Информатика”, но и к математике; при таком подходе педагогика сотрудничества является естественной средой общения учителя и ученика. Начиная с простого, знакомого и постепенно усложняя задания. «Сказка приходит на урок математики». (Слайд 10).

Контроль знаний и умений учащихся - важнейший элемент учебного процесса. Формой проведения контроля знаний и умений является тестирование. (Слайд 11) Я считаю, что тесты незаменимы для проведения входного контроля, когда важно установить уровень знаний по предмету класса в целом, а не отдельных учащихся. (Слайд 12) Успешно применяю тестирование и при проведении текущего контроля, так как именно тесты помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Ну, и, конечно же, тестирование использую при проведении рубежного и итогового контроля. (Слайд 13)

Тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Это



  • экономия времени при проверке

  • исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: учащиеся работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.

  • обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля).

  • практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельных учеников или класса в целом, что необходимо при проведении итогового или рубежного контроля.

(Слайд 14)

Одним из методов преподавания математики является систематическое проведение устных упражнений, которые требуют:



  • знания теории, умения применять эти знания к решению задач,

  • применения рациональных приемов вычислений и преобразований,

  • дают возможность прочно закрепить изученный материал.

Кроме повседневно проводимых устных упражнений, полезно проводить и устные контрольные работы. (Слайд 15)

Предлагаемые работы такого типа проводятся, в основном, после прохождения соответствующей темы и являются дополнением к письменным контрольным работам.

В этом учебном году я обучаю пятиклассников, а потому предлагаю карточки по некоторым темам математики пятого класса. (Слайд 16).

Для объяснения и закрепления нового материала использую презентации, содержащие основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. Для привлечения и поддержания внимания применяю эффекты анимации (появление и движение объектов на экране), а также звуковое сопровождение. Используя информационные технологии, стал возможен творческий подход к изложению некоторых разделов математики через виртуально моделирующую среду “Живая математика” и “Живая геометрия”. В каждой школе есть диски, которые можно применять на уроках математики. (Слайд 17)



Самостоятельная работа является эффективным средством организации и контроля учебно-познавательной деятельности школьников. В моей практике обучения математики хорошо зарекомендовали себя самостоятельные работы, для выполнения которых требуется 15-20 минут. В течение этого времени можно проверить усвоение изучаемого материала, что позволяет вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. В классе обычно организовываю не более 5-6 “однородных” групп учащихся, поэтому вариантов самостоятельной работы готовлю 5-6. Каждой группе с одним “показателем” усвоения материала предоставляется свой вариант.

(Слайд 18-19) Наиболее эффективны самостоятельные работы с единой основой, которая в зависимости от уровня подготовки учащихся корректируется с помощью наборов указаний к выполнению предложенного упражнения. При подготовке упражнений исхожу из трех уровней усвоения знаний. Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока, с использованием информационных технологий совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально. (Слайд 20)

Большую роль в моей работе имеют Интернет – ресурсы. Это информационный материал, дидактический материал, участие в олимпиадах, электронная почта. (Слайд 12 б) Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к урокам и работе над выполнением творческих заданий..  Так, выйдя на официальный сайт  Министерства образования, посвященный ЕГЭ,  выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои  возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. (Образец показать) (Слайд 21)

Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010года, определяют роль школы, как важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. (Слайд22)

В этом помогает проектный метод. (Слайд 23, гиперссылка « Проект») Его сущность - самостоятельная деятельность учащихся. Ребята выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами. Как правило, тематика проектов касается какого-нибудь теоретического вопроса школьной программы, с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Так как темы проектов предлагаю учащимся в начале учебного года, когда не весь теоретический материал знаком ученикам, поэтому, первое, что я делаю при встрече с учащимися, выбравшими проект по математике – это обзор каждой предлагаемой темы. Но тематика проектов может быть предложена и самими учениками. Раз в год проводится день защиты проектов. Ученики разбиваются по предметным группам, что даёт возможность учащимся увидеть защиту других и оценить себя. (Слайд 24)По доминирующему виду проектной деятельности учащиеся работают над следующими проектами:


  • исследовательские проекты (проекты, полностью подчиненные логике исследования и имеют структуру, приближенную к научным исследованиям тема проекта «Парамерты»)

  • творческие проекты (примеры таких проектов: газета, макет комнаты (тема проекта “Мир многогранников”), сценка “Изобретение шахмат” (тема проекта “Геометрическая прогрессия”)

  • игровые проекты

  • информационные (проекты, направленные на сбор информации, её анализе и обобщении фактов. Такие проекты могут интегрироваться в исследовательские и становиться их частью. )

  • практико – ориентированные (Примером продукта такого проекта является книжки “Занимательная математика”, «Физкультминутки»).

(О проекте “Мир многогранников”)(Слайд 25).

Преимущества проектного метода

  • снижение тревожности учащихся;

  • проекты позволяют быть успешными во время аттестации;

  • высокая мотивация;

  • связь полученных знаний с реальной жизнью;

  • развитие научной пытливости;

  • лучшая закреплённость знаний. (Слайд 26)

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам  и другим источникам).

Элементы компьютерной среды.

· Графический редактор "Paint" входит в стандартный комплект программных средств компьютера. Он служит для создания, просмотра и редактирования графических изображений. Созданное изображение может быть распечатано на принтере или записано в виде файла для его дальнейшего использования.

· Графический редактор "Adobe Illustrator" является более мощным средством для создания и обработки рисунков, он имеет дело с так называемым векторным изображением

· С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять несложные вычисления.

· Программа 3D See Builder поможет выполнить задачи на построение сечений.

· school. еdu. ru. - Российский образовательный портал

· zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <Задачи>

· matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями

· school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ

· Мультимедийные учебные пособия : "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Тригонометрия не для отличников", "Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств", "Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функция",  Л.Боревский "Курс математики 2000", "Математика абитуриенту", "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",  "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Открытая математика. Функции и графики"

Самое главное, что выгодно отличает "Курс математики для школьников и абитуриентов Л.Боревского". электронное пособие "Математика для абитуриентов> и современный учебно-методический комплекс ЗАО "Просвещение - МЕДИА" "Все задачи школьной математики" - это интерактивное решение задач с помощью компьютера, при котором обеспечивается поэтапный (пошаговый) контроль за работой обучаемого. Это снимает сразу две проблемы:

· программа проверяет каждый шаг ученика, указывая на его текущие ошибки и  подсказывая выход из трудной ситуации. 

· Немедленная реакция компьютера на ошибочный шаг позволяет тут же поправить ученика, избежать невольного запоминания ошибочных ходов. (Слайд 27)

Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального бесстрашного наставника персонально для каждого ученика.

По окончании решения программа выдает четкие рекомендации по дальнейшей работе над задачей и даже открывает в электронном учебнике тот материал, который необходимо дополнительно проработать.

Такое пошаговое контролируемое решение отвечает важному педагогическому принципу: не проверять уже имеющиеся знания, а обучать новым методам решения.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", призван помочь учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный материал более широкому кругу учащихся. («Конструктивная геометрия»)



Преимущества информационных технологий

  • наглядность;

  • реализация методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

  • автоматизации контроля результатов обучения;

  • обеспечение эффективной реализации развивающего обучения;

  • развитие способностей к творчеству;

  • формирования психологической готовности к самореализации