Ход урока I. Организационный момент - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ход урока. I. Организационный момент 1 42.17kb.
Ход урока: I. Организационный момент. II. Опрос домашнего задания. 1 57.77kb.
План урока: Организационный момент 2 мин. Повторение ранее изученной... 1 39.29kb.
Сочинение-описание пейзажа по картине И. Э. Грабаря 1 54.16kb.
Конспект урока по биологии в 11 классе Тема: «Естественные сообщества... 1 52.14kb.
Урока: Десятичные дроби 1 40.65kb.
Ход урока. Орг. Момент. Новая тема. Знакомство с оператором Select... 1 51.05kb.
Урок в 5 «А» классе по предмету «Музыка». Тема урока: Творчество... 1 109.7kb.
Ход урока I. Обмен мнениями о личном читательском опыте 11 3257.23kb.
Групповое обучение как метод нестандартного проведения урока 1 47.21kb.
План урока. Орг момент (1 мин.) Актуализация знаний. 1 103.54kb.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л. Н. Занкова главной... 1 96.31kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Ход урока I. Организационный момент - страница №1/1

Урок. Понятия как форма мышления

Цель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления.

Оборудование: компьютерная презентация, текстовый процес­сор MS Word.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний

  • Что такое чувственное познание окружающего мира? (познание с помощью органов чувств)

  • Приведите пример, когда объект вызывает у вас ощущение? (запах цветка, вкус ягоды, тепло батареи, холод);

  • Приведите пример, когда объект вызывает у вас восприятие, представление? (укус яблока: вкус, цвет, форма)

  • Приведите пример, какое представление у вас вызывает слово лимон?

  • Как вы думаете, можно ли полностью познать окружаю­щий мир с помощью органов чувств? Аргументируйте ответ. (устройство мира, вид планеты. Как образуется молния, электричество)

III. Изучение новой темы

Не все предметы или явления окружающего мира мы можем познавать с помощью органов чувств. Многие законы, процес­сы и явления находятся за пределами чувственного познания. Благодаря мозгу соотносятся ощущения и восприятия. Человек осознанно в ходе мыслительного процесса (мышления) обраба­тывает информацию, поступающую из органов чувств. Тем самым формируются знания.



Логика - древнейшая наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств. Логика не­обходима для познания окружающего мира. Она учит правильно мыслить и применяется в различных областях знаний. Ученые Древнего Востока, Древней Греции (среди которых известные философы Аристотель, Сократ, Платон) внесли значительный вклад в развитие логики как науки.

Умение логически мыслить необходимо человеку в быту, на работе. В процессе учебы вам тоже приходится размышлять над выполнением заданий, продумывая различные варианты. Логика помогает ученым делать научные открытия в различных областях науки: создавать новые технические устройства, лекарственные препараты и т. д.

Нас окружает множество объектов, которые могут быть оду­шевленными и неодушевленными. Кроме того, это могут быть явления, события.

(В процессе беседы на доске и в тетрадях заполняется таблица.)












Объекты

Одушевленные

Девочка, ребенок, ученик, собака, слон



Неодушевленные

Книга, парта, машина

Явления (события)

Дождь, урок, праздник










Каждый объект, явление, событие можно описать словом. Оно заменяет объект, и его используют для записи, хранения. Тем самым информацию, знания об объектах, явлениях можно передавать с помощью слов.

Любой из объектов можно описать с помощью признаков.

Попробуем все вместе описать кошку (домашняя, маленькая, пушистая и т.д.). Мы с вами перечислили признаки объекта «кош­ка». Тем самым указали, чем объект кошка отличен от других или сходен с другими объектами. Признаки делятся на свойства и от­ношения. Перечисляя свойства объекта, мы отвечаем на вопрос «какой он?». Когда мы сравниваем один объект с другим (меньше тигра, короче лапы и т. п.), то говорим об отношениях.

— Перечислите свойства объекта дом. (Двухэтажный, деревян­ный, красивый и т. д.).

Признаки делятся на существенные и несущественные. Су­щественные признаки объекта отражают его отличительные особенности от другого объекта. Вспомните любую загадку. Народная мудрость в замысловатой форме отражает существенные признаки того объекта (предмета), явления, процесса, о котором идет речь.

Например:

1) Идут четыре брата навстречу старшему:

-Здравствуй, большак! — говорят.

-Здорово, Васька-указка, Мишка-середка,
Гришка-сиротка да крошка Тимошка.

— О ком или о чем идет речь? (О пальцах рук.)

2) Через море-океан
плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.

— Что за чудо-великан? (Кит.)

3) Сперва блеск,

За блеском треск, За треском плеск.

— Какие объекты, явления или события описаны? (Молния гром, дождь.)

(Предложить учащимся привести свои примеры.)

Заполним таблицу, отмечая существеннее признаки объ­ектов. (Желательно сопровождать выполнение задания соот­ветствующими картинками. Выполняется учащимися в тетради самостоятельно. Затем осуществляется фронтальная проверка с необходимыми комментариями.)



Объект

Существенные признаки

Корова




Овчарка




Пудель




…….




Итак, мы выделили с вами существенные; признаки. Как от­дельного объекта (корова), так и нескольких однородных объектов (собаки), которые были представлены на картинках.

Запишите определение.



Понятие — это совокупность существенных признаков отдель­ного объекта или нескольких однородных объектов.

Понятиями мы пользуемся, когда думаем,, т. е. в процессе мышления. Понятия могут выражаться одним словом или сло­восочетанием (группой слов), например, книга, лес стол, гоночная спортивная машина, спортсмен-перворазрядник, радостное собы­тие, рабочая тетрадь, домашние животные.

Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие разные понятия, при этом одинаково звучащие (например, мир — объективная реальность и отсутствие войны; коса - волосы и орудие труда; кран водопроводный и башенный; лук — растение и спортивный инвентарь; лист на дереве и лист бумаги, ручка пишущая и дверная и т. д.).

Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значе­ние, выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око - глаз, очи; враг - недруг, противник, неприя­тель; хворь — болезнь, недомогание, нездоровье; множество — уйма, тьма, бездна, куча, набор, совокупность, коллекция и т. д.).

(Предложить учащимся привести свои примеры.)

Итак, когда мы говорим, то пользуемся словами для передачи информации и знаний об объектах, явлениях. А понятиями опе­рируем в процессе мышления, когда думаем.

IV. Закрепление изученного

В форме фронтальной проверки:



  1. Рабочая тетрадь: № 8, с. 42. (проверка по очереди каждого ученика)

  2. Рабочая тетрадь: № 9, с. 43. (ученики загадывают загадки классу и дети оценивают)

V. Физкультминутка

VI. Подведение итогов урока

— Что нового узнали? (Ответ: мышление — высшая ступень человеческого познания. Логика — наука, изучающая за­коны и формы мышления. Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. Признаками объекта являются свойства и отношения. Понятие — это форма мышления.)



(Выборочно за работу на уроке и выполнение заданий поста­вить оценки.)

Домашнее задание

  1. Учебник: § 2.3, с. 36-38. в1-8 стр 38

  2. Рабочая тетрадь: № 10, с. 44.