Информационная карта инновационного педагогического опыта - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного... 1 183.63kb.
1. Публичное представление собственного инновационного педагогического... 1 146.62kb.
Инновационного педагогического опыта 1 48.11kb.
Информационная карта 1 84.15kb.
Примерная схема программы изучения и обобщения эффективного педагогического... 1 47.92kb.
Инновационного педагогического опыта «Музыкальный фольклор как средство... 1 59.96kb.
Информационная карта 5 821.45kb.
О проведении школьного тура городского конкурса 1 42.68kb.
Информационная карта программы 1 343.33kb.
Конкурс «Современный классный руководитель» Тема «Инновационные методы... 1 165.66kb.
Отчет о деятельности моу гимназии №7 города Чехова Московской области... 1 28.1kb.
Экономический Совет это коллегиальный орган, состоящий из заместителей... 1 70.18kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Информационная карта инновационного педагогического опыта - страница №1/1

Информационная карта инновационного педагогического опыта



Ф.И.О.

Горбачева Татьяна Николаевна

Учреждение

МОБУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа» 461037 с. Новоалександровка Оренбургской области Бузулукского района ул. Центральная, 45/2

Тел. учреждения: (835342) 6-25-40

 E-mail: naschoolbuz53@mail.ru


Должность

Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности

15

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования коммуникативной культуры учащихся



2. Источник изменений

противоречия между высокими требованиями к качеству знаний выпускников школы и снижением мотивации, интереса учащихся к предмету; между перегруженностью программного материала по литературе и русскому языку и необходимостью личностного развития учащихся средствами предмета; между ориентацией образования на самостоятельную деятельность учащихся, развитие творческих способностей и применением традиционных  форм и методов обучения. В качестве источника изменений рассматриваются новые условия образовательной деятельности (разработка и внедрение в образовательный процесс ФГОС II поколения) и новые средства обучения (инновационные технологии обучения)

3. Идея изменений

заключается в использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в сочетании с ИКТ и технологией проектов на уроках и во внеклассной деятельности для повышения уровня развития коммуникативной культуры учащихся. Актуальность технологии РКМЧП заключается в удачном сочетании проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами приобщения детей к новым приемам коммуникации, в формировании нового взгляда на ученика как субъекта педагогического процесса. Внедрение технологии РКМЧП в образовательный процесс уроков русского языка и литературы создаёт благоприятные условия для развития надпредметных знаний и умений учащихся, их самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

4. Концепция изменений

на теоретическом уровне заключается в том, что в современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.

На содержательном уровне - связана с формированием и развитием культуры общения и познавательной культуры в качестве наивысшего уровня познания науки, общества, людей, самого себя, поскольку именно культура делает личность самостоятельной, творческой и способной самоопределиться.



На технологическом уровне – это оптимальное комбинирование технологий РКМЧП и ИКТ, позволяющее снизить трудоемкость достижения намеченного результата

5. Условия реализации изменений

План самообразования, курсы при ИПКиППРО ОГПУ, работа в сети творческих учителей помогает развивать мои профессиональные качества и совершенствовать мастерство. Использование на уроках ИКТ способствует интеграции учебных предметов в рамках урока,

6. Результат изменений

Предложенная система работы по формированию коммуникативной компетентности, развитию критического мышления учащихся дает устойчивые результаты:

  • повышение креативного потенциала, рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно-практических конференциях, Интернет-конкурсах);

  • участие во всероссийских конкурсах творческих и исследовательских работ учащихся «Отечество», «Растим патриотов России», «История Победы»; рост количества призеров конкурсов различных уровней, в том числе слеты юнкоров;

  • повышение качества знаний учащихся, успеваемости (в 10-11 классах успеваемость по русскому языку и литературе составляет 100 %, качество – 80 %, что подтверждается результатами мониторинга освоения выпускниками третьей ступени общеобразовательных программ;

  • результат итоговой аттестации (ГИА) - 42 % качества, успеваемость – 100 %, 75 баллов – максимальный результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ при 100 % успеваемости.

7. Публикации

Распространение опыта, представление методической системы по реализации технологии РКМЧП проводилось через

  • мастер-классы для педагогов района «Технология РКМЧП как способ формирования активной мыслительной деятельности учащихся», «Развивающее обучение как средство вовлечения учащихся в активный познавательный и творческий процесс» для педагогов района с уроками-показами (В. Шукшин «Обида», А. Чехов «Тоска», С.Есенин «Письмо матери).

  • методический семинар для молодых специалистов района;

  • выступление на РМО учителей русского языка и литературы;

  • публикацию методических материалов на странице педагогического сообщества proshkolu.ru, intergu.ru

Описание инновационного опыта учителя

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме».

Актуальность представленного опыта состоит в том, что переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных способностей, облегчающих успешную социализацию современных выпускников. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, умениями и навыками, осуществлять разные виды деятельности, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Воспитательно-образовательный процесс в современной школе обусловлен задачами по формированию ключевых компетенций будущих выпускников: умения жить в обществе с возрастающей информацией, а отсюда желания учиться всю жизнь, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане. Этим и обусловлена практическая значимость использования инновационных технологий обучения.



Технология опыта формировалась следующим образом:

После анализа результатов деятельности учащихся на уроках литературы и русского языка я пришла к выводу, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно. Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна, речь и критическое мышление надо развивать одновременно.

Это позволило мне выделить основные задачи: создание оптимальных условий для повышения мотивации и самостоятельности на уроках и во внеурочное время через использование технологии развития критического мышления; моделирование урока с использованием комплекса приемов данной технологии; создание практико-ориентированных заданий, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся; проведение итоговой диагностики.

Моя деятельность по внедрению ТРКМЧП состояла из трёх этапов: подготовительного, собственно экспериментального и обобщающе-аналитического. На подготовительном этапе мной была изучена теоретико-методологическая литература, опыт педагогов российских школ, были выявлены факторы, способствующие повышению мотивации и самостоятельности учащихся. Я сравнила модели занятий технологии РКМЧП с традиционным опытом проведения уроков, изучила отличия.

Пришло понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приемов и методов даст положительные результаты в процессе развития критического мышления обучаемых, если каждый учитель решит для себя две проблемы: какие методы, приемы следует применить для эффективной реализации определенной цели занятия и как правильно организовать осмысление учебного материала?

Задачей второго этапа было моделирование и апробация уроков и внеклассных мероприятий с применением технологии РКМЧП, проведение инвентаризации учебников и программ на предмет наличия ситуаций «включения» и разработка методического арсенала уроков с применением данной технологии.

Первые уроки с применением ТРКМЧП уже показали, что для своих учеников я - организатор обучения. В этом качестве в процессе участия в обучении определяю: подходит ли данный прием для решения конкретной педагогической задачи или нет, в какой логике нужно выстроить приемы, чтобы решить эти задачи. Благодаря технологии РКМЧП в учебном процессе происходит соединение навыков различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. Учебный материал даю не в готовом виде, а исследую в ходе совместной работы с учениками, на каждом этапе урока создаю проблемные ситуации, побуждающие учеников к творческому мышлению, применению субъективного опыта, что неизменно приносит учащимся радость от собственного открытия, порождая «ситуацию успеха» и собственной значимости. На уроке учебная информация перерастает в учебную дискуссию, в ходе которой каждый ученик может оценить и внести необходимые коррективы в свое понимание проблемы. Ипользование отдельных приемов на уроках позволило наработать и представить в системе приёмы актуализации субъектного опыта ученика на разных этапах урока: стадиях «вызова», «Осмысления», «рефлексии».

На третьем этапе диагностика определения мотивов учебной деятельности (по О.Г. Селивановой) показала, что к 11 классу повысилось количество учащихся с положительным отношением к учению с 46 % до 80 %. Количество учащихся, которые относятся к учёбе, как к необходимости составило 8 %, что значительно меньше по сравнению с данными диагностики, проведённой с этими же учащимися в 7 классе (14 %). 

В рамках реализации проблемы я разработала программы дополнительного образования «НАШ голос» (юнкоры) для учащихся 5-9 классов, «Практика написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ» для учащихся 10-11 классов. Актуальность программ очевидна, так как их цель - развитие коммуникативной компетенции и критического мышления у учащихся. Практика показывает, что учащиеся, посещающие кружки, лучше умеют работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.


Экспертное заключение




Ф.И.О. эксперта




Составляющие образования

Обучение, воспитание

Характеристики инновационного опыта

1. Образовательные технологии

2. Коммуникативные технологии



3. Деятельностный подход к обучению

Ключевые слова

Коммуникативные компетентности, технология развития критического мышления, инновационные технологии, филология