Инновационного педагогического опыта «Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала учащихся» выбрана - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационного педагогического опыта 1 48.11kb.
VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 194.35kb.
2011 г. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 1 224.39kb.
Информационная карта инновационного педагогического опыта 1 79kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... 2 345.25kb.
Детский фольклор как универсальное средство педагогического воздействия 1 17.22kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 83.46kb.
1. Публичное представление собственного инновационного педагогического... 1 146.62kb.
«Проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательного... 4 548.65kb.
Примерная схема программы изучения и обобщения эффективного педагогического... 1 47.92kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени... 1 140.19kb.
Занятие Поливка комнатных растений Старшая гр. 1 58.71kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Инновационного педагогического опыта «Музыкальный фольклор как средство развития - страница №1/1

Описание педагогического опыта
«Музыкальный фольклор как средство развития

духовно-нравственного потенциала учащихся»
Тема инновационного педагогического опыта «Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала учащихся» выбрана неслучайно.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, т.к. в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чувство любви к Отечеству, к своему народу.

Соль-Илецкий район один из самых многонациональных, к тому же здесь проходит наиболее протяженная граница с Казахстаном. За счет миграционного прироста увеличилась численность населения национальностей Кавказа и Средней Азии: армян, азербайджанцев, чеченцев, таджиков, узбеков и т.д. Поэтому еще более актуализируется проблема сохранения русских народных традиций.

Изучение и исполнение народных песен воспитывает чувство национального самоуважения, гражданственность, формирует чувство коллективизма и товарищества, пробуждает и развивает творческие способности. Органическое соединение образовательного, развивающего и воспитательного процессов, построенных на использовании устного народного музыкального творчества, способствует развитию духовной культуры личности ребенка на основе его индивидуальных особенностей.

С целью создания условий для развития духовно-нравственного потенциала учащихся необходимо разрешить противоречия между:

- потребностью современного общества в духовно развитой личности и реальным уровнем сформированности внутренней культуры учащихся;

- наличием широкой базы исследований педагогического аспекта проблемы развития внутренней культуры личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса применительно подготовки школьников к поисково-исследовательской деятельности в этнографическом направлении;

- необходимостью развития у школьников духовно-нравственного потенциала и недостаточной теоретической разработанностью соответствующих условий.

Обучение происходит не только на занятиях с педагогом, но и во время встреч со старожилами сел, другими фольклорными коллективами во внеурочное время.

Основу теоретического исследования составили работы Г.М.Науменко «Фольклорная азбука» - пособие для начальной школы, материалы по обучению фольклору в младших классах «Школа русского фольклора», разделы автора М.Т.Картавцевой, опыт детского ансамбля народного пения «Рябинушка» под руководством О.Н.Пахомовой. С.С.Балашова и Т.С.Шенталинская отмечали, что без специального разучивания возможно включаться в пение припева во многих хороводных песнях. Польза подобного припевания детей объясняется, близостью ситуации к народной традиции и возникновением творческой свободы поющих без предварительного разучивания.

В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях фольклорного пения происходит становление личности ребенка как носителя национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание и присвоение ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значимость для современного человека.

В процессе обучения детей музыкальному фольклору происходит формирование вокально-хоровых навыков, из года в год совершенствуются умения, расширяются знания, предусмотренные программой. Вместе с тем программный материал недостаточно отвечает особенностям изучения местного музыкального фольклора. Таким образом, появилась идея изменения программного материала. Отличительной особенностью программы является репертуар, который собирается совместно с детьми в экспедициях, что вносит изменения в распределение педагогической нагрузки: одна треть часов программы уходит на встречи со старожилами села Григорьевка, других казачьих сёл, и записи старинных песен из их уст. Соответственно, меняется как цель, так и задачи.

Программа рассчитана на 3 года обучения: 1-й и 2-й годы относятся к I уровню – образовательному, 3-й год и последующие – ко II уровню – творческому. На творческом уровне дети могут находиться столько времени, сколько сохраняется интерес. Они могут принимать участие в концертной деятельности и в пополнении репертуара, разыскивая и записывая новые песни.

Увеличение количества часов обусловлено спецификой усложнения репертуара и возрастными психофизическими особенностями воспитанников.

В основу обучения детей пению в народной манере, всей воспитательной и развивающей деятельности, предусмотренной данной программой, положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса.

2. Принцип народности, предусматривающий актуальность обращения к народной культуре с опорой на этнокультуру при отборе содержания педагогического процесса.

3. Принцип интеграции различных видов искусства (музыки, хореографии, декоративно-прикладного творчества, театра), соблюдающийся при отборе содержания и форм деятельности.

4. Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматриваю-щий психолого-педагогическое изучение каждой личности.

6. Принцип творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях народным творчеством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность.

Наиболее распространенными методами разучивания музыкального фольклора являются устно-слуховой и устно-подражательный, обусловленные самими формами народных песен.

Технология опыта заключается в последовательности (этапности) организации этнографической поисково-исследовательской деятельности. Деятельность школьников, организуемая учителем, способствует развитию в детях «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать».

План образовательной программы по музыкальному фольклору включает следующие разделы: виды народного творчества (исследовательская поисковая работа: народная песня как часть устного народного творчества); вокально-хоровая работа; сценическая грамота (знакомство с элементами хореографии и поведения на сцене); культура восприятия музыки; концертная деятельность.

Условия реализации программы предусматривают не только изменение воспитательных и образовательных задач, но и наличие определенных личностно-профессиональных качеств педагога таких как: стремление к изучению народного творчества, истории родного края, местных обычаев, обрядов, традиций, потребность в профессиональном росте. Проблема реализации поставленных условий напрямую связана с повышением профессионального уровня педагога.

Анализ экспериментальной работы позволил констатировать, что структурно-логическая модель процесса развития духовно-нравственного потенциала учащихся в специально организованных условиях, содержание деятельности педагога способствовали развитию духовно-нравственного потенциала школьников.

Довольно низкий уровень духовно-нравственного потенциала, выявленный у учащихся на констатирующем этапе, заметно повысился после проведения занятий спецкурса «Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся через музыкальный фольклор».

Кроме этого, результатом введения изменений в программный материал можно считать:

- расширение знаний и умений школьников по традиционной культуре на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия обряда, песни, традиции, осмысления его (ее) содержания, рефлексии ощущений переживаний, мыслей;

- эмоционально-чувственное «насыщение» опыта школьников в процессе общения со старожилами, обеспечивающее духовное развитие школьников;

- решение проблемных ситуаций, обеспечивающих формирование жизненного опыта школьников на основе восприятия и исполнения музыкального фольклора, в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Адресная направленность опыта: учителям музыки, руководителям ансамблей народного и фольклорного пения, педагогам дополнительного образования, организаторам внеклассной работы.





Сарычева Елена Викторовна, учитель музыки МОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа»



Соль-Илецкого района Оренбургской области