Инновационного педагогического опыта - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационная карта инновационного педагогического опыта 1 79kb.
1. Публичное представление собственного инновационного педагогического... 1 146.62kb.
Примерная схема программы изучения и обобщения эффективного педагогического... 1 47.92kb.
Инновационного педагогического опыта «Музыкальный фольклор как средство... 1 59.96kb.
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного... 1 183.63kb.
О проведении школьного тура городского конкурса 1 42.68kb.
Конкурс «Современный классный руководитель» Тема «Инновационные методы... 1 165.66kb.
Отчет о деятельности моу гимназии №7 города Чехова Московской области... 1 28.1kb.
Базовая модель описания опыта 1 60.39kb.
Инновационная направленность педагогической деятельности 1 116.59kb.
Обобщение педагогического опыта по теме: Основные подходы к организации... 1 65.56kb.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного... 1 152.51kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Инновационного педагогического опыта - страница №1/1






Аналитическая справка «Описание педагогического опыта».

1. Тема инновационного педагогического опыта.
«Обучение сотрудничеству через организацию групповой работы как средство формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников».
2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:
В условиях личностно-ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств и способствуют рефлексивной деятельности школьников.

Обучение сотрудничеству через организацию групповой работы является эффективным средством формирования умений самоорганизации учебной деятельности.

Как показывает практика, в начальных классах, как правило, групповая работа используется редко, отсутствует система. В психолого–педагогической и методической литературе проблема организации групповой работы в начальных классах освещена недостаточно. Это побудило Претендента взяться за работу над данной проблемой.
3. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности).
Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Осознание несовершенства традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в которой преобладают фронтальные методы организации учебной деятельности, привело к возникновению потребности поиска наиболее эффективных условий и форм общения в процессе обучения, которые предполагают осуществление коммуникативно-деятельностного принципа обучения, партнерские отношения между педагогом и учащимися, активную позицию ребенка в решении учебных задач, что ведет к формированию у детей умения учиться.
4. Теоретическая база опыта:
Изучены компоненты учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер и др.), вопросы научной организации труда школьников (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, В.П. Зинченко, И.П. Раченко, Б.А. Русаков и др.), структура универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников (В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, В.В. Сериков, Г. А. Цукерман и др.), педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили), педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (групповые и коллективные способы обучения И.Б. Первина, В.К. Дьяченко, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении С.Н.Лысенковой), педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение – А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) и здоровьесберегающие технологии.

5. Идея изменений.

Работа по формированию умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников будет проходить успешно, если:

1.Учебно-воспитательный процесс строить на основе сотрудничества, цель которого научить детей умению учиться.

2.В системе использовать различные виды групповой работы, базирующейся на такой форме организации учебной деятельности, как диалоги, дискуссии.

3.Организуя коммуникативный контакт между совместно работающими учащимися, поддерживать у них уверенность в своих силах, способствовать самовыражению каждого учащегося.
6. Концепция изменений.
Процесс обучения сотрудничеству через организацию групповой деятельности строится на основе следующих принципов:

- Принцип гуманизма: в центре внимания ученик развитие его творческих способностей.

- Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является

целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим

способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в про-

цессе обучения.

- Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый,

интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также партнерс-

кие отношения между педагогом и обучаемыми.

- Принцип уважения к иной точке зрения.

- Принцип обеспечения ответственности за результат.


7.Технология опыта.
Этапы становления опыта:

- Подготовительный: изучение теоретической базы проблемы, опыта работы педагогов; констатирующая диагностика учащихся.

- Основной: обоснование и экспериментальная проверка системы работы по обучению детей сотрудничеству; наблюдение за учебным процессом.

- Заключительный: диагностика и анализ результатов; разработка методических рекомендаций.


8. Условия реализации изменений.
Используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты при соблюдении следующих условий:

- Педагог должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникативной компетентности, которая предполагает наличие умений сотрудничества, владение культурой речи, способности к рефлексии и эмпатии.

- Личностно - ориентированный подход к каждому участнику образовательного процесса - залог успеха, возможность творчески проявить себя, совершенствоваться, развиваться как детям, так и воспитывающим взрослым.

- Педагог должен в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.

- Применение групповой работы будет эффективным только в том случае, если эта работа проводится в системе.
9. Результат изменений.
Наблюдения на уроках показали, что последовательное обучение сотрудничеству является важным и эффективным средством формирования у младших школьников учебной самостоятельности, инициативы, групповой солидарности, сплоченности, ответственности группы за каждого ребенка перед классом, что повышает эффективность урока в целом, а также усиливает его воспитательное воздействие.

Анализ полученных результатов при исследовании уровня сформированности мотивации совместной деятельности и уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся свидетельствует о динамике развития у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности, высокого качества обученности детей. (85% учащихся успевают на «4» и «5»).


10. Адресная направленность опыта:
Методические рекомендации «Организация групповой работы как средство формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» разработаны для учителей начальных классов.

Хохлова Галина Васильевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Оренбурга.