«Интегрированные и интерактивные уроки» (8 страниц) - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Требования к написанию статей Размер статьи до 6 страниц 1 23.72kb.
1. Понятие и значение информационных систем предприятия. Интегрированные... 1 412.22kb.
«Гидростатическое и атмосферное давление» 1 92.15kb.
Тема: Случай весной. Интегрированные области 1 28.61kb.
Как оформить кабинет истории. «Ничего нет в интеллекте, чего бы не... 1 62.59kb.
Краткое описание электронного портфолио воспитателя Антоновой Веры... 1 79.98kb.
Интерактивные методы обучения на уроках математики Иванова Елена... 1 117.76kb.
Царственные М 1 13.99kb.
Одаренные дети. Уроки австралийской школы 1 54kb.
Создать веб-сайт (веб-страницы с гиперссылками) из 3-х страниц 1 11.88kb.
Особенности географической среды Крайнего Севера определяют относительно... 1 65.75kb.
Агрессия и аутоагрессия. Основные методы изучения а деструктивное... 4 1320.18kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
«Интегрированные и интерактивные уроки» (8 страниц) - страница №1/1

Методические материалы по теме:

«Интегрированные и

интерактивные уроки» (8 страниц)

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.



Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Такое её понимание делает возможным выдвижение гипотезы о новой образовательной парадигме. Существующее образование, в своем большинстве, предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времен. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Что такое анализ урока?

  1. Любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. 

  2. Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

  3. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность

  4. Основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя должна занимать важное место.

Что необходимо для анализа урока?

Для выбора схемы анализа урока необходимо: - знать современные критерии качества образованности учащихся; - владеть умениями смысловой поисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении ; - перестраивать имеющиеся предметные знания с учетом инновационных требований; - владеть умениями отбора содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.



Анализ интегрированных уроков

Что такое интеграция?

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Что такое интегрированные уроки?

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Что такое методология интегрированных уроков?

1. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления; 2.Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.



Какими причинами вызвано появление интегрированных уроков?


Во-первых, предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений единого окружающего мира, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.


Во-вторых, необходимость активизировать познание окружающей действительности учащимися, сделать акцент на осмыслении и нахождении причинно-следственных связей, на развитии логики, мышления, коммуникативных способностей школьников.
В-третьих, поиск инновационных форм проведения уроков (использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, снимает утомляемость и перенапряжение школьников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес). В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. В-пятых, за счет интегрированных уроков высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В- шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.


Что отличает интегрированный урок от традиционного урока?

1. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.


2. Форма интегрированных уроков актуальна для обобщающих уроков, раскрывающих проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
3. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей, подчеркивающих взаимозависимость различных наук.

 Что необходимо сделать для внедрения интегрированных уроков?


1. Провести работу над созданием в школе системы интегрированных наук: 1.1. Согласовать учебные программы по предметам; 1.2.Обсудить и сформулировать общие понятия; 1.3. Согласовать время их изучения, взаимные консультации учителей. 
1.4. Рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин; 1.5. Осуществить планирование тематики и конспектов интегрированных уроков(формы уроков и педагогические и методические технологии могут быть различны); 1.6.Осуществить моделирование интегрированных уроков.


Что такое закономерности интегрированного урока?



  1. Весь урок подчинен авторскому замыслу;

  2. Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

  3. Урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;

  4. Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

  5. Отобранный для урока дидактический материал должен соответствовать замыслу;

  6. Цепочка информации должна быть организована как "данное" и "новое", отражая не только структурную, но и смысловую связанность;

  7. Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

  8. Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.

Что такое интегрированное знание?

  1. Проблемы современной действительности интегративны.

  2. Учитель должен подвести школьников к представлению о бесконечности процесса научного познания и неограниченном поле приложения умственных сил, отказаться от слепого доверия к готовым выводам и непреложным истинам.

  3. Предпосылками формирования интегративного знания в школе являются: - семиотический подход с учетом неоднородности образовательной среды; - целостность познавательной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-ценностной сфер деятельности школьника.

  4. Интегративное знание существует только в условиях перехода от одних альтернативных понятий и образов к другим.

Что такое уровни интегрированного знания?

Первый уровень - интеграция содержания образования на основе общности понятий, теорий, законов и т.п. в разделах одного учебного предмета (она придает материалу школьных курсов внутреннее единство);

Второй уровень - отражает дидактический синтез, осуществляемый учителем в пределах содержания отдельных учебных предметов на основе используемых методов, средств и организационных форм обучения (например интегративного урока).

Третий уровень - это создание курса, имеющего собственный предмет изучения и входящего в учебный план школы на правах самостоятельной дисциплины (источником интеграции выступают комплексные науки: для словесности — лингвистика и литературоведение; для обществознания — философия и социология; для МХК — эстетика и искусствоведение).

Что такое принципы интегративного знания?

  1. Принцип согласования частной научной информации с общенаучной и общекультурной информацией (взаимодействие разных областей интегративного знания). 1.1. Процесс интеграции предусматривает, что творческие задания, выполняемые учащимися в одном учебном курсе, должны использоваться в других дисциплинах. Долгосрочную разработку ученических проектов по интегративной тематике следует начинать с частного научного знания с последующим выходом на общенаучную и общекультурную проблематику.

  2. Принцип спирально-концентрического поиска познавательных ориентиров (целью обучения становится не столько формирование новых знаний, сколько перестройка уже имеющихся). 2.1. Содержание общего образования не вмещает тот объем информации, который потребуется будущим выпускникам в течение жизни. Кроме того, многое из усвоенного в школе остается невостребованным. 2.2. Задача учителя состоит не столько в созидании самого интегративного знания в процессе обучения, сколько в преобразовании его на уроках в способ целостного видения и освоения учениками окружающего мира.

  3. Принцип доминанты и комплементарности (взаимодействие частной научной, общенаучной и общекультурной областей происходит при выделении в них "сквозного" содержания — основания для интеграции (объектной, проблемной, методологической и т.п.) — и оппозиционных пар, в пределах которых существует интегративное знание). 3.1. Учитель должен создать в процессе обучения следующее: - условия для образно-интуитивного мышления школьника; - формировать навыки индукции, абстрагирования, структурирования, систематизации, обобщения отдельных фактов, явлений, понятий, теорий

  4. Принцип минимизации фактологических знаний при увеличении их дидактической емкости (приоритет деятельностной основы над информационной с учетом, что фактологичность содержания общего образования явно избыточна).

  5. Принцип модульной организации иитегративного знания ( разработка комплекса организационно-содержательных модулей предъявления учащимся учебного материала). 5.1. Учитель должен так дидактически оформить интегративное знание в учебном материале, чтобы ученик мог ученику справиться с "хаосом" разнопредметного содержания, структурировать информацию по единым основаниям.

Что является ведущими аспектами интегративного знания?

  1. Приобретение учащимися личностного смысла в познании (заученные, готовые, "не пропущенные через личность" знания остаются "чужими" для школьника даже в том случае, когда поняты им; полученные в ходе ознакомления с процессом познания, они становятся личностной ценностью).

  2. Взаимодействие жизненного опыта ребенка и научного знания.

  3. Значение имеет не столько выявление учителем ошибок в ответах и способах деятельности школьников, сколько формирование у них потребности в анализе своего жизненного опыта путем его соотнесения с опытом научным, стремления произвести собственный образовательный продукт, желания вступить в диалог с учителем, отстоять свою точку зрения.

Что такое интерактивный подход?

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.



Виды интерактивных подходов

Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.



  • Работа в малых группах

  • Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

  • Интеллектуальные разминки

Что такое творческое задание?

Творческое задание - это учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задание содержит больший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

Творческое задание, не имеющее ответа, дает возможность учащемуся найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте или опыте своего друга; позволяет создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Что такое критерии творческого задания?

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения

  • является практическим и полезным для учащихся

  • связано с жизнью учащихся

  • вызывает интерес у учащихся

  • максимально служит целям личностно-ориентированного обучения

Что такое работа в малых группах?

    1. Популярная стратегия, так как дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

    2. Неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций.

Что необходимо сделать учителю при организации работы в малых группах?

- убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания (нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания); - сделать свои инструкции максимально четкими (записывать инструкции на доске или карточках); - предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.



Примерный алгоритм интегрированного урока

         Тема "Сотворение мира"


        1. Доклад, раскрывающий научную точку зрения на проблему.
        2. Знакомство с библейским мифом сотворения мира.
        3. Знакомство с живописными работами, созданными художниками разных эпох.
        4. Знакомство с музыкальными произведениями.
        5. Выдвижение гипотез и версий о сотворении мира.
        6. Сочинить собственный миф сотворения мира.
        7. Создать иллюстрации к своему мифу.
        8. Выпустить школьный журнал, в который войдут сочиненные и проиллюстрированные мифы-версии учащихся о сотворении мира.
        9. Ознакомление с журналом учащихся школы.
        10. Сбор откликов, мнений, новых версий в разных классах школы.
        11. Организация дискуссии по обмену мнениями, гипотезами и версиями, в которых отразится поиск новых истин явления.

         Тема "Историческое событие"


        
1. Класс разделить на группы по специализациям и видам деятельности:
журналисты, писатели, поэты, художники, историки, герой-персонаж исторического события.
        2. Разработать направления и порядок освещения исторического события:
        • журналисты пишут репортаж с места событий;
        • писатели сочиняют рассказ от лица участника исторического события;
        • поэты пишут стихотворение, прославляющее героев, участников исторического события;
        • художники рисуют плакаты, посвященные историческому событию;
        • историки исследуют важность данного исторического события в контексте истории человечества.
        3. Представление творческих работ каждой группой перед классом.
        4. Обсуждение и анализ проделанной работы.

        Круглый стол «Личность как макро - и микро - культурное поле" (вопросы для дискуссии среди педагогов гуманитарных циклов)


        1. Как происходит включение личности в культуру?
        2. Каков механизм трансляции культуры?
        3. Что доминирует на разных возрастных этапах культурного развития и саморазвития личности?
        4. В чем выражается творческий характер включения личности в контекст культуры?
        5. Выполняет ли образование культуротворческую и культуроразвивиющую функции?
        6. Педагогика и культура: особенности их интеграции и дезинтеграции.
        7. Две культуры (научно-техническая и художественная) в образовании. Особенности их взаимоотношений в социуме, науке, образовании.
        8. Игра как условие освоения культурной информации.
        9. Диалоговый механизм творчества.
        10. Формирование в образовании творческих качеств личности (в эмоциональной и интеллектуальной сферах).
        11. Эмоциональная развивающая среда.
        12. Культурное развитие личности: роль творчества и игры.

Что такое инновации в создании современного урока?
Применение интерактивных технологий предъявляет определенные требования к структуре уроков, которая состоит из пяти элементов:

• мотивации;

• объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

• предоставление необходимой информации для решения задач;

• интерактивные упражнения — центральная часть занятия;

• подведение итогов, оценивание результатов урока.




  • Мотивация

Цель этого этапа — сфокусировать внимание учеников на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

  • Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов [ 2 3

Цель — обеспечить понимание учениками содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь на уроке, чего от них ждет учитель.

  • Представление необходимой информации

Цель этого элемента урока — дать ученикам достаточно информации для того, чтобы на ее основе они могли выполнить практические задачи за минимально короткое время.

  • Интерактивное упражнение [ 2 ]

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Ее целью являются усвоения учебного материала, достижение результатов урока.

  • Итоги [ 2 ]

Итоги являются важнейшей частью интерактивного урока. Именно здесь проясняется содержание проблемы, подбивается итог усвоенных знаний и устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что еще должно совершенствоваться в будущем.

  • Урок в технологии развития критического мышления [ 2 ]

Задавать вопрос — непростое дело, необходимо знать, вопрос какого характера можно поставить в данном случае, кому его адресовать, каким образом сформулировать.

  • Этапы критического мышления [ 2 ]

В итоге следует отметить такие особенности нестандартных уроков, как их актуальность, оригинальность, универсальность использования, возможность реализации педагогики сотрудничества учителя и ученика.