Исследование. Тема урока: Тема: «Разнообразие растений на Земле» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема: Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование 1 70.78kb.
Урока п\п № урока в теме Тема урока Тип урока Элементы содержания... 1 105.73kb.
Тема: Разнообразие костных рыб 1 48.64kb.
Тема урока: «Оптические явления» (11 класс) Цели урока: Образовательные 1 93.33kb.
№ урока п/п № урока в теме Дата Тема урока Основное содержание урока... 1 134.98kb.
Конспект урока по русскому языку, 4 класс Учитель: Орехова Татьяна... 1 60.9kb.
Тема: Семейства класса Двудольные растения. Класс: Программа 1 50.23kb.
Класс: 3 Тип урока: онз тема: «Состав почвы» Основные цели: познакомить... 1 134.75kb.
N\n № урока Тема урока Тип урока Форма проведения Ресурсы Практические... 1 486.65kb.
Урока Тема урока Тип урока Элементы содержания 1 146.68kb.
Урок-игра по биологии "Морской бой" Тема: «Дыхание растений и животных». 1 48.28kb.
Результаты 2-х туров регионального этапа всероссийской олимпиады... 1 232.55kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Исследование. Тема урока: Тема: «Разнообразие растений на Земле» - страница №1/1

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское

Учитель: Ненашева М. Н.

Конспект урока окружающий мир 3 класс 2013 г.

ТИП УРОКА: Урок открытия нового знания. Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА: Тема: «Разнообразие растений на Земле»

ЦЕЛЬ: Познакомить с разнообразием растительного мира на Земле, с отличительными особенностями (признаками) основных групп растений.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать умение выделять существенные признаки основных групп растений: (низшие) водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), и цветковые (покрытосеменные) растения.

  • Воспитывать чувство коллективизма, умение слушать мнение других людей, умение работать в группе.

  • ПЛАНИРУЕМЫЕ УУД:

познавательные

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск необходимой информации ( из рабочих листов, энциклопедий); используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют классификацию по заданным критериям.

регулятивные

Формулируют и удерживают учебную задачу. Применяют установленные правила; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

коммуникативные

Умеют задавать вопросы; слушают собеседника, формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнеров высказывания, оказывают взаимопомощь при сотрудничестве.

личностные

Имеют представления о ценности и уникальности природного мира.

Оборудование:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • Система мониторинга и контроля знаний учащихся Proklass;

  • Документ камера;

  • нетбуки;

  • рабочие листы с заданиями;

  • Энциклопедии растений;

  • Гербарии;

  • презентация к уроку

ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент

  2. Настрой на урок

Наш урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы ее понимаете? Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

Проверка домашнего задания используется «Система мониторинга и контроля знаний учащихся Proklass»

1. Определите искусственное тело.



  • Солнце

  • Птица

  • Гора

  • стол.

2. Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это…

  • грибы

  • насекомые

  • бактерии

  • растения

3.Отметь , чего нет у растения:

  • корень

  • стебель

  • семена

  • хвост

4.определи несъедобный гриб:

  • лисички

  • опята

  • мухомор

  • боровик

5.Какую функцию не выполняют бактерии?

  • Разложение погибших растений и животных

  • Сквашивание молочных продуктов

  • Размножение семенами

  • Развитие болезней



  1. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествовать по удивительному царству – Царству Растений. В волшебном царстве – растительном государстве нас приветствует богиня Флора. В римской мифологии Флора – богиня цветов и весны. Флора бережно охраняет свое царство. Она предлагает вспомнить все, что мы уже знаем о растениях.

  1. Прием «Инсерт». Постанова целей и задач урока.

У вас на столах лежат листочки. Прочитайте вопросы и попробуйте на них ответить.

    1. К телам живой или неживой природы относятся растения?

    2. Какие особенности живых организмов характерны для растений?

    3. Какие части есть у растений?

    4. На какие отделы можно разделить царство растений?

Какова же цель нашего урока? Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы попробуем разделить царство растений на отделы)

    1. Работа над новым материалом

Посмотрите на экран. Флора принесла иллюстрации и фотографии представителей своего царства. Как вы считаете, можно ли их разделить на какие-нибудь группы?

Молодцы. У нас получилось пять групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа растений имеет свои отличительные признаки. А какая наука изучает растения? Правильно, Ботаника. И сегодня на уроке в царстве растений вы будете выступать в роли ботаников. Каждая команда научных сотрудников – ботаников будет изучать свою группу растений. Но перед серьезными исследованиями нам нужно запастись бодростью и силами, поэтому я предлагаю выполнить физ. минутку.



    1. Физ. минутка «Эй, лежебоки…»

    2. Исследование в малых группах.

Научные руководители каждой команды получите инструкционный лист и материалы для исследования.

Инструкционный лист

  • Прочитайте текст рабочего листа.

  • Рассмотрите гербарии, фотографии, иллюстрации в энциклопедии, образцы растений.

  • Заполните таблицу, отметив, какие органы (части) имеют растения – представители данной группы. Если данный орган есть у растения, то ставим в таблицу +, если орган отсутствует, то ставим -.

Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

























    1. Обмен и связывание информации

После работы каждая группа заполняет свою часть сводной таблицы на интерактивной доске.

При ответе группы «Папоротники» учитель выводит на экран при помощи документ камеры лист со спорами папоротника, при ответе группы «Водоросли» , через документ камеру рассматриваем ризоиды водорослей.



Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

Водоросли

-

-

-

-

-

-

-

Мхи

-

+

+

-

-

-

+

Папоротники

+

+

+

-

-

-

+

Хвойные (голосеменные)

+

+

+

-

-

+

-

Цветковые (покрытосеменные)

+

+

+

+

+

+

-

Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы выделили. Каждая группа обладает определенными признаками.

А можем ли мы объединить какие – то группы растений по признаку сходства? (Что в первую очередь привлекает нас в растениях?) Т. е. все растения можно разделить на следующие две большие группы:

РАСТЕНИЯ



Нецветковые Цветковые

  • Водоросли (деревья, кустарники, травянистые)

  • Мхи

  • Папоротники

  • хвойные

    1. Подведение итогов, рефлексия.

Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? Смогли ли мы выделить основные группы растений в Царстве богини Флоры?

А теперь Флора хотела бы проверить, насколько вы были внимательны на уроке.



Загрузите нетбуки, откройте презентацию «Растения», прочитайте высказывания и определите истинны они или ложны.

А что необходимо растениям, для того, чтобы они могли хорошо расти и развиваться?

Дадим же растениям на нашей полянке все необходимое.


  • Если тебе на уроке было интересно, и ты узнал много нового, то подари растениям солнечный лучик.

  • Если было интересно, но ты не все запомнил, пусть на небе появится облачко.

  • Если тебе на уроке было неинтересно, и ты ничего не понял, пусть на небе появится тучка.

Приложение

Рабочие листы групп

Инструкционный лист № 1

  • Прочитайте текст рабочего листа.

  • Рассмотрите гербарии, фотографии, иллюстрации в энциклопедии, образцы растений, попробуйте найти части растений, о которых идет речь в тексте.

  • Заполните таблицу, отметив, какие органы (части) имеют растения – представители данной группы. Если данный орган есть у растения, то ставим в таблицу +, если орган отсутствует, то ставим -.

Водоросли

Водоросли – водные растения, не имеют корня, стебля, листьев. Вместо стебля и листьев они имеют тело, которое называется слоевище. Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью. Водоросли составляют группу низших растений

Одни из них очень малы, их можно рассмотреть только в микроскоп – это одноклеточные. Такие водоросли живут, например, в пресных водоемах. Другие очень крупные, иногда достигающие в длину несколько десятков метров. Эти водоросли заселяют моря и океаны.

Размножаются водоросли спорами или путем отделением частицы от растения. (Спора – образование, покрытое плотной оболочкой )



Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

водоросли






















Инструкционный лист № 2

  • Прочитайте текст рабочего листа.

  • Рассмотрите гербарии, фотографии, иллюстрации в энциклопедии, образцы растений, попробуйте найти части растений, о которых идет речь в тексте.

  • Заполните таблицу, отметив, какие органы (части) имеют растения – представители данной группы. Если данный орган есть у растения, то ставим в таблицу +, если орган отсутствует, то ставим -.



Папоротники

В лесах встречаются растения с красивыми перистыми, рассеченными листьями. Это папоротники – травянистые растения. Своими листьями, стеблями и корнями папоротники напоминают цветковые растения. Только цветков не имеют. От стебля у них отходят тёмно-зелёные длинные листья. Осенью они отмирают, а весной из почек развиваются новые, молодые листья.

Кроме листьев, у папоротников есть корневища и стебель. Цветов, плодов и семян у них не бывает. Размножаются спорами.

На обратной стороне листа можно увидеть коричневые пятнышки – это и есть споры.

При размножении созревшие споры папоротника выпадают с нижней стороны листьев. Они разносятся ветром и, попадая в благоприятные условия, прорастают.

(Спора – образование, покрытое плотной оболочкой )



Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

папоротники






















Инструкционный лист № 3

  • Прочитайте текст рабочего листа.

  • Рассмотрите гербарии, фотографии, иллюстрации в энциклопедии, образцы растений, попробуйте найти части растений, о которых идет речь в тексте.

  • Заполните таблицу, отметив, какие органы (части) имеют растения – представители данной группы. Если данный орган есть у растения, то ставим в таблицу +, если орган отсутствует, то ставим -.

Мхи

Мхи - высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Мхи – невысокое травянистое растение, имеющее моховые стебельки и листья. Не имеют корней. Размножается спорами, не цветет. Растут мхи в сырых, заболоченных местах.

Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф - полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

(Спора – образование, покрытое плотной оболочкой )

Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

мхи






















Инструкционный лист № 4


  • Прочитайте текст рабочего листа.

  • Рассмотрите гербарии, фотографии, иллюстрации в энциклопедии, образцы растений, попробуйте найти части растений, о которых идет речь в тексте.

  • Заполните таблицу, отметив, какие органы (части) имеют растения – представители данной группы. Если данный орган есть у растения, то ставим в таблицу +, если орган отсутствует, то ставим -.

Хвойные (голосеменные)

Большую группу растений составляют хвойные растения: ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница. Хвойные - высшие растения. Их листья в виде иголок называются хвоей. У хвойных растений не бывает цветов и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Встречаются хвойные по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов хвойных растений. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.



Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

хвойные






















Инструкционный лист № 5

  • Прочитайте текст рабочего листа.

  • Рассмотрите гербарии, фотографии, иллюстрации в энциклопедии, образцы растений, попробуйте найти части растений, о которых идет речь в тексте.

  • Заполните таблицу, отметив, какие органы (части) имеют растения – представители данной группы. Если данный орган есть у растения, то ставим в таблицу +, если орган отсутствует, то ставим -.

Цветковые (покрытосеменные)

Цветковые (покрытосеменные) - высшие растения. Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс. видов. Встретить их можно в любой части света, в любой природной среде. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым. Главный отличительный признак группы цветковых растений – наличие цветков и плодов. Они имеют все части растения: корень, стебель, листья.

Цветковые растения наиболее разнообразны: цветущие деревья, кустарники и травянистые растения.



Название группы растений

Части растения

Органы размножения




корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

споры

цветковые