«История моей семьи» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«История моей семьи» - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МО «ГОРОД ИНТА».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10.

Тема:

« История моей семьи».

Автор: Оксенчук Евгений Витальевич,

учащийся 11 класса МОУ «СОШ №10»,

Руководитель: Семерикова Светлана

Ананьевна,

учитель истории МОУ «СОШ №10».

Инта 2007.

Введение.
Меня всегда поражало, может потому, что молод, отношение старших к документам.

Я видел, как трепетно перебирал свои бумаги мой дед, Андрей Гаврилович, и моя бабушка Миля Сверидовна , заботливо разглаживая старые, пожелтевшие от времени листы, как часто вздыхали тяжело, убирая их в такие же старые папки для тетрадей. В прошлом году летом, я побывал на родине своего деда в селе Зарицк Ровенской области. Когда-то это была часть Советского Союза, а теперь – территория Украины. Совсем другое государство, со своими законами, языком. Но история осталась общей, и человеческая память бережно хранит дорогие сердцу воспоминания от грубого вмешательства современных политиков.

В настоящее время моего деда нет в живых, но сколько доброго, хорошего я узнал о нем от своего отца, от сельчан. Но это были различного рода эпизодические рассказы о прошлой жизни моих родственников, связанные с конкретными событиями сегодняшнего дня. Из этих рассказов жизнь моей семьи раньше представлялась мне обычной, такой, как у большинства жителей нашей страны. Да и сами рассказчики не всегда вдавались в подробности, считая, что ничего необыкновенного, особенного в их жизни нет. Люди старшего поколения никогда не выставляли себя напоказ, предпочитали о многом молчать. Некоторые страницы своей жизни хотели бы просто забыть. Слишком страшными они были. Так уж устроены взрослые, что ото всего хотят уберечь своих детей, даже от суровых воспоминаний. А жаль. В нашей семье хранится много документов, которые без лишних эмоций, без приукрашивания, лаконично и абсолютно правдиво рассказали мне о том, откуда корни моей семьи, как она становилась, что было пережито.

В своей работе я хочу рассказать о своем отце, Оксенчук Виталии Андреевиче. Для меня он всегда является не только самым родным, любимым и надежным, но и человеком, которым можно гордиться, человеком, которому хочется подражать и многому учиться. Он одновременно обыкновенный и необыкновенный. Обыкновенный потому, что жил и живет в этой жизни так, как многие его современники. Необыкновенный потому, что он мой папа и самый замечательный человек. Жизнь каждого человека – процесс необратимый. Нельзя вернуться назад и что-то изменить. Поэтому каждый человек должен пройти свой путь так, чтобы не было больно и стыдно за совершенные поступки, обидно за что-то несделанное в прошлом. Но судьба непредсказуема и во многом определяется временем, в котором живет человек. Вторая половина XX века – время непростое, непростое для самоопределения личности. Социальные изменения, смена идеологий – все влияло на сознание людей. И главное в этом водовороте было остаться собой, остаться Человеком. Таким я считаю своего отца – Оксенчука Виталия Андреевича.

Мой рассказ опирается на рассказы моего отца, родственников, знакомых, ставших очевидцами многих событий, подлинные документы, которые хранятся в нашей семье и на родине моего деда – селе Зарицк Ровенской области (к докладу прилагаются копии некоторых документов).

Цель моей работы – соединить в единый рассказ многочисленные, но разрозненные факты семейной истории. Это нужно для того, чтобы не растерять, а сохранить нашу историю. Мы должны понимать, что наша семья была и есть сопричастна к истории великой страны. Конечно, жизнь моей семьи мало напоминает сюжеты громких популярных романов, пользующихся огромным читательским спросом. Зато в ней - история всей нашей страны, со всеми ее радостями, победами, страхом и позором, гордостью и величием.



Глава 1. С чего всё начиналось.
Судьба моего отца – это продолжение линии рода Оксенчуков, а потому его жизнь во многом определилась историей его родителей. Мой дед, Оксенчук Андрей Гаврилович, родился 7 февраля 1925г. в селе Зарицк Ровенской области. Когда-то эта территория была польской, но с 1939 года стала частью Западной Украины. У моего деда было несколько паспортов. Сначала он был гражданином Польши, потом гражданином Западной Украины, вошедшей в состав УССР и, соответственно, СССР (они хранятся сейчас на родине деда, и потому не могут быть представлены в этом докладе). Дед был еще подростком, но навсегда запомнил лица и имена многих своих односельчан, чья судьба оказалась трагичной. В числе 1 млн. поляков, подвергшихся репрессиям со стороны сталинского режима в 1939-1941гг., были и они. Часть из них были депортированы в Сибирь, судьбы других – неизвестны. Они уходили в неизвестность навсегда. Только в 80-е годы, когда были открыты засекреченные ранее архивы, их родственники смогли узнать причины и последствия этой неизвестности.

Маховик репрессивной машины, к счастью, обошел дом Оксенчуков. Может, спасло то, что родители деда почти сразу же вступили в колхоз, работали в нем, не покладая рук от зари до зари. Да и сам дед Андрей еще подростком не только учился в школе, но и помогал родителям - отцу в поле, матери – на ферме. Сейчас трудно сказать о том, какой хотел видеть свою будущую жизнь мой дед. Наверное, мечтал о том, что поедет в город учиться после окончания школы. Но его мечты так и остались в его сердце. Потому что потом началась война. Даже странно, на уроках истории учитель всегда уточняет, какая именно война. Для миллионов советских людей, живущих тогда в СССР, эта война была всего одна, но перекалечившая до неузнаваемости их судьбы.

«Ах, война! Что ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли – повзрослели они до поры...» - писал Б.Окуджава.

Дед совсем молодым, семнадцатилетним, ушел на фронт. Таких как он, неопытных, необстрелянных, было много. В первые же месяцы войны во время одного из обстрелов, практически безоружных, его и нескольких солдат наступающие немцы взяли в плен. Плен длился недолго: удачное стечение обстоятельств – и мой дед снова на фронте. Он участвовал в боях за Москву, освобождал Прибалтику, Польшу, дошел до Берлина. Был ранен неоднократно, но крепкий молодой организм позволял возвращаться снова на фронт. За мужество и героизм мой дед – Андрей Гаврилович был награжден орденом Славы II степени и медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы».

Андрей Гаврилович прошел всю войну. Но почувствовать себя героем, как и многим другим, ему не позволили – после войны начались унизительные проверки в НКВД. Вспомнили всё – западноукраинское происхождение, немецкий плен в первые месяцы войны и даже, как ни странно – многочисленные ранения. Сталинский режим не чтил своих спасителей, ему нужно было недавних героев вновь поставить на колени. Дед был обвинен в пособничестве фашистам. Только родные понимали, что всё это – неправда. Но тем не менее, Андрей Гаврилович был сослан на Север, где попал в Инталаг.

Об этом периоде своей жизни мой дед старался не вспоминать никогда.

В 1954-58гг., после смерти Сталина в СССР начался процесс частичной реабилитации несправедливо обвиненных, прежде всего участников Великой Отечественной войны. Андрею Гавриловичу было возвращено честное имя, заслуженные награды. Но только он один знал, что происходило в его сердце за все эти годы. И только мужественные и честные люди способны были не озлобиться, не зачерстветь, а понять и принять прощение своей страны. Таким он и остался в памяти своих близких – добрым, отзывчивым, готовым всегда придти на помощь человеком. А такой поворот в его судьбе, как ссылка на север, определила и судьбу моего отца.



Глава 2. Детство. Юность.
Мой папа, Виталий Андреевич, родился 16 июня 1960года на Украине, там же, где и дед, в селе Зарицк Ровенской области. Но очень скоро он стал жителем Инты. Сюда привезли его родители. Здесь он ходил в детский сад «Солнышко».А затем, как и все ребята его возраста, в 1967г. пошел в школу. Учился папа в школе №1, одной из старейших школ города. Школа росла буквально вместе с детьми. Когда-то она была двухэтажная, но уже был надстроен третий этаж, в 1974г. была сдана в эксплуатацию и торжественно открыта пристройка к школе, где расположились актовый и спортивный залы. Школа хорошела не только внутри, но и снаружи. Вместо пустыря, окружающего школу, появился парк. В создании своеобразной зеленой зоны вокруг школы участвовал и мой отец. Он часто рассказывал, как бережно относились взрослые и ученики к привезенным специально хрупким деревцам, переживали, приживутся они или нет. Прижились, выросли, окрепли. И сейчас люди с удовольствием проходят мимо парка около школы, мысленно вспоминая и благодаря тех, кто благоустраивал когда-то родной город. Конечно, тогдашним мальчишкам все это казалось очередным развлечением, игрой. Они просто жили, учились, радовались жизни. У моего папы было много друзей, как среди одноклассников, так и во дворе. Со многими из них он до сих пор сохранил хорошие отношения. Один из них – Фурсик Владимир Анатольевич, с которым папа когда-то сидел за одной партой. Владимир Анатольевич преподает сейчас в моей 10-й школе трудовое обучение, учит нас не только умению обращаться с различными инструментами, но и при помощи них что-то сделать своими руками. В перерывах между занятиями Владимир Анатольевич иногда рассказывал мне о моем отце. О том, что все свободное время проводили на улице, на стадионе, расположенном рядом со школой. Весной гоняли в футбол, но более всего зимой в хоккей. Уже тогда папа был очень активным человеком: он принимал участие во всех школьных делах, отстаивал честь школы и города в соревнованиях по баскетболу, был членом городской команды по пожарно-прикладному спорту.

Но все это было в свободное от уроков время. Потому что основной заботой ребят тех лет была учеба. Любимыми предметами моего папы были математика, история и литература. Русский язык и литературу преподавала директор школы Баринова Светлана Николаевна. Она была строгой, как и подобает директору, побаивались ее ребята. Но как она преображалась, когда читала им наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, как светились ее глаза, дрожал голос. Может поэтому писатели и поэты прошлого воспринимались учениками не застывшими в портретном сходстве, а вполне живыми, реальными людьми со своими чувствами и переживаниями. Ну а математика, которую преподавала Баранова Марианна Павловна, казалась ребятам целым миром со своими героями, сражениями, поражениями и победами. Папа помнит и уроки географии, которые вела Амосова Лилия Павловна, немецкого языка, которые преподавала Кукушкина Зинаида Павловна. Но самыми любимыми были конечно же уроки физкультуры, которые вел Малафеев Альберт Иванович. Папа и сейчас с благодарностью вспоминает всех учителей, столько души, сил и времени вложивших в воспитание и развитие тогдашних мальчишек и девчонок.

Летние каникулы папа проводил на Украине, среди своих родных. Тогда Украина была частью Советского Союза, а потому понятие «Родина» для папы включало в себя и город Инта, где папа рос и учился, и украинское село Зарицк, где он родился, откуда его корни. С Украиной связано и начало трудовой деятельности моего отца: во время школьных каникул он пас колхозных коров, работал на току, когда шла уборка урожая, полол бураки. И в этом не было ничего необычного, ведь все дети тогда приучались к труду с раннего возраста. А сколько гордости было у моего отца, еще подростка, когда он впервые принес домой свои первые заработанные нелегким трудом деньги. Как он сразу вырос в глазах своего отца, как вздохнула мать, смахнув набежавшую слезу.
Глава 3. Тревожная молодость.
Передо мной лежат документы отца, которые бережно хранятся у нас дома: комсомольский билет, партийный билет, удостоверение депутата Городского Совета народных депутатов, удостоверения к медалям, полученным за службу в Афганистане, многочисленные грамоты, и в памяти невольно всплывают услышанные когда-то строки из песни: «И не думать об этом нельзя, и не помнить об этом не в праве я –

Это наша с тобою страна, это наша с тобой биография…».

Еще будучи учеником школы, в мае 1975 года, папа был принят в ВЛКСМ, стал комсомольцем. С фотографии на комсомольском билете на меня смотрит почти незнакомый юноша с очень серьезным взглядом. Он еще не знает, что предстоит ему пережить в недалеком будущем, он еще в начале пути. Пока звание комсомольца отождествляется у него с обязательными школьными комсомольскими собраниями, уплатой членских взносов, проведением и участием в школьных и городских мероприятиях, субботниках, первомайский и ноябрьских демонстрациях, соревнованиях между классами. Сейчас это вспоминается как хорошее, беззаботное, но навсегда ушедшее прошлое. В прошлом остался и выпускной вечер, получение аттестата об окончании школы. Но свои настоящие экзамены на зрелость, на звание быть человеком отцу придется сдавать позже.

Пока он отправился в город Омск для того, чтобы поступить в военное училище. Экзамены были сданы успешно, Виталий Оксенчук был зачислен курсантом Омского танкового инженерного училища. Но уже в начале учебы отец понимает, что военное дело – не его призвание, поэтому он забирает документы и уезжает на Украину. Именно отсюда он был призван в армию. Служил папа в почетной Ровенской, а потом знаменитой в то время Витебской дивизии.

Но недолго продолжалась служба на родине. В 1979 г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, и моему отцу одним из первых предстояло выполнять интернациональный долг в Афганской республике. Для советских солдат интернациональный долг заключался в защите мирных жителей от войны, помощь в организации доставки продовольствия, медикаментов, оборудования и т.п. Вот только очень сложно было понять, где мирные жители, а где враги. Служил папа на северных рубежах, как принято было называть, дружественной нам страны. Название точек, столь непривычных для русского языка, запомнил на всю жизнь: Мазари-Шариф, Кундуз, Шиберган, Маймане…. География воинской службы богатая. Давно подмечено, что те, кто побывал на этой войне, стараются как можно меньше вспоминать о ней, если что-то и рассказывают, то вы не услышите в их повествовании восторженности. Это скорей всего будут короткие, обрывочные фразы-эпизоды. Война – всегда горе и жестокость, и она учит жестокому ремеслу – убивать. Здесь очень трудно остаться человеком. Это самый главный жизненный экзамен – на человечность.

Папе довелось участвовать в нескольких крупных боевых операциях под Кундузом и Кабулом, в Мазари-Шарифе и Самангане. То освобождали школу от засевших там душманов, то защищали кишлак. Везде были жертвы и среди советских солдат, и среди душманов, и среди мирных жителей. Особенно жалко было детей. Это навсегда останется в памяти папы. Самое главное, что папа вернулся живым и здоровым с этой страшной войны. Она долго преследовала его не только в воспоминаниях, но и в кошмарных снах. За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан спустя некоторое время папа был награжден медалью «70 лет Вооруженных сил СССР» (январь 1988г.), медалью Жукова (1998г.), медалью «За ратную доблесть» (январь 2004г.), Грамотой Президиума Верховного Совета СССР (декабрь 1988г.). Но отдельно в этом списке находится медаль учрежденная Президентом Республики Афганистан «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Когда берешь в руки эти награды, сразу же ощущаешь их тяжесть. Но это не тяжесть металла, а тяжесть тех потерь, тех ужасов, той трагедии, которую пережили все без исключения участники тех страшных боев. Может поэтому мой отец так редко достает эти награды, не ворошит прошлое, старается забыть. Но оно часто напоминает о себе.



Глава 4. Зрелость
Жизнь продолжалась. После службы в армии Виталий Оксенчук возвращается в Инту, где устраивается на работу на Ремонтно-механический завод, проработав там почти 10 лет. К работе относился добросовестно, за что неоднократно поощрялся руководством предприятия и города. А после смены – общественные поручения. Будучи комсомольцем, не мог жить иначе. При этом заочно учился в Ленинградском горном институте. Наверное, это типичный образ молодого рабочего того времени. Отличался папа, пожалуй, особым активным отношением к жизни: участвовал во всех общественных делах предприятия, молодежной организации. Поэтому и был выдвинут на работу в Городской Комитет ВЛКСМ. Здесь папа возглавил работу по патриотическому воспитанию молодежи. И здесь он нашел главное дело своей жизни – воспитание подрастающего поколения. В дальнейшем, как бы ни складывалась его судьба, она связана прочно с детьми, подростками. В октябре 1989г. папа был принят в КПСС. Папа возглавлял комиссию по делам несовершеннолетних. Нелегкая это была работа: разыскивали «трудных» подростков по подвалам, привлекали их к участию в мероприятиях, решали их материальные, а больше – моральные проблемы. Многие из таких ребят благодаря моему отцу стали хорошими людьми. За активную жизненную позицию мой папа снискал уважение людей и был избран в марте 1995г. депутатом Городского Совета народных депутатов.

Сегодня мой папа работает заместителем директора школы танцев «Ювента». Среди работников «Ювенты» он пользуется неоспоримым авторитетом. Организация работы кружков и секций, проведение праздников, спортивных мероприятий – вот далеко неполный перечень того, чем занимается мой папа. Много времени и сил он отдает работе, не считаясь ни с праздниками, ни с выходными, ни с больничными. Даже летом, когда папа мог бы отдыхать, он работает руководителем детских оздоровительных лагерей и вывозит северных ребятишек на юг. Он часто берет меня с собой, поэтому я вижу, как папа выкладывается на этой работе. В Керчи он организовал поездку в катакомбы, чтобы напомнить нам о героическом прошлом советского народа. В Сочи мы наслаждались Черным морем и солнцем. Спортивные и развлекательные мероприятия проводились по инициативе и под руководством моего отца. Активный отдых – вот что, по мнению моего отца, нужно детям. Последние три года папа организует отдых детей на Азовском море. Конечно, своей семье папа уделяет времени намного меньше. Но я не обижаюсь, потому что понимаю, что жить для людей – кредо моего отца. Тем более, что он и не забывает обо мне.

Но есть еще одно важное дело моего отца: помочь ветеранам афганской войны и участникам других локальных конфликтов адаптироваться к условиям мирной жизни, особенно тем, кто получил серьезные ранения и даже инвалидность. О них чиновники огромной страны постарались забыть, откупившись вручением наград, медалей и материальными льготами. Именно поэтому в Инте был создан Совет ветеранов-афганцев, переименованный потом в Ассоциацию ветеранов Афганистана, председателем которой является мой отец. Ассоциация занимается конкретными проблемами бывших воинов-интернационалистов. Это устройство на работу, жилищная проблема и проблема получения льгот и пособий, оформление документов, медицинское обслуживание и просто решение житейских неурядиц. Ассоциация занималась и строительством квартир для ветеранов, исполнивших свой интернациональный долг – благодаря ей более 30 человек получили квартиры. Ассоциация проводила и проводит различные спортивные мероприятия, общественно-политические акции.

В период 1995-2005гг. Ассоциация при поддержке общественности неоднократно рассматривала вопрос об установлении в Инте памятника интинцам, погибшим в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Был разработан проект памятника, организован сбор средств для его строительства и благоустройства прилегающей территории. В настоящее время разработаны два варианта размещения памятника: 1) на пересечении улиц Дзержинского и Куратова, у гимназии №2 (напротив Центральной библиотеки); 2) около Мемориала павшим на Комсомольской площади. Довести начатое дело до конца, увековечить память павших в годы Афганской и Чеченской войн, других локальных конфликтов является гражданским долгом оставшихся в живых и тех, кто никогда не знал и не узнает, что такое война.



В течение предыдущего года Ассоциация ветеранов Афганистана вместе с другими подобными организациями Республики Коми вели огромную работу по подготовке издания книги «Моя война. …Не о прошлом», которая сейчас завершена. Только что вышел первый тираж этой грандиозной Книги памяти о воинах-интернационалистах – жителях Республики Коми, принимавших участие в различных локальных конфликтах второй половины XX века. Эта книга поможет будущим поколениям не забыть об ужасах войны в мирное время.

Заключение.
В этом году мы вместе с папой ездили к нему на родину, в Украину, где и узнал много нового о своей семье, ее прошлом, нашел много новых друзей. Именно там я осознал, что история одной отдельно взятой семьи является частью общей истории огромной страны, забывать которую никоим образом нельзя. Потому что, забывая что-то, мы тем самым предаем память своих родных и близких, мы предаем себя. Я горжусь тем, что принадлежу к роду Оксенчуков, что моим дедом был герой Великой Отечественной войны Оксенчук Андрей Гаврилович, человек, который своим трудом строил и развивал Инту; что моим отцом является Оксенчук Виталий Андреевич, герой Афганской войны, который и сейчас продолжает работать на благо родного города. Сохранить честь своей семьи предстоит мне – представителю младшего поколения Оксенчуков. Я не хочу заглядывать в будущее и тем более давать «громких» обещаний. Но я уверен, что история моей семьи не позволит мне свернуть с прямой жизненной дороги.