Классный час для учащихся 5-6 классов Тема: «Жила бы деревня моя…» Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую роди - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Классный час для учащихся 5-6 классов Тема: «Жила бы деревня моя…» Цель: воспитание - страница №1/1



МБОУ КАЛИКИНСКАЯ СОШ ГО Г. БОР

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Областной конкурс творческих и исследовательских работ

«С малой родины начинается Россия»

Номинация «Методические материалы»
Сценарий классного часа

«Жила бы деревня…»
Подготовила учитель истории

Скворцова Л.М.

2012 год

Классный час для учащихся 5-6 классов



Тема: «Жила бы деревня моя…»

Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину и чувства гражданственности

Задачи: 1) развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого родного края;

2) развитие патриотических качеств; эмоциональной сферы личности



Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация «Каликино в фотографиях», книги Цветковой Г.И. «Жила бы деревня моя...» и Цибизовой Р.И. « Милое Каликино», рисунки учащихся « Родные места» (домашнее задание)

Форма проведения: литературная композиция с использованием презентации по материалам книг местных авторов Цветковой Галины Ивановны и Цибизовой Риммы Ивановны.

Подготовительная работа. Учащиеся сфотографировали объекты и виды деревни Каликино для презентации, подготовили рисунки на тему «Родные места», выучили стихи.

Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.

Место, где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с домом, в котором мы живем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Домой, на Родину мы всегда стремимся из дальних краев и часто говорим себе: «В гостях хорошо. А дома лучше!»

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

Отношение народа к Родине выражено в литературных произведениях и в устном народном творчестве.



Задание. Соберите пословицы из слов и скажите, как вы их понимаете?

 (Одна у человека мать, одна у него и Родина; Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей; Родная сторона – мать, чужая – мачеха.)

Ребята собирают пословицы и объясняют их смысл.
Учитель. Для нас с вами малая Родина деревня Каликино на Борской земле.
Ученик читает стихотворение Цибизовой Р.И.

Я в Каликине родился.

Это Родина моя.

Здесь впервые я услышал

В роще трели соловья.

Ни на что не променяю

Я Каликино своё.

Приобрёл я здесь навечно

Имя, отчество своё.

Здесь родился, здесь крестился,

Здесь учусь и подрастаю.

Где ещё роднее место?

Нет его, я точно знаю.
Учитель. Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”.

Сегодня мы полистаем страницы истории образования и развития нашей деревни.



Демонстрируются слайды презентации с видами д. Каликино в сопровождении песни М. Матусовского и В. Баснера «С чего начинается Родина?»
1-й ученик. Когда-то на месте деревни Каликино были непроходимые леса. В 1670 году появилась деревня. Строилась она очень быстро. Коренное население Каликина- старообрядцы. В 1673 году в деревне было уже 18 изб.

Каликино было одной из самых богатых деревень в Семеновском уезде.

Здесь в своё время жили и трудились 10 предпринимателей. Среди них наиболее известны Смуровы, Рыжовы, Смирновы, Гнидины и Глиничевы. Занимались испокон веков валяльно – сапожным производством и кузнечным делом.

Ученица читает стихотворение Цветковой Г.И. «Валенки»

Не веришь -у дедов спроси.

В большой мороз иль в маленький

Носили у нас на Руси

Удобную обувь- валенки.

В деревне свои мастера.

Сваляют какие надо.

И в стирных всю ночь до утра

Работали даже бабы.

И мне в мороз хорошо.

Сейчас бы сказали «Клёво!»

Что валенки сделал с душой

Умелец из Королёва.

Как жалко, что в деревнях

Теперь мастеров мало стало.

И вот на экране на днях

Я валенки увидала.

Красивы, белы как снег,

И их украшают стразки.

Они удивляют всех,

Как будто вышли из сказки.
2-й ученик. 1914 год считается годом строительства железной дороги Нижний Новгород- Котельнич. В 1924 году была построена станция Каликино. Народ стал возить излишки продукции в Н.Новгород.

Школы в деревне не было. Зато рядом, в деревне Шубино было земское училище, куда на учебу отправляли своих детей зажиточные родители.



3-й ученик. Коллективное хозяйство (колхоз) в деревне образовалось в 1930 году. Колхоз назывался именем Сталина. В течение 8 месяцев в колхоз вступила вся деревня. Первым его председателем был Евтифий Степанович Гнидин. Собранный урожай делили по едокам. Затем был создан промышленный колхоз- валяльно- сапожное производство. Председателем его был Михаил Дмитриевич Зотов, а главным бухгалтером- Анфим Власьевич Смуров.

В 1932 году была открыта начальная школа. Её организовала и стала учителем и заведующей Юлия Александровна Николаева.



2-й ученик. Когда началась Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт. В колхозе остались женщины, старики и дети. Лошадей тоже забрали на фронт. Стали пахать с помощью быков. Основную часть урожая отправляли на фронт. Работали в поте лица. Знали: придет Победа. И она пришла. Но только в Каликино не вернулось 23 человека.

Ученик читает отрывок из стихотворения Цветковой Г.И. «На Мамаевом кургане»

Где враги топтали землю нашу,

Воины советские лежат.

Только на Мамаевом кургане

Сколько похоронено солдат!

Чести удостоен каждый воин,

В сердце отдаются боль и стон.

На кургане этом похоронен

Наш земляк Красильников Антон.

Из села Василькова он родом,

Командир саперной роты был.

В сентябре 42-го года

В Сталинграде голову сложил.

Был он лейтенант стальной породы,

В бой своих солдат вести умел.

Для родного русского народа

Жизни он своей не пожалел.,,

1-й ученик. После войны началось восстановление ослабленного хозяйства.

Открылась школа-семилетка. Мелкие колхозы объединились в более крупные. Так появился колхоз «Каликинский», которым стал руководить Василий Михайлович Бушаев, приехавший из Уренского района.



3-й ученик. В декабре 1959 года колхоз был реорганизован в совхоз «Каликинский». Почти 30 лет его возглавлял Александр Иванович Молостов. Под его руководством совхоз «Каликинский» стал одним из сильнейших хозяйств Борского района.

С незапамятных времен в Каликине разводили гусей. И до сих пор одним из любимых зрелищ в деревне считаются гусиные бои.



2-й ученик. Каликино сегодня – это развивающийся населенный пункт. Здесь проживает 1900 человек. В состав Каликинской администрации входит 20 населенных пунктов. На территории работает несколько предприятий: Каликинский ШПЗ, предприятие РСП-17, агрофирма «Золотой Колос».
Учитель. Но главное богатство Каликина -его люди, которые трудились раньше и трудятся сейчас на благо своей малой Родины. Не зря говорят: «Где родился - там и пригодился!»

Людьми можем только гордиться мы,

Их много в деревне большой-

С красивыми добрыми лицами,

С богатой и щедрой душой. (Цветкова Г.И.)
О многих наших земляках каликинцах написала в своей книге «Жила бы деревня моя…» Галина Ивановна Цветкова жительница деревни, учительница нашей школы, сейчас пенсионерка.

Возможно, ребята, в этой книге есть рассказы о ваших родственниках.


Много хороших стихов для детей написала также наша землячка и бывшая учительница нашей школы, ныне пенсионерка Цибизова Римма Ивановна. Одним из её стихотворений мы и закончим наш сегодняшний классный час.

Ученик читает стихотворение Цибизовой Р.И.
Милое Каликино,

Край родимый мой.

Маленький кусочек

Всей Родины большой.

Буду я стараться,

Чтоб деревня наша

Всё от года к году

Становилась краше.

Посажу деревья,

Смастерю скворечни,

Чтобы пели птицы

Ей за здравье вечно.



Используемая литература


  1. Г.И.Цветкова «Жила бы деревня моя…» г.Бор, 2007

  2. Р.И. Цибизова «Милое Каликино» г.Бор, 2008