Клинико-психологические характеристики детей - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Клинико-психологические характеристики детей - страница №1/1



Статья опубликована в Ж. «Психическое здоровье». 2009. №9 (40). С. 33-39.



Клинико-психологические характеристики детей

дошкольного возраста с функциональными расстройствами пищеварения
Алёхин А.Н., Войнова Е.Ю., Трифонова Е.А.

Санкт-Петербург

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Профилактика нарушений здоровья в детском возрасте в настоящее время признается одним из приоритетных направлений здравоохранения, что обусловлено, с одной стороны, неуклонно растущей заболеваемостью среди детей и подростков, общим снижением уровня их здоровья, а с другой стороны – негативным влиянием соматических расстройств на их психическое развитие и социальную адаптацию. Согласно данным Министерства Здравоохранения РФ только за период с 1992 по 2002 годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (заболевания с впервые установленным диагнозом) возросла на 42,5% [10].

Центральное место в структуре хронических соматических расстройств детского возраста занимают нарушения пищеварения: по эпидемиологическим данным каждый седьмой ребенок в РФ (то есть 150 детей из 1000) имеет то или иное заболевание системы пищеварения, причем реальная заболеваемость, по оценкам специалистов, значительно превышает официальные показатели [9]. При этом предшкольный возраст рассматривается как наиболее сенситивный в плане развития первых симптомов и нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта [1].

Исследования свидетельствуют о взаимозависимости факторов биологического и психосоциального уровней в развитии нарушений здоровья в детском возрасте, в том числе расстройств пищеварения. Общепризнанной является роль психогенных факторов, как в развитии соматической патологии, так и в формировании условий и предпосылок для нарушения здоровья детей [2, 7]. Особая роль в этом плане отводится психогенным факторам, связанным с особенностями семейного функционирования и условиями воспитания ребенка [6].

Известно, что в детском возрасте симптоматика зачастую неспецифична, чаще всего она является результатом не органических, а функциональных нарушений. Но и эти нарушения изменяют реактивность детского организма, создают условия для дисгармонического психофизического развития. Задолго до появления явных соматических расстройств у детей обнаруживаются признаки психоэмоционального напряжения – повышенная возбудимость, аффективная лабильность, двигательное беспокойство, неусидчивость [5, 7].

Родителями подобные изменения в эмоциональной сфере и поведении ребенка не всегда связываются с предвестниками болезненного состояния, что не только отодвигает сроки распознавания болезни, но и повышает вероятность использования неадекватных воспитательных стратегий, способствующих лишь нарастанию эмоционального напряжения ребенка.

Это обстоятельство определяет высокую актуальность раннего выявления признаков психоэмоционального неблагополучия и предболезненных состояний у детей. Такая диагностика является необходимым условием своевременного осуществления целенаправленных психокоррекционных мероприятий в комплексе мер по предупреждению психосоматических заболеваний у ребенка.

Решение данной задачи представляется тем более значимым, что работа по оказанию медико-психологической помощи детям, как правило, начинает проводиться при выраженных патологических симптомах, когда заболевание уже доставляет страдания ребенку и оказывает негативное влияние на его психическую адаптацию. Необходимо также подчеркнуть, что последствия развития хронического заболевания и общей ослабленности здоровья у детей не ограничиваются сферой соматического благополучия. Хроническое заболевание способно оказывать непосредственное (через нейротоксические эффекты) и опосредованное (через специфический контекст жизнедеятельности и социализации) влияние на психическое развитие ребенка, процесс формирования его личности. Как правило, это влияние неблагоприятно [3, 4, 8].

Определение ранних диагностических признаков неблагополучия в психосоматическом развитии ребенка, а также выявление особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения детей с функциональными расстройствами являются необходимыми условиями научно обоснованного психологического вмешательства в системе профилактических и лечебных мероприятий.

В связи с вышеизложенным была сформулирована цель настоящего исследования: определение клинико-психологических характеристик детей на этапе предболезни и при выраженных функциональных расстройствах пищеварения.

Организация исследования. Исследование поводилось на базе детского отделения санатория-профилактория «Прилесье» ОАО АВТОВАЗ г. Тольятти. В исследовании приняли участие дети, направленные в санаторий с целью лечения либо проведения профилактических и общеоздоровительных мероприятий. Всего было обследовано 213 детей старшего дошкольного возраста (100 девочек, средний возраст 6,5±0,5 лет; 113 мальчиков, средний возраст 6,7±0,6 лет).

У 74 детей были диагностированы расстройства пищеварения, среди которых преобладали дискинезии желчевыводящих путей (58%), дисбиоз кишечника (32%), гастродуоденит (10%). Давность развития заболеваний у детей данной группы 1 – 2 года.

У остальных 139 детей не было клинически верифицированных расстройств пищеварения. Общее самочувствие детей оценивалось как удовлетворительное. Вместе с тем, в ходе исследования эта группа была разделена на две подгруппы: «условно здоровые» (68 детей) и «дети с признаками предболезненного состояния» (71 ребенок). Состояние здоровья детей с предболезненными состояниями на момент исследования оценивалось клинически как удовлетворительное, но в течение последних 3-6 месяцев дети периодически ощущали некоторые соматические недомогания и предъявляли жалобы на дискомфорт в области пищеварительного тракта (эпизодические боли в животе, потеря аппетита, запор, диарея, тошнота). Данные явления имели непостоянный характер, и при клиническом, а также лабораторно-инструментальном обследовании у детей данной группы патологических изменений в организме выявлено не было.

Большинство детей (81% детей с нарушениями пищеварения, 90% детей с признаками предболезненного состояния и 85% здоровых детей) воспитывались в полных семьях. Достоверных различий между подгруппами по возрасту и социальному статусу родителей выявлено не было.


Методы исследования. Исследование проводилось с использованием клинико-психологического и экспериментально-психологического метода.

Клинико-психологический метод включал в себя клинико-биографический (анамнестический) метод, наблюдение и психодиагностическую беседу (полуструктурированное интервью с родителями и ребенком).

Экспериментально-психологический метод представлен следующими психодиагностическими методиками:


  • методика для исследования подверженности страхам «Скажи, боишься ли ты…»;

  • методика для оценки детской тревожности «Выбери нужное лицо»;

  • методика для изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга (детский вариант);

  • методика «Лесенка» для исследования самооценки.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6.0.
Результаты исследования.

По результатам беседы с родителями было установлено, что группы детей с разным уровнем здоровья достоверно не различаются по показателям успешности адаптации к дошкольному учреждению, общительности, подверженности нарушениям сна и простудным заболеваниям.

При этом, однако, дети с нарушениями здоровья характеризуются повышенной (по сравнению со здоровыми детьми) эмоциональной неустойчивостью, отстают от сверстников в познавательном развитии, подвержены нарушениям вегетодистонического характера. Так, например, по отчетам родителей, эмоциональная неустойчивость характерна для 71% детей с нарушениями пищеварения, 72% детей с признаками предболезненного состояния и лишь для 48% условно здоровых детей (p < 0,01). Трудности в освоении нового материала в подготовительной группе детского сада отмечают 41% родителей детей с расстройствами пищеварения, 48% родителей детей с признаками предболезненного состояния и 19% родителей здоровых детей (p = 0,01)

Полученные данные получили подтверждение и уточнение в результатах экспериментально-психологического исследования с использованием методик, направленных на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы детей.

Уровень тревожности у детей оценивался с помощью методики «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммла, М.Дорки и В.Амена). Достоверных различий между средними показателями по этой методики в трех группах выявлено не было (1,29±0,50 – у детей с расстройствами пищеварения, 1,33±0,60 – у детей с признаками предболезненного состояния и 1,26±0,59 – у здоровых). Вместе с тем, анализ страхов детей (методика «Скажи, пожалуйста, боишься ли ты…») позволил определить специфику эмоционального реагирования в каждой подгруппе. Соответствующие данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Показатели подверженности страхам детей старшего

дошкольного возраста с разным уровнем здоровья.

Параметры

Группа1

Группа 2

Группа 3

р*

группы


1 и 2

р*

группы


2 и 3

р*

группы


1 и 3

дети с

нарушениями пищеварения



дети с признаками преболезн-енного состояния

здоровые дети

Подверженность страхам

1,00±0,75

1,18±0,77

0,79±0,65

0,14

0,001

0,06

Страх оставаться одному дома

22%

32%

26%

0,39

0,21

0,71

Страх заболеть

54%

61%

65%

0,63

0,65

0,35

Страх умереть

72%

79%

82%

0,43

0,63

0,21

Страх ровесников

32%

41%

15%

0,17

3,42E-05

0,01

Страх воспитателей

19%

22%

31%

0,71

0,48

0,76

Страх наказания

38%

48%

43%

0,37

0,23

0,77

Страх сказочных персонажей

35%

55%

56%

0,16

0,74

0,27

Страх страшных снов

40%

55%

56%

0,35

0,50

0,79

Страх темноты

26%

32%

41%

0,95

0,29

0,26

Страх животных

65%

75%

81%

0,64

0,63

0,99

Страх транспорта

22%

48%

46%

0,01

0,48

0,03

Страх стихийных явлений

54%

66%

68%

0,39

0,71

0,62

Страх высоты

27%

59%

50%

7,29Е-06

0,01

0,04

Страх замкнутого пространства

18%

15%

6%

0,86

0,09

0,06

Страх воды

18%

11%

21%

0,41

0,33

0,88

Страх огня, пожара

24%

18%

31%

0,06

0,11

0,75

Страх войны

50%

63%

77%

0,13

0,61

0,04

Страх врачей

26%

30%

40%

0,96

0,54

0,50

Страх крови

26%

31%

25%

0,56

0,37

0,75

Страх уколов

31%

39%

32%

0,28

0,15

0,72

Страх боли

30%

55%

34%

0,01

0,001

0,60

Страх неожиданных резких звуков

45%

49%

41%

0,69

0,13

0,05

Примечание: * - достоверность различий.
Как следует из Таблицы 1, дети с нарушениями здоровья в значительно большей степени подвержены страхам, чем их здоровые сверстники, причем наиболее тревожны и боязливы дети с признаками предболезненного состояния. У здоровых детей доминируют витальные страхи: страх смерти, войны, животных, стихийных явлений. Эти же страхи преобладают и у детей с нарушениями здоровья, однако наряду с ними у них отмечаются страхи, нетипичные для данного возраста. У детей с расстройствами пищеварения отмечается выраженный социальный страх ровесников, страх замкнутого пространства, при этом относительно мало представлен типичный для здоровых детей страх транспорта, высоты. Среди страхов детей с признаками предболезненного состояния также представлен нехарактерный для данного возраста страх ровесников и страх боли.

Таким образом, у старших дошкольников с нарушениями здоровья выявляются страхи, нетипичные для данного возраста, и отражающие социальную робость и трудности в общении со сверстниками. У детей с признаками предболезнного состояния эти страхи выражены в наибольшей мере, дополняются страхом физического дискомфорта и болезненных ощущений, что, по-видимому, связано с периодическими соматическими недомоганиями неизвестной этиологии.

О социальной неуверенности и эмоциональной неустойчивости детей с признаками предболезненного состояния свидетельствуют также выявленные достоверные различия в уровне самооценки. При сравнении показателей самооценки в трех исследуемых подгруппах было установлено, что дети с признаками предболезни имеют более низкую самооценку, чем здоровые дети, а также дети с клинически выраженными расстройствами пищеварения (p < 0,01). Дети же с расстройствами пищеварения по уровню самооценки не отличаются от здоровых детей.

Выявленные специфические особенности эмоциональной сферы и самооценки детей могут отчетливо проявляться в личностных реакциях на фрустрирующие ситуации. Это предположение подтвердили результаты применения методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. По результатам исследования были выявлены достоверные различия между преобладающими способами реагирования на фрустрацию у детей с разным уровнем здоровья (см. Таблицу 2).


Таблица 2.

Преобладающие способы реагирования во фрустрирующих ситуациях детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем здоровья.

Параметры



Группа1

Группа 2

Группа 3

р*

группы


1 и 2

р*

группы


2 и 3

р*

группы


1 и 3

дети с

нарушениями пищеварения



дети с признаками преболезн-енного состояния

здоровые дети

Уровень агрессивности

1,67±0,52

1,77±0,42

1,57±0,57

0,16

0,02

0,30

Баланс агрессивности

1,20±0,63

1,17±0,75

0,99±0,54

0,71

0,12

0,04

Е`

45%

39%

54%

0,14

0,03

0,42

Е

0%

0%

0%







 

е

4%

0%

4%

0,10

0,08

0,93

I`

0%

0%

0%







 

I

3%

0%

3%

0,18

0,16

0,94

i

16%

21%

23%

0,62

0,76

0,42

М`

9%

13%

3%

0,24

0,004

0,07

m

0%

0%

0%







 

OD

57%

27%

57%

1,16E-05

2,01Е-05

0,96

ED

13%

35%

15%

0,0001

0,0003

0,86

NP

22%

34%

32%

0,15

0,74

0,11

Примечание: достоверность различий между группами устанавливалась при р<0,05.

* - достоверность различий.

Е' – экстрапунитивная реакция с фиксацией на препятствии; Е – экстрапунитивная реакция с фиксацией на самозащите; е – экстрапунитивная реакция с фиксацией на удовлетворении потребности; I' – интрапунитивная реакция с фиксацией на препятствии; I – интрапунитивная реакция с фиксацией на самозащите; i – интрапунитивная реакция с фиксацией на удовлетворении потребности; М' – импунитивная реакция с фиксацией на препятствии; m – импунитивная реакция с фиксацией на удовлетворении потребности; OD – фиксация на препятствии; ED – фиксация на самозащите; NP – фиксация на разрешении ситуации / удовлетворении потребности.
Как следует из Таблицы 2, в ситуации фрустрации для здоровых детей в большей степени характерно поведение с преобладанием фиксации на препятствии (ОD), при этом уровень агрессивности не повышен. Условно здоровые дети не склонны, в отличие от детей с нарушениями здоровья, отрицать наличие или игнорировать фрустрирующую ситуацию (М`). Таким образом, можно предположить, что при попадании во фрустрирующую или конфликтную ситуацию здоровый ребенок старшего дошкольного возраста заинтересован прежде всего в ее разрешении, преодолении препятствий на пути к достижению цели и при этом не проявляет агрессию по отношению к окружающим людям.

Дети с расстройствами пищеварения по стилю реагирования во фрустрирующих ситуациях незначительно отличаются от здоровых детей, однако в целом более склонны к внешнеагрессивным реакциям. Стиль же поведения в ситуации фрустрации у детей с признаками предболезненного состояния имеет специфические особенности: такие дети, с одной стороны, более агрессивны, а с другой стороны, склонны к реакциям самозащиты (ED) и значительно чаще отказываются от обвинений, констатируя лишь проблемный характер ситуации (М'). Такая противоречивость реагирования в ситуациях фрустрации у детей в предболезненном состоянии может быть связана с подверженностью социальным страхам, низкой самооценкой в сочетании с общей эмоциональной неустойчивостью, тенденцией к накоплению эмоционального напряжения.

Полученные данные позволяют заключить, что у детей с нарушениями здоровья снижена фрустрационная толерантность. Характерная для детей с нарушением пищеварения эмоциональная неустойчивость, готовность к действию приводит в ситуации фрустрации к отреагированию эмоционального напряжения вовне. Дети же с признаками предболезненного состояния при общей эмоциональной лабильности, возбудимости, испытывая в ситуации фрустрации эмоциональное напряжение, преимущественно его подавляют, по-видимому, стремясь минимизировать возможность межличностного конфликта в связи с общей неуверенностью и социальной робостью.
Обсуждение результатов исследования.

Результаты проведенного исследования показали, что негативные изменения в эмоционально-волевой сфере по мере развития заболевания (расстройств пищеварения) у детей старшего дошкольного возраста проявляются в нарастании эмоциональной напряженности, возбудимости, аффективной лабильности, трудностях взаимодействия со сверстниками. Эти симптомы могут выступать в качестве индикаторов нарушения психофизиологического равновесия и напряженности механизмов адаптации. Именно на этапе предболезни при эпизодических жалобах на соматические недомогания, нарастании вегетативной неустойчивости, у детей наиболее отчетливо проявляются признаки эмоционального неблагополучия. Характерным является появление страхов, нетипичных для данного возраста, снижение самооценки и фрустрационной толерантности. Можно предположить, что эмоциональное напряжение ребенка обусловливается, с одной стороны, воздействием психогенных факторов, а с другой стороны – собственно физическим дискомфортом и периодически возникающими симптомами нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта.

Настоящее исследование не позволяет определить, каков риск перехода предболезненного состояния в состояние болезни у каждого из обследованных детей, однако такой переход представляется вполне вероятным, тем более что полученные данные свидетельствуют о тесной связи их эмоционального соматического неблагополучия на начальном этапе нарушения психофизиологической адаптации.

В дальнейшем, уже при развитии клинически выраженных расстройств пищеварения и относительной стабилизации соматического состояния (на уровне болезни) у детей старшего дошкольного возраста отмечается некоторое снижение эмоционального напряжения, повышение самооценки и фрустрационной толерантности. Однако при этом сохраняются такие негативные тенденции, как подверженность страхам и эмоциональная лабильность, которые, по-видимому, обусловлены непосредственным (астенизация) и косвенным (социальная ситуация развития) негативным влиянием болезни на психику ребенка.



Полученные данные позволяют заключить, что психокоррекция в системе мер по профилактике нарушений здоровья в старшем дошкольном возрасте должна осуществляться при появлении первых признаков соматического неблагополучия у детей. Психокоррекционная работа должна быть направлена на снижение у детей общего эмоционального напряжения, преодоление социальных страхов и формирование навыков адаптивного реагирования во фрустрирующих ситуациях. Перспективным направлением также представляется консультативно-просветительская (и при необходимости психокоррекционная) работа с родителями ребенка, имеющая своей целью создание благоприятных условий для его психического и физического развития.
Выводы.

  1. Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями здоровья характерны специфические особенности эмоционально-волевой сферы: повышенная по сравнению со здоровыми сверстниками эмоциональная лабильность и подверженность страхам; наличие страхов, нехарактерных для данного возраста (страх ровесников, боли); преимущественно пониженная самооценка и преобладание неконструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций. В наибольшей мере данные особенности выражены на стадии предболезни.

  2. У детей с эпизодическими нарушениями пищеварения при отсутствии клинически выраженных расстройств желудочно-кишечного тракта на фоне соматовегетативной неустойчивости, отмечаются эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, сниженная самооценка, склонность к неконструктивным реакциям на фрустрацию в форме пассивного ухода либо обвинения других и самообвинения при повышенном уровне агрессивности; а также трудности в общении со сверстниками. Эти особенности эмоционально-поведенческой сферы сопряжены с повышенным психоэмоциональным напряжением и могут усугублять нарушения здоровья.

  3. При переходе предболезненного состояния в клинически выраженные функциональные расстройства пищеварения на фоне сохранения общей эмоциональной неустойчивости у детей старшего дошкольного возраста отмечается стабилизация самооценки и некоторое повышение уровня социальной адаптации.


Список использованной литературы.

  1. Авдеева Т.Г., Рябухин Ю.В., Парменова Л.П., Крутикова Н.Ю., Жлобницкая Л.А. Детская гастроэнтерология: Руководство. М., 2009.

  2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. М., 2000.

  3. Билецкая М.П., Силенко Е.А. Клинико-психологические особенности детей и подростков с психосоматическими заболеваниями желудочно-кишечного тракта / // Неврологический вестник им. В. М. Бехтерева. 2007. Том 39, №3 . С. 62-66.

  4. Воронков Б.В., Александрова Н.В., Бельская Л.А., Тульчина Л.И. О роли психосоциальных влияний в возникновении заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей // Материалы 8-ого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. – М., 1988. – Т. 2. – С. 181-183.

  5. Ефимов Ю.А. Диагностика предболезненных явлений психосоматических расстройств у детей. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 1994.

  6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

  7. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей, СПб., 2000.

  8. Ливанова М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально-личностного развития соматически ослабленных детей. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань, 1997.

  9. Материалы 9-го Международного Славяно-Балтийского научного форума «Санкт-Петербург-Гастро – 2007» // www.gastro.spb.ru

  10. Минздрав: Основные характеристики и тенденции состояния здоровья детей (1992-2002 годы) // Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.)


Резюме

Алёхин А.Н., Войнова Е.Ю., Трифонова Е.А.

Клинико-психологические характеристики дошкольников с функциональными расстройствами пищеварения

С использованием методик для оценки уровня тревожности, подверженности страхам и самооценки, а также детского варианта методики для изучения особенностей реакций на фрустрацию (методики Розенцвейга) было обследовано 213 детей старшего дошкольного возраста (100 девочек и 113 мальчиков). Из них 74 ребенка имели функциональные расстройства пищеварения, у 71 отмечались признаки предболезненного состояния (периодические жалобы на соматические недомогания), 68 детей были здоровы. В исследовании было установлено, что дети с нарушениями здоровья в большей мере, чем их здоровые сверстники, подвержены эмоциональным и поведенческим нарушениям, имеют больше страхов (в том числе нетипичных для данного возраста). У детей с признаками предоболезненного состояния также выявляется пониженная самооценка, тенденция к пассивному поведению и реакциям самозащиты в ситуациях фрустрации. Полученные результаты позволяют предположить, что психологическая коррекция, направленная на повышение эмоциональной стабильности и расширение возможностей преодоления фрустрирующих ситуаций способна повысить уровень психической адаптации детей и тем самым снизить риск развития психосоматических расстройств.


Abstract

Alekhin A.N., Voinova E.Yu., Trifonova E.A.

Clinical and psychological characteristics of preschool-age children with functional gastrointestinal disorders
213 children (100 girls, 113 boys) of preschool age (6-7 years old): 74 children with functional gastrointestinal disorders, 71 children in preillness condition (with incident gastrointestinal symptoms) and 68 healthy controls were examined using methods of anxiety, fears and self-esteem assessment and the Children's Form of the Picture-Frustration test. The study shows that the children in illness and preillness condition have more emotional and behavioral problems, more fearful, have more untypical fears than healthy controls. Children in preillness condition are also have lower self-esteem, rely more on avoidant and self-defense ways of coping with frustration situations. Psychological interventions to increase emotional stability and coping-skills in preschoolers may improve their psychological adjustment and as a consequence reduce the risk of psychosomatic disorders.
Авторы:

Алёхин Анатолий Николаевич

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

e-mail: termez59@mail.ru
Войнова Елена Юрьевна

Медицинский психолог (Ижевск)

e-mail: evoin3000@yandex.ru
Трифонова Елена Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)



e-mail: trifonovahelen@yandex.ru