Когнитивная одаренность и природные условия - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Когнитивная одаренность и природные условия - страница №1/1

КОГНИТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ

РАННЕГО ЭМБРИОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА / Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Мат. VIIМежд. Конф. В 2 томах / Под ред. проф. Л.И.Ларионовой. – Иркутск, 2011. – Том 1. – с.389-394.
Павлов К.И., *Волчек О.Д.,

(Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена;

*Санкт-Петербургский Институт Гуманитарного Образования, г.Санкт-Петербург)
Одной из актуальных проблем сегодня является вопрос о когнитивной и сенсомоторной одаренности. Из-за так называемого человеческого фактора, ошибок в сенсомоторной деятельности летчиков, диспетчеров атомных электростанций и авиадиспетчеров, происходят трагедии. Сами показатели сенсомоторной деятельности неразрывно связаны с когнитивными способностями и отражают уровень интеллекта [3].

Известна повышенная чувствительность организма ребенка к природным воздействиям в период раннего эмбриогенеза и онтогенеза [1, 2, 8, 12], различие в показателях сенсомоторики в связи с месяцем рождения [14].

Цель нашего исследования: изучить показатели конституции, интеллекта и сенсомоторики девушек в связи с природными условиями раннего эмбриогенеза и онтогенеза.

Исследовались показатели конституции - рост, масса тела, сагиттальная окружность головы; интеллекта по Дж. Равену, академической успеваемости (средний балл за два года), успешности сенсомоторной деятельности 98 девушек-студенток 1987-1993 г.р. в связи с геокосмическими условиями раннего эмбриогенеза и онтогенеза.

Для изучения сенсомоторики все девушки тестировались по компьютерной программе «Радуга»; 31 девушка тестировалась по компьютерной программе комплексной рефлексометрии: «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» В.Г.Каменской и Урицкого В.М. [6, 7, 10].

Для изучения сенсомоторики в первом эксперименте использовалась компьютерная программа изучения когнитивных функций и их состояний «Радуга», разработанная В.Г.Каменской, Л.В.Томановым, А.Г.Пятигорским. Программа позволяет тестировать успешность и время поиска цифр различного размера шрифта «Arial» (12, 14, 18, 24, 30 кегль) в прямоугольниках с заданными числовыми и цветовыми параметрами [6, 10]. Испытуемым предлагалось наводить курсор мышки на прямоугольники с последовательными номерами по возрастающей, от 1 до 42. При этом цифры должны быть найдены на цветовом фоне, совпадающими по цвету с тестовой панелью - «Цвет». Цвет прямоугольников, расположение цифр и их размер регулярно менялись. Если нарушалась правильность действий, то звучал звуковой сигнал, и на экране появлялась надпись «ошибка». При этом поиск нужной цифры надо было возобновить заново.

Тестирование проводилось в виде двух серий до и после отвлекающей нагрузки. Вычислялись следующие параметры: среднее время выполнения серии; субъективно воспринимаемое время выполнения задания, среднее время реакции на красный, белый, желтый, зеленый цвета прямоугольников и размер шрифта цифр в них; число ошибочных нажатий и их время.

С помощью компьютерного варианта теста М. Люшера вычислялись суммарное отклонение от аутогенной нормы до, и после тестирования – СО1, СО2; вегетативный коэффициент до и после тестирования – ВК1, ВК2.

Полученные данные сопоставлялись с геокосмическими условиями года рождения и предшествующего ему года, месяца рождения и зачатия. Использовались сведения о среднемесячных и среднегодовых значениях следующих индексов: солнечной активности – W, S (число и площадь солнечных пятен); гравитации – G (приливной потенциал Луны и Солнца), межпланетного магнитного поля – ММП; магнитного поля Солнца – SMF; возмущенности геомагнитного поля – Dst; нейтронном потоке – нейт; региональные показатели температуры– t˚, осадков – R, длительности светового дня – ДД.

Кроме того, использовались астрономические индексы – численность таких астрономических явлений как соединения планет с Луной и Солнцем1. Использовались сведения о численности соединений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна с Луной, Солнцем и их суммы: Мркл, ВнЛ, МрсЛ, ЮпЛ, СтЛ, ССЛ; МркС, ВнС, МрсС, ЮпС, СтС, ССС. Применение этих индексов оказалось весьма плодотворным [1, 2].


Результаты

В результате корреляционного анализа выявлены многочисленные корреляционные связи между большинством исследованных показателей и геокосмическими условиями, p≤0,05÷0,001(см. рис.1, 2 и табл.1)

Максимум зависимостей отвечает году рождения и месяцу зачатия. Так по результатам исследования программы «Радуга» с повышением значений индексов G и ММП месяца зачатия увеличивались показатели времени, затраченного на выполнение обеих серий; время реакции на цвет прямоугольников и размер шрифта цифр в них, число ошибочных нажатий и их время. Противоположная картина наблюдалась при повышении значений индекса Dst в месяц зачатия; в менее выраженной форме, при повышении индексов t˚, ДД, R, S. Примечательны многочисленные зависимости исследованных показателей относительно астрономических индексов. Они косвенно подтверждает выводы работ М.Гоклена, Э.С.Горшкова и его соавторов, С.Э.Шноля [4, 5, 13].

Рис.1. Корреляционные плеяды между антропологическими показателями, показателями интеллекта по Дж. Равенну, академической успеваемости и природными условиями года рождения и предшествующего ему года (традиционные индексы).

Условные обозначения: W – число солнечных пятен, SMF – магнитное поле Солнца, G – приливная сила Луны и Солнца, Нейт – нейтронный поток.

Рис.2. Корреляционные плеяды между антропологическими показателями, показателями интеллекта по Равенну, академической успеваемости и природными условиями года рождения и предшествующего ему года (астрономические индексы). Условные обозначения:



МркЛ, ВнЛ, МрсЛ, ЮпЛ, СтЛ – число соединений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна с Луной в дни новолуний; МркС, ВнС, МрсС, СтС, ССС – число соединений Меркурия, Венеры, Марса, Сатурна с Солнцем и их сумма.
В целом, полученные результаты соотносятся с литературными данными [8, 9, 11, 12, 14], свидетельствуя о воздействии условий природной среды обитания на темпы роста и развития, и, по-видимому, особенности анатомии мозга, свойства нервной системы, а также на интеллект и задатки к успешности сенсомоторной деятельности, одаренность.
Табл.1. Результаты корреляционного анализа для показателей сенсомоторики в двух сериях эксперимента «Радуга» относительно условий месяца зачатия

Показатели 

сенсомоторики

Индексы природных условий месяца зачатия






R

G

Dst

ММП

S

ДД

Первая серия

T

-,137

-,166

,261**

-,313***

,256**

-,131

-,150

N ош

-,200*

-,097

,115

-,218*

,261**

-,105

-,168

Т ош

-,185

-,112

,132

-,234*

,263**

-,082

-,133

ВР кр

-,072

-,197

,237*

-,196*

,108

-,106

-,132

ВР зел

-,095

-,095

,203*

-,264**

,206*

-,200*

-,012

ВР жел

-,127

-,123

,172

-,279**

,252**

-,077

-,140

К 12

,021

-,023

,249**

-,240**

,063

-,156

-,017

К 18

-,194*

-,252**

,179

-,224*

,293***

-,105

-,215*

К 24

-,010

-,089

,138

-,210*

,168

-,046

-,103

К 30

-,187

-,131

,214*

-,256**

,226*

-,092

-,115

Вторая серия

T

-,169

-,175

,200*

-,223*

,167

-,083

-,210*

N ош

-,192*

-,145

,223*

-,252**

,110

-,243**

-,140

ВР бел

-,122

-,130

,304***

-,267**

,059

-,226*

-,151

ВР жел

-,151

-,160

,113

-,186

,249**

,045

-,181

К 12

-,028

-,065

,235*

-,218*

,058

-,089

-,173

К 18

,070

-,124

,170

-,224*

,136

-,052

-,105

К 30

-,264*

-,164

,126

-,168

,133

-,071

-,216*

СО

-,010

-,048

,118

-,135

,194*

-,066

,043

Примечания: нуль перед запятой опущен, * - p≤0,05; ** - p≤0,01, *** - p≤0,005.

Условные обозначения: T - время, затраченное на выполнение всей серии; N ош - число ошибочных нажатий; T ош - время ошибочных нажатий; ВР время реакции на белый (бел), красный (кр), зеленый (зел), желтый (жел) цвета; К12, К18, К24, К30 – кегль шрифта «Arial»; СО- суммарное отклонение от аутогенной нормы после тестирования.



t˚, R и ДД – региональные показатели температуры, осадков и длительности светового дня, S - площадь солнечных пятен; G - приливной потенциал Луны и Солнца; Dst – возмущенность геомагнитного поля; SMF - магнитное поле Солнца, ММП - межпланетное магнитное поле.
Следовательно, геокосмические условия влияют на темпы роста и развития в раннем эмбриогенезе и онтогенезе, что отражается на конституции, высшей нервной деятельности, уровне интеллекта и успеваемости, успешности сенсомоторной деятельности. Высокая чувствительность мужского организма к внешним воздействиям позволяет ожидать для мужчин более выраженного вклада природной среды в развитие их когнитивных процессов, успешности деятельности и надежности человека-оператора.
Литература

  1. Алексина Л.А., Волчек О.Д. Изменения внешнего облика и метеочувствительности петербуржцев// «Ученые записки СПГМУ им. Ак. И.П.Павлова», Том 15, 2008, №3, С.40-45.

  2. Волчек О.Д. Геокосмос и человек / О.Д.Волчек. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006.

  3. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: «Просвещение». - 2001.

  4. Гоклен М. Досье космических влияний: пер. с фр. – М.:КРОНПРЕСС, 1998.

  5. Горшков Э.С., Соколовский В.В., Шаповалов С.Н. и др. Регулярные вариации гравитационного поля являются основным ритмозадающим фактором // Космос и биосфера. – Партенит, 2003. - C.207-208.

  6. Каменская В.Г., Морозов А.В. Оценка психологических свойств когнитивной деятельности юношей и девушек, осваивающих программы высшей школы //Психология образования в поликультурном пространстве, 2009, №2 (1-2), 45-67.

  7. Каменская В.Г. , Томанов Л.В. Психофизиология развития интеллекта: теоретическое и экспериментальное исследование. - СПб.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.

  8. Моисеева Н.И. Космофизические флуктуации и развитие человеческого эмбриона // Биофизика. – 1992. - Т. 37, вып.4. - С.700-704.

  9. Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники / ВИНИТИ, Сер. Антропология. - М., 1991.

  10. Павлов К.И., Каменская В.Г. Психофизиологические характеристики когнитивных функций у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности// Психология образования в поликультурном пространстве, № 3, Т.3, Елецк, 2010, С. 24-34.

  11. Тегако Л.И., Кметинский Е. Антропология: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2008.

  12. Хорсева Н.И. Космическая погода как один из экологически значимых факторов эмбриогенеза человека // Биологические эффекты солнечной активности. – Пущино, 2004. - С.33-35.

  13. Шноль С.Э. Космофизические факторы в случайных процессах./ С.Э.Шноль. - Stockholm. Svenska fysikarivet. – 2009.

  14. Dudink Ad. Birth date and sporting success / A.Dudinc // Nature. - 1994. - Vol. 2, N 4. -P.48.

1 При этом планета, Земля, Луна или Солнце оказываются на одной линии, что приводит к возмущенности геомагнитного поля и изменениям погоды на Земле. Эти явления легли в основу 60-летнего восточного календаря. Сведения о соединениях планет приводятся в переменной части всех астрономических ежегодников.