Конкурс инновационных проектов - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурс инновационных проектов - страница №1/1


Департамент образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

На конкурс инновационных проектов

на присуждение грантов

в системе образования ЯНАО

Номинация «Поддержка образовательных учреждений,

внедряющих образовательные программы

нового поколения в рамках ФГОС»

Конкурс проектов

«Школьная модель открытого образования

в рамках реализации ФГОС»

ПРОЕКТ

«Создание творческой педагогической лаборатории

как один из способов реализации ФГОС в основной школе»

Разработчик проекта

Балабаева Надежда Ивановна,

заместитель директора по НМР

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» -

п.Пурпе – 1

2013

д

Содержание.
Стр.
Аннотация 3

Паспорт проекта 4



  1. Введение

    1. Актуальность. Инновационная значимость 6

    2. Цель, объект, предмет проектирования 7

    3. Общая характеристика проекта 7

    4. Исходные теоретического положения 7

    5. Новизна 8

  2. Основная часть

    1. Суть проектного предложения 9

    2. Содержание проекта 10

    3. Гипотеза 14

    4. Задачи 14

    5. Условия реализации задач 14

    6. Предполагаемые результаты 15

    7. Участники проекта 16

    8. Бизнес - план проекта 16

    9. Риски 16

  3. Заключение

    1. основные мероприятия по обеспечению выполнения требований ФГОС ООО на период реализации проекта 17

    2. Продукты проекта 18

    3. Значение реализации проекта в системе образования школы 19

    4. Перспективы проекта 20

  4. Использованная литература 20



Аннотация

Проект «Создание творческой педагогической лаборатории

как один из способов реализации ФГОС в основной школе»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.Пурпе

Разработчик проекта заместитель директора по НМР

Надежда Ивановна Балабаева


Сегодня школьное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка согласно требованиям ФГОС нового поколения. По ходу внедрения в систему образования НШ школы ФГОС второго поколения высветился ряд затруднений: многие учителя школы испытывают чувство тревоги, страха и неуверенности относительно требований к формированию новой модели выпускника школы. Один из вариантов решения этой проблемы в рамках школы - это создание творческой педагогической лаборатории. Деятельность лаборатории будет являться пропедевтическим центром школы по накоплению положительного опыта на этапе официального введения ООП ООО.

ПАСПОРТ

проекта создания творческой лаборатории «Самуч»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

п.Пурпе Пуровского района


1.

Наименование раздела программы

Проект «Создание творческой педагогической лаборатории как один из способов реализации ФГОС в основной школе» муниципального общеобразовательного учреждения «Пурпейская средняя общеобразовательная школа №2»

(Проект рассмотрен на педагогическом совете школы. Протокол №4 от 07.12.2012 г. )



2.

Основания для разработки программы развития

  • Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

  • Модель «Российское образование – 2020»

  • Образовательная инициатива «Наша новая школа»

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)

  • Документы региональных и муниципальных органов управления образованием

  • Устав школы

3.

Разработчик программы

Заместитель директора по научно-методической работе высшей квалификационной категории Надежда Ивановна Балабаева

4.

Цель программы


Создать творческую педагогическую лабораторию «Самуч» (сами учимся создавать условия для формирования универсальных учебных действий у обучающихся в образовательном процессе основной школы) для обеспечения планируемых результатов по достижении выпускником ступеней общего образования целевых установок, определённых ФГОС второго поколения посредством минимализации рисков и формирования своего опыта работы относительно имеющегося ученического и педагогического потенциала.

5.

Задачи

  1. определить средства формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с используемыми в образовательном процессе УМК;

  2. определить критерии преемственности степени сформированности универсальных учебных действий по ступеням общего образования;

  3. посредством участия в лаборатории научных консультантов определить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов посредством метапредметного подхода;

  4. разработать путём апробации мониторинговый диагностический инструментарий в определении качества образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;

  5. закреплять и накапливать педагогический опыт по формированию метапредметных УУД посредством аналитических данных, полученных на фактическом материале в период деятельности лаборатории «Самуч».

8.

Сроки и этапы

1. Организационный этап - 2012 / 2013 - диагностическое исследование полученных результатов реализации ФГОС НОО (1.2 классы) проектирование форм и методов введения ФГОС в систему образования в 3-х классах НШ, в 5 классе основной школы.

2. Этап внедрения - 2013 / 2014 – введение ФГОС в систему образования основной школы, 3, 5 класс.

3. Этап совершенствования модели - 2014 /2015 – мониторинг реализации Проекта (1,2,3,4 классы НШ и 5. 6 классы основной школы)

4. Рефлексивно-обобщающий этап – 2015/2016 – осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, их родителей и социальных партнёров процесса и результатов инновационной деятельности; обобщение и презентация инновационного опыта школы; внешняя экспертиза результата инновационной деятельности; определение перспектив дальнейшего развития и официальный переход на ФГОС НШ и 5-х классов основной школы.



9.

Главный результат реализации проекта

Методическая и психологическая готовность педагогов начальных классов и основной школы к введению ФГОС второго поколения.

10.

Объемы и источники финансирования

Источники финансирования: грант (программно-целевой) и бюджет.

11.

Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей

Для оценки эффективности Программы развития используется система показателей, позволяющая оценить ход и результативность поставленных задач.

Процесс контроля состоит из установки положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, а также измерителей и точных сроков получения ожидаемых результатов. Отчётность – по окончании каждого этапа реализации проекта



13.

Ф.И.О. директора МБОУ «СОШ №2» п.Пурпе,

телефон/факс

e-mail школы


Савчина Татьяна Георгиевна, директор МБОУ «СОШ №2» п.Пурпе

тел. № 8 (34936)37295

purpe_2@mail.ru


14.

Сайт школы

purpe2.ucoz.ru




  1. Введение


Актуальность. Инновационная значимость.

Цель, объект проектирования, предмет проектирования.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В основу новой дидактики также положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилась бы трансляция необходимого содержания не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования в процессе обучения учащихся в школе. Это, согласно новым стандартам, должно происходить за счет того, что в процессе обучения учащимися будут осваиваться универсальные принципы и общие универсальные действия познания, и это реальная возможность повысить качество образования. Таким образом, стандартами второго поколения задана новая парадигма образовательного процесса, а значит должна будет сформирована новая модель выпускника школы.

С 2011-2012 уч. г. в школах РФ начато обучение по новым ФГОС в первых классах начальной школы. В период подготовки к переходу на новую парадигму обучения стало очевидным: необходимо создание новых условий, когда школа в режиме развития сформирует систему формирования метапредметных универсальных учебных действий (далее УУД), определяющих развитие психологических способностей личности, что осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Цель: создать комплекс условий (организационно-управленческих, методических, педагогических), способствующих достижению учащимися основной школы метапредметных образовательных результатов, т.е. универсальных учебных действий, применимых в рамках образовательного процесса при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Объект проектирования – методическая деятельность, обеспечивающая внутреннее единство педагогов-участников проекта и взаимное влияние друг на друга в образовательном процессе, основанном на метапредметном подходе в формировании УУД обучающихся НШ и 5,6 классов основной школы.
Предметом проектирования выступают научно - методические подходы в организации практической деятельности обучающихся с целью развития у них метапредметных компетентностей посредством формирования универсальных учебных действий в рамках школьной лаборатории, созданной из учителей-новаторов на одной параллели (параллели классов, переходящих на обучение по новым ФГОС НШ и параллели 5-6 классов основной школы).
На стартовый момент реализации проекта в школе:


  • Процент педагогов 5 класса, готовых к внедрению ФГОС – 100%.

  • Количество учащихся 5 класса на 1 персональный компьютер – 2.

  • Оборудование кабинетов основной школы мультимедийными проекторами – 100%.

  • Готовность школы к охвату школьников внеурочной деятельностью - до 100%.

  • Научно-практические семинары – по плану работы лаборатории.

  • Курсовая подготовка учителей – 100%

  • Обеспечение учебниками в соответствии с Федеральным перечнем – 100%


Общая характеристика проекта.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений знаний впрок (должен знать!), запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть (знаю, что делать и как делать!), то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. В основном это действия по шаблону. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема успешного усвоения учащимися новых необходимых знаний, умений и компетенций для формирования умения учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение метапредметных универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты.

Данная проблема высветилась из следующего противоречия: современные условия для функционирования и развития образовательного процесса, важной характеристикой которого является вариативность, и старые формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности в школе, не обеспечивающие быстрого и адекватного реагирования на изменяющиеся требования к качеству образования.

Сегодня школьное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. А для решения этой образовательной установки необходимы изменения в системе образования всей школы. По ходу внедрения в систему образования школы ФГОС второго поколения, высветилось отсутствие направлений в образовательном процессе школы в соответствии с требованиями к новым ФГОС, способствующих объективной оценке качества образования:


  1. нет чёткого определения задач, решение которых позволит определить средства формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с используемыми УМК;

  2. нет методологических указаний с точки зрения научности, как связывать универсальные учебные действия с содержанием учебных предметов;

  3. практически нет педагогического опыта в формировании метапредметных УУД посредством современных технологий;

  4. нет диагностического инструментария в определении качества образования.

Оценивая свою профессиональную компетентность, сегодня многие учителя школы испытывают чувства тревоги, страха и неуверенности в своем «педагогическом» будущем относительно требований к формированию новой модели выпускника школы. В образовательной системе школы существует проблема: «Как разрешить явно проглядывающее противоречие между желаемым и действительным, как помочь учителю, желающему оставаться в своей профессии ещё долгие годы и перестроится на новую парадигму образования в свете требований к стандартам нового поколения?» Один из вариантов решения этой проблемы в рамках школы - это создание творческой лаборатории, которую предложено назвать «Самуч»: сами учимся создавать условия для формирования универсальных учебных действий у обучающихся в образовательном процессе школы. И как прогноз - результаты деятельности лаборатории будут способствовать созданию творческой инновационной деятельности педагогов-новаторов школы, развитию образовательной среды и повышению качества образования в свете новых требований к качеству образования.
Цель проекта: создать творческую педагогическую лабораторию «Самуч» для обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником ступеней общего образования целевых установок, определённых ФГОС второго поколения посредством минимализации рисков и формирования своего опыта работы относительно имеющегося ученического и педагогического потенциала.
Задачи.

Необходимо в ходе деятельности творческой педагогической лаборатории «Самуч», куда будут входить несколько творческих групп:



  1. определить средства формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с используемыми в образовательном процессе УМК;

  2. определить критерии преемственности сформированности универсальных учебных действий по ступеням общего образования;

  3. посредством участия в лаборатории научных консультантов определить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов посредством метапредметного подхода;

  4. разработать путём апробации мониторинговый диагностический инструментарий в определении качества образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения;

  5. закреплять и накапливать педагогический опыт по формированию метапредметных УУД посредством аналитических данных, полученных на фактическом материале в период деятельности лаборатории «Самуч».


Исходные теоретические положения проекта – это современные философские, культурологические, психологические, системологические, управленческие, педагогические теории и идеи, которые изложены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова, А.М. Кондакова, Е.С.Савинова – авторов проекта ФГОС второго поколения; интегрирующие достижения современной педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования).
Новизна проекта.

Формирование положительного опыта работы педагогического коллектива школы на этапе введения ФГОС в основной школе посредством пропедевтической работы в педагогической лаборатории «Самуч» приведёт:



  1. к повышению уровня профессиональной готовности педагогов школы и успешному внедрения ФГОС не только на школьном уровне, но и (ко времени официального введения ООП ООО) на муниципальном уровне;

  2. сформируется парадигма преемственности при переходе учащихся из НШ в основную школу.




  1. Основная часть


Суть проектного предложения.


  1. Сформировать диверсифицированное образовательное пространство предварительного отбора и подготовки способных, профессионально-мотивированных и социально-мотивированных учителей школы для работы в творческой лаборатории «Самуч».

  2. Создать модель мониторинга и адаптировать к ситуации инструментарий диагностирования качества образования обучающихся НШ и 5,6 классов основной школы, перешедших на обучение по ФГОС второго поколения.

  3. Создать для мотивированных на успешную профессиональную деятельность педагогов школы, участников лаборатории, необходимые условия для получения новой модели выпускника школы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

  4. Обеспечить эффективность работы проектируемой лаборатории по следующим направлениям:




  • осуществление функций методической помощи для профессионально мотивированных учителей;

  • освоение новых форм, методов и технологий управления образовательным процессом администрации школы на основании получаемых результатов исследовательской работы в лаборатории «Самуч» классов НШ и 5,6 основной школы, определённых проектом как предмет проектирования;

  • освоение современных образовательных технологий, способствующих формированию метапредметных УУД в образовательном процессе школы;

  • освоение метапредметного подхода в формировании УУД в связи с содержанием учебных предметов БУП;

  • освоение новых техник и технологий для повышения квалификации педагогов школы как посредством самообразовательной деятельности в рамках лаборатории, так и курсовой переподготовки;

  • освоение технологий психологической разгрузки обучающихся НШ и 5,6 классов основной школы и профессионально мотивированных педагогов, желающих самосовершенствоваться в своей педагогической деятельности;

  • освоение методов диагностики, которые помогут педагогам идентифицировать свою служебную состоятельность, силы и слабости в выполнении своей работы, выработать и реализовать планы действий, по устранению имеющихся в работе недостатков.

В ходе функционирования лаборатории «Самуч» предполагается использование форм и методов работы:




        • участие в заседаниях лаборатории профессионально-мотивированных учителей школы по плану работы (см. в приложении);

        • проведение методических дней по проблеме работы лаборатории (по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие);

        • проведение мастер-классов в стенах школы силами учителей лаборатории «Самуч» (в формате методических дней);

        • проведение диагностик успешности обучающихся НШ и 5.6 классов ОШ и профессиональной успешности учителей (руководителями творческих групп, закреплённых приказом директора школы;

        • создание системы мониторинга обучающихся НШ и 5.6 классов ОШ и профессиональной педагогической успешности по годам (руководитель проекта и руководители творческих групп в системе лаборатории);

        • общественно-педагогическая деятельность субъектов лаборатории; (руководитель проекта в течение функционирования лаборатории);

        • внеклассная работа по предметам как наиболее важная составляющая педагогической деятельности учителей, участников лаборатории(руководители творческих групп, заместитель директора по ВР, руководитель проекта);

        • инновационно - профессиональная деятельность (диссеминация и обобщение опыта работы участников проекта):

- участие в конкурсах педагогического мастерства;

- разработка сценариев уроков, внеклассных дел;

- подготовка публикаций;

- открытые уроки;

- разработка новой программы, докладов, выступлений на семинарах, педагогических советах;

- разработка и применение новых методик;

- подготовка авторских учебных пособий;

- внедрение в учебный процесс новых методик и экспериментальная апробация новых учебных курсов;



  • обучение умению самоанализа педагогической деятельности в формате новых требований к качеству образования.



Содержание проекта.
Деятельность в лаборатории «Самуч» предполагается начать с 2013-2014 учебного года. Это будет 1 этапом реализации проекта.

Деятельность в лаборатории осуществляется в двух-трёх группах сменного состава:



  • 1 группа – учителя НШ (1,2 классы), осуществляющие обучение в соответствии с новыми стандартами, применяющие определённые ФГОСами инструментарий диагностики, проводящие анализ качества обученности учащихся относительно самих себя по характеристикам личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  • 2 группа – учителя 5,6 классов, осуществляющие обучение учащихся по рабочим программам, составленных на основе примерной основной образовательной программы (основная общеобразовательная школа), составленной Е.С.Савиновым, одобренной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

  • 3 группа – учителя, приступающие на определённом этапе к обучению учащихся в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

1 этап для каждой из групп будет разным:

  • для 1 группы – внедренческий этап (продолжение обучения в соответствии с требованиями ФГОС);

  • для 2 и 3 групп – это подготовительный этап, который включает:

  1. изучение примерных программ в соответствии с ФГОС второго поколения для НШ и ОШ;

  2. изучение практических наработок пилотных школ, апробирующих на данном этапе обучение в соответствии с ФГОС;

  3. прохождение курсовой подготовки (в различных приемлемых для участников формах – очные, заочные, дистанционные) преподавания по новым ФГОС;

  4. разработка рабочих программ по новым ФГОС второго поколения;

  5. ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе по новым ФГОС.


2 этап:

  • учителя 4-х классов НШ – апробация (продолжение обучения в соответствии с ФГОС второго поколения с учётом рекомендаций к требованиям ФГОС и описание получаемых результатов в ходе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы по предметам учебного плана).

  • учителя 5,6 классов – внедренческий подготовительный (эксперимент по подготовке к приёму учащихся НШ для обучения в основную школу с соблюдением требований ФГОС ООШ - наблюдение, сопоставление, описание и анализ полученных результатов по рабочим программам, составленным в соответствии с требованиями ФГОС;

  • учителя 1-х классов – этап апробации. Уже имеется определённый опыт, а для начинающих - это начало обучению ведения занятий по ФГОС второго поколения, освоения УМК, обучение описанию результатов диагностик и сопоставление их с результатами предыдущих (1,2,3) классов с целью определения возможной высотной планки качества образования.

На втором этапе для основной школы важен организационный момент, который включает:

  1. учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

  2. систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;

  3. ресурсное обеспечение образовательного процесса основной школы к моменту реализации ФГОС нового поколения.

Второй не менее важный момент 2 этапа - отбор результатов по принципу мини-макса (использование личностно-ориентированных технологий). Критериями отбора данных результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данной ступени и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность усвоения учебного материала большинством обучающихся посредством успешного применения определённых учителем технологий — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Третий момент – тесное взаимодействие всех участников творческой лаборатории, в результате которого будет осуществляться принцип самообучаемости.



3,4 этапы - совершенствования модели. Мониторинг реализации Проекта (1,2,3,4 классы НШ и 5. 6 классы основной школы) позволит скорректировать направления в работе лаборатории. Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, их родителей и социальных партнёров процесса и результатов инновационной деятельности позволит оценить степень эффективности проведённой работы. Педагоги – новаторы смогут обобщить полученные результаты по формированию метапредметных УУД и презентовать инновационный опыт педагогам школ Пуровского района.Осуществиться внешняя экспертиза результата инновационной деятельности школы в направлении создания творческих лабораторий в школе как необходимость при переходе в новый образовательный формат. Школа определит перспективы дальнейшего развития и официальный переход на ФГОС НШ и 5-х классов основной школы.
Гипотеза.

Взаимодействие субъектов творческой лаборатории будет эффективным, если:



  • оно будет осуществляться на основе взаимовлияния и взаимосвязей всех субъектов проектной деятельности;

  • в его основе будет лежать диагностика педагогических затруднений, которая определяет профессиональные потребности педагогов;

  • будет разработана модель развития методической службы для профессионально-мотивированных учителей школы, в основе которой лежит развитие взаимодействия субъектов методической деятельности, обеспечивающее повышение творческого потенциала учителей школы, участников творческой лаборатории;

  • будут разработаны новые методики изучения полученных результатов посредством новых инструментов диагностики;

  • будет накоплен положительный опыт использования метапредметного подхода в формировании УУД в связи с содержанием учебных предметов БУП.


Задачи.

Проверка выдвинутой гипотезы требует решения ряда взаимосвязанных задач:



  1. обоснование в процессе анализа теоретических исследований и практического опыта обучение учащихся НШ и 5.6 классов ОШ в соответствии с требованиями новых ФГОС;

  2. разработка модели развития методической службы на основе развития взаимодействия в нем субъектов методической деятельности посредством работы в творческой педагогической лаборатории «Самуч», направленной на удовлетворение профессиональных потребностей педагогов, способствующих повышению творческого потенциала педагогов;

  3. определение уровня взаимодействия субъектов методической деятельности в лаборатории с учетом осуществления в нем диагностики педагогических затруднений;

  4. выявление критериев для определения успешности обучающихся в соответствии с требованиями к новым стандартам;

  5. обеспечение каждому участнику проекта социально-психологической поддержки;

  6. обеспечение на перспективу способным учащимся и педагогам мотивационной поддержки для активизации творческой учебной деятельности.



Условия реализации задач.

Для реализации проекта необходимо:



  1. Наличие в школе интерактивной сети, которая должна виртуально сотрудничать с сообществом способных и профессионально-мотивированных педагогов пилотных школ РФ, ведущих обучение в соответствии с новыми стандартами.

  2. Наличие в школе социально-психологической службы для проведения индивидуальной коррекции, тренинговых коррекционных мероприятий.

  3. Наличие педагогов, владеющих современным инструментарием диагностики, методами и формами организации мастер-классов, семинаров.

  4. Наличие в школе современной печатной, множительной техники для издания методических бюллетеней, освещения деятельности участников проекта о результатах и достижениях.

  5. Наличие в школе научно-методического потенциала для экспертизы успешной деятельности учителя.

  6. Наличие в школе нормативных документов, регламентирующих деятельность творческой педагогической лаборатории «Самуч» и материальное стимулирование и поощрением участников лаборатории.


Предполагаемые результаты.


  1. Формирование мотивации к самообразованию.

  2. Формирование умений и навыков самоанализа.

  3. Активизация общественно-педагогической деятельности.

  4. Активизация инновационной деятельности.

  5. Формирование навыков и умений руководить семинарами, временной исследовательской группой, лабораториями.

  6. Формирование умений и навыков разработки собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности, в том числе и в формате ИКТ.

  7. Формирование умений в работе по реализации стандартов второго поколения.

  8. Повышение квалификации.

  9. Рост качества обученности в школе.

  10. Формирование новой модели учителя школы.

  11. Формирование новой модели ученика школы.


Участники проекта.


    1. Администрация школы (4 человека).

    2. Руководитель проекта.

    3. Педагог-психолог.

    4. Социальный педагог.

    5. Зав. библиотекой

    6. Учителя НШ (8 человек)

    7. Учителя-предметники и классные руководители 5,6 классов (8 человек)

    8. Профессионально-мотивированные учителя школы, желающие участвовать в организации обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения (≈3 чел.)


Бизнес-план проекта


  1. Коэффициент материального стимулирования учителей-участников творческой лаборатории, равный 2 тысячам на каждого участника в месяц в течение учебного года.

  2. Курсовая переподготовка – в год 50 000 руб (92% учителей школы прошли курсовую переподготовку по введению ФГОС в образовательную систему школы).

  3. Оснащение лаборатории множительной техникой – 100 000 руб.

  4. Канцелярские товары - 50 000 руб.


Смета проекта


Название статьи

Общая сумма расходов

Средства гранта

Другие источники финансирования

1

2

3

  1. Приобретение оборудования и другие источники расходов

150 000




  1. Курсы повышения квалификации

60 000




  1. Коэффициент материального стимулирования учителей-участников творческой лаборатории

1т. × 24чел. ×10 месяцев = 240 тыс.

Из ФНД бюджета школы

  1. Канцелярские расходы (бумага, картриджи и др.)

50 000




Всего

500 000





Риски
Как и у любого начинания риски есть.

Во-первых, контингент учащихся общеобразовательной школы только с территории посёлка Пурпе-1 (г.Тарко-Сале - в 72 км, п.Пурпе - в 18 км, г. Губкинский – 36 км). Стандарты второго поколения диктуют необходимость и возможность научить каждого обучающегося. Однако в общеобразовательной школе имеются дети с ОВЗ, с низкой мотивацией к учению (асоциальные дети).

Для обучения детей с ОВЗ в школе имеется программа психолого-медико-педагогического сопровождения. Посредством плановой работы вместе с родителями таких детей прилагаются педагогические усилия для формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству, желания общаться в социуме и жить в нём в течение всей жизни. 100% педагогов школы, работающие с детьми с ОВЗ, прошли курсовую переподготовку. В образовательных программах ООН и ООО нет ссылок на стандартизацию образовательных компетентностей у таких детей, когда обучение ведётся в общеобразовательной школе.

Для обучения детей с низкой мотивацией большую помощь может оказать участие в открытом университете по ТСРЛ (опорная школа муниципального уровня), индивидуальная работа с этими обучающимися всех участников проекта и классных руководителей с ним и его семьёй. Школа с 2006 по 2010 уч. год была экспериментальной площадкой федерального уровня по созданию воспитательной среды для самосовершенствования личности школьника (технология Г.К.Селевко). В школе накоплен определённый опыт по работе с обучающимися для формирования «само». При целенаправленной работе риск может быть минимизирован.

Во-вторых, отсутствие параграфа в Положении о фонде надбавок и доплат работников МБОУ «СОШ №2» п.Пурпе Пуровского района о стимулировании и поощрении педагогов школы, активно участвующих в реализации проекта. Причиной для коррекции Положения может стать реализация проекта по факту работы педагогической лаборатории «Самуч».

В- третьих, отсутствие чёткого представления о способах формирования метапредметных УУД у педагогов начальной школы, приступающих к обучению в соответствии с требованиями ФГОС, и педагогов основной школы. Нет представления о конкретном результате по окончании изучения учебной дисциплины. Пройдя апробацию в педагогической лаборатории «Самуч» в 2013-2015 уч. г.г., педагоги смогут чётко представить себе, что они должны получить в конечном результате образовательной деятельности и как это лучше сделать.




  1. Заключение


Основные мероприятия по обеспечению выполнения требований ФГОС ООО на период реализации проекта


I. Нормативно-правовое обеспечение



Внесение изменений и дополнений в Устав ОУ в соответствии с ФГОС ООО.



Издание распорядительных документов, регламентирующих введение ФГОС ООО.



Разработка/обновление должностных инструкций работников ОУ в соответствии с ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6.10.2010 г., регистрационный № 18638, с изменениями от 31.05.2011 г.).



Составление и утверждение графиков работы с учетом учебной и внеурочной занятости школьников.



Разработка инструкций по ведению документации педагогами в условиях реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС ООО.



Корректировка Положения о порядке установления доплат работникам за выполнение обязанностей, не входящих в круг основных, надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы.



Внесение изменений и дополнений в Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.



Разработка локальных актов, обеспечивающих реализацию проекта в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

II. Организационное обеспечение



Обеспечение материально-технических условий реализации проекта.



Обеспечение информационно-образовательной среды в рамках реализации проекта.



Организация учебно-методического и информационного обеспечения в соответствии с реализацией ООП ООО.



Организация разнообразных форм информирования и консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения и реализации ФГОС НОО и ООО по результатам работы лаборатории «Самуч».

III. Научно-методическое обеспечение



Обеспечение повышения квалификации педагогических кадров по вопросам введения и реализации ФГОС ООО.



Определение оптимальной модели организации образовательного процесса (учебной и внеурочной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС .



Определение оптимальных личностно ориентированных моделей работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и др.



Организация оперативных консультаций (индивидуальных, групповых) по вопросам реализации ООП ООО (из опыта работы лаборатории)



Определение списка учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников в контексте реализации ФГОС ООО на основе апробированных УМК в течение работы лаборатории к 2015-2016 учебному году (официальный первый год реализации ООП ООО).


Продуктивность проекта

  • Методическая и психологическая готовность педагогов начальных классов и основной школы к введению ФГОС второго поколения.

  • Улучшение материально-технической базы школы, создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной деятельности учащихся в процессе внедрения ФГОС.

  • Создание мотивации и позитивного отношения родителей учащихся, привлечение их к общественно-значимым школьным делам и участию в период перехода школы и детей к образованию в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Готовность школы к охвату школьников внеурочной деятельностью в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Разработка комплекса методических рекомендаций по введению ФГОС в системе образования школы.

  • Появится осознание значимости формирования портфеля достижений педагогов в период работы в лаборатории.

 

Значение реализации проекта в системе образования школы

 

Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате полугодового и итогового мониторинга реализации проекта:



  1. мониторинг качества услуги организации учебной деятельности в 5-х, 6-х классах и классах НШ первого года обучения по ФГОС нового поколения;

  2. мониторинг количества учителей, охваченных курсовой переподготовкой по ведению образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

  3. мониторинга количества родителей, привлеченных к совместной деятельности в НШ и 5-х, 6-х классах;

  4. мониторинг одарённых, низкомотивированных детей и детей с ОВЗ;

  5. мониторинг сотрудничества с общественными и другими образовательными учреждениями посёлка Пурпе - 1

К моменту официального введения в основную школу ФГОС нового поколения в школе будет:



  1. создано нормативно - правовое обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС;

  2. сформирована потребность к самообразованию педагогов школы и диссеминации опыта работы по новым ФГОС;

  3. сформированы умения и навыки самоанализа в условиях реализации ООП НОО и ООО;

  4. активизируется общественно-педагогическая деятельность;

  5. активизируется инновационная деятельность как необходимость для современного учителя;

  6. произойдёт осознание значимости коллективной работы педагогов в инновационном режиме;

  7. сформируются навыки и умения руководить временной исследовательской группой, лабораториями;

  8. сформируются умения и навыки разработки собственной учебной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности, в том числе и в формате ИКТ;

  9. сформируются образовательные умения педагогов школы по реализации стандартов второго поколения;

  10. повысится квалификация педагогов школы;

  11. вырастет качество обученности в школе;

  12. появится новая модель учителя школы;

  13. изменится модель ученика школы.

Перспективы проекта
В результате реализации проекта произойдёт накопление педагогического опыта работы школы по формированию метапредметных УУД в системе образования НШ и ОШ (5-6 классы) посредством аналитических данных, полученных на фактическом материале в период деятельности лаборатории «Самуч», который, полагается, будет востребован педагогами школ Пуровского района.

Использованная литература



  1. Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. Асмолова А.Г.. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

  2. Гузеев В.В. Теория и практика образовательной технологии, М.: НИИ школьных технологий, 2004 г.

  3. Каплунович Т.А., Филиппова Л.А. Основы самоорганизации педагога в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. – Великий Новгород, Региональный центр развития образования, 2004 г.

  4. Кондакова А.М, Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Рос.акад. образования. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

  6. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М.: Центр педагогический поиск, 2002 г.

  7. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество. – М.: Сентябрь, 1999 г.

  8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы. М.: Центр «Педагогический поиск, 2000 г.

  9. Поляков с. Д. В поисках педагогических инноваций. - М.: Центр «Педагогический поиск», 1998 г.

  10. Савинов Е.Г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (основная школа) – М.: Просвещение, 2011.