Лекция 9 Коммуникация как функция менеджмента - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формулы по теории вероятности 1 74.98kb.
Теоретические вопросы для студентов специализации «Управление корпорацией»... 1 56.12kb.
Примерный перечень вопросов для подготовки государственному междисциплинарному... 1 32.08kb.
1. Основы менеджмента. Уч. Пособие. М.: АкадемЦентр. 2010. 272 с 1 18.81kb.
1. Социология смк как специальная отрасль социологической науки. 1 129.43kb.
Урок-лекция Изучение новых знаний Лекция с элементами беседы Пользоваться... 1 221.79kb.
Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, ее график. 1 29.37kb.
Речь занимает центральное место в процессе психического развития... 1 100.56kb.
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, труд 1 41.28kb.
Программа для детей 5-7 лет с онр ιΙΙ уровня. «Коммуникация. 2 491.82kb.
Лекция История психологии как наука 9 4268.81kb.
Всероссийский конкурс «лучшая школьная газета» приглашаем принять... 1 16.73kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Лекция 9 Коммуникация как функция менеджмента - страница №1/1

27.03.07

Лекция 9

Коммуникация как функция менеджмента

  1. Внешняя (исследования и прогнозирования развития рынка, PR, переговоры)

  2. Внутренняя

    1. Вертикальная

  • Восходящая – от сотрудников к руководителям (представление проблем, жалоб, вопросов, отчетность)

  • Нисходящая – от руководителей к работникам (внедрение стратегических целей, конкретные задания, нормативные показатели, приказы, внедрение правил, процедур, обратная связь о результатах выполненной работы)

    1. Горизонтальная (обмен информацией между сотрудниками, обладающими равными статусами, но выполняющими разные задачи)

  1. Формальная – неформальная (межличностная)


Разновидности межличностных коммуникаций:

  1. между руководителем и подчиненным

  2. между руководителем и рабочей группой (подразделением)

  3. “хождение в народ” (руководитель подчеркивает свою причастность к судьбам компании, к обычным делам рядовых сотрудников, таким образом, руководитель приобретает и неформальный авторитет)

  4. “виноградная лоза”





У виноградной лозы нет четкой направленности, коммуникация может осуществляться свободно на разных уровнях. По таким запутанным каналам коммуникации чаще всего передается информация, связанная с различного рода слухами. По каналу слухов распространяется информация о реорганизации компании, увольнении работников и т.д.



С одной стороны, каналы слухов вступают в противоречие с формальными каналами коммуникации, с другой – восполняют какие-то дефекты, существующие в структуре распределения ролей, полномочий, правил, процедур.
Коммуникационный процесс – процесс обмена информацией между двумя и более субъектами.
Гарольд Ласуэлл: проблема обмена информацией (почему возможна коммуникация?)

Элементы коммуникационного процесса:

  1. кто передает информацию? – отправитель

  2. что сообщается? – содержание сообщения

  3. каким образом передается? – канал передачи информации

  4. кому? – получатель информации

  5. с каким результатом? – обратная связь


Шумы (помехи) – все, что может повлиять на коммуникационный процесс и исказить смысл исходного сообщения и привести к срыву полноценной коммуникации между отправителем и получателем. Источники шумов могут быть разнообразные (технические помехи, перегруженность каналов, различия в опыте, установках)


Разновидности каналов коммуникации:

  1. вербальные

    • письменные (газеты, журналы, бюллетени)

    • устные (презентации, интервью, личные беседы)

  2. невербальные (громкость, тембр, ритм речи, внешний вид)

  3. электронные (аудио-, видеозапись, факс, телефон, e-mail)

Источники” шума:



    • Возникающие в межличностных коммуникациях:

  1. различия в восприятии

Теорема Томпсона: события, воспринимаемые как реальность, становятся реальными по своим последствиям.

Восприятие – интерпретация событий.



Отрицательные эффекты, связанные с восприятием:

- стереотипы

- атрибуция (объяснение своего поведения или поведения других на основе ситуационных обстоятельств или на основе личностных качеств)

- эффект ареола (люди стремятся объяснять личность другого человека, его мотивы, установки, характер на основе наиболее яркой черты его поведения)



  1. семантические барьеры (связаны с тем, что сотрудники организации часто предают различные значения одним и тем же понятиям)

Связаны с незнанием, неполным знанием специальной терминологии или подозрением, что термины используются для скрытия истинных целей.

  1. невербальные каналы и средства коммуникации

  2. отсутствие или плохая обратная связь (когда забывается, что коммуникация – обмен информации, не односторонний процесс)

  3. неспособность и неумение слушать собеседника




    • Возникающие в процессе формальной (организационной) коммуникации:

  1. несогласие руководителя с точкой зрения подчиненного

  2. эффект фильтрации (по мере прохождения информации по уровням управления, часть информации рассеивается)

  3. предоставление информации, которая может быть положительно оценена руководством, и сокрытие той, которая может быть воспринята руководством отрицательно

  4. перегрузки каналов коммуникации

  5. слишком высокая многоуровневая структура управления

  6. неудовлетворительный состав комитетов, рабочих групп в организации и неэффективный способ распределения заданий между сотрудниками


Подходы к совершенствованию коммуникации:

  1. учет потребности в объеме информации между отправителем и получателем

  2. установление эффективной системы обратной связи

    • ротации работников (перевод)

    • опросы сотрудников

    • сбор предложений от сотрудников

    • распространение информационных бюллетеней о планах руководства

    • использование современных информационных технологий

  3. определенные управленческие действия руководства

  • регулярные встречи с подчиненными

  • проведение

  • инициирование работы кружков качества

Коммуникационные сети – способ построения каналов коммуникации в организации.

Разновидности коммуникационных сетей:


Централизованные

Децентрализованные


1. Колесо

2.





Есть центр, который замыкает на себя все каналы коммуникации

Нет центра, общение между равными

Колесо:

Центр стремится к тому, чтобы замкнуть на себе все каналы коммуникации и контролировать, чтобы между другими субъектами не были выстроены какие-то другие каналы коммуникации.



2.

Менее централизованный характер, допускает присутствие субъекта, который может иметь контакты с другим лицом. Стремление к установлению контроля, но и допущение элемента горизонтальной коммуникации.



Круг:

Для командной формы построения работы


Цепь:

Менее эффективна, чем круг, так как нет эффективной обратной связи





Стили коммуникации:

Стиль коммуникации – специальная манера выстраивания обмена информацией между отправителем и получателем.



“Открытие себя”




“Реализация себя”

“Закрытие себя”




“Защита себя”