Липсица И. В. «Экономика», изд - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Липсица И. В. «Экономика», изд - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Усть – Илыч, Троицко – Печорский район, Республика Коми

_________________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)
Утверждаю:

директор школы

_____________Фильчук Н.И.

приказ №______ от _______ г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Экономика

(наименование учебного предмета /курса/)


базовый уровень, III ступень образования

(ступень образования)

2 года


(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы

Липсица И.В. «Экономика», изд. Вита – Пресс



( автор, название программы)

( кем составлена) Морозом Андреем Андреевичем

с. Усть - Илыч

2013

Пояснительная записка.
Подготовленная рабочая программа составлена на основе авторской программы И.В. Липсица « Экономика» изд. Вита-Пресс, 2000 г. и по программе, которая в своём содержании отражает основной минимум географических знаний. Программа для средней ступени образования.

Программа имеет линейную структуру, является базовой.

Программа составлена к учебнику Липсица И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учреждений- М. : Вита-Пресс. Ч.1. и Ч.2. - 2006г.

Программа ставит следующие цели обучения экономике: формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях; социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества; воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников; профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства.

Программа нацелена на поэтапную систематизацию знаний и обобщение материала, при этом некоторые из полученных ранее знаний усложняются, учащиеся знакомятся с новыми проблемами.

Исходя из концепции современной школы, которая закладывает базу мышления и культуры, создающей условия для развития личности можно выделить следующие основные цели преподавания экономики в 11 классе:



  1. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни общества;

  2. выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а так же профессиональной ориентации в сфере экономики;

  3. воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию.

В каждой теме курса основные экономические понятия и закономерности изучаются на примере процессов и явлений происходящих на территории нашей республики и посёлка, таким образом, изучается региональный компонент.

Программа составлена на 34 часов в году, по 1 часу в неделю.

При работе с данной программой, наряду с традиционными формами обучения (беседы, лекции, семинары) обязательным является использование активных форм (моделирующие экономические игры, работы в малых группах, соревнования).

Обучение по рабочей программе осуществляется с помощью статистических данных из СМИ, раздаточных материалов.

Различные приёмы обучения: демонстрация компьютерных снимков, решение проблемных задач и т.п.
Способы проверки знаний и умений:


Самостоятельные работы

15

Тестирование

12

Контроль знаний и умений

9

Решение экономических задач

2

Поурочный контроль.

9

Обобщение знаний.

1


Содержание программы:
Раздел: Введение в экономику (7ч).

Тема: Понятие об экономике и её роли в жизни общества (6ч).

Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономическая наука как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем.

Даровые и экономические блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ.

Потребности людей и их виды. Причины по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Основные виды ограниченных ресурсов производства.

Главные вопросы экономической жизни общества. Понятие о границе производственных возможностей. Проблемы возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы.

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: особенности и дефекты.

Частная собственность как основа рыночной экономики. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики.


Раздел: Спрос и предложение (4ч).

Тема: Спрос и предложение как проявление экономических интересов продавцов и покупателей (2ч).

Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и его значение для продавцов.

Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Эластичность предложения.

Тема: Рынок, как механизм согласования интересов покупателей и продавцов (1ч).

Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене.

Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношения спроса и предложения.
Раздел: Деньги и денежное обращение (3ч).

Тема: Основы денежного механизма (1ч).

Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы. Функции денег в экономике. Роль денег как средства обмена.



Тема: Закономерности денежного обращения (2ч).

Факторы, определяющие необходимую стране массу денег. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Закон обмена и его использование для анализа ситуаций в денежном хозяйстве.

Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательскую способность денег. Виды инфляции. Экономические последствия гиперинфляции.
Раздел: Рынок труда. Безработица (6ч).

Тема: Рынок труда (3ч).

Продавцы и покупатели на рынке труда. Факторы формирующие спрос на труд. Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Закон спроса на рынке труда.

Факторы формирующие предложение на рынке труда. Закон предложения на рынке труда.

Ставка заработной платы как равновесная цена труда. Причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях зарплаты.



Тема: Социальные проблемы рынка труда (1ч).

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Профсоюзы как представители коллективных интересов продавцов труда.

Прожиточный минимум, как объективная граница оплаты труда. Проблемы относительно динамики прожиточного минимума, минимальной и средней зарплаты.

Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды зарплаты. Трудовая пенсия.



Тема: Проблемы безработицы (1ч).

Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчёт уровня безработицы. Виды безработицы и причины её возникновения.

Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в России.
Раздел: : Фирма. Издержки и прибыль фирмы (6ч).

Тема: Понятие фирмы. Виды фирм (2ч).

Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Виды фирм по российскому законодательству.



Тема: Фирмы и конкуренция (3ч).

Понятие о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы. Постоянные и переменные затраты. Средние и предельные издержки.

Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынка.
Раздел: Личные доходы и проблемы их распределения (3ч).

Тема: Экономика семей (1ч).

Семейный бюджет. Источники доходов семей..

Различие в ценности для людей жизненных благ и влияние этих различий на структуру семейных расходов. Закон Энгеля, структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны.

Тема: Неравенство доходов и его последствия (2ч).

Неравенство доходов, неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа.

Понятие о прогрессивном налогообложении. Налоговая декларация, правила её заполнения по российскому законодательству. Ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов.
Раздел: Государственное регулирование. Государственный бюджет (4ч).

Тема: Роль государства в экономической системе (1ч).

Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в экономической жизни страны. Понятие об общественных благах.



Тема: Государственные финансы (2ч).

Роль налогообложения в формировании дохода государства. Виды налогов применяемых в России.

Понятие о государственном бюджете. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Государственный долг и способы его сокращения.

Тема: Особенности экономического устройства России (5ч).

Классификация стран по уровню экономического развития. Россия как постсоциалистическая страна с переходной экономикой.

Исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономической жизни России. Влияние индустриализации и урбанизации на формирование экономики России.

Причины проведения в России приватизации государственной собственности. Трудности и проблемы связанные с приватизацией российских предприятий.

Российская промышленность: история возникновения и проблемы развития. Причины технической отсталости и экономической неэффективности российской промышленности.

Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Государственная поддержка сельского хозяйства и причины её низкой результативности.


Тема: Закономерности формирования спроса (4 часа).

Различия в формировании спроса в зависимости от типов товаров. Закон Энгеля. Структура семейных расходов на индикатор уровня экономического развития страны. Парадокс Гиффена и его экономические причины.

Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние на спрос цен других товаров. Демографические и культурно- бытовые факторы формирования спроса.

Индивидуальный и рыночный спрос и взаимосвязь между ними. Факторы формирования и изменения рыночного спроса. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей.

Эластичность спроса. Классификация товаров по степени эластичности. Факторы формирования уровней эластичности спроса.

Тема: Закон предложения и поведение фирм на рынке

(4 часа).

Цели деятельности фирмы. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. Возможности собственников влиять на цели деятельности фирмы. Влияние цели фирмы на формирование её кривой предложения.

Индивидуальное и рыночное предложение и связь между ними. Понятие о совокупном предложении и особенности его формирования.

Метод расчёта эластичности предложения. Факторы, формирующие уровень эластичности предложения. Зависимость эластичности предложения от времени.



Тема: Закономерности поведения форм на конкурентном рынке (2 часа).

Условия эффективности деятельности формы. Понятие о трансакционных затратах. Эффект масштаба и его значение для формирования коммерческой политики фирмы. Условия возникновения совершенной конкуренции. Деятельность формы в условиях совершенной конкуренции.



Тема: Монополия и методы защиты конкуренции (2 часа).

Особенности поведения на рынке фирмы- монополиста. Понятие о государственной монополии. Естественные монополии и причины их возникновения. Типичные формы поведения фирмы- монополиста.

Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки. Причины появления антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков.

Тема: Структура и закономерности функционирования рынка капитала (3 часа).

Виды капитала и их роль в обеспечении деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действующие на нём продавцы и покупатели.

Структура рынка капитала. Понятие о заёмном и собственном капитале. Особенности российского кредитного рынка. Понятие о ценных бумагах и их основные виды.

Понятие о цене денежного капитала. Закономерности формирования рыночной цены капитала. Дисконтирование как метод учёта разной ценности денег во времени.



Тема: Рынок земли и природных ресурсов (3 часа).

Частная собственность на землю, её экономическое значение и проблемы реализации в условиях России. Причины различий в эффективности использования земельных угодий.

Особенности формирования предложения на рынке земли. Понятие о ренте и закономерности её изменения при колебаниях спроса на землю. Типы покупателей на рынке земли и факторы, влияющие на их спрос.

Основные категории природных ресурсов и закономерности их использования. Понятие о запасе и потоке ресурсов. Проблема резервирования природных ресурсов и её значение для России.



Тема: Банковская система и проблемы её функционирования (4 часа).

Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Основные виды банков.

Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит.

Структура денежной массы и значение изменений в ней. Резервы банков. Понятие о кредитной эмиссии, её связь со структурой банковских депозитов. Причины возникновения общенациональных резервных банковских систем.

Функции центрального банка страны. Регулирование центральным банком масштабов кредитной эмиссии.

Тема: Проблемы экономического роста (3 часа).

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его изменение. Ограниченность ресурсов и её значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста.

Неравномерность экономического роста и развития и причины, её порождающие. Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов. Методы воздействия на ход экономических циклов.

Тема: Экономические основы международной торговли и валютного рынка (3 часа).

Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Причины абсолютного и относительного экономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговле.

Плюсы и минусы развития международной торговли. причины возникновения протекционизма и торговых воин. Методы государственного регулирования внешней торговли и экономических последствий их использования.

Причины сохранения многовалютности и её значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России.



Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны:

-Знать: основные категории экономики: собственность, товар, цена, полезность, потребление, рынок, спрос, предложение; природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена; элементарные сведения семейной экономики, доходах и расходах семьи, потребительском бюджете;

- Уметь: применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности; рассчитывать основные экономические показатели на основе имеющейся информации; формировать собственную позицию в отношении экономической политики, вырабатывать собственную точку зрения по поводу экономических процессов и явлений.
Критерии и нормы оценок в приложении к рабочей программе.

Тематическое планирование:

10 класс


№ п/п

Название

раздела


урока


Тема

Основные

понятия.

Поур.

контр.


Сам.

работа


Примечание.

Дата

проведения



1

2

3

4

5

6

7

8

9

I

Введение в экономику.

(7 часов).


1.

2.

3-4.



5.

6.


Что такое экономика.
Безграничные потребности и ограниченные экономические ресурсы.

Главные вопросы экономики.


Экономическая система. Традиционная, командная.

Рыночная и смешанная эк системы.



Экономика, экономическая наука, микро-, макроэкономика.

Потребности, блага, услуги, труд, капитал, земля, предпринимат. талант.


Кривая производственных возможностей.
Экономическая система, планирование.
Частная собственность, конкуренция, цена.
























7.

Контрольная работа №1

II

Спрос и предложение.

(3 часа).



8.
9.

10.


Что такое спрос.
Что такое предложение.
Рыночное равновесие. Причины его нарушения.

Спрос, величина спроса, кривая спроса.

Предложение, величина предложения.


Равновесие на рынке, дефицит, затоваривание.

















III

Деньги и денежное обращение.

(4 часа).

11.
12.
13.

Что такое деньги.
Функции денег.
Причины и виды инфляции.


Деньги, эмиссия денег.

Бартер, ликвидность.

Инфляция, ИПЦ.









Тестирование по теме «спрос и предложение»










14.

Контрольная работа №2 тема «Спрос и предложение. Деньги и денежное обращение».

IV

Рынок труда. Безработица.

(6 часов).

15.

16- 17.
18.


19.


Экономическая природа рынка труда.

Спрос и предложение на рынке труда.

Профсоюзы. Контракты. Минимальная зарплата.

Безработица. Виды безработицы.



Труд, ставка зарплаты, мобильность.
Отраслевой спрос.

Профсоюз, коллективный договор, локаут, забастовка.

Циклическая, сезонная, фрикционная безработ.









тестирование












20.

Контрольная работа № 3 тема : «Рынок труда. Безработица».

V




21.
22.



Фирма. Виды фирм.

Что такое АО.



Товарищество, ИП, АО.

Акционер, акция, диведент, ОАО, ЗАО.



















Фирма. Издержки и прибыль фирмы. (6 ч.)

23.

24.
25.




Внутренние и внешние издержки формы.

Виды издержек и их значение.

Конкуренция на рынке.


Постоянные затраты, переменные затраты.

Совершенная конкуренция, монополия, олигополия.








Тестирование.












26.

Контрольная работа № 4 тема «Фирмы. Издержки и прибыль фирм».

VI

Личные доходы и проблемы их распределения.

(3 часа).


27.
28.

29.


Доходы и расходы семей.

Инфляция и семейная экономика.

Неравенство доходов семей и их регулирование.


Зарплата, бюджет семьи.
Номинальные и реальные доходы.
Богатство, бедность, налогообложение.













VII

Государственное регулирование. Государственный бюджет. (3 часа.).


30.

31.


32.

Экономические задачи государства.

Принципы и методы налогообложения

Понятие о государственном бюджете.


Эк. свободы, монополизация.

Прямые и косвенные налоги, пошлины, НДС.


Гос бюджет, доходы, расходы государства.



















33.

Контрольная работа №5 тема «Доходы граждан. Государство и экономика»

Обобщающее повторение (1 час).

11 класс


№ п/п

Название

раздела


урока


Тема

Основные

понятия.


тестовая

работа


Сам.

работа


Примечание.

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Экономическое

устройство России

(5 часов).

1.

2.

3.


4.

5.



К какой категории относится экономика России.

Государство как основа российской экономики.

Особенности российских предприятий и их приватизация.

Состояние промышленности России.

Состояние сельского хозяйства России.


развитые и развивающиеся страны, ВВП, ВНП, индекс цен.

Приватизация, банкротство, ваучер.














II.

Закономерности спроса

(4 часа).

6.

7.
8.

9.


Типы товаров и особенности формирования спроса.

Факторы формирования спроса.

Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.
Ценовая эластичность спроса.


товары высшей категории, товары низшей категории, кривая Энгеля, эластичность спроса по доходу.

товары заменители, дополняющие товары


Индивидуальный спрос, рыночный спрос, совокупный спрос.
коэффициент ценовой эластичности, общая выручка продавцов.






решение экономических задач.

III.

Закон предложения и поведение фирмы

(3 часа).

10.

11.


12.

Цели деятельности фирмы.
Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение.

Эластичность предложения.



максимизация прибыли, предельная выручка, предельные издержки.
совокупное предложение, кейсианская модель предложения.

кратчайший период, краткосрочный период, долгосрочный период.


















13.

Контрольная работа №1 по теме «Закономерности спроса.

Закон предложения и поведение форм».

IV.

Фирма на конкурентном рынке

(2 часа).

14.
15.

Экономическая эффективность фирм.

Экономическое значение конкуренции.



эффективность производства, эффект роста масштаба.
совершенная конкуренция, максимизация прибыли.






решение экономических задач.



V.

Монополия и защита конкуренции

(2 часа).

16.
17.

Поведение формы в условиях монополии.

Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.



несовершенная конкуренция, монополия, олигополия.
Патент, естественная монополия, картель, ценовая дискриминация, антимонопольное законодательство.
















18.

Контрольная работа №2 по теме: «Фирма на конкурентном рынке. Монополия и защита конкуренции».

VI.

Рынок капитала

(3 часа).

19.

20.

21.


Сбережения и превращение их в капитал.
Устройство рынка капитала.
Формирование цен на рынке капитала.

Физический капитал, финансовый капитал, сбережения, инвестиции, ипотечный кредит.
заёмный и собственный капитал, облигация, акция, дивиденд.
Дисконтирование.









VII

Рынок земли и природных ресурсов

(2 часа).

22.

23.


Особенности функционирования рынка земли.

Частная собственность на землю и её экономическое значение.



предложение земли, рента, цена земли.

запас ресурсов, поток ресурсов, возвратные и невозвратные ресурсы.


















24.

Контрольная работа №3 по теме: «Рынок капитала. Рынок земли и природных ресурсов».

VIII

Банковская система

(4 часа).

25.

26.


27.

28.


Причины появления и виды банков.

Банки и структура денежной массы.


Как банки создают деньги.

Роль Центрального Банка в регулировании кредитно- денежной системы страны.



банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный банк, коммерческий банк.
срочность, платность, возвратность, кредитоспособность, вексель.
банковские резервы, депозитный мультипликатор.
нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.










IX.

Экономический рост

(2 часа).

29.

30.


Понятие и факторы экономического роста.
Цикличность экономического роста и методы её регулирования.

экономический рост, экстенсивный рост, интенсивный рост.
подъём, пик, спад, депрессия, рецессия.










X.

Организация международной торговли

(3 часа).

31.

32.

33.


Причины возникновения международной торговли.

Регулирование внешней торговли и протекционизм.


Валютный рынок, внешняя торговля и валютные курсы.

абсолютное преимущество, относительное преимущество.

протекционизм, таможенная пошлина, квота, зона свободной торговли.


валюта, конвертируемая валюта, девальвация, ревальвация.



















Контрольная работа №4 по теме: «Банковская система. Экономический рост. Организация международной торговли


Список литературы:

Для учащихся

Для учителя

1. И.В. Липсиц Экономика. Базовый курс: Учеб для 10, 11 кл. общеобразоват учреждений.- М.: Вита- Пресс, 2006 г. -272с.

2. В.Д. Симоненко Семейная экономика: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Технология».- М.: Вита- Пресс, 2000.- 184с



1.Л.Б. Азимов Преподавание курса «Введение в экономику»:Пособие для учителя. - М.: Вита- Пресс, 1998.- 192 с

2. Д. В. Акимов. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вита- Пресс, 2008.- 320 с



3. Е.В. Савицкая Уроки экономики в школе: в 2 кн. Кн.1. Пособие для учителя.- М.: Вита- Пресс, 2000.- 447 с