М. В. Осмоловский, преподаватель русского языка и литературы высшей категории гаоу центр образования №548 - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, 8 класс учителя русского языка и... 2 615.97kb.
Методического объединения учителей гуманитарно-эстетических наук... 1 30.13kb.
Самоанализ работы учителя русского языка и литературы муниципального... 1 207.75kb.
Самоанализ педагогической деятельности Слюсаревой Татьяны Васильевны... 1 37.38kb.
Участником этого съезда был учитель русского языка и литературы мбоу... 1 14.51kb.
Рабочая программа Ивановой Елены Владимировны, учителя русского языка... 3 464.48kb.
Урок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В., учитель литературы... 1 69.38kb.
Учитель русского языка и литературы, первая категория, мбоу сош №170... 1 216.68kb.
Учитель русского языка и литературы Т. В. Кострова 2013-2014 уч 1 196.69kb.
Пименова Надежда Викторовна, учитель английского языка высшей квалификационной... 5 958.47kb.
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры... 1 52.56kb.
Второстепенные члены предложения. Второстепенный член предложения... 1 178.93kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
М. В. Осмоловский, преподаватель русского языка и литературы высшей категории гаоу - страница №1/1

М.В. ОСМОЛОВСКИЙ,

преподаватель русского языка и литературы высшей категории ГАОУ Центр образования №548 «Царицыно»,

преподаватель философии и логики,

старший научный сотрудник МГПИ, главный методист программ дистанционного образования,

член Рабочей группы Минобрнауки РФ по экспертизе лингвистических словарей, грамматик и справочников
www.limbarusa.narod.ru
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС. ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ЧАСТЬ С

К заданию А1. Расставьте ударения в словах.

А) Включим, брала, начатый, донельзя, оценена, повестей, изогнутый, красивее, созвонимся.

Б) Отключим, взяла, цыган, мастерски, заменена, отраслей, торты, заплесневеть, премировать, газопровод.
К заданию В8. В данных фрагментах, составленных на основе текстов А, Б, В из задания «К части С» (см. ниже), рассматриваются некоторые языковые особенности. Отдельные термины, использованные в рецензии, пропущены. Выпишите цифры, соответствующие номерам терминов из списка. В каждом пункте ваш ответ должен представлять собой четыре цифры, расположенные в том порядке, в котором они даны в тексте рецензии.
К тексту А) Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как _____ (предложение «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика»), _____ («слово, дано было слово» в последнем предложении), такого тропа, как _____ (предложения «Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо»), и такого синтаксического средства, как _____ (например, предложение 6).
Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) цитирование

3) ирония

4) лексический повтор

5) эпитеты

6) литота

7) жаргонизм

8) сравнительный оборот

9) риторический вопрос


К тексту Б) Тон размышлениям автора задаёт ______ (предложение 2). Строки поэзии Пушкина настраивают читателя на участие в высоком разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит ________ «духоподъёмно». Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _______ (предложения «Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь») и _________ (предложения «Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные»).

Список терминов:

1) литота

2) сравнение

3) ирония

4) синтаксический параллелизм

5) эпитеты

6) цитирование

7) индивидуально-авторское слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) противопоставление
К части С. Сформулируйте проблематику данных текстов, определите авторскую позицию (2-4 предложения). Дайте развёрнутый комментарий к сформулированным проблемам (5-7 предложений). Выразите собственное мнение по сформулированным проблемам, приведя не менее двух аргументов (5-7 предложений).
А) Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести – человек принципов.

Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли ещё что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.



(Д. Гранин)



Б)       Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в пушкинском «Пророке» есть такие слова: «Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился…». Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? Что это значит – духовная жажда?

      Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность – не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

      Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

      Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье», как писал Пушкин. Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте...



(С. Соловейчик)
В) Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. «Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» — думаешь себе...

(Н.В. Гоголь)