Методическая разработка лекционного занятия для преподавателей - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка открытого занятия ( по образовательной программе... 1 205.97kb.
Методическая разработка занятия для обучающихся 9-10 лет 1 128.69kb.
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. 1 77.07kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8 класса «Зависимость» 1 70.37kb.
Методическая разработка по подготовке к государственной итоговой... 1 180.05kb.
Методическая разработка книжно-иллюстративной выставки для детей... 1 32.09kb.
Методическая разработка урока для 11 классов «Файловая структура» 1 62.96kb.
Методическая разработка открытого урока 1 91kb.
Методическая разработка по умк михайловского Ф. А 1 88.19kb.
Методическая разработка урока по изо 5 класс тема : о чем рассказывают... 1 43.85kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии 1 90.48kb.
Конспект урока Общие сведения 1 139.34kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Методическая разработка лекционного занятия для преподавателей - страница №1/1


ГАОУ СПО «Балашовское медицинское училище»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Лекционного занятия для преподавателей

микробиологии и иммунологии

Тема:

« Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов»

Специальности: 060101 «Лечебное дело»

060501 «Сестринское дело»

Количество часов: 2 учебных часа

преподаватель: Тимофеева О.С.

Утверждена

На заседании ЦМК________

_________________________

Протокол №___ от_______ г.

Председатель ЦМК

_______________________

г. Балашов

Методическое обоснование темы
Программой ФГОС третьего поколения среднего профессионального образования предусмотрены следующие требования к знаниям студентов – выпускников медицинского училища в области структуры микробиологии как науки и классификации микроорганизмов:
Студент должен иметь представление:

  • о микробиологии как науке и значение ее в общей системе;

  • о роли микробиологии в подготовке медицинских работников;

  • об этапах развития микробиологии;

  • о достижениях микробиологии в борьбе с инфекционными заболеваниями.


Студент должен знать:

  • предмет и задачи медицинской паразитологии, микробиологии, вирусологии и иммунологии;

  • принципы классификации микроорганизмов;

  • краткую характеристику групп возбудителей инфекционных болезней и их медицинское значение.

Государственным стандартом Минздрава Российской Федерации в рамках изучения базового курса «Основы микробиологии и иммунологии» по рабочей программе 2012 года на изучение темы «Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» отводится 2 часа лекционных занятий.

Лекционные занятия по теме «Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов» имеет цель сформировать представление о микробиологии как науке, ее роли в подготовке медицинских работников; рассмотреть этапы развития микробиологии и основных достижений этой науки; определить предмет и задачи медицинской паразитологии, микробиологии, вирусологии и иммунологии; охарактеризовать различные группы возбудителей.

Без знаний классификации и характерных особенностей отдельных групп микроорганизмов невозможно: понимание закономерностей организации и способов микроскопических организмов; их свойств, положения и роли в системе живой природы. Эти знания помогут ориентироваться студентам в существующих группах патогенных и условно-патогенных микробов и иметь представление о биологических и патогенетических особенностях каждой группы в отдельности. Данная тема закладывает фундамент теоретических знаний и представлений для изучения последующих тем и вопросов, касающихся структуры и физиологии патогенных бактерий, грибов, простейших, гельминтов, вирусов; инфекционного процесса; иммунитета, экологии микроорганизмов.

Знание данной темы раскрывает возможности понимания причин, путей, механизмов возникновения и патогенеза бактериальных заболевания, их последствий.

Структура лекционного занятия: организационный момент; формулирование темы и ее обоснование; определение цели занятия и сообщение плана; изложение нового учебного материала; подведение итогов занятия и домашнее задание.

По теме занятия приведен список литературы для самоподготовки, что не исключает возможность студентов самостоятельно расширять этот список с целью углубления знаний по теме. Работа по подбору рабочих источников полезна при подготовке студентами докладов, рефератов, проектов, презентаций, или при выполнении самостоятельных работ.

По форме организации лекционное занятие является информационной лекцией с опорным конспектированием, элементами беседы и использованием мультимедиа установки.



Знания, полученные в рамках данной темы, важны для дальнейшей профессиональной деятельности будущих медицинских работников, а также необходимы для изучения таких дисциплин, как патологическая анатомия, основы патологии, основы сестринского дела, инфекционные болезни, терапия, педиатрия, гигиена и экология человека, гинекология, акушерство, фармакология, цитология.
Оснащение занятия:

  • таблицы «Классификация микроорганизмов», «Инфекционные заболевания»

  • портреты ученых;

  • слайды для мультимедиа.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ

Учебные:

Иметь представление:

  • о значении микробиологии в общей системе знаний;

  • об этапах развития микробиологии;

  • об различных группах микроорганизмов.

Знать:

  • основные задачи микробиологии;

  • структуру науки;

  • об основных классификациях микроорганизмов;

  • характерные особенности отдельных групп.

Уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах микроорганизмов;

  • давать характеристику отдельным группам микроорганизмов;

  • уметь распознавать отдельных представителей групп микроорганизмов наглядно, по картинкам.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать вежливость, отзывчивость, тактичность, взаимовыручку, необходимые для межличностного и профессионального общения;

  • сформировать и поддержать стремление к знаниям;

  • воспитывать творческое отношение к приобретению новых знаний;

  • формировать уважительное отношение к личности;


РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать такие психологические процессы, как логическое мышление, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, дифференцирование;

  • развивать познавательную активность и умение применять приобретенные знания на практике.

Студент должен:



Уметь:

  • ориентироваться в отдельных группах микроорганизмов;

  • давать характеристику отдельным группам микроорганизмов;

  • распознавать отдельных представителей групп микроорганизмов наглядно по картинкам.



Знать:

  • основные задачи микробиологии;

  • структуру науки;

  • основные классификации микроорганизмов

  • характерные особенности отдельных групп микроорганизмов.



Иметь представление:

  • о значении микробиологии в общей системе знаний;

  • об этапах развития микробиологии;

  • о различных группах микроорганизмов.




ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВЯЗИ

ТЕМА:

«Ведение в микробиологию.

Классификация микроорганизмов»


Основы сестринского дела

Фармакология

Терапия

Педиатрия

Патология

Анатомия

Гигиена

Экология

Генетика

Цитология

Инфекционные болезни

Введение в микробиологию.

Классификация микроорганизмов




Структура лекционного занятия. Этапы планирования занятия



Название этапа

Краткое описание деятельности

Цель

Время

Оснащенность

Преподавателя

Студентов

1

Организация занятия

Отмечает отсутствующих. Уточняет готовность студентов к занятию.

Готовят лекцион-ные тетради

Мобилизиро-вать студентов на работу

1 мин

Журнал успеваемости и посещаемости группы.

2

Формирование темы и ее обоснование

Сообщает тему, акцентирует внимание на ее значимости.

Записывают в тетрадь тему, слушают обоснование.

Раскрыть теоретическую значимость темы

2 мин

Тетрадь для лекционных занятий

3

Определение цели занятия

Сообщает цели занятия

Записывают цели занятия

Показать студентам конечный результат

2 мин

Тетрадь для лекционных занятий

4

Сообщение плана занятия

Сообщает план занятия

Записывают план занятия

Конкретизировать внимание студентов

5 мин

Тетрадь для лекционных занятий

5

Изложение нового учебного материала

Излагает новый материал учащимся в соответствии с планом

Записывают новый материал в соответствии с планом

Углубление и расширение знаний студентов по теме

60 – 70 мин

Тетрадь, таблицы, слайды, мультимедиа

установка



6

Закрепление материала

Задает вопросы по разделам лекции

Слушают вопросы и отвечают на них

Контроль уровня усвоения нового материала

5 мин

Тетрадь, таблицы

7

Подведение итогов занятия

Подводит итоги занятия, отмечает достижение результатов

Слушают вопросы и отвечают на них

Контроль уровня усвоения нового материала

2 мин

Тетрадь, таблицы

8

Домашнее задание

Называет объем материала для подготовки домашнего задания

Записывают в тетрадь

Подготовка студентов к семинарскому занятию

3 мин

Тетрадь




Тема: «Введение в микробиологию.

Классификация микроорганизмов»
План:

1. Предмет задачи, разделы микробиологии. Роль и место микробиологии в подготовке медицинских работников.

2. История развития микробиологии и её достижения.

3. Классификация микроорганизмов, их медицинское значение.

Актуальность изучения микробиологии

Для достижения успехов в деле снижения и ликвидации инфекционных болезней, необходимо хорошо знать экологию и биологию их возбудителей, особенности взаимодействия микроорганизмов с организмом хозяина и закономерности распространения инфекции. Эти знания позволяют создавать систему мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней.

Успех этих мероприятий обеспечивается деятельностью среднего медицинского персонала, а качество работы фельдшеров, лаборантов, медицинских сестер зависит от их знаний и подготовки в области медицинской микробиологии.

На основе изучения таких вопросов как:



  • морфология и физиология микроорганизмов;

  • методы микробиологического исследования;

  • свойства и особенности патогенных микробов;

  • взаимоотношения между патогенным микроорганизмом и организмом;

  • изменения в организме человека под взаимодействием патогенного микроба и его токсинов;

  • значение условий существования людей, определяющих возможность развития инфекционных заболеваний;

  • свойства отдельных патогенных микробов-возбудителей инфекционных заболеваний;

  • сведения по эпидемиологии и мерам борьбы с отдельными инфекционными болезнями и понимания сущности, характера инфекционного процесса и иммунитета;

  • рассматриваются методы лабораторных исследований, позволяющих распознать болезнь, а также специальные меры предупреждения, методы специфической профилактики и лечения заразных болезней.



Вопрос №1. «Предмет задачи, разделы микробиологии. Роль и место микробиологии в подготовке медицинских работников.
Микробиология (от греч. «mikros» - малый, «bios» - жизнь, «logos» - учение) - наука о мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах, называемых микроорганизмами или микробами.

Микробиология – раздел биологии, изучающий закономерность жизни и развитие микроорганизмов в их единстве с окружающей средой. Эта наука изучает свойства микроорганизмов, а также процессы, которые они вызывают в макроорганизме (в частности, в организме человека) и различных объектах окружающей среды.

Предметом изучения медицинской микробиологии являются свойства патогенных (болезнетворных) и условно-патогенных для человека микроорганизмов с целью разработки методов диагностики вызываемых этими микроорганизмами заболеваний.

Объектом изучения медицинской микробиологии являются патогенные и условно-патогенные для человека микроорганизмы.

Основные разделы микробиологии:

1. Общая микробиология - изучает строение и жизнедеятельность микроорганизмов, их распространение в природе, наследственность и изменчивость.

2. Медицинская микробиология – изучает микроорганизмы, вызывающие заболевание человека, и процессы происходящие в организме при внедрении болезнетворных микроорганизмов.

Задачей медицинской микробиологии является разработка методов лабораторной диагностики инфекционных болезней, создание иммунологических медицинских препаратов для их предупреждения и лечения.



3. Медицинская паразитология занимается изучением паразитов человека, относящихся к живому царству, во всем многообразии их морфологического строения, физиологии, особенностей развития, требований к условиям среды; познает характер отношений, которые возникают между паразитом и его хозяином процессе паразитирования. Изучает самих паразитов: их анатомию, гистологию, биохимию, экологию и специфику циклов развития, разрабатывает систематику паразитологии. Изучает тонкое и ультратонкое строение паразитов. Исследуются изменения, возникающие в тканях паразитов и их хозяев в результате применения противопаразитарных препаратов. Это важно для выяснения механизма действия противопаразитарных препаратов, степени деструктивных процессов, происходящих в организме паразита при их применении. Выясняется эффективность действия препаратов, а также обратимость возникающих изменений при из взаимодействии. Это необходимо для обоснованного внедрения в практику новых лекарственных средств.

4. Медицинская бактериология – изучает этиологию и причины заболеваний, вызываемых бактериями.

5. Медицинская вирусология – изучает этиологию заболеваний вызываемых вирусами.

6. Медицинская микология – изучает патогенные для человека грибы и этиологию заболеваний, вызываемых грибами.



7. Медицинская протозоология – объектом исследования являются патогенные одноклеточные организмы.

8. Санитарная микробиология – наука о санитарно-показательных микроорганизмах.

9. Иммунология – наука о специфической иммунной защите человека от чужеродных микроорганизмов и иных инородных веществ.

10. Ветеринарная микробиология изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания животных.




Вопрос №2. . История развития микробиологии и её достижения.


Эвристический этап

  • Задолго до открытия микроорганизмов человек сталкивается с некоторыми процессами их жизнедеятельности: брожением виноградного сока, теста, молока; и использует их. Знакомы человеку и повальные заболевания.

  • На ранних этапах развития науки врачи и естествоиспытатели стремились выяснить причины инфекционных заболеваний. В трудах Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), Лукреция (99-95 гг. до н.э.), Плиния (23-75 гг. до н.э.) и других уже была высказана гипотеза о живой природе (contagium vivum) возбудителей заразных заболеваний.

Описательный этап

  • С развитием физики, химии и медицины в эпоху возрождения и в период промышленного развития XVI ‒ XVIII вв. в Западной Европе и России накапливаются наблюдения и научные исследования о сущности инфекционных болезней.

  • Первым увидел, описал и зарисовал микроб голландский ученый А.Левенгук (1632 – 1723), который сам изготовил лупы и микроскоп с увеличением в 160 – 300 раз.

  • Д.С. Самойлович (1744 – 1810) высказал мысль о том, что возбудителем чумы является « особливое и совсем отменное существо»; делает прививку – вводит в организм человека ослабленное заразное начало.

  • Английский ученый Э. Дженнер (1749 – 1823) в 1796 г. показал, что делая людям прививки возбудителя коровьей оспы, предохраняют их от заражения натуральной оспы.




Физиологический этап

  • Появились усовершенствованные микроскопы, улучшилась техника микроскопирования. В изучении микроорганизмов стали уделять внимание биохимическим процессам – способности микробов ферментировать органические вещества.

  • С именем французского ученого, химика и микробиолога Л.Пастера (1822 – 1895) связаны важнейшие открытия. Доказал ферментативную природу спиртового, молочнокислого и маслянокислого брожения, у некоторых микробов обнаружил новый (анаэробный) тип дыхания. Установил, что гниение вызывается деятельностью определенных видов микроорганизмов.

Большое значение имеют работы о болезнях вина, пива, шелковичных червей и мерах борьбы с ними. Полученные данные Пастера легли в основу развития промышленной микробиологии. Его исследования положили начало применению предохранительных прививок. Он получил вакцины против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства.

  • Исходя из наблюдений о вездесущности микробов, Пастер разработал методику исследований, обеспечивающую предохранение питательных сред от прямого попадания в них микробов. Он доказал, что самопроизвольного зарождения живых существ не происходит.

  • Благодаря его открытиям хирургия обогатилась современными методами борьбы с нагноительными процессами ран.

  • Немецкий ученый Р.Кох (1843 – 1910) обогатил микробиологию современными методами исследования. В практику лабораторной техники были введены плотные питательные среды, анилиновые красители, иммерсионная система, конденсор Аббе, микрофотографирование. Открыл возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883), получил из туберкулезных микобактерий туберкулин; окончательно установил этиологию сибирской язвы (1876). Произвел подробное исследование раневых инфекций, разработал способы выделения в чистой культуре патогенных бактерий.

  • В конце XIX в. были описаны возбудители дифтерии (Э.Клебс и Ф.Леффлер), брюшного тифа (К.Эберт и Г.Гаффки), столбняка (А. Николайер и С.Китазато), дизентерии ( А.В.Григорьев и К.Шига) и другие.

  • Г.Н.Минх доказал, что возбудители возвратного тифа находятся в крови; высказал предположение, что возбудители передаются через кровососущих насекомых. Через 2 года О.О.Мочутковский подтвердил, что возбудители сыпного и возвратного тифа находятся в крови.

Иммунологический этап

  • Русский ученый И.И.Мечников (1845 – 1946) создал учение о фагоцитозе. Открыл и изучил процесс внутриклеточного пищеварения инородных веществ у некоторых животных, осуществляемый клетками мезодермального происхождения. Подобные клетки (лейкоциты, клетки селезенки, костного мозга) выполняют функцию защиты от болезнетворных микробов, проникающих в организм животных и человека. Мезодермальные клетки Мечников назвал фагоцитами.

  • Учение о фагоцитозе явилось основой для понимания сущности воспаления. Воспаление является активной реакцией против болезнетворных микробов, обеспечивающей устойчивость организма.

  • Совместно с французским микробиологом Э.Ру в 1903 году Мечников разработал метод воспроизведения экспериментального сифилиса. Мечников был организатором первой в России бактериологической станции в Одессе. Им была создана школа микробиологов (Г.Н.Габричевский, А.М.Безредка, Л.А.Тарасевич, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Циклинская и др.) Доказал, что в защитных реакциях организма большую роль играют особые вещества сыворотки крови – антитела, вырабатываемые специальными клетками под влиянием микробов и их ядов.

  • Немецкий исследователь П.Эрлих (1854 – 1915) – создал теорию гуморального иммунитета.

  • В это время были разработаны современные методы диагностики инфекционных болезней, получены вакцины против брюшного тифа, холеры, чумы и другие. Установлено, что невосприимчивость к инфекционным заболеваниям зависит от клеточных и

гуморальных факторов.


Молекулярно-генетический этап



  • Новый этап в микробиологии за последние три десятилетия – генетика микроорганизмов, в результате чего были выяснены механизмы обмена генетическим материалом у бактерий.

Генетика бактерий и вирусов сыграла большую и важную роль в возникновении новой отрасли знаний – молекулярной биологии.

Ее задачи: изучение атомно-молекулярной структуры белка, нуклеиновых кислот и других биополимеров, проявление жизнедеятельности организмов в их элементарной форме на уровне молекулы.



  • Расшифрованы, клонированы и синтезированы отдельные гены, созданы рекомбинантные ДНК. Генная инженерия стала началом промышленного производства биологически активных веществ – гормонов, ферментов, интерферона, вакцин.

  • Достижения микробиологии: выделение в самостоятельные научные дисциплины вирусологии и иммунологии, выдвижение и обоснование проблемы ликвидации инфекционных болезней, практическая реализация научных исследований и технологий микробиологического синтеза белка и других органических соединений.

Микробиология в России и СССР

  • В конце XIX в. Возникла сельскохозяйственная микробиология, основателем которой являлся С.Н.Виноградский (1856 – 1953). Он открыл нитрифицирующие бактерии и изучил их значение в круговороте азота в природе, выявил азотофиксирующие бактерии.

  • Г.Н.Габричевский (1860 – 1907) – основоположник московской микробиологической школы. Исследовал скарлатину, дифтерию, чуму и другие. Организовал в Москве производство противодифтерийных сывороток и успешно применил их для лечения детей.

  • Д.К.Заболотный изучал эпидемиологию чумы; доказал лечебное действие противочумной сыворотки.

  • Е.И. Марциновский посвятил свои исследования борьбе с малярией, лейшманиозом, клещевым возвратным тифом, бруцеллезом, москитной лихорадкой.

  • Л.А. Тарасевич изучил механизм действия ферментов фагоцитов, эффективность предохранительных прививок против туберкулеза, методы борьбы с сыпным тифом и др.

  • И.Г.Савченко исследовал вопросы иммунитета при сибирской язве, холере, возвратном тифе, скарлатине и других инфекциях.

  • Л.А.Зильбер (1897 – 1966) открыл вирус клещевого энцефалита и разработал методы профилактики этого заболевания. Изучал онкогенные вирусы; сформулировал теорию происхождения злокачественных опухолей; исследовал механизмы трансформации нормальных клеток в злокачественные в частности интеграции вирусных и клеточных геномов.

  • З.В.Ермольева (1898 – 1974) занималась вопросами бактериофагии, профилактики холеры; изучала новые антибиотики и лекарственные формы пенициллина, тетрациклина, стрептомицина и другие.

  • П.Ф.Здродовский (1890 – 1976) изучал микробиологию и иммунологию малярии, бруцеллеза, менингококковой инфекции, дифтерии, природно-очаговых риккетсиозов и других заболеваний.

  • В.Д.Тимаков (1905 – 1977) разрабатывал средства и методы профилактики инфекционных заболеваний, проблемы генетики микроорганизмов, теоретической и прикладной иммунологии. Вопросы вирусологии и бактериофагии; изучал и разрабатывал роль L-форм бактерий и микоплазм в инфекционной патологии людей.


Вопрос №3. Классификация микроорганизмов, их медицинское значение.
Различают следующие группы микроорганизмов.

Бактерии – Bacteriae

Грибы – Fungi

Спирохеты - Spirochaetae

Простейшие - Protozoa

Риккетсии - Rickettiae

Вирусы - Virao

Микоплазмы - Mycoplasma



Таблица «Классификация микроорганизмов»


Название группы микроорганизмов

Общая характеристика группы

Классификация микроорганизмов

Бактерии

(от лат. Bacteria – палочка )



Это одноклеточные организмы растительного происхождения лишенные хлорофилла, размножающиеся преимущественно путем деления. По биологическим свойствам отнесены к прокариотам. Их величина варьирует от 0,1-0,15 до 16-28 микрометров.

Высшая таксономическая категория – «царство». Procaryotae, которое подразделяется на 2 отдела :

Отдел I.Цианобактерии и Отдел II. Бактерии.

Для медицинской микробиологии интерес представляет отдел II, состоящий из 17 групп. Первые 4 группы:



Группа 1. Фототрофные бактерии.

Группа 2. Скользящие бактерии.

Группа 3. Бактерии, образующие слизистую оболочку (влагалищные).

Группа 4. Почкующиеся и стебельковые бактерии) – непатогенные для человека.

Группа 5. Спирохеты; входятвсемействоSpirochaetaceae (Treponemapallidum,Boreliarecurrentis, Leptospirainterrogans).

Группа 6 Спиралевидные и изогнутыебактерии; состоит из 1 семейства Spirillaceae; Роды:Spirillum( Spirillumminor ),Bdellovibrio (паразитируют внутри клеток, вызывая их гибель ).

Группа 7. Грамотрицательные аэробные палочки и кокки ;из 5 семейств этой группы для медицинской практики представляет интерес Pseudomonadaceae–способны вызывать различные воспалительные процессы .

Группа 8. Грамотрицательные факультативно-анаэробные палочки; состоит из 2 семейств-Enterobacteriaceae ( включает 12 родов, к которым принадлежат следующие:

Salmonella,Klebsiella,Proteus,Yersinia,Escherichia (Escherichia coli ) и Vibrionaceae( включает род Vibrio( представитель –Vibriocholera ).



Группа 9. Грамотрицательные анаэробные бактерии ; состоит из 1 семействаBacteroidaceae – обитают в кишечнике, иногда вызывают воспалительные заболевания ЖКТ .

Группа 10.Грамотрицательные кокки и коккабоциллы; 1 семейство Neissriaceae,состоящие из 4 родов (для медицины имеет значение род Neisseria, представители которого N.meningitidis). Группа 11. Грамотрицательные анаэробныекокки ; 1 семейство Veillonellaceae; 3 рода – непатогенны и обитают в ротовой полости , ЖКТ и легких . Группа 12. Грамположительные кокки; 3 семейства: Micrococcaceae ,Streptococcaceae, Peptococcaceae– способны вызывать заболевания. Группа 13. Палочки и кокки , образующиеэндоспоры; 1 семейство Bacillaceae; 5 родов , 2 из которых –BacillusbClostridiumсодержат патогенные виды ( Bac. anthracis,Cl. tetani,Cl. botulinum). Группа 14. Грамположительные аспорогенные палочковидные бактерии ; 1 семейство Lactobacillaceae (обитают в кишечнике ); представители рода Lactobacillus способствуют развитию кариеса зубов ,рода Listeriaвызывают заболевания .Группа 15. Актиномицеты и родственные организмы : включает коринебактерии и актиномицеты патогенные для человека (Corynebacteriumdiphtheria, Actinomycesisrailii , Actinomycesbovis,Mycobacteriumtuberculosis,MycobacteriumLeprae ). Группа 16. Риккетсии; 2 порядка – Rickettsiales (3 семейства непатогенные облигатные (размножающиеся внутреклеточно ) бактерии и бактерии , вызывающие риккетсиозы) и Chlamydiales (1 семейство Chlamydiaceae , содержащие патогенные виды : C. trachomatis,C. psittaci ).Группа 17. Микоплазмы; лишены клеточной стенки; 1 класс Mollicutes; 2 семейства – Mycoplasmataceae (некоторые виды – возбудители заболеваний ) и Acholeplasmataceae(содержит патогенные виды).

Спирохеты (лат.Spirochaeta–бактерия в виде изогнутого длинного винта)

Это тонкие, извитые микроорганизмы, тело которых состоит из осевой нити и спирально завитой вокруг нее цитоплазмы, что придает им штопорообразную форму. Имеют трехслойную мембрану и нежную цитоплазматическую мембрану, в которой заключается цитоплазма. Спор, капсул и жгутиков не образуют. Очень подвижны и обладают 4 видами движения: поступательным, сгибательным, волнообразным и вращательным. Их размеры от 5 до 500 мкм в длину и 0,3 -1,5 мкм в ширину. Морфологически отличаются друг от друга количеством и глубиной завитков спирали и отношением к окраске. Заболевания, вызываемые ими, называются спирохетозами.

В порядок Spirohaetales,семейство Spirochaetaceaeвходят сапрофиты и патогенные виды. К патогенным для человека спирохетам относятся следующие рода:

1.Treponema-возбудители сифилиса и фрамбезии.

2.Borrelia-возбудители возвратного тифа эпидемического, эндемического и ангины Венсана.

3.Leptospira-возбудители лептоспирозов.




Риккетсии

(Rickettsia)



Это особая группа полиморфных бактерий, которые являются внутриклеточными паразитами (живут и размножаются в цитоплазме и ядре клеток тканей человека и животных ).Занимают промежуточное положение между бактериями и вирусами. Мелкие (0,2-1,5 мкм) микроорганизмы; образуют кокковидные , палочковидные , иногда –изогнутые и многозернистые нитевидные формы.Не образуют спор, капсул , неподвижны .Грамотрицательны . Имеют внутреннюю и наружнюю оболочку, выполняющую функцию стенки и состоящую из 3 слоев, зернистую цитоплазму ( в ней обнаружены гранулы типа рибосом величиной 20-70 нм и вакулеобразные структуры 6-8 нм в d) и расположенной в ней нуклеоид, который имеет фибриллярную структуру и спиралевидную или овальную форму .Размножаются путем деления и в результате дробления нитевидных форм. Вызывают заболевания –риккетсиозы.

Включены в порядок Rickettsiales и семейство Rickettsiaeae.К патогенным для человека риккетсиям относятся представители следующих видов:

1.Rickettsiaprowazekii – возбудители эпидемического сыпного тифа , болезни Брилла-Цинссера.

2.R. typhi-возбудители эндемического сыпного тифа.

3.R. rickettsi- возбудители пятнистых лихорадок.

4.R. sibirica-возбудители сыпного тифа Северной Азии ,Армении, среднеазиатских стран.

5.R. akari-возбудители осповидного , или везикулезного риккетсиоза.

6.R. tsutsugamushi-возбудители лихорадки цуцугамуши.

7.Coxiellaburneti-возбудители Ку-лихорадки.



Микоплазмы

Это полиморфные микроорганизмы, представляющие собой шаровидные, овальные, нитевидные, кольцевидные, коккобациллярные, звездчатые, ветвистые мельчайшие зернистые образования или в виде элементарных телец. Их размеры 0,15 -10 мкм. Не имеют клеточной стенки и окружены трехслойной липопротеиновой цитоплазматической мембраной, в цитоплазме содержатся ДНК и РНК , рибосомы и др. Не образуют спор, неподвижны , грамотрицательны. Являются возбудителями заболеваний воспалительного характера.

Принадлежат к классу Mollicutes ,порядку Mycoplasmatales ,семейству Mycoplasmataceae; в семейство входит 36 видов, из них медицинское значение имеют Mycoplasmapneumonia ,M. Lominisи T-группа микоплазм.

Грибы

(Fungi s.Mycetes)



Отнесены к растительным гетеротрофным организмам-эукариотам, лишенным хлорофилла.Форма молодых клеток – крглая, яйцевидная или удлиненная , у зрелых – грушевидная , булавовидная ,вертенообразная , амебовидная.Обладают дифференцированным ядром (одним или несколькими), клеточной стенкой и цитоплазматической мембраной .Цитоплазма у молодых культур гомогенная, у зрелых- зернистая; в цитоплазме есть митохондрии, аппарат Гольджи , вакуоли , включения ( гликоген, волютин , липиды, кристаллы органических солей , пигменты). Основной структурный компонент клеток- мицелий, состоящий из разветвленных бесцветных нитей (гиф) 1-10 мкм в dи 4-70 мкм длинной. У одних видов он состоит из нерасчлененной клетки (Mucor), у других (высший грибов) он многоклеточный; у дрожжеподобных грибов (Candida) имеется псевдомицелий. Выражен полиморфизм. Размножаются делением , прорастанием , почкованием и многообразным спороношением. Являются возбудителями микозов.

Свыше 100000 видов , объединенных более чем 20 классов , которые подразделяются на подклассы , порядки , семейства, роды ,виды , штаммы.Наибольшее значение для медицины имеют:

1.Класс Oomycetes; род Mucor(головчатая плесень ); свыше 15 патогенных видов вызываютмукоромикозы:поражение легких и печени , кератиты, отомикозы, вульвовагиниты , дерматомикозы , общий инфекционный процесс. 2.Класс Ascomycetes; род Aspergillus (более 40 видов)вызывают аспергиллез (поражение кожи туловища , конечностей , придаточных полостей носа , легких , бронхов , роговицы глаза , наружного сухого прохода , аспиргелезный сепсис. Род Penicillium (изготавливают пенициллин , применяемый в терапии инфекционных заболеваний ; более 30 видов патогенных и вызывают пенициллезы – поражение кожи , ногтей , уха , верхних дыхательных путуй и легких , генерализованную инфекцию с образованием очагов во внутренних органах.Порядок Saccharomyceatales (первично-сумчатые грибы ) ; род Candida; более 80 видов.

3.Класс Basidiomucetes; более 20000 видов вызывают отравления.

4.КлассDeuteromycetes 25000 видов :Fusariumsporotichiella – возбудитель алиментарно-токсической алейки (интоксикация); характеризуется апластическими изменениями костного мозга , мелкоточечными кровоизлияниями , некрозом слизистых оболочек , лимфатических узлов, паренхиматозных органов. Дерматомицеты – возбудители трихофитии , микроскопии , эпидермофитии , фавуса. Поражают волосистую часть головы, кожу и ногти, Microsporumcanis ( возбудитель микроскопии – поражает волосы , кожу , ногти).



Простейшие

( Protoza)



Это животные , характерными особенностями которых является одноклеточное строение и микроскопические размеры. Каждая клетка – простейшей - самостоятельный организм , способный выполнять все свойственные живым организмам функции. Тело состоит из цитоплазмы , ядра , различных органелл , обеспечивающих функции питания , движения ,выделения. Передвигаются с помощью псевдоподий (саркодовые), жгутиков и ундулирующих мембран (жгутиконосцы), ресничек (инфузорий ). Питание происходит заглатыванием частиц в клеточный рот или включением их в цитоплазму ( фагоцитоз и пиноцитоз) или путем всасывания поверхностью тела. Способны к инцистированию , клетка округляется и покрывается оболочкой ; образуется циста. Размножение происходит бесполым ( поперечное , продольное и множественное деление) и половым путем. Многие виды развиваются последовательно в нескольких хозяевах.

Простейшие , обитающие в организме человека , относятся к 4 классам :

1.Жгутиконосцы (Mastigophora): трипаносомы, лейшмании , трихомонады ,лямблия.

2.Саркодовые (Sarcodina):амебы.

3.Споровики (Sporozoa):плазмодии, токсоплазма.

4.Ресничные , или инфузории (Ciliata ): балантидий.

Классы подразделяются на отряды, семейства ,роды , виды.



Вирусы

(от лат.Virus –яд ;Virao)



Это мельчайшие организмы ( от 12 – 15 до 200-500 миллимикрон) неклеточного строения. Зрелая частица вируса –вирион. В центре – нуклеиновая кислота (ДНК и РНК) , которая окружена капсидом , состоящим из белковых молекул. Нуклеокапсид сложных вирусов покрыт наружной липосодержащей оболочкой – суперкапсидом (пеплосом) . Являются облигатными паразитами .Не имеют собственного обмена ; их обмен зависит от обмена веществ клетки- хозяина. Репродукция происходит по дисъюнктивному (разобщенному ) типу , при этом нуклеиновая кислота и вирусный белок синтезируется порознь в клетке в соответствии с информацией закадированной в нуклеиновой кислоте вируса. Группа фагов ( от лат. phagos – пожирающий)-вызывает лизис (растворение)клеток микроорганизмов.

2 группы:

Iгруппа. ДНК- содержащие вирусы, в которую входит 5 семейств: Poxviridae (вирус натуральный оспы, Herpesviridae (вирусы герпеса) ,Adenoviridae(аденовирусы ) , Papoviridae (латентный вирус).

II группа. РНК – содержащие вирусы, в которую входит 10 семейств: Orthomyxoviridae(вирус гриппа), Paramyxoviridae(вирус кори), Retraviridae(вирус саркомы) ,Bunyaviridae(вирус Буньямвера) , Togavidae (вирусы клещевого энцефалита, краснухи), Coronaviridae(коронавирус), Reoviridae(реовирус), Picornaviridae (полиовирус, риновирусы), Arenoviridae (вирус лимфоцитарногохориоменингита ), Rhabdoviridae (вирус бешенства).



Главной классификационной категорией является:

Вид - совокупность популяций:

  • имеющих общее происхождение;

  • приспособленных у определенной среде обитания;

  • обладающих сходным обменом веществ и характером межвидовых отношений;

  • сходных по генетическому аппарату, морфологическим и физиологическим признакам.

Популяция - элементарная эволюционная единица(структура) , совокупность особей определенного вида, внутри которого нет заметных изоляционных барьеров и между особями происходит свободное скрещивание.

Если при изучении бактерий обнаруживают отклонения от типичных видовых свойств, то такую культуру рассматривают как подвид.

Различают также инфраподвидовые подразделения, которые основаны на отличии особе какими-либо небольшими наследственными свойствами:

-морфологическими-морфоварианты (морфовары),

-химическими-хемоварианты (хемовары),

-биохимическими или физиологическими,

(биологическими)-биоварианты (биовары),

-антигенными-сероварианты(серовары, серотипы),

-отношением к фагам (чувствительностью к фагам)-фаговарианты (фаговары),

-патогенностью-патоварианты(патовары).


Клон - совокупность особей, происходящих от одной клетки.

Штамм - культура микробов, выделенная из организма человека или животного и из внешней среды.

Смешанные культуры - смесь неоднородных микроорганизмов, выделенных из естественных субстратов (нестерильных полостей, тканей организма, пищевых продуктов, воды, воздуха, почвы, смывов с предметов).

Чистая культура - микроорганизмы одного вида или подвида , выращенные в лабораторных условиях на искусственных питательных средах.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите какие этапы в развитии микробиологии выделяют.

  2. Дайте характеристику состояния микробиологических знаний на этапе зарождения и развития этой науки.

  3. Охарактеризует динамику развития микробиологии в период подъема промышленного и торгового капитала.

  4. Расскажите об изобретении микроскопа.

  5. Какое открытие сделал А. Левенчук?

  6. Дайте характеристику состояния научной базы микробиологии во второй половине 19 века.

  7. Какой вклад в развитие микробиологии внес JI. Пастер?

  8. Какой вклад в развитие микробиологии внес Р. Кох?

  9. Какой вклад в развитие микробиологии внес И.И. Мечников?

  10. Расскажите о развитии микробиологии в России и СССР и достижениях отечественных ученых.

  11. Какие основные группы микроорганизмов выделяют?

  12. Что такое инфраподвидовые подразделения?

  13. Дайте определение, что такое клон?

  14. Что такое штамм?

  15. Дайте определение смешанной культуре.

  16. Дайте определение чистой культуре.

  17. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов, как бактерии (Bacteriae).

  18. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов, как грибы (Fungi).

  19. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов как спирохеты (Spirochaetae).

  20. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов как простейшие (Protozoa).

  21. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов как риккетсии (Rickettsiae).

  22. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов как микоплазмы (Mycoplasma).

  23. Дайте характеристику такой группе микроорганизмов как вирусы (Virao).


Приложения

Антони ван Левенгук

Э. Дженнер

Луи Пастер

Роберт Кох

И.И. Мечников

Д. И. Ивановский



С.Н. Виноградский


Д.К. Заболотный

Л. А. Зильбер


З.В. Ермольева

Патогенные бактерии

Условно-патогенные бактерии

Спирохеты

Риккетсии
Микоплазмы

Список литературы


  1. Алёнушкина А.А. Медицинская микробиология: Учебное пособие. –Ростов н/ Д: Феникс, 2003

  2. Камышев К.С. Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований: учебное пособие / К.С.Камышева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

  3. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. СПб.: Специальная литература, 2006

  4. Кочемасов З.Н. Микробиология. –М:Медицина, 2002

  5. Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических исследований. – М: Медицина, 2003

  6. Макиров К.А. Микробиология, вирусология и иммунология.- Алма-Ата. Издательство «Казахстан», 2002

  7. Медицинская микробиология / Гл.ред.В.И.Рокровский, О.К. Позднеев. – М: ГЭОТАП Медицина, 2001

  8. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебник/ А.А.Воробьев, Ю.С. Кривошеин, А.С.Быков и др. -2-е изд, стер.М: издательский центр «Академия», 2002

  9. Прозоркин Н.В. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии. / Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений / Н.В.Прозоркина, Л.А. Рубашкина. – Издание 6-е, стер.-Ростов- н/Д: Феникс, 2012

  10. Сбойчаков В.Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований/ Учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений / В.Б.Сбойчаков. – 2-е издание испр. и доп. СПб: Специлит, 2011

  11. Интернет-ресурсы.