Методическая разработка по умк михайловского Ф. А - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока конспект урока тема: "On the way to... 1 85.2kb.
Методическая разработка открытого урока 1 91kb.
Методическая разработка лекционного занятия для преподавателей 1 311.51kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8 класса «Зависимость» 1 70.37kb.
Методическая разработка по подготовке к государственной итоговой... 1 180.05kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии 1 90.48kb.
Методическая разработка урока по изо 5 класс тема : о чем рассказывают... 1 43.85kb.
Методическая разработка урока истории по теме: «Борьба Руси с иноземными... 1 94.11kb.
Методическая разработка книжно-иллюстративной выставки для детей... 1 32.09kb.
Подготовка к сочинению на тему «Письмо в 1941- й год» 1 149.67kb.
Методическая разработка Танцевальная миниатюра 1 16.52kb.
Информация 1 226.96kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Методическая разработка по умк михайловского Ф. А - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Новосильское.

Методическая разработка по УМК Михайловского Ф.А.

«История Древнего мира» - М.: «Русское слово», 2012 год.

Тема урока: «Египет – дар Нила».

Разработала учитель истории

МБОУ СОШ с. Новосильское

Рязанцева О.А.


Тема: «Египет – дар Нила»

Цель:

-изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;



-подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;

-продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Оборудование: политическая карта мира, рабочая тетрадь по истории Древнего мира, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации.

На доске: тема урока, новые слова: цивилизация, дельта, устье, фараон, папирус, ил.

Ход урока:

I Повторение домашнего задания.

1. Выполнить задание на карточках:

Карточка 1. Напишите, что означает слово цивилизация?

Карточка 2. Какое общество называется первобытным?

2. Решите кроссворд. ( На доске).

«Первобытные земледельцы и скотоводы». Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтёте название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

Приложение 1. Кроссворд.

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.

5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей.

6. Возникшее из охоты занятие, надёжно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге.

9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня).

10. Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
3.Обобщение проверки домашнего задания.
- Мы познакомились с жизнью и деятельностью первобытного общества. На сегодняшнем уроке будем разговаривать о появлении первых государств.

II.Сообщение темы и цели урока.

(Тема урока записана на доске)

(Задача учащимся: Почему Египет является даром Нила)

Древний Восток – общее название многих стран, где в глубокой древности возникли и развивались первые на планете цивилизации. На карте мира эти страны образуют длинную полосу, протянувшуюся от Египта до Китая. Весь остальной мир оставался ещё тысячи лет первобытным. Но почему на Дальнем Востоке самыми первыми возникли цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая? Именно там протекают большие полноводные реки. В Египте это - Нил, в Междуречье – Евфрат и Тигр, в Индии – Инд, в Китае – Хуанхэ.

III.Изучение нового материала.

(Знакомство с планом урока, он предварительно записан на доске)

План:


1.Самая длинная река в мире.

2.Разливы Нила.

3.Нил приносит цивилизацию.

4.Две короны фараонов.

5.Письменность египтян.

(План записан на доске)

(Учитель предлагает кроссворд, ключевое слово которого – основная тема урока).

1.Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда.

2.Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге.

3.Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.

4.Несколько родовых общин, живущих в одной местности.

5.Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений.

6.Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам.

(1.Медь;2.Плуг;3.Молитва;4.Племя;5.Прядение;6.Жертва).

Приложение 2. Кроссворд.

Работа по карте атласа.

(Найти и показать реки Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Хуанхэ.)

Приложение 3. Карта.

1.Самая длинная река в мире.

а)Работа по иллюстрации в учебнике (стр.41).

Приложение 4. Рисунок Долина Нила.

б)Рассказ учителя.

Рассказ о местоположении и природных условиях древнего Египта. Н карте показываем Нил, Средиземное море, две части страны – Верхний и Нижний Египет (Дельту). Название «Египет происходит от видоизменённого греками названия Хетка-Птах, или Хикупта («крепость души бога Птаха»). Так египтяне называли Мемфис, а всю страну они именовали «Кемет», что значит «Чёрная»-по цвету плодородной земли в долине Нила и в противоположность «Красной земле», то есть окружающим Египет пустыням. «Дельтой» древние греки называли Нижний (Северный) Египет. Широко разветвлённое устье реки напоминало им букву греческого алфавита.

Берега Нила покрыты тростником в два три человеческих роста – непроходимые заросли папируса. Ценных пород дерева в Египте не было. Из папируса делали хижины, обмазывая их глиной. Из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали. Позже из этого тростника изготовляли материал для письма.

в)Словарная работа. (Запись в тетради)

(На доске)



Папирус – тростник.

Приложение 5. Папирус.

2.Разливы Нила.

а)Работа по карте.

Задание: Пользуясь картой, определите, где в Египте располагались плодородные земли, пригодные для земледелия. Покажите территорию Нижнего и Верхнего Египта.

Приложение 6. карта Египта.

(Показ Верхнего и Нижнего Египта, показать дельту Нила)

б)Словарная работа.(Запись в тетради). (На доске).



Пороги- опасные каменистые преграды.

Оазисы- островки зелени.

Дельта – разветвление реки на рукава и протоки.

Ил- это частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.

в) Беседа по рассказу и карте.

- В каком направлении течёт река Нил?

- Где расположен Верхний и Нижний Египет?

- Какой город является столицей Египта?

- Водами какого моря омывается с севера?

- Что такое ил?

г) Работа с историческим источником. «Миф о боге Хапи».

Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками стекает в Нил и река затопляет берега.

Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь него пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров.

«Хвалебные песни египтян Нилу».

Слава тебе, Хапи,

Приходящий, чтобы оживить Египет

И напоить пустыню, отдалённую от воды,

Владыка рыб и птиц, творец зерна.

Если он медлит, то прекращается жизнь

И все люди делаются бедняками.

Если он сердится, то приходит в беспорядок вся страна.

А когда он приходит, то земля ликует

И все люди в радости.

Вопрос: Почему египтяне пели хвалебные песни реке Нил?

д) Обобщение учителя.

- Египтяне делили год на три сезона: «ахет» - время разлива реки и оживления природы (июль, август, сентябрь, октябрь), «перт» - время. Когда Нил выходил в свои берега (ноябрь, декабрь, январь, февраль), «шему» -время засухи (март, апрель, май, июнь).

3.Нил приносит цивилизацию.

а) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр.42-43)

Задание: Какую роль играли разливы Нила в жизни египтян?

б) Выполнение задания в рабочей тетради по истории древнего мира.

Древний Египет

Задание № 22. Впишите недостающие слова.

Египет – так называется страна, которая располагалась (где?)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первой столицей Египетского царства стал город _______________________.

Царей Древнего Египта называют _____________________.

Задание №23. Ответьте на вопросы.

В древнеегипетской «Повести о двух братьев» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды…»

Объясните эти слова старшего брата. Что он имел в виду?

В каком месяце по нашему календарю могли быть произнесены эти слова?

в) Беседа и выводы по работе.

г)Словарная работа.(Запись в тетрадях).

(На доске).

Дамба – вал из глины.

д)Обобщение учителя.

- Разливы Нила принесли в Египет не только плодородный ил, но и цивилизацию?

е)Словарная работа.(запись в тетрадях)

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

IVФизкультминутка.

4.Две короны фараонов.

а)Показ рисунка корон. Задание: Подписать, какую корону носили цари верхнего и нижнего Египта?

(Царь Северного Египта носил – невысокую красную корону, царь Южного Египта – высокую белую).

б)Фронтальное чтение.(стр.43-44)

Задание: Почему у египетских фараонов была двойная корона.

(Около 3000 года до н. э. цари Южного Египта окончательно подчинили себе Северный Египет и объединили страну. Единый правитель стал носить двойную корону. Белая вставлялась в красную.)

в)Беседа.

г)Словарная работа.

Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне.

Приложение 8. Рельеф.

д)Работа с рисунком. (стр 43).

е)Обобщение учителя.

5.Письменность египтян.

а)Рассказ учителя.

Рассказ в камне о победе Южного Египта легко понять. Но от Древнего Египта сохранилось множество рисунков и знаков, смысл которых долго оставался непонятен. Длинными строчками тянутся изображения птиц, животных, цветов, листьев, насекомых и фигурок людей. А вот квадраты, треугольники, кружки,

петли… Всего учёные насчитывали около 750 значков- рисунков.

б) Словарная работа. (Запись в тетрадях)

Иероглифы – («Священные письмена»)

в) Показ рельефа с иероглифами.

г) Беседа с классом.

д) Обобщение учителя.

Приложение 9.

е) Работа с историческим источником

32… Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны её образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил, вливается в море семью устьями…

34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течёт тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли. Поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревня заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено наблюдение за Нилом.

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета ещё более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днём увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города,

деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает, Кикладские острова.

ж)Беседа по источнику.(Параллельно работа по карте)

- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет)

- Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки).

-Чем защищён Египет с Запада? (Ливийской пустыней).

-Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».).

-Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным морем).

-Какой рельеф имеет восточная часть страны? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности).

- О какой реке идёт речь в документе? ( О реке Нил).

- Где берёт своё начало река Нил? (В центральной Африке).

- Куда впадает Нил? (В Средиземное море).

- Что такое дельта реки? ( Место, где река делится на рукава).

-Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила).

- Какие занятия существовали у жителей Египта? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит занимались земледелием, скотоводством).

- Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства).
з)Обобщение учителя.
V Закрепление изученного материала
- Решите задачу.
Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот?

Ответ: Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, это основа будущей цивилизации.

VI Домашнее задание.

Прочитать параграф 7, ответить на вопросы стр.45.