Методическая разработка занятия для обучающихся 9-10 лет - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка лекционного занятия для преподавателей 1 311.51kb.
Методическая разработка открытого занятия ( по образовательной программе... 1 205.97kb.
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. 1 77.07kb.
Разработка занятия для учеников 1-го – 3-го классов общеобразовательной... 1 202.74kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8 класса «Зависимость» 1 70.37kb.
Методическая разработка по подготовке к государственной итоговой... 1 180.05kb.
Методическая разработка книжно-иллюстративной выставки для детей... 1 32.09kb.
Методическая разработка урока для 11 классов «Файловая структура» 1 62.96kb.
Методическая разработка открытого урока 1 91kb.
Методическая разработка по умк михайловского Ф. А 1 88.19kb.
Рабочая программа курса «Испанский язык» (для детей с 13 лет) 1 69.2kb.
Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в... 1 36.64kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Методическая разработка занятия для обучающихся 9-10 лет - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


ПЕРЕВОЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРЕВОЗСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»


Методическая разработка занятия для обучающихся 9-10 лет


Кто родителей почитает, тому Господь помогает.

Подготовила

Старцева Н.А.

педагог дополнительного образования

ПЕРЕВОЗ

2013

Аннотация

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках опробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка.

Занятие проводится по сказке Л. Д. Коротковой «Висляткин ключ». Анализ проводится на основе методики Л.Б. Фесюковой, включающий такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, и предусматривающий речевую зарядку, развитие мышления и воображения, связь сказки с экологией и ручным трудом.

После анализа следуют методические рекомендации по использованию сюжета сказок в педагогической и психокоррекционной работе. Педагогическая работа включает чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокррекционная работа включает распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, основанную на упражнении детей в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок.

На основе методических рекомендации можно содержательно и логично выстроить работу с детьми. Подключение родителей и других членов семьи позволяет приобщить всю семью к совместной работе по психокоррекции и реабилитации ребенка.

Сказки и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно использованы и родителями, неравнодушными к своим детям, вопросы по содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном (словесном) уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей.

Разработка может быть также полезна воспитателям, учителям начальных классов для нравственных бесед с детьми, используя сюжеты сказок, а психологам заниматься коррекционной работой.

Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, что такое « хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себе роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.




Введение.

На занятиях объединения духовно-нравственной направленности используются различные литературные произведения: загадки, стихотворения, рассказы, сказки. Они оказывают сильное влияние на духовный мир человека.

Для многих детей жизнь начинается со сказки. А.М. Горький утверждал, что «именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности».

Духовный мир сказки заключается в ответе на вечный вопрос о счастье. Дети с помощью взрослых пытаются понять, в чем оно: в богатстве, любви, свободе или славе? Как необходимо добывать счастье и для чего это нужно? Прочитав множество интересных сказок, они убеждаются в том, что к счастью путь долог и непрост, нужно пройти и преодолеть множество трудностей, испытаний, опасностей, совершить подвиги.

Главное лекарство сказки - это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, радостное удивление красотой мира, вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать гуманно. Таким образом, работа со сказкой - это сложная, но очень нужная составляющая духовно- нравственного воспитания.

Тема. Кто родителей почитает, тому Господь помогает.

Цели: 1. Использовать сюжет сказки для нравственной беседы с детьми, для воспитания добрых чувств, развития мышления и воображения, связи с экологией и ручным трудом, а также для психокоррекции поведения.

2. Установить связь между сюжетом и опытом психической жизни детей и способствовать осознанию каждым ребенком себя как части семьи, в которой каждый может иметь свои мотивы поведения; активная работа с текстом, позволяющая вскрыть мотивы и механизмы поведения персонажей, подвести детей к пониманию связей между членами семьи и их зависимости друг от друга.

3. Использовать сказку как притчу - нравоучение, подсказать с помощью метафоры вариант выбора и прогнозироать дальнейшую жизнь семьи в двух вариантах: как в сказке и без участия «волшебства».

Оборудование: Текст сказки Л.Д.Коротковой « Висляткин ключ»;

пластилин, доска для ручного труда, салфетки;

карточки для работы в группе, четверке;

кукла мальчик в русском народном костюме;

кувшинчик;

«Бегущий ручей» видео, презентация.



План занятия

1.Втупительное слово педагога.

2.Чтение сказки педагогом.

3.Фронтальная работа.

а) Воспитание добрых чувств.

б) Речевая зарядка.

в) Развитие мышления и воображения.

г) Сказка и экология.

4. Инсценирование эпизодов сказки. Работа в группе.

Распределение ролей: Мать, Отец, Аннушка, Дедуня, Вислятка.



5. Психокоррекция.

6. Психогимнастика.

7. Нравсвенный урок. Работа в четверке.

8. Сказка развивает руки.

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

11. Заключение.

Ход занятия.

1.Вступительное слово педагога.

Зачем наши предки тратили драгоценное время на сказки? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы?

Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей их поступки и судьбы, в короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

2.Чтение сказки «Висляткин ключ». (Слайд 2, 3)

Жили-поживали муж с женою. Жили между собою ладно, да все как-то нескладно. (Слайд 4) Работали, не ленились, зато у них и денежки водились. Да все не могли они решить, что им с этими деньгами делать. (Слайд 5) Муж все мельницу хотел купить, а хозяйка-то во сне новый дом видела. Бывало вечерком сядут вдвоем возле стола, свечку зажгут и все спорят, спорят. (Слайд 6)

А на печи дедушка старый да внучка Аннушка сидят, на них глядят и слушают. Так бы и жили. Только вот как-то ранним утром толкает дед внучку да и говорит тихо:

- Аннушка, глянь-ка, все еще ночь на дворе или уже утро? Скоро ли светать-то будет? (Слайд 7)

Глянула девочка - а дед - совсем ничего не видит: ослеп старый. Сын-то сначала заикнулся, что, мол, в городе врач хороший есть. Да жена на мужа шикнула: «Еще чего придумал!»

Аннушка, добрая душа, деду, как могла, помогала: хлеб в миску покрошит или рыбные косточки из ухи выловит. Но и у нее вечером сердечко ойкнуло: услыхала она, как родители про богадельню для стариков разговаривают. Отец увещевать жену пытался: не одинокий ведь наш старик. Как услыхала Аннушка разговор этот и просит:

- Мамушка, папенька, не отправляйте дедуню в богадельню. Я ему и свежего сенца в подушку набью, и водичкой напою. Не надо дедунюшку чужим людям подкидывать.

Рассерчали родители, мать даже ногами затопала на Аннушку: куда, мол, тебе, соплюхе, нашей волей командовать. (Слайд 8)

Всю ночь проплакала Аннушка, а к утру решилась. Встала она спозаранку, отыскала в чулане кувшинчик глиняный да и пошла вон из дома. И направилась она к Висляткину ключу за заветной целебной водою. День был не простой: Проклов день-25 июля - день, когда росы да воды ключевые целебными становятся.

Идет Аннушка, а пальчики на ножках совсем закоченели, а тропинка с пнями да корягами. (Видео «Бегущий ручей»)Дошла до Висляткина ключа, набрала водицы в кувшин, сама из ладошки попила, а сил идти нету. Вот присела возле ручья и задремала.

И вдруг показалось ей, будто из ключа того мальчик маленький вышел да к ней. (Показывается кукла мальчик в русском народном костюме).

- Зачем, говорит, - пожаловала?

Аннушка не испугалась да все ему про дедуню и рассказала.

-Да,- говорит мальчик,- важное у тебя дело. Деду глаза вернуть надо да и родителям тоже прозреть не помешало бы. И рассказал он такую историю:

- Родители мои давно померли, а жил я у дальнего родственника. Ох и жаден дядька был, досыта ни родных, ни скотину не кормил. И стал я будто невзначай каждый вечер то к одному, то к другому дружку забегать. Да все норовлю к ужину попасть. Кормить -то кормили , а Висляткою прозвали. Так называли мальца, ежели он в чужом дому сидит да на стол обеденный глядит. Не выдержал я, сбежал в лес, из сил выбился, на землю лег и уснул навсегда. А с тех пор на этом месте бьет ключ. Его по моему прозвищу Висляткой назвали. А имя мое - Прокл. Ну, прощай.

-Прощай, Прокл!- сказала Аннушка да и проснулась. Поклонилась она низко Висляткину ключу, взяла кувшинчик с водой да и в путь. (Слайд 9)

А в деревне уже переполох. Мужики, бабы поднялись, прошли лес гребнем. Мать с отцом места себе не находят. К вечеру вернулась Аннушка. Вошла в избу и кувшинчик возле порожка на пол поставила. Ее родные раздевают, в постель укладывают, а она им одно твердит:

-Это дедушке целебная вода глаза лечить.

Уж о чем ночью отец с матерью договорились - не знаю, а только утром, как только Аннушка проснулась, так и увидела дедуню своего. Сидит он у стола в чистой рубашке, умытый, причесанный и говорит: (Слайд 10)

-Глаза я водой промыл, только я и без того вижу все. Я сердцем вижу.

(Слайд 11) Да и родители твои от этой воды, видать, прозрели. Вода ключевая и глаза, и сердце людям лечит.

3. Фронтальная работа. (Слайд 12)

а. Воспитание добрых чувств.

-----Почему Аннушка испугалась за своего дедушку?

-----Что ты чувствуешь к Вислятке? Почему тебе за него горько?

------Что Аннушка обещала делать, чтобы родители не «подкинули» чужим людям дедушку?

-----Нужно ли человеку прощать обиды?

б. Речевая зарядка: (Слайд 13)

------Как на самом деле звали Вислятку и когда его именины?

-----Как понимаете выражение: «Я сердцем вижу»?

-----Что означает «пройти гребнем»?

в. Развитие мышления и воображения: (Слайд 14)

-----Разве так бывает: «Жили меж собой ладно, да все как-то нескладно»?

-----Что было бы, если б Аннушка не решилась отправиться в опасное путешествие?

-----Что случится, когда сами родители состарятся?

------Куда бы пошел Вислятка, если б вновь вернулся жить на землю?

-----Может ли ребенок жить на земле один, не надеясь на близких людей?

г. Сказка и экология: (Слайд 15)

----Какие изменения происходят во внешности и здоровье пожилого человека?

------Чем знаменит Проклов день? Когда он бывает?

-----Какая дорога ожидала Аннушку, когда она шла к Висляткину ключу?

-----За что наши предки называли человека «висляткой»? Может ли взрослый человек оказаться «висляткой»?

4.Инсценирование эпизодов сказки. Работа в группе. (Слайд 16) (Приложение№1)

Задание 1.

Распределите роли: Мать, Отец, Аннушка, Дедуня, Вислятка.

Проиграйте любой эпизод сказки:

- Как спорят отец и мать, куда потратить деньги;

- Аннушка заботится о дедушке;

- Аннушка и Вислятка у ключа.



Задание 2.

Разыграйте несуществующую в сказке сцену:

--Как мать и отец решили оставить дедушку дома.

5. Психокоррекционная работа.

Мать - ребенок с явно выраженной эгоистической направленностью личности, обладающий завышенной самооценкой.

Отец - ребенок с затруднениями в общении со сверстниками, застенчивый, замкнутый.

Аннушка-ребенок с проблемами эгоцентрика, капризный и конфликтующий в семье.

Дедуня - два типа детей: замкнутый отвергающий помощь товарищей «изгой» или, наоборот, лидер, но с отрицательным значением, неуправляемый и эгоистичный.

Вислятка - тревожный, обидчивый, легко ранимый и конфликтный в коллективе сверстников ребенок.



Вопросы для психокоррекции: (Слайд 17)

МАТЬ:


-Откуда у тебя взялись деньги?

-На что ты сама хотела их потратить

-Почему ты хочешь сдать дедуню в богадельню?

-Что ты придумала, чтобы дедуню приняли в богадельню?

-Почему ты «не находила места» и переживала, когда твоя дочка пропала?

-Почему ты решила оставить дедуню жить в родном доме?

-За кого ты больше испугалась: за дедуню, за дочку, за себя?

ОТЕЦ: (Слайд 18)

-Почему ты не настоял, чтобы твоего отца лечили у доктора?

Почему ты обижал слепого отца?

Как вы с женой его обижали?

-Почему вы с женой не прислушались к просьбе дочки, оставить дедуню дома?

О чем ты подумал, когда пропала дочь?

-Ты попробовал заветной ключевой водицы? Зачем ты это сделал?

АННУШКА: (Слайд 19)

-Как ты помогала слепому дедуне жить на свете?

- Зачем было в такую даль идти за ключевой водой?

-Какие страхи могли ожидать тебя в пути?

-Почему ты решила пойти к заветному ключу именно в это утро?

_-Поняла ли ты, что Вислятка уже не живет на земле? Зачем же он тогда вышел к тебе?

-Могут ли быть «вислятками» взрослые люди? Как это может случиться?

-Почему ты не смогла бы отдать своих старых родителей в богадельню?

-Что нужно сделать, чтобы все старики на свете были счастливы?

ДЕДУНЯ: (Слайд 20)

-Почему ты сказал Аннушке, что у тебя в глазах « засвербило»?

-Каково слушать о себе дурные слова или терпеть обиды?

-Что ты чувствовал, когда пропала Аннушка?

-За что ты назвал ее доброй душой?

-Как понимать слова «сердцем видит»?

-Нужна ли тебе после ключевой воды любовь твоей внучки Аннушки? Зачем?

ВИСЛЯТКА: ( Слайд 21)

-Почему ты убежал от дядьки Силыча?

-Зачем ты вышел к Аннушке?

-Что ты почувствовал, когда услышал рассказ Аннушки о ее семье?

-Чем ты помог Аннушке? Только ли водой?

-Что было бы, если бы ты не убежал от дядьки Силыча? Появился бы родник на этом месте?

-Зачем ты охраняешь родник ?



6.Психогимнастика. ( Слайд 22)

Движениями передать действия незрячего человека-слепого дедуни: осторожно передвигаться по комнате между предметами

а) с открытыми глазами,

б) с закрытыми,

в) с помощью поводыря - Аннушки.

- Что ты чувствуешь во время передвижения?



7. Нравственный урок сказки: (Слайд 23)

КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОМУ ГОСПОДЬ ПОМОГАЕТ,

СТАРИКОВ ПОЧИТАТЬ - СВОЮ ЖИЗНЬ СОХРАНЯТЬ.

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ,

5 заповедь. ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ, ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕШИ НА ЗЕМЛИ.

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, И ПРОДЛЯТЬСЯ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ.



Работа в четверке. (Приложение№2)

Задание 1.

Объясните, как вы поняли смысл пословиц и заповеди.



Задание 2.

Ответить на вопрос:

Какая из пословиц больше подходит к сказке?

Задание 3.

Прочитать пословицы и выбрать те, что подходят к сегодняшнему разговору:

« Счастлив отец в сыновьях, а мать в дочерях».

«Детки хороши - отцу-матери венец, худы - отцу-матери конец».

«На что клад, когда в семье лад».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».



8. Сказка развивает руки. (Слайд 24, 25)

Слепить из пластилина или глины кувшинчик. Расписать поделку по своему усмотрению. Можно сделать кувшинчик способом папье-маше.



9. Рефлексия. На полу раскладываются карточки со словами: (Слайд 26) (Приложение№3)

полезно и интересно,

для себя я сделал открытие

есть над чем подумать

- Прошу подойти к той, которая выражает Ваши мысли и чувства.



10.Домашнее задание.

Написать мини–сочинение на тему «Когда я стану взрослым, в моей семье…»



11. Заключение. (Слайд 27)

- Благодарю за внимание и работу и желаю



Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет!

С.Я. Маршак

Приложение№1

Задание 1.

Распределите роли: Мать, Отец, Аннушка, Дедуня, Вислятка.

Проиграйте любой эпизод сказки:

- Как спорят отец и мать, куда потратить деньги;

- Аннушка заботится о дедушке;

- Аннушка и Вислятка у ключа.



Задание 2.

Разыграйте несуществующую в сказке сцену:

--Как мать и отец решили оставить дедушку дома.

Приложение№2

Работа в четверке.

Задание 1.

Объясните, как вы поняли смысл пословиц и заповеди.



Задание 2.

Ответить на вопрос:

Какая из пословиц больше подходит к сказке?

Задание 3.

Прочитать пословицы и выбрать те, что подходят к сегодняшнему разговору:

« Счастлив отец в сыновьях, а мать в дочерях».

«Детки хороши - отцу-матери венец, худы - отцу-матери конец».

«На что клад, когда в семье лад».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».



Приложение№3

полезно и интересно,

для себя я сделал открытие

есть над чем подумать

Список литературы

1.КоротковаЛ.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.



2. Духовно - нравственное воспитание: опыт становления гражданина: материалы iv нижегородских Рождественских образовательных чтений\ Мин-во образования Нижегор. обл.; Госуд. образоват. учрежд. доп. проф. образования «Нижегородский институт развития образования»; Нижегор. епархия Рус. православной церкви. – Ч. 2. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – 365 с.

3.Воронцова В.С., Дудкина М.Ю. «Истоки – 2». Поурочное планирование. Истоковедение. Том8. – Издательский дом «Истоки», 2009. – 334 с.