Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. Тема: «История появления Конституции» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка открытого занятия ( по образовательной программе... 1 205.97kb.
Методическая разработка лекционного занятия для преподавателей 1 311.51kb.
Методическая разработка классного часа «Я гражданин России» 1 52.74kb.
Тема: Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование 1 70.78kb.
Методическая разработка урока по изо 5 класс тема : о чем рассказывают... 1 43.85kb.
Методическая разработка занятия для обучающихся 9-10 лет 1 128.69kb.
Тема школы 1 80.14kb.
Внеурочной деятельности в мбоу «Шаховская сош» в целях реализации... 1 127.93kb.
Методическая разработка открытого урока 1 91kb.
План –конспект учебного занятия по химии профильного химико – биологического... 1 73.17kb.
Методическая разработка урока конспект урока тема: "On the way to... 1 85.2kb.
Кир Булычев Козлик Иван Иванович Алиса Селезнева – 9 Кир Булычев 7 1598.54kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности. Тема: «История появления - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» ГОРОДА РЖЕВА

Методическая разработка

занятия по внеурочной деятельности.

Тема: «История появления Конституции»

Составила методическую разработку:

учитель русского языка и литературы

Ершова Елена Викторовна

Ржев 2013 г.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ



Аудитория: обучающиеся 8 класса

Цели деятельности учителя:

сформировать у учащихся представление о понятии «конституция» и истории ее возникновения, условиях появления идеи конституции и принятия первых конституций;

способствовать осознанию учащимися необходимости возникновения первых в мире конституций в письменной форме;

углубить знания учащихся о происхождении слова «конституция»


Виды деятельности учащихся:

организация совместной исследовательской деятельности, выполнения поисковых проблемных заданий в группах, самостоятельная работа, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, работа с текстами разных жанров и проблематики.


Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества, осознает себя гражданином своего Отечества, признает общепринятые морально-этические нормы, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции, применяет метод информационного поиска.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения задач операции анализа, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы, самостоятельно извлекает нужную информацию.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывания и обосновывает собственную точку зрения, формирует интуицию сотрудничества.
Оборудование: Конституция РФ.

Ход занятия

Чего-то хотелось: не то

конституции, не то севрюжины

с хреном, не то кого-нибудь ободрать


М.Е. Салтыков-Щедрин
Слово учителя.

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание Гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанном на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов.

Конституция РФ – главный закон для всей страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Соблюдать ее обязаны все граждане независимо от пола, расы, национальности, происхождения и языка. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Государственную власть РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Сегодня мы поговорим об истории возникновения Конституции.


На доске дано следующее определение Конституции: «Конституция - это система обычаев, традиций и законов, на основе которых создается и функционирует государство».
Учитель:

Как вы думаете, является ли государство конституционным, если оно обладает Конституцией? Ответ обоснуйте.


Учитель:

По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:



  1. Ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;

  2. Она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;

  3. Учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государства;

  4. Она должна установить принцип неприкосновенности личности;

  5. Она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.

Учитель:


Где появилась первая Конституция и что обозначает это слово, узнаем сегодня на занятии.


  1. Работа в группах.

Группа лингвистов выступает с докладом о происхождении слова «конституция» (учащиеся сообщают, что происхождение самого термина «конституция» (что означает «учреждение, установление») научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота «rem publicam constituire» , которым начинались акты римских императоров.

Термин «конституция» появился в Древнем Риме. Конституцией там назывались отдельные декреты императоров. В Средние века появилась формулировка «основной закон». Таким образом, в те времена эти понятия не имели ничего общего с ныне действующим пониманием конституции. В 1215 г. был принят первый документ – Великая хартия вольностей (Англия), где было определенно, что:



  1. Существует набор определенных прав, которые государство не в силах отменить;

  2. Власть государственных органов должна опираться на закон;

  3. Между правителями и подданными взаимоотношения должны строиться на основах сотрудничества и согласия.

Группа историков рассказывает о странах, где впервые возникла Конституция.

(Учащиеся получают сведения о том, что идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта. Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши. Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной закон» (lex fundamentales). Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918Г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1936 г.), Конституция (Основной закон) СССР (1977 г.)).





  1. Аналитическая работа с текстом М. Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города»

Учитель:


Сейчас мы перенесемся в город Глупов, где царят свои законы и порядки

На доске отрывок из романа М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города».


Конечно, невозможно отрицать, что попытки конституционного свойства существовали; но, как кажется, эти попытки ограничивались тем, что квартальные настолько усовершенствовали свои манеры, что не всякого прохожего хватали за воротник. Это единственная конституция, которая предполагалась возможною при тогдашнем младенческом состоянии общества. Прежде всего, необходимо было приучить народ к учтивому обращению и потом уже, смягчив его нравы, давать ему настоящие якобы права. С точки зрения теоретической такой взгляд, конечно, совершенно верен. Но, с другой стороны, не меньшего вероятия заслуживает и то соображение, что как ни привлекательна теория учтивого обращения, но, взятая изолированно, она нимало не гарантирует людей от внезапного вторжения теории обращения неучтивого, и, следовательно, если мы действительно желаем утвердить учтивое обращение на прочном основании, то все-таки, прежде всего, должны снабдить людей настоящими якобы правами. А это, в свою очередь, доказывает, как шатки теории вообще и как мудро поступают те военачальники, которые относятся к ним с недоверчивостью. (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»).
Вопросы к тексту:

  1. Каковы мысли автора о конституционном устройстве?

  2. Что необходимо сделать раньше – подготовить людей к конституции или ввести конституционное правление?

  3. Какой позиции по этому вопросу придерживается автор?

  4. Какой позиции придерживаетесь вы? Подкрепите свои взгляды примерами из истории и современной жизни (дискуссия).

  5. Каковы, на ваш взгляд, основные элементы учтивого обращения и обращения неучтивого?

  6. Какими правами необходимо снабдить людей в первую очередь?

  7. Почему автор использует выражение «настоящие якобы права»?

Задание: попробуйте создать свою версию Конституции для жителей города Глупова.

Каждая группа представляет свод прав и обязанностей, опираясь на текст М.Е. Салтыкова-Щедрина.


  1. Обобщение.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Где впервые был употреблен термин «конституция»? (в Древнем Риме)

  2. Как назывался документ – предшественник Конституции, в какой стране он появился? (Великая Хартия вольностей, Англия)

  3. Как первоначально называлась Конституция? (Основной закон)

  4. Какая страна до сих пор не имеет писаной Конституции? (Англия)

  5. Что означает термин «конституция»? (Учреждение, установление)

  6. В каком году, и в какой стране была создана первая Конституция? (1787 г. США)

  7. Каким годом датируется первая Российская Конституция? (1918 г.)

Учитель:

Ребята, эпиграфом к занятию служат слова М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Как вы понимаете их смысл? Обоснуйте свой ответ.


Учитель: Конституция – единый обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Сегодня мы рассмотрели вопрос о сущности Конституции, обратили внимание на то, как, когда и для чего она возникла.



Список используемой литературы


  1. Антология мировой политической мысли в пяти томах. – М., 1977.

  2. Великая Хартия вольностей. – М., 1918.

  3. Мишин А.А. Государственное право США. – М., 1976.

  4. Гражданин и Конституция, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». – М., 1997.

  5. Мы, народ… Российская Конституция/ под ред. Л.В. Лапшиной, П.Г. Положевца. – М.: Ассоциация «За гражданское образование», 1998.

  6. Современные зарубежные конституции. – М., 1992.

  7. Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.

  8. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1997.

  9. Кареев Д.С. Основной закон Советского Социалистического государства. – М., 1963.

  10. Конституция Российской Федерации 1993.