Методические рекомендации часть вторая - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается... 1 49.89kb.
Методические рекомендации 2011г. Данные методические рекомендации... 8 1577.75kb.
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических... 1 502.93kb.
Методические рекомендации выгоночных цветочно-декоративных культур 1 456.46kb.
Кинель-Черкасская дюсш/ Методические рекомендации по оформлению методических... 1 265.35kb.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования... 1 148.27kb.
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся... 4 549.38kb.
Методические рекомендации в помощь ответственным за благоустройство... 1 141.71kb.
Методические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников... 2 241.5kb.
Методические рекомендации для учителей обществознания по подготовке... 1 367.94kb.
Методические рекомендации по реализации и внедрению в практику 1 98.2kb.
О детском объединении «солнечный город» 1 44.08kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Методические рекомендации часть вторая - страница №1/11



Подготовка кадров

Горного спортивного туризма




Спортивные походы

Методические рекомендации

часть вторая


Вадим Григорьевич КОГАН


мастер спорта СССР,

судья по спорту ВК,

ст. инструктор-методист

Киев


2006


__________________________________________________

Подготовка кадров

горного спортивного туризма



Общие основы методики обучения

Методические рекомендации. Часть первая

_________________________________________________

Подготовка кадров

горного спортивного туризма




Спортивные походы

Методические рекомендации. Часть вторая

_______________________________________________________

Подготовка кадров

горного спортивного туризма




Спортивные соревнования

Методические рекомендации. Часть третья

_____________________________________________________

От автора


Проведение учебно-спортивных мероприятий (далее — УСМ) призвано обеспечивать подготовку и повышение квалификации спортивных туристских кадров всех уровней: от новичков до мастеров спорта и от инструкторов детско-юношеского туризма до инструкторов спортивного туризма международного класса.

На сегодняшний день Исполкомом ФСТУ утверждено «Положение о системе подготовки кадров спортивного туризма» [1] на всех уровнях обучения (от начального до высшего), которое предусматривает уже четырехуровневую подготовку кадров вместо трехуровневой. Однако даже при новой системе подготовки не предусмотрено не только обучение перед каждым спортивным походом более высокой категории сложности, но и какое-либо обучение от новичков до мастеров спорта в целом (см. табл. 3, колонку 2). Подготовка такой категория кадров, как участник спортивных походов и, тем более, руководитель, вообще отсутствует.

Например, в альпинизме для квалификации этапов обучения и фактической подготовленности спортсменов учебной программой подготовки предусмотрено девять

уровней квалификации: начальной и спортивной подготовки, а также спортивного совершенства — по два уровня и спортивного мастерства — три уровня.

Таким образом, кроме разрядных нормативов, которые ограничиваются участием и/или руководством спортивными походами, какие-либо требования по повышению квалификационного уровня (далее — КУ), определяемого обязательным объемом знаний, умений и навыков, для спортивных туристов не предусмотрено. Неудивительно, что те же инструкторские звания, существующие в отрыве от разрядных требований, перестали кого-либо интересовать, а поэтому их подготовкой ни одна областная федерация спортивного туризма (далее — ОФСТ) не занимается.

Исправить положение можно только в том случае, если руководителя спортивного похода рассматривать как потенциального инструктора спортивного туризма (далее — СТ).

Поэтому на сегодняшний день необходимо предусмотреть Правилами, чтобы, помимо требований единой спортивной классификации Украины (далее — ЕСКУ), участники и руководители имели бы перед выходом на маршрут и определенный КУ подготовки, т.е. прошли соответствующее обучение.

Как один из вариантов ниже представлена предлагаемая система взаимосвязи требований по КУ подготовки с походным опытом участника и руководителя.


Таблица 1

Спортивный поход

Квалификация

Требования по квалификационному уровню подготовки и по походному опыту

К участнику

К руководителю

І к.с.

КУ обучения

Окончить КУ НУ

Окончить КУ БУ

Походный опыт

+ н/к У

(І + ІІ) к.с. У + н/к к.с. Р

ІІ к.с.

КУ обучения

Окончить КУ БУ

Окончить КУ БУ

+ стажер БУ



Походный опыт

+ І к.с. У

ІІ к.с. У + І к.с. Р

ІІІ к.с.

КУ обучения

Окончить КУ СУ

Инструктор СТ

Походный опыт

+ ІІ к.с. У

ІІІ к.с. У + ІІ к.с. Р

IV к.с.

КУ обучения

Окончить КУ ВУ

Окончить КУ СУ

+ стажер СУ



Походный опыт

+ ІІІ к.с. У

IV к.с. У + ІІІ к.с. Р

V к.с.

КУ обучения



Старший инструктор СТ

Походный опыт

IV к.с. У

V к.с. У + IV к.с. Р

VI к.с.

КУ обучения



Старший инструктор СТ

Походный опыт

V к.с. У

VI к.с. У + V к.с. Р

Такой подход, с одной стороны, связывает в единое целое систему обучения участников и руководителей спортивных походов с подготовкой инструкторов-тренеров, с другой — участники спортивных походов и их руководители периодически получают определенный дополнительный и обязательный объем знаний и умений, необходимых для повышения их спортивной квалификации.

Предложенная схема системы подготовки участников и руководителей спортивных походов, безусловно, не претендует на окончательный вариант. Она является лишь одним из примеров возможного решения данного вопроса.

Говоря о профессиональном обучении, не следует забывать еще один его аспект — воспитательно-просветительский. Так, в настоящее время имеет место увлечение экстримом, в чем нет ничего плохого. Но многие не видят несопоставимой разницы между экстримом «внизу» и «в горах».

При экстримах «внизу» все ситуации, вызывающие выделение адреналина, создаются искусственно и очень быстро можно от них отказаться или упростить их тяжесть и сложность в ущерб занятому месту. Если «внизу» действуют субъективные факторы, зависящие от того, что и как мы делаем, то в горах добавляется еще два объективных факторанепредсказуемые (природные — лавины, камнепады и др.) и возможно предсказуемые (метеоусловия — бураны, морозы и др.), для избежания отрицательного воздействия которых требуется специальное обучение, подготовка и большой опыт. В горах в одночасье не сойдешь с маршрута и никто, до поры до времени, тебе не поможет. Чтобы добиться надлежащего изменения отношения ко всему, что связано с горными походами, надо, в первую очередь, привить каждому, кто взял в руки ледоруб, уважительное отношение к горам, т.к. Они не признают авторитетов, у Них одинаково требовательное и суровое отношение, как к новичку, так и к мастеру спорта.

Как этого достичь? Только пересмотром прав и обязанностей Горных комиссий и Маршрутно-квалификационных комиссий (далее — МКК).

Из некогда главенствующей МКК превратилась в чисто консультационный ни за что не отвечающий орган, но почему-то продолжает навязывать видовым комиссиям, которые организуют и проводят все мероприятия, что и как делать, т.е. одни права и никаких обязанностей. Можно допустить в горный поход с недостающим опытом, или с чисто условным, или вообще без опыта (друг попросил). Нарушение? Да, но ответственности никакой. Ну, не досмотрел, ну, поверил на слово, а меня подвели и т.д. и т.п.

Так дальше продолжаться не может, ибо не сегодня, так завтра сработает закон диалектики: количество перейдет в качество (печальное). Пути решения этого вопроса — очень важная, но отдельная тема. А что касается обучения в горном туризме в целом, то

самообразование не должно и не может быть основой обучения в целом.

До тех пор, пока отсутствует какое-либо обучение, развитие спортивного походного туризма останется на уровне пустых разговоров, в лучшем случае. В худшем — станет источником травматизма и более тяжелых последствий.

Проведению спортивных горных соревнований в последние годы посвящены отдельные специальные публикации. Поэтому данные методические рекомендации ориентированы, в основном, на вопросы подготовки кадров для спортивных горных походов и, в первую очередь, на носителей преемственности и единого технического стиля в горном туризме — инструкторов спортивного горного туризма (далее — СТ).

Однако кого и чему бы мы ни учили, подход к организации и проведению учебно-спортивных мероприятий остается аналогичным. Значительный объем приложений к данным методическим рекомендациям продиктован желанием восстановить тот богатый опыт проведения учебных мероприятий, который был накоплен и, в значительной степени, утрачен на сегодняшний день.

Новых удачно проведенных семинаров, сборов и школ по подготовке спортивных туристских кадров. До новых встреч и не только на страницах публикаций.

С уважением, В.Г.Коган

Общие положения

Основные задачи и цели каждого учебно-спортивного мероприятия — подготовка и/или повышение квалификации спортивных туристских кадров определенной категории и специализации.



1.1. Принципы построения современной системы подготовки кадров для спортивных походов возникли на базе прежней системы и предусматривали, естественно, ее усовершенствование и улучшение. В частности, отсутствует разделение на два направления обучения — руководителей походов и инструкторов. Правда, подготовка руководителей и участников спортивных походов (далее — СП) выпала из контекста. Вместо трех уровней подготовки (начальная, средняя и высшая), предусмотрена четырехступенчатая система обучения кадров (см. п. 2.3).

Однако при этом отсутствуют требования по подготовке участников не только походов выходного дня и на значок «Турист Украины», но и спортивных походов всех категорий сложности (далее — к.с.). В прежней системе обучение начиналось с подуровня «Начальная туристская подготовка — А» (НТП — А).

Предусмотренная нынешней системой начальная подготовка категории кадров «Организатор спортивного туризма» — с одной стороны, всеобъемлющая для своего уровня, с другой — не конкретная, что делает ее, априори, неэффективной.

Сделаем сопоставление прежней и новой системы подготовки кадров по одной, совпадающей в обеих системах категории — инструкторам.

1.2. Ранее присвоенные инструкторские звания (до 1991 г.) согласуются с соответствующими категориями, предусмотренными нынешней системой подготовки кадров, следующим образом (табл. 2):


Таблица 2

Инструкторские звания


Прежние инструкторские звания

Действующие (новые) инструкторские звания

Инструктор школьного туризма

Инструктор детско-юношеского туризма

Инструктор туризма

Инструктор СТ



Инструктор-тренер СТ

Старший инструктор по туризму

Старший инструктор СТ



Старший инструктор-тренер СТ

Старший инструктор-методист

Инструктор СТ международного класса



Инструктор-тренер СТ международного класса

Следовательно, появилась такая новая категория кадров, как инструктор-тренер СТ.

1.3. В связи с активизацией развития спортивного туризма задача подготовки

квалифицированных кадров для успешного и безопасного прохождения спортивных маршрутов и начинающими, и участниками походов самой высокой категории сложности, стала одной из самых острых проблем.

1.4. Особенность подготовки спортивных туристских кадров, в силу их многосторонности и многогранности, заключается в следующем.

Во-первых, многообразие видов спортивного туризма, каждый из которых (например, горный, водный и велосипедный) имеет значительные отличия в средствах передвижения, в тактике прохождения маршрутов, а также в технике движения и страховки. Следовательно, программа обучения и овладения практическими навыками требует как наличия общей части, так и специализированных по видам туризма лекционных тем и практических занятий.

Во-вторых, многогранность программы обучения, которая предусматривает подготовку специалистов очень широкого профиля. Каждый из них должен обладать многосторонними знаниями, в частности, умением безаварийно проходить различные участки сложного горного рельефа и ориентироваться в безлюдных районах, оказывать квалифицированную доврачебную медицинскую помощь и проводить поисково-спасательные работы с помощью подручных средств, организовать питание и походный быт в полевых условиях, а также многое другое.

В-третьих, преимущественный удельный вес походного опыта и практических навыков, которые, по сравнению с лекционными и семинарскими занятиями, должны составлять не менее 6075 % программы обучения. Следовательно, в процессе обучения должны преобладать практические занятия и тренировки, участие в учебно-тренировочных походах (далее — УТП) или в соревнованиях по технике спортивного туризма и в других практических мероприятиях.

В-четвертых, постепенность накопления спортивного туристского опыта в виде последовательно приобретаемых навыков и умений действовать в самых сложных (вплоть до экстремальных) условиях, выбирая при этом наиболее оптимальные решения за счет приобретенного опыта при участии и в процессе руководства спортивными походами от самой низкой (I—II) до самой высокой (V—VI) категории сложности.

В-пятых, весьма ограниченная по срокам продолжительность учебно-спортивного мероприятия (например, учебных сборов или семинаров). Следовательно, обучающий обязан обеспечить быстрое, качественное и глубокое усвоение обучаемыми всей программы учебного мероприятия.

1.5. Подготовка высококвалифицированных спортивных туристских кадров невозможна без сочетания теоретической подготовки со спортивными и учебно-тренировочными походами.

1.6. Таким образом, туристская система подготовки и повышения квалификации

спортивных кадров состоит из двух обязательных и взаимодополняющих частей:



  • лекционных и практических занятий;

  • учебно-тренировочных походов (далее — УТП).

Обе части учебно-спортивного мероприятия всегда необходимо проводить в указанном порядке, т.е. начинать с лекционно-практических занятий (знаний) и завершать УТП.

1.7. В целях повышения квалификации спортивных туристских кадров федерациям спортивного туризма (далее — ФСТ) необходимо проводить различные УСМ, например, семинары и/или учебные сборы, а также использовать другие формы обучения, такие как семинары или курсы при вузах, специализирующиеся по подготовке и повышению квалификации кадров по туризму.

Уровень подготовки и специализация УСМ зависит от профессиональной направленности обучения при соблюдении требований к преподавательскому составу и обучаемым, установленных для каждого уровня подготовки Положением о системе подготовки кадров спортивного туризма [1].


  1. 2. Система подготовки кадров спортивного туризма

2.1. Система подготовки кадров в спортивном туризме, предусматривающая присвоение определенных категорий и званий, характеризуется основными направлениями обучения, квалификационным уровнем подготовки, формами обучения и проведения занятий.

Рассмотрим более детально вышеуказанные положения.



  1. 2.2. Подготовка кадров осуществляется по четырем основным направлениям, каждое

из которых обеспечивает обучение и повышение квалификации определенной категории кадров.

Спортивные туристские походы — подготовка различного уровня:

организаторов спортивных походов;

инструкторов спортивного туризма;

судей соревнований по спортивным походам;

председателей, членов и консультантов маршрутно-квалификационных комиссий;

участников и руководителей групп спортивных походов различной категории

сложности.

Соревнования по технике спортивного туризма — подготовка разного уровня:


  • инструкторов-тренеров спортивного туризма;

  • судей соревнований по технике спортивного туризма;

  • участников команд, выступающих на соревнованиях, и других.

Активисты туристско-спортивных организаций — подготовка разного уровня общественных кадров:

  • президентов и членов президиума федераций;

  • членов комиссий по видам туризма и по направлениям работы;

  • председателей комиссий, туристских клубов и секций и других.

Работники туристско-спортивных организаций — подготовка разного уровня:

  • руководителей детских туристско-краеведческих объединений;

  • работников учебных заведений соответствующей направленности обучения;

  • начальников и членов поисково-спасательных отрядов, работников МЧС

определенной категории и других.

Особо следует остановиться на гидах-проводниках, которые занимают как бы промежуточное положение между спортивным туризмом и коммерческим.

2.2.1. Гиды-проводники относятся к категории кадров, которых повсеместно у нас приравнивают к инструкторам СТ, в частности, горного, что в целом не соответствует

действительности и вот почему.

Понятие гид-проводник связано с прохождением трекинговых маршрутов, а инструктор — спортивных походов. В первом случае мы имеем дело с видом отдыха, а во втором — с одним из видов спортивного туризма. Но противоречие, на самом деле, более глубокое.

В настоящее время многие коммерческие фирмы, понимая или не понимая этого, сознательно или бессознательно спекулируют модным словом трекинг (trekkinq передвижение пешком по горной местности). Следует отметить, что трекинговые маршруты действительно очень популярны среди всех, без исключения, слоев населения Запада (от очень богатых до просто обеспеченных) и, естественно, у нас к ним год от года интерес будет возрастать. Однако со спортивными походами у них очень мало общего.



Спортивный горный поход предполагает автономное пребывание в безлюдном

районе высокогорья в течение нескольких недель. Участники группы самостоятельно переносят в рюкзаках весом по 4050 кг все свое снаряжение (личное, групповое, бивуачное), кухонный инвентарь и продукты питания. Сами готовят себе пищу и оказывают, при необходимости, врачебную помощь, вплоть до транспортировки на себе пострадавшего. Ночуют порой в весьма неудобных местах и в неблагоприятных условиях. Предоставлены самим себе, т.к. не всегда имеют радиосвязь с внешним миром.

На маршруте работают по 10—12 часов и очень часто без обеда, а порой и без горячего ужина. Организовать себе душ могут, в лучшем случае, на запланированной дневке, т.е. один раз в течение 10—15 дней, и то далеко не всегда. Главная цель участников спортивной группы — пройти запланированный маршрут определенной категории сложности вопреки усталости, погодным условиям, режиму питания и т.д.

К такому, извините за выражение, «отдыху» солидный клиент, т.е. заплативший деньги, не привык. И вообще, как принято теперь выражаться, не тот менталитет.



Трекинг на западе — это поход в горной местности, участниками которого могут

быть люди далекие от спорта, но по своей природе весьма энергичные и подвижные (регулярные прогулки в лес или просто за город) и предпочитающие активные формы отдыха, которые должны сочетаться с комфортными условиями обитания при прохождении маршрута.

Они не хотят обременять себя тяжелым рюкзаком, так как для этого есть персональный носильщик (о нем отдельный разговор). Они согласны нести минирюкзак, в котором, кроме кошелька и крема для загара, шоколадки и туалетной бумаги, есть еще пара мелочей. Они хотят регулярно и вкусно питаться, но не готовить сами еду. Перед сном принять горячий душ и воспользоваться биотуалетом. Провести ночь в нормальной постели, в том числе с пивом из холодильника и кофейным баром рядом. Их при этом не интересует, что вокруг дикая природа (на Западе — хижины). А если и ночевать в палатке, то комфортабельной и на ровной и просторной поляне, чтобы не слышать, как ворочается сосед, с переносными туалетами (М и Ж) и столовой на случай непогоды, с раскладными столиками и стульчиками, с освещением не от налобных фонариков и с удобным местом для утреннего туалета.

При этом им далеко не безразлично, кто и как готовит пищу, в какой посуде и из каких продуктов она готовится и в каком виде ее подают к столу. Единственное, с чем они безоговорочно согласны мириться, так это с непогодой, поскольку, как и футбольный матч, поход должен состояться при любой погоде.

Таким образом, участники трекинга желают наслаждаться красотами окружающей природы, ничем себя не обременяя и не утруждая, т.е. отдыхать в свое удовольствие. А если уже вышли на дорогу, пусть даже проселочную, должен ждать заказанный автобус. При этом в нем не должно быть посторонних пассажиров, т.к. они этот автобус оплатили и лишние лица ни к чему.

При расселении в гостинице кто-то хочет, чтобы номера были рядом, кто-то желает жить вдвоем, кто-то с видом на море или горы, а кто-то только в отдельном номере, чтобы не слышать храпа соседа.

Готов ли инструктор СТ без специальной на то подготовки обслужить клиентов с такими запросами? Безусловно, нет. У него есть единственное преимущество перед гидом-проводником — высокая спортивная квалификация, но она, как показывает опыт, в подавляющем большинстве случаев остается невостребованной. Исключение — спортивные группы (см. п. 10.3).

Не следует забывать и о том, что инструктор имеет дело со спортсменами, которые в любую минуту готовы прийти ему на помощь и даже заменить его. А гид-проводник обслуживает группу потребителей, в хорошем смысле этого слова. Они заплатили деньги и, естественно, хотят и должны получить надлежащий сервис.

Таким образом, инструкторов можно и нужно рассматривать как контингент для

подготовки гидов-проводников, который прошел тестирование горами на профпригодность и уже освоил курс «молодого бойца». Однако он должен пройти переподготовку для получения квалификации гида-проводника, что требует разработки отдельной, специальной и целенаправленной учебной программы.

2.3. Квалификационный уровень подготовки. Каждое направление подготовки туристских кадров должно предусматривать определенные требования по всем уровням подготовки. На сегодняшний день только для инструкторов СТ это четко регламентировано. Остальные категории кадров озвучены, но для подготовки их нормативная документация или существует частично (судейские кадры), или полностью отсутствует. В первую очередь это касается руководителей и участников СП.

Каждая категория спортивных туристских кадров готовится на одном из четырех предложенных уровней обучения (см. табл. 3): начальный (НУ), базовый (БУ), специализированный (СУ) и высший (ВУ).

Кратко проанализируем уровни подготовки инструкторских кадров.

2.3.1. Начальный уровень (НУ) — подготовка кадров двух категорий: организаторов СТ и инструкторов детско-юношеского туризма (далее — ДЮТ).

2.3.1.1. Организатор СТ, как уже отмечалось (см. п. 1.1), понятие несколько размытое и недостаточно конкретное, т.е. отсутствует целенаправленное обучение. В рамках данного подуровня должны быть предусмотрены специальные типовые программы не менее чем по трем направлениям обучения по подготовке руководителей:


  • походов выходного дня, в обязанности которых будет входить подготовка туристов на

сдачу нормативов на значок «Турист Украины»;

спортивных туристских походов I и II к.с., с разделением по видам туризма — для

групп взрослых;



спортивных туристских походов 1, 2 и 3 степени сложности (далее — ст.с.) — для

групп школьников.

2.3.1.2. Инструкторов ДЮТ готовят как из состава взрослых туристов, так и из состава школьников старших классов. Однако, требования к выпускникам при аттестации для каждой возрастной группы, учитывая даже возраст, далеко не однозначные.

Например, для получения звания Инструктор ДЮТ необходимо (см. табл. 3):


  • для взрослого одно участие в спортивном туристском походе І к.с., т.е. ранее может

отсутствовать всякий опыт (новичок);

для школьника — руководство спортивным туристским походом 3 ст.с., т.е. данному

требованию должно предшествовать участие в том же спортивном походе І ст.с. + одно руководство (1-й или 2-й ст.с.) и, следовательно, предшествующее ему хотя бы одно участие в походе 2-й ст.с.

Видимо, для получения взрослыми звания Инструктор ДЮТ необходимо предусмотреть дополнительные требования, в частности, наличие руководства не менее чем двумя степенными походами.

2.3.2. Базовый уровень (БУ) — подготовка кадров также двух, однако вполне

конкретных, категорий: инструкторов СТ и инструкторов-тренеров СТ.

Если по подготовке инструкторов СТ существуют программы обучения времен Союза,

то по подготовке инструкторов-тренеров СТ на сегодняшний день какие-либо программы отсутствуют, так как ранее отсутствовала данная категория кадров на всех уровнях подготовки.

При этом к туристско-спортивному опыту слушателей требования, на наш взгляд, несколько заниженные. Согласно действующему Положению (см. табл. 3) к обучению допускаются слушатели с опытом (ІІ + ІІІ) к.с. У, а для получения инструкторского звания им необходимо дополнительно иметь (І + ІІ) к.с. Р + стажер БУ, на что потребуется, как правило, три сезона.



Более правильно, если бы слушателю после обучения достаточно было пройти только стажировку и, в крайнем случае, одно руководство.

Таблица 3



следующая страница >>