Модуль II. Создание системы работы с талантливыми и одарёнными детьми Актуальность - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организационно-методическое обеспечение работы с интеллектуально... 2 322.5kb.
Да Нет 2 Основные результаты реализации программ 1 56.17kb.
Работы в доу с одаренными детьми. Пути взаимодействия с родителями... 1 182.01kb.
План курсовых мероприятий ироипк на декабрь месяц 2013 года 1 49.58kb.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы... 1 16.2kb.
Рекомендуемые информационные ресурсы 1 79.19kb.
Перевод баллов гиа 2014 в отметки от фипи 1 27.44kb.
Работа с одаренными детьми проводится в школе в соответствии с планом... 1 77.07kb.
Модуль 6 Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися... 1 64.06kb.
Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из... 1 85.6kb.
Организационно-массовая работа цель 1 24.96kb.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность... 1 40.48kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Модуль II. Создание системы работы с талантливыми и одарёнными детьми Актуальность - страница №1/1

Модуль II.

Создание системы работы с талантливыми и одарёнными детьми
Актуальность

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных и талантливых детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно такие люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

Проблемы одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решаются путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных, но существует и возможность другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.



В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную программу, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются вопросы выявления одаренных и талантливых детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными талантливыми детьми.
Цель: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей в интересах личности, общества, государства и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.


    1. Имеющийся задел:




  • разработаны и реализуются технологии раннего профессионального обучения талантливых и одарённых детей;




  • у учителей имеются навыки разработки рабочих учебных программ, индивидуальных образовательных программ;




  • обучающиеся являются призерами и победителями конкурсов, олимпиад разных уровней (школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного);




  • на всех ступенях образования работает научное общество обучающихся: на первой ступени «Ноушонок», на второй – «Искатель», на третьей – «Исследователь»;




  • в рамках деятельности НОУ ежегодно проводится научно-практическая конференция «Шаг в будущее», где обучающиеся представляют свои проекты как по учебным дисциплинам, так и носящие интегрированный характер;




  • ежегодно в марте-апреле открывается Школа интеллектуального развития с обозначенной темой работы. За время ее работы проходят предметные недели по 5 циклам: Гуманитарного цикла, Точных и естественных наук, Эстетического цикла, Валеологического цикла, Начальных классов. Центральным событием недели является зачетное мероприятие;




  • действует передвижная выставка: юные художники, фотографы, ремесленники на школьном вернисаже представляют свои работы;




  • сведения о достижениях обучающихся хранятся в Банке данных об одаренных и талантливых детях школы.



    1. Задачи модуля:

  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных и талантливых детей;




  • создать условия одаренным и талантливым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;




  • привлекать научный потенциал Вузов и научных учреждений к работе с одаренными и талантливыми детьми (в том числе дистанционно);




  • разработать систему стимулирования творческой деятельности одаренных и талантливых детей и педагогов, с ними работающих;




  • включить проблемы работы с одаренными и талантливыми детьми как приоритетное направление в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы и обеспечить повышение квалификации педагогов школы для работы с одаренными и талантливыми детьми; 




  • создать условия для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных и талантливых детей через службу социальной поддержки личности ребенка;




  • создать условия для привлечения одаренных и талантливых детей к решению социальных и нравственных проблем школы, города, интересных и значимых для молодежи и подростков.


2.3. Инструментальный пакет для решения поставленных задач:

  • пакет нормативно-правовых документов по работе с талантливыми и одарёнными детьми (в том числе положение о персональном гранте за личные достижения в предметных олимпиадах; положение о поддержке педагогов, творчески работающих с талантливыми и одаренными детьми);

  • образцы новых образовательных форм по работе с талантливыми и одарёнными детьми (в том числе индивидуальных образовательных программ, печатных изданий, видеоматериалов);

  • пакет материалов по подготовке преподавателей для работы с талантливыми и одаренными детьми;

  • модель Школьной академии наук;

  • модель связи с муниципальными и региональными ресурсными центрами по работе с талантливыми и одаренными детьми.


2.4. Ожидаемые результаты:

  • наличие системы выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей;

  • обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных и талантливых детей;

  • наличие информационного банка данных о талантливых и одаренных детях, об учителях, работающих с ними, психологических методиках, направленных на выявление одаренности;

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  • увеличение количества одаренных и талантливых детей, занявших призовые места в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях;

  • наличие взаимодействия с вузами и научными учреждениями по работе с одаренными и талантливыми детьми (в том числе дистанционно);

  • действие системы стимулирования талантливых и одарённых детей и педагогов, работающих с ними;

  • увеличение количества педагогов, работающих с талантливыми и одаренными детьми;

  • апробация методов работы с семьей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного и талантливого ребенка;

  • выпуск брошюры о социально значимых проектах, выполненных талантливыми и одаренными детьми на благо школы, города.


2.5. Целевые индикаторы



Целевой индикатор

Значения по годам

2011 (факт)

2012 (прог)

2013

(прог)


2014

(прог)


2015

(прог)




Численность участников всероссийской олимпиады школьников по предметам на всех этапах её проведения, в том числе:

- на школьном;

-на муниципальном

-на региональном

-на заключительном


50

25

1



60

30

2



70

35

2



80

40

2



90

45

3





Численность участников различных творческих конкурсов, научных конференций обучающихся:

- школьного уровня;

- муниципального уровня;

- регионального уровня;

- всероссийского и международного уровня;


100

50

20



20

120

60

30



30

130

75

35



35

140

80

40



40

150

80

45



45



Удельный вес численности обучающихся 8- 11 классов общеобразовательных учреждений, занимающихся в очно - заочных и заочных (дистанционных ) школах

2%

3%

5%

5%

7%



Удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору не менее трёх доступных предложений из разных областей знаний и сфер деятельности) получать доступные качественные услуги дополнительного образования

12%

23%

25%

35%

47%



Доля педагогов, прошедших обучение по выявлению и поддержке одарённых детей

4%

12%

20%

30%

40%


2.6. План действий

№ п/п № п/п

Содержание

деятельности /мероприятие



Сроки

Условия, ресурсы

Исполнитель

1.

Создание координационного совета (при методическом совете), курирующего работу с одаренными и талантливыми детьми

Сентябрь 2011

Наличие методического совета, ШМО

Зам. руководителя ОУ по научно- методической работе

2.

Проведение мониторинга состояния работы с одарёнными и талантливыми детьми в образовательном учреждении

Сентябрь-октябрь

2011


Наличие специалистов в Управлении образования

Инициативная группа

3.

Анализ и создание условий, необходимых для реализации модуля

Апрель-май 2011




Зам. руководителя ОУ по НМР

4.

4.


  1. 4

Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными и талантливыми детьми)

2011-2015

Наличие плана повышения квалификации педагогов

Зам. руководителя ОУ по НМР

5.

Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или групповой работы над исследовательскими проектами




Наличие методических дней у педагогов

Зам. руководителя ОУ по УВР

6.

Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей

В течение

года


2011-2015

Наличие специалистов, методик проведения исследования

Педагог- психолог, Зам. руководителя ОУ по НМР

7.

Пополнение банка данных об одарённых и талантливых детях на основе комплексной оценки

В течение

года


2011-2015

Наличие банка данных

Зам. руководителя ОУ по НМР, классные руководители

8.

Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся, склонных к интеллектуальному труду

2011-2015

Наличие координационного совета

Зам. руководителя ОУ по НМР

9.

Формирование профильных групп-классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей

2011-2015

Наличие специалистов

Руководитель ОУ,

зам. руководителя ОУ по НМР



10.

Создание банка образовательных программ, методических материалов, учебных материалов повышенного уровня сложности для работы с одаренными и талантливыми детьми через ШМО

2012




Руководители ШМО

11.

Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов, обучение одарённых и талантливых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции

Постоянно

Наличие специалистов

Педагог - психолог

12.

Проведение профориентационной работы с обучающимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности

В течение

года


2011-2015




Классные руководители

13.

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей и студентов ВУЗов, ССУЗов, специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования) в качестве научных консультантов по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся

В течение

года


2011-2015

Наличие договоров

Зам. руководителя ОУ по научно- методической работе

14.

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности

Постоянно

Наличие программы доукомплектования кабинетов, финансовой поддержки

Руководитель ОУ

15.

Создание условий библиоинформационного обеспечения исследовательской деятельности обучающихся

Постоянно

Наличие специалистов

Библиотекарь

16.

Создание Школьной академии

наук


2012

Организация предметных декад

Зам. руководителя ОУ по НМР

17.

Участие школьников в научно-практических конференциях (очных и заочных): «Шаг в будущее», «Портфолио», «Юность. Наука. Культура» и международных предметных конкурсах и олимпиадах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», дистанционных олимпиадах

2011-2015

Есть опыт работы

Зам. руководителя ОУ по НМР,

руководители ШМО



18.

Пересмотреть порядок поощрения (награждения) обучающихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях районного, регионального уровня, и педагогов, готовивших их, в связи с переходом на отраслевую оплату труда

Август

2011





Совет школы, администрация, профсоюзный комитет

19.

Проведение педагогических советов, мастер-классов, лабораторий нерешённых проблем, практических семинаров на тему «Внедрение педагогических технологий развития детской одарённости: осмысление и актуализация системы работы с одарёнными детьми

2011-2015

Согласно плана работы ОУ

Администрация школы

20.

Проведение общешкольных родительских собраний: «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?» (начальная школа), «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка» (5-7 классы), «Способности и интересы моего ребёнка: выбор профиля обучения» (8-9 классы)                                   

Октябрь

2011





Педагог психолог, классные руководители

21.

Совершенствование системы работы «Центра содействия развития личности ребёнка» по развитию детской одарённости через организацию и проведение занятий по интересам по следующим направлениям: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно - прикладное, школа лидеров

2011-2013

Согласно плана работы ОУ и Центра содействия развитию личности ребенка

Зам. руководителя ОУ по ВР

22.

Организация  обучения с использованием образовательного ресурса Интернет

2013

Материальная база

Зам. руководителя ОУ по НМР

23.

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

Разработка портфолио обучающегося и учителя–наставника для отражения их успехов в исследовательской деятельности



2012




Зам. руководителя ОУ по НМР,

руководители ШМО



24.

Анализ и обобщение результатов реализации модуля «Создание системы работы с талантливыми и одарёнными детьми»

ежегодно




Зам. руководителя ОУ по НМР