Моя беседа, надеюсь, будет интересна и родителям и воспитателям дошкольных учреждений, и учителям начальных классов. А речь в ней по - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Моя беседа, надеюсь, будет интересна и родителям и воспитателям дошкольных учреждений - страница №1/1

Пальцы помогают говорить

Моя беседа, надеюсь, будет интересна и родителям и воспитателям дошкольных учреждений, и учителям начальных классов. А речь в ней пойдет о взаимосвязи нашей речи и наших рук, даже точнее, пальцев.

При обследовании детей с задержкой в речевом развитии, нарушением письма и чтения сразу же обращаю внимание на работу их пальцев (мелкую моторику). Сравнивая их с хорошо говорящими детьми, которые свободно повторяют различные пальчиковые комбинации, вижу, что плохо говорящие дети и затрудняющиеся в письме и чтении не могут произвести отдельные движения: пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные, малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный.

Этому явлению есть научное обоснование. При внимательном рассмотрении снимка головного мозга видно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, является ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Проведенные исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи, что тесно взаимосвязано с чтением и письмом.

В системе коррекционной-обучающей работы в дошкольном периоде для детей с нарушениями речи успешно используется комплекс упражнений, развивающий движения пальцев рук. Труднее приходится в работе с младшими школьниками, родители которых своевременно не обратились за помощью к логопеду.

Специальные исследования показали, что существует связь между различением звуков и запоминанием их графического обозначения. Чем беднее представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения и письма. Другими словами: как говорит, так и пишет. Заменяют и смешивают согласные и гласные звуки, переставляют, добавляют или вовсе пропускают буквы и слоги. Анализ письменных работ таких учащихся говорит о замедленном усвоении материала. В работах много ошибок, обусловленных особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи. Изобилуют графические ошибки ― путают написания похожих букв: д-б, и-у, т-п и так далее.

Устранить эти ошибки, как правило, не удается в процессе обучения русскому языку в школе, требуется дополнительная коррекционная работа, направленная на развитие произношения, звукового анализа и синтеза, обогащение словаря, развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Таким образом, в осуществлении речевой и письменной функциях в целом принимают участие различные отделы коры головного мозга, однако, роль каждого из них различна, что особенно четко проявляется при различных речевых расстройствах.

Итак, сейчас мы говорим о взаимосвязи речи и и пальцев рук. Как могут родители, воспитатели, учителя помочь детям в развитии этих процессов? Прежде всего надо не упустить момент раннего развития пальцев рук младенца. Характерной для этой возрастной ступени является предметная деятельность, манипуляция пальчиками, яркими игрушками. На глазах у ребенка взрослый проделывает все то, что потом тот должен выполнять самостоятельно. Иногда приходится действовать совместно с ребенком, направлять его движения.

Развитие мышления ребенка дает возможность постепенно усложнять характер его деятельности. С 3―4 до 6―7 месяцев используются игры с погремушками; шарами разнообразными крупными подвесками. Ребенка. побуждают брать игрушку и удерживать ее, взяв в руки.

С 6―7 до 9―10 месяцев сначала на основе подражания действиям взрослых, а затем по его словесной просьбе, самостоятельно производить действия с игрушками: класть и вынимать из коробки игрушки, открывать и закрывать ее. В этот период полезно делать массаж - поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать их. Делать так. надо ежедневно 2-3 минуты.

В возрасте от 9-10 месяцев до одного года учить открывать различные разъемные игрушки: деревянные расписные бочонки, полые разъемные шары, яйца, матрешки, снимать и нанизывать кольца пирамидки,. С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.

Итак, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Уже с одного года до полутора лет идут игры с пальчиками, связанные непосредственно со звукосочетаниями, словами текста. Это всем нам знакомые и милые с детства потешки: «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки». Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Для подготовки руки к письму можно использовать различные пособия «Учим детей писать», где предложена система графических упражнений. Дети осваивают зарисовку фигур сначала по точкам, а затем самостоятельно пишут палочки, линии, овалы, круги, составляют узоры из этих элементов. Несмотря на высокую плотность логопедических занятий, обязательно включаю пальчиковую гимнастику. Оптимальным для этого оказываются физминутки. Этот вид разгрузки предлагает детям переключиться на другой вид деятельности, повышает работоспособность, снимает нагрузку, связанную с сидением Традиционно такая пальчиковая ритмика проводится в сочетании движений с речью.

Я часто приглашаю родителей на свои занятия с детьми. Прошу их внимательно следить за своим ребенком, видеть то, чему он научился, помочь в том, в чем еще затрудняется. Интересно бывает наблюдать, как родители и их дети осваивают упражнения для пальцев Оказывается, это и у взрослых иногда вызывает затруднения.

Начинаем мы с простых упражнений: «Пальчики здороваются» (кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.). «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой). «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их). «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами) и других.

Большая ценность заключается в упражнениях с бумагой: «Выгладим платочки». Перед ребенком положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одно рукой, затем двумя большими пальцами, повторить то же указательными и т. д.

Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и учителя, и родители. Необходимо следить, чтобы не было передозировки, достаточно 2―3 минуты. Упражнения надо давать порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Быстрый эффект дают движения повышенной сложности, какие | наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является повышение работоспособности коры головного мозга. Следствием этого улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.

Таким образом, речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря руки― это манипуляторы мозга.

Н.Н. Чупахина ,



учитель-логопед МБОУ «СОШ №11»