Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Результаты Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный этап) 9 1462.15kb.
Главное управление образования курганской области 1 86.9kb.
1 Укажите причины, которые определяют специфику социального познания... 1 80.56kb.
Всероссийской олимпиады школьников 1 99.95kb.
Цели, задачи и функции всероссийской олимпиады школьников 1 134.33kb.
Отчет о проведении I (школьного) этапа Всероссийской Олимпиады школьников... 1 52.3kb.
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады... 1 102.74kb.
Задания теоретического тура муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 87.27kb.
Результаты 2-х туров регионального этапа всероссийской олимпиады... 1 232.55kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 1 50.8kb.
ЯУчастники регионального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 40.99kb.
Реферат по спецкурсу «Философия» Тема: общество и культура как предметы... 1 17.48kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников - страница №1/1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Олимпиадные задания по биологии 5 — 7 класс



Природоведение 5 класс

Длительность олимпиады 1 академических часа (60 минут)



Мах баллов: 43 балла

1. Как устроена Земля? Расставь основные части Земли в последовательности как они расположены в Земле: а. Ядро; б. Мантия; в. Земная кора.(1 балл)

2.Выпиши, что относится к живой и неживой природе:


  • камень,

  • мох,

  • спички,

  • ящерица,

  • снег,

  • мост,

  • радуга,

  • человек. (1 балл)

3.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?

  • Глиняная кружка

  • Льняное платье

  • Стальной нож

  • Кирпичный дом (1 балл)

4.Каким кормом зимой нельзя подкармливать птиц и почему?

  • Семена растений

  • Хлеб ржаной

  • Несолёное сало

  • Солёное сало (2 балла)

5.Что лишнее? Объясни.

  • Карликовая берёза

  • Тополь

  • Полярная ива

  • Морошка

  • Земляника

  • Мох

  • Ягель (2 балла)

6.Какие птицы улетают в тёплые края последними и почему?

  • Зерноядные

  • Насекомоядные

  • Водоплавающие (2 балла)

7.Узнай по описанию.

Растут эти грибы по нескольку десятков штук. Всегда встречаются лишь на пнях или корнях деревьев. Собирают их осенью. Шляпка у них светло-коричневая, с мелкими чешуйками. Ножка тонкая, с белой плёнкой .Какие это грибы?

Небольшая птица. У неё чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Хвост и крылышки коричневые, спинка серая, а брюшко белое. Тёмный длинный хвост этой птицы всё время покачивается. Кто это?

Весной у этого растения цветки в форме маленьких колокольчиков, листья большие остроконечные. А летом на месте цветков - красная ягода, но в рот её не бери - она ядовита. Это…

Он живёт под землёй. Очень редко выходит на поверхность. Шерсть у него чёрного цвета, короткая, густая, бархатистая. Питается дождевыми червями.

(3 балла)

8.Найди ошибки в рассказе "3имний день".

Наш класс в воскресенье решил идти в лес на экскурсию. Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд, положили в рюкзак - и в дорогу.

Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? "Это, наверное, следы ежа, - сказал Коля. "Нет, это не ёжик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зелёные палки деревьев выглядывали из-под снега.

Решили отдохнуть под большим дубом. "Что-то не видно белок", - сказала Маша. "А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?" - ответил Саша. Где-то сверху доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.

Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо, и в нём какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Коля и это знал: "Это сойка!" Между берёзами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей. Переходя к полю, мы увидели много звериных следов возле старого сена. "Наверное, это волк ловил мышей в сене", - сказал кто-то. Экскурсия закончилась. Немного усталые, но довольные, мы пришли домой. (3 балла)

9. Перечисли ядовитые растения нашего края.(2 балла)

10.Есть ли в нашем регионе животные, которые изображены на картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"? Назовите их.(1 балл)

11.Отгадайте.

Край виден, но дойти до него невозможно.

Я иду - и он идёт, я стою - и он замрёт.

Спустился я пониже - стал край ко мне поближе. (1 балл)

12.Ты поранился в лесу, а йода с собой нет. Какое растение поможет тебе остановить кровь? (1 балл)

13.Сделай экологический прогноз.

Что будет, если вырубить леса по берегам реки? (1 балл)

Что случится, если уничтожить всех комаров? (1 балл)

Что станет с поверхностью почвы, если разольётся нефть? (1 балл)

14.Какое дерево цветёт позднее всех: берёза, липа, тополь? (1 балл)

15.Почему растения в лесу друг другу не мешают? (1 балл)

16.Каким насекомым хлопают в ладоши? (3 балла)

17.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (1 балл)

18.Что к чему приводит? Выбери нужный вариант.


  1. Заготовка древесины.

  2. Выброс дыма заводами и фабриками.

  3. Неумеренная охота на диких животных.

  4. Слив сточных вод с заводов и фабрик.

а).Загрязнение воздуха.

б).Уменьшение количества лесов на Земле.

в).Загрязнение водоёмов.

г).Исчезновение некоторых видов зверей. (2 балла)

19.Есть ли на Крайнем Севере пустыни? Объясни ответ. (2 балла)

20.Представьте, что Вы заблудились в лесу. Компаса нет, небо покрыто облаками. Как можно выбраться из леса? (3 балла)

21.Как называется плодородный слой земли? (1 балл)

22.Как называется в природе самая тонкая нить? (1 балл)

23.Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё и моется сам? (1 балл)

24.Дышит ли человек через кожу? (1 балл)

25.Что делит Землю на Северное и Южное полушария? (1 балл)

26.У какого хищного зверя нашего края следы похожи на человеческие?(1 балл)

27.Чем покрыты зубы человека? (1 балл)

28.О каких птицах говорится?

1. Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетают от северных морозов. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год.

2.Они очень любопытны. Это хорошо знают охотники. И еще знают; нет птицы осторожнее. Вон большое стадо! Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа. С каждого края стада стоит старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам.

3.Красивые танцы они устраивают на болоте! Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом и кружатся, и прыгают, и в такт хлопают крыльями

4.Самая интересная особенность этой птицы – то , как она делает себе запасы на зиму. Напряженная работа начинается, когда созревают кедровые орешки. К зиме она успевает заготовить до 70 тысяч орешков и прячет их небольшими порциями по 10-20 штук, зарывая в землю или мох, засовывая под отставшую кору, под валежины и трухлявые пни. И всего делает около 6 тысяч тайничков. Как же их все можно запомнить? Оказывается, у этих птиц замечательная память, гораздо лучше, чем у человека.

5.С какой стороны ни взглянуть на эту птицу – она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея этой птицы голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами. (3 балла)

В сумме ученик должен набрать 43- 33 балла — победитель, 27 баллов — призёр.
Биология

6 класс

Длительность олимпиады 2 академических часа (120 минут)

Мах баллов: 32 балла

Задания части 1. Уважаемые участники предлагаем вам тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчёта: 1 балл за каждое тестовое задание. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов. (Мах количество баллов – 10)

1. Часть клетки, которая ограничивает и защищает её содержимое от воздействия внешней среды:

а). пластиды,

б). цитоплазма,

в). оболочка,

г) вакуоль
2. Роль корня в жизни растения:

а) образуют органические вещества из неорганических,

б) укрепляют растения, поглощают воду и минеральные вещества,

в) поглощает органические вещества из почвы,

г) обеспечивает растение энергией.
3. Значение листьев в жизни растений состоит в том, что:

а) они создают тень для стебля и корней,

б) они служат пищей для животных,

в) в хлоропластах, расположенных в клетках листа, происходит фотосинтез,

г) они поглощают влагу из воздуха.

4. Корни в процессе дыхания выделяют:

а) углекислый газ,

б) кислород,

в) азот,

г) водород.

5. Определите правильно выстроенную пищевую цепь:

а) трава- жук- лягушка- уж- орёл,

б) трава- лягушка- жук- уж- орёл,

в) орёл- лягушка- жук- уж- орёл,

г) орёл- лягушка- жук- трава- уж.

6. При работе с микроскопом ваш глаз смотрит в:

а) объектив,

б) окуляр,

в) тубус,

г) зеркало.

7. Гнездится в России, а улетает на зиму в Африку:

а) сорока,

б) ворона,

в) сизый голубь,

г) деревенская ласточка.
8.Фотосинтезирующий пигмент – это: а) хлорофилл,

б) хлоропласт,

в) хроматофор,

г) хроматин.


9. Самая плодородная почва:

а) подзолистая,

б) черноземная,

в) глинистая,

г) солончаковая.
10. Какое из перечисленных животных занесено в Красную книгу:

а) волк,


б) белка,

в) снежный барс,

г) лось.

Задание части II - тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за данную часть, определяется из расчёта: 2 балла за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным должен быть указан в матрице ответов. (Мах количество баллов – 10).



1. Почву разрушают: Варианты ответов:

I. Вода а) I, II, III;

II. Рыхление б) I, III, IV;

Ш. Внесение удобрений в) I, IV, V;

IV. Ветер г) II, IV, V

V. Неправильная обработка почвы .


2. Приборы, с помощью которых изучают организмы:

  1. Телескоп

  2. Микроскоп

  3. Гномон

  4. Лупа

  5. Компас Варианты ответов: А) II, IV; Б) II, V ; В) I, II, IV; Г) II, III

3. К трубчатым грибам относятся: Варианты ответов:

I. Подберёзовики А) I, III, V

II. Сыроежки Б) II, IV, V

III. Шампиньоны В) II, IV, V

IV. Белые грибы Г) I, IV, V

V. Подосиновики

4. К позвоночным животным относятся: Варианты ответов:

I. Бабочка А) II, III, IV

II. Окунь Б) I, II, IV

III. Собака В) II, III,V

IV. Улитка Г) III, IV, V

V. Змея
5. К зерновым культурам относятся: Варианты ответов:

I. Рожь А) II, IV, V

II. Пшеница Б) I, II, III

III. Хлопчатник В) I, II

IV. Овёс Г) I, II, IV

V Морковь

Задания части III виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить(либо «да», либо «нет»). Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчёта: 1 балл за правильный ответ на каждое суждение. (Мах количество баллов – 5)
1. Гриб-трутовик – шляпочный гриб.

2. Растения поглощают углекислый газ только на свету.

3. Размножение – это свойство живых организмов производить потомство.

4. Северный олень обитает в тайге.

5. Животные, обитающие в почве, как правило, слепые, но очень хорошо

различают запахи.


Задания части IV - тестовые задания, требующие установления соответствия. Каждое верное соответствие - 1 балл. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованием задания. Установите соответствие между процессами, происходящими при дыхании и фотосинтезе, и их характеристиками. (Мах. количество баллов – 7)
Процессы:

1. Дыхание,

2. Фотосинтез

Характеристики процессов:

а) Кислород выделяется,

б) Углекислый газ поглощается,

в) Происходит почти у всех организмов,

г) Происходит только у растений и некоторых бактерий,

д) Поглощается кислород,

е) Происходит на свету и в темноте,

ж) Происходит только на свету.



Критерии проверки

Мах баллов: 32 балла

Ответы:

Задания части 1( мах количество баллов – 10)

12345678910

вбваабгабв

Задание части II ( мах количество баллов – 10)

12345


вагвг

Задания части III ( мах количество баллов – 5)

1 2 3 4 5

нет да да нет да

Задания части IV( мах количество баллов – 7)

абвгдеж


2212112
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Оценивание тестовых заданиях частей I за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу.

В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла.

В заданиях части III участникам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов конкурсанты должны указать вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчета: 1 балл за правильный ответ на каждое суждение.

В заданиях части IV оценка проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

Оценивание работы в целом.

Определение итогового рейтинга. По результатам конкурсных работ по параллели 6 классов выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, определяемый по сумме баллов, набранных участниками во время теоретического тура. Определение итогового рейтинга на основе баллов по итогам позволяет выявить наиболее подготовленных конкурсантов и сформировать соответствующий контингент участников для следующего этапа.



Биология

7 класс

Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).



Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 3, 4 постарайтесь дать максимально подробные ответы. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.
Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 20)



1. Основной запасной углевод у растений – это: а - клетчатка ; б – крахмал; в – фруктоза; г – сахароза.

2. Живые клетки часто отсутствуют в растительных тканях: а - покровной; б - основной; в - механической; г - запасающей.

3. Малое количество жиров содержится в семенах: а - конопли; б – льна; в - гороха; г - подсолнечника.

4. Корень выполняет функцию: а – механическую; б – всасывающую; в – проводящую; г - все эти функции.

5. У моркови имеется: а – корнеклубень; б – корневище; в – клубень; г – корнеплод.

6. Придаточные почки могут располагаться на:

а – междоузлиях; б – корнях; в – листьях; г - всех этих частях

растения.

7. Клубень является видоизменением:

а – побега; б - главного корня; в - бокового корня; г -

придаточного корня.

8. Замыкающие клетки образуют:

а – устьица; б - столбчатую ткань; в - губчатую ткань; г.

проводящие пучки.

9. Черенок – это:

а - основание цветка; б - стеблевидная часть листа; в - основание плода;

г - отрезок любого вегетативного органа.

10. У насекомоопыляемых растений пыльца:

а – сухая; б – клейкая; в – мелкая; г – легкая.



11. Двойное оплодотворение характерно для:

а – мхов; б – папоротников; в – голосеменных; г – цветковых.



12. Много семян находится в плодах:

а – подсолнечника; б – ржи; в – гороха; г - всех этих растений.



13. Сочными плодами обладает:

а – горох; б – редис; в – рябина; г – подсолнечник.



14. У водорослей не бывает:

а – стебля; б – листьев; в – корней; г - всех этих органов.



15. Ризоиды служат для:

а - всасывания питательных веществ; б - вегетативного размножения; в - прикрепления к субстрату; г – фотосинтеза.



16. К мохообразным растениям относится:

а – ламинария; б - олений мох; в – сфагнум; г - все эти растения.



17. Споры у хвощей:

а – отсутствуют; б - созревают на заростках; в - созревают в колосках на верхушках побегов;+ г - созревают на поверхности листьев.



18. В бактериальной клетке отсутствует:

а – ядро; б – митохондрии; в - пластиды; г - все эти органоиды.



19. Споры бактерий наиболее уязвимы для:

а - кипячения; б – замораживания; в – обезвоживания; г - ультрафиолетового излучения.



20. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:

а - водой и органическими веществами; б - водой и минеральными

веществами; в - исключительно водой; г - кислородом и углекислым

газом.


Задание 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 10)

1. У каких из нижеперечисленных растений соцветие - простой зонтик:

а – вишня; б – кукуруза; в – укроп; г – груша; д – рябина; е – чистотел; ж – одуванчик;

з – морковь; и – лук.

2. Основные признаки класса двудольных:

а – зародыш имеет обычно 2 семядоли; б – листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое; в – корневая система мочковатая; г – корневая система обычно стержневая; д – цветки обычно трёхчленные, околоцветник простой; е – листья простые и сложные, жилкование перистое; ж - цветки обычно пятичленные, чашечка и венчик хорошо выражены.



3. Что общего между голосеменными и покрытосеменными растениями:

а – это высшие растения; б – имеют корни стебли и листья; в – есть цветки; г – формируют семена; д – образуют плоды; е – закрытое положение семяпочки; ж – есть тканевая дифференциация.



4. Какие из перечисленных характеристик не соответствуют бактериям:

а – наличие рибосом; б – размножаются путём непрямого деления; в – отсутствуют мембранные органоиды; г – имеют одну кольцевую молекулу ДНК; д – есть клеточная мембрана; е – имеют несколько пар хромосом.



5. Какие из перечисленных грибов являются паразитами человека:

а – чага; б – сыроежка; в – головня; г – фитофтора; д - грибок кандида; е - пеницилл; ж – рыжик; з – аспергилл.



Задание 3.

  1. Чем отличаются друг от друга боковые корни и придаточные корни? Какова функция придаточных корней? У каких растений развиваются придаточные корни? При каких условиях у растений развиваются только придаточные корни?

  2. Привести примеры водных покрытосеменных растений (2-3 примера). Каковы особенности строения корня, стебля, листьев в связи с водным образом жизни этих растений?

  3. Что собой представляют клубеньки на корнях бобовых растений? Строение, образование, значение клубеньков.

Задание 4. Какие особенности в строении покрытосеменных растений привели к их процветанию на Земле?
Критерии проверки
Задание 1 включает тесты с одним правильным ответом, оценивающиеся в 1 балл каждый. В этих тестах ученик не может отмечать два ответа, как правильные. В противном случае он получает 0 баллов, даже если один из отмеченных ответов правильный. Максимальная сумма баллов за первое выполненное задание – 20 баллов.

Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – г; 5 – г; 6 – г; 7 – а; 8 – а; 9 – г;

10 – б; 11 – г; 12 – в; 13 – в; 14 – г; 15 – в; 16 – в; 17 – в; 18 – г; 19 – г; 20 – б.


Задание 2 включает тесты с несколькими правильными ответами. Учащиеся на каждый вопрос должны выбрать только правильные ответы. Каждый правильно выполненный тест оценивается 2 баллами. Максимальная сумма баллов за выполненное задание – 10.

Правильные ответы: 1 – а, е, и; 2 – а, г, е, ж; 3 – а, б, г, ж; 4 – б, е; 5 – д, з.
Задание 3. За каждый правильный ключевой компонент развернутого ответа по вопросу дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 4.


  1. Ответ. Придаточные корни в отличие от боковых корней образуются не на корне, а на других органах растения. Они могут образовываться на стеблях, листьях, корневищах, но никогда придаточные корни не развиваются из главного и боковых корней (1 балл). Внешне придаточные корни не отличаются от обычных корней и выполняют те же функции (закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей и др.) (1 балл). У многих растений, как например, у однодольных (злаки, лилейные, осоковые и др.), корневая система состоит преимущественно из придаточных корней. Такие же корни образуются и у папоротникообразных (папоротники, хвощи). Придаточные корни иногда составляют основную массу корней и у двудольных растений. Так, например, у картофеля, когда он размножается клубнями, образуются только придаточные корни (1 балл). При вегетативном размножении растений, т. е. при размножении черенками, усами, отводками, корневищами, развиваются только придаточные корни (1 балл).

  2. Ответ. Роголистник, кувшинка, кубышка жёлтая, водокрас обыкновенный, элодея канадская (1 балл). Корневая система водных растений развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворёнными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья (1 балл). Значительное увеличение поверхности тела, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев, расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки, сильным развитием воздухоносных полостей и больших межклетников. Большая плотность водной среды обусловливает слабое развитие механических элементов в листьях и стеблях водных растений; У водных растений слабо развиты или даже отсутствуют сосуды в проводящих пучках. (1 балл). Подводные листья не имеют устьиц; у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней стороне, у надводных (воздушных) листьев устьица — на обеих сторонах. Так как интенсивность света в воде резко снижается, у многих водных растений в клетках эпидермиса имеются хлорофилловые зёрна (1 балл).

  3. Ответ. На корнях бобовых растений поселяются азотфиксирующие бактерии, вызывая формирование особых утолщений – клубеньков (1 балл). Бактерии проникают через корневой волосок в первичную кору корня, размножаются, вызывая деление клеток основной ткани и образование клубенька (1 балл). Бактерии начинают фиксировать азот. Образуются азотистые вещества. Часть азотистых веществ выделяется из корней в почву. После отмирания растения клубеньки разрушаются, почва обогащается азотом. Оказавшиеся в почве живые клубеньковые бактерии продолжают существование, но все жизненные процессы в них протекают слабо, к фиксации азота они не способны (1 балл). Симбиоз корней бобовых и клубеньковых бактерий очень важен для сельского хозяйства - благодаря нему почва обогащается азотистыми веществами, повышается ее плодородие. Бобовые культуры, имея дополнительный источник азота, богаты белками, это ценные пищевые и кормовые растения (1 балл).

Задание 4. За каждый правильный ключевой компонент развернутого ответа дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов – 5.

Ответ. Предполагается, что покрытосеменные возникли в начале мелового периода мезозойской эры (около 125 млн. лет назад). К концу мелового периода покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире. Важнейший признак покрытосеменных — цветок, приспособленный для размножения. Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар привлекают животных-опылителей. Всё это максимально увеличивает шансы для переноса пыльцы насекомыми. Этот процесс более надежен, чем опыление ветром. Растениям, опыляемым насекомыми, не нужны такие большие количества пыльцы, как при опылении ветром. Большинство покрытосеменных опыляются насекомыми (1 балл). Закрытое расположение семязачатка у цветковых растений в полости завязи пестика защищает его (1 балл ).Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение, в результате которого образуется зигота, дающая начало зародышу, и триплоидная клетка, из которой впоследствии формируется эндосперм. Такое одновременное развитие зародыша и эндосперма позволяет зародышу быстро развиваться, используя питательные вещества (1 балл ). Семена заключены в плод и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы, млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода и т. п.(1 балл ). Покрытосеменные имеют высокоорганизованную проводящую систему: более совершенные проводящие элементы — настоящие сосуды, по которым осуществляется быстрое передвижение воды и растворенных минеральных солей от корня к стеблю и листьям. Помимо этого покрытосеменные имеют ситовидные трубки с клетками-спутницами. Их появление повысило скорость и эффективность транспорта продуктов фотосинтеза от листьев к стеблю и корню ( 1 балл ).


Максимальная сумма баллов за 4 задания – 47 баллов.