Муниципальный проект «Одаренные дети» - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Муниципальный проект «Одаренные дети» - страница №1/4

Муниципальный проект «Одаренные дети»
Заказчик проекта: управление образования администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», ГЭМС
Разработчики проекта: рабочая группа: Глазырина М.М. – начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования, руководитель группы, Федотова Л.Н. – заместитель директора МБОУ ДОД «ДД(Ю)Т», Запальская Е.В. – заместитель директора МБОУ «СОШ № 13», Ананьина Н.Н., заместитель начальника управления образования, Котова Е.И., директор ЦНМО, Широглазова Н.И., заместитель директора ЦНМО
Информационная карта проекта: «Одаренные дети»:

Проект является управленческим, среднесрочным.



География проекта

Образовательные учреждения Лысьвенского муниципального района



Сроки реализации проекта

май 2011 – июнь 2013 года



Участники:

Специалисты управления образования, специалисты ЦНМО, руководители и заместители директора ОУ, УДО, педагоги, в том числе педагоги дополнительного образования, дети, родители.



Благополучатели: дети, родители, педагоги, муниципалитет
Актуальность проекта

В послании Федеральному собранию РФ (05.11.2008) Президент РФ подчеркнул необходимость выстраивания разветвленной системы выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.

Сегодня перед Россией стоит грандиозная задача – достичь такого уровня социально-экономического развития, который соответствует статусу России как ведущей мировой державы 21 века. Уже к 2020 году Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

Россия всегда славилась талантами, однако инновационная экономика требует все новых и новых идей, выхода за стандартные рамки, оригинальных решений. Факты говорят о том, что сегодня наша страна не может похвалиться первыми местами в научных, спортивных, культурных открытиях и достижениях человечества. Много ли у нас лауреатов Нобелевской премии? Какие бренды автомобилей, компьютеров, бытовой техники российского производства привлекают покупателей хотя бы в нашей стране? Можем ли мы с уверенностью и гордостью сказать, что условия работы в промышленности соответствуют мировым стандартам? Увы, имея огромный интеллектуальный потенциал, Россия пока не может быть в полной мере названа ведущей индустриальной державой мира.

Решающую роль в становлении нового поколения людей с инновационным типом мышления и поведения играет система образования. На территории Лысьвенского муниципалитета сложилась традиционная система работы с одаренными детьми. Однако, уже в течение многих лет ученики наших школ не попадают на первые строчки краевых олимпиад. На федеральном уровне Лысьва достойно представлена только в области «Технология» по направлению «Дизайн одежды», при этом готовит победителей один и тот же педагог. На краевом, всероссийском уровне у нас есть достижения в спорте, искусстве. Но в других направлениях побед крайне мало. Очевидно, что используемые формы и методы работы в современных условиях не дают гарантированного результата.

Приведенные доводы стали основанием для принятия решения о разработке проекта, который с учетом сложившихся традиций и современных средств позволил бы вывести систему образования муниципалитета по данному направлению на иной качественный уровень. Проект «Одарённые дети» должен стать основным документом, определяющим стратегию развития деятельности по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей в Лысьвенском муниципальном районе.



Проблемный анализ ситуации

Работа с одаренными детьми в Лысьвенском муниципальном районе всегда являлась частью программы развития образования.

Сохранены и развиваются 5 учреждений дополнительного образования: ДДЮТ, ДШИ, Кормовищенский Дом детского творчества, Кыновская школа искусств, Детский (подростковый) центр. В них обучается 4636 детей. 2181 ребенок занимается в учреждениях дополнительного образования, относящихся к управлению культуры, а так же к управлению по физкультуре, спорту и молодежной политике.. (ДЮСШ, музыкальной школе, сельских клубах). С каждым годом увеличивается сеть кружков и секций, работающих на базе школ от учреждений дополнительного образования. Так, в 2006 г в школах работали от учреждений дополнительного образования 54 объединения, в 2011 году- 157 объединений, в них занимается 2043 учащихся. Дети имеют право выбора дополнительной образовательной программы. Приветствуется желание ребенка заниматься в нескольких объединениях, менять их. Таким образом, на территории муниципалитета созданы все условия для развития разных видов одаренности.

Анализ показал, что каждое ОУ организует определенную работу по выявлению одаренных детей. Однако данная работа не носит системного характера. Так во Дворце детского и юношества творчества, опорном учреждении по дополнительному образованию, создан банк компьютерных диагностик для определения детской одаренности, но он используется , в основном, внутри учреждения. Банки данных одаренных детей созданы в 90% ОУ. Формы их ведения самые различные. С банком данных работа ведется не регулярно.

В 75% ОУ за работу с одаренными детьми отвечает отдельный педагог. Но при этом в городе практически отсутствует целенаправленная работа по индивидуальному педагогическому сопровождению одаренных детей, так же как и конструктивное взаимодействие основного и дополнительного образования в работе с ними. Педагоги слабо владеют специальными технологиями развития одаренности. В ОУ нет тьюторов, тренеров, менторов по работе с одаренными детьми.

На муниципальном уровне сложилась система как общегородских, так и межведомственных мероприятий, которые способствуют выявлению, поддержке и развитию юных дарований: День лыжника, кросс наций, фестиваль детского творчества «Крылатые качели» и другие. Ежегодно проводится более 130 творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, выставок, спортивных соревнований для школьников. Финансирование данных мероприятий осуществляется из средств местного бюджета по статье общегородские мероприятия. Участие детей в краевых, всероссийских, международных мероприятиях осуществляется за счет родительских средств. Несмотря на недостаточное финансирование мероприятий, за 2010 - 2011 учебный год призерами краевых, всероссийских международных мероприятий стали 244 человека (204 в прошлом году). При этом взаимодействие с разными организациями, учреждениями, управлениями по подготовке мероприятий не носит системного характера.

Достаточно активно включены дети в проектную и исследовательскую деятельность. На муниципальном конкурсе детских проектов количество участников ежегодно увеличивается. 147 детей занимаются исследовательской деятельностью. Основной формой работы НОУ остается исследование лингвистического или социального характера. Практическую направленность, пользу для изменения конкретной, реальной ситуации в нашем городе носят, пожалуй, только работы, связанные с экологией.

Успехи юных талантов не остаются незамеченными. Действует система мотивационных мероприятий для одаренных детей. На муниципальном уровне проводится ежегодная церемония награждения наиболее отличившихся ребят на «Бале олимпийцев». Краевой стипендией «Юные дарования Прикамья» ежегодно награждаются 2- 3 учащихся. Победители Всероссийской олимпиады по технологии ежегодно награждаются Премией Президента РФ. Дети, добившиеся высоких результатов, принимают участие в ежегодном краевом форуме «Будущее России», туристических поездках, Общероссийской елке в Кремле, Губернаторской елке. Однако имеющаяся система недостаточно эффективна. Необходимо придать ей гласность и общественную оценку.

Помимо проблем перечисленных выше, остаются проблемы слабого взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей, отсутствие информационной базы сопровождения одаренных детей в районе и ряд других.

Проблемы:

1 Работа по выявлению и поддержке одаренных детей не носит системного характера.

2 Недостаточно эффективно выстроена работа по интеллектуальному и техническому направлениям.

3 Педагоги слабо владеют специальными технологиями развития детской одаренности.

4 Имеющаяся система мотивационных мероприятий для одаренных детей недостаточно эффективна.

5 Отсутствует информационное сопровождение работы с одаренными детьми.



Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в том, что изменение имеющейся на территории системы работы с одаренными детьми будет проходить в два этапа:



  1. Создание идеальной модели, которая включила бы в себя максимум современных средств и способов работы с одаренными детьми. Данная модель будет служить ориентиром (отправной точкой) для обсуждения при принятии муниципальной программы работы с одаренными детьми в будущем.

  2. Реализация модели с учетом современных требований.



Миссия проекта: создать систему выявления и педагогической поддержки одаренных детей как уникального ресурса развития муниципалитета.
Цель проекта: разработать современную муниципальную модель выявления и педагогической поддержки талантливых детей и обеспечить ее реализацию.
Задачи:

  1. Разработать и представить к утверждению современную муниципальную модель выявления и педагогической поддержки одаренных детей.

  2. Обеспечить управление реализацией принятой модели.


Предполагаемый результат:

    • Муниципальная модель работы с одаренными детьми, отвечающая требованиям времени

    • Создание координационного центра по работе с одаренными детьми

    • Создание системы информационно-методического обеспечения работы с одаренными детьми



Концептуальные основы:

  • Образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»

  • ФГОС

  • Федеральная целевая программа развития образования России на 2011-2015 годы



Основные тезисы:

  • Талантливые дети – это уникальный ресурс муниципалитета – и к нему должно быть особое отношение

  • Прививая ребенку то, чего у него нет и игнорируя то, что, чем он уникален, мы способствуем выращиванию «дичков»

  • Жизнь не заканчивается школьными дисциплинами, а, наоборот, только начинается с них. В мире так много видов деятельности, что каждому могло бы найтись занятие по душе, в котором он стал бы лучше других.

  • Встреча с одаренным учеником для педагога – своеобразный экзамен в профессиональном, личностном и духовно-нравственном отношении. Такая встреча дает возможность пережить «точку роста», возможность продвижения вперед в профессиональном и личностном становлении.

  • Индивидуальность ребенка будет развиваться, только если рядом с ним есть другие яркие индивидуальности. Совсем не обязательно это будут школьные учителя. Но учитель может помочь сформировать позитивные круги общения.

Этапы реализации проекта.
1 этап:

Разработка и представление

модели работы с одаренными детьми ( май - сентябрь 2011 года)





Название мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1

Изучение опыта работы других МО

Май

Члены проектной группы

2

Проведение «Мозгового штурма» по разработке модели

1 июня

М.М.Глазырина


3

Разработка модели, составление плана ее реализации

До 15 июня

Члены проектной группы

4

Защита модели на ГЭМС

23 июня

М.М.Глазырина

5

Представление модели на уровне муниципалитета

Июль

С.И.Винокуров

6

Представление модели на совещаниях директоров и заместителей директоров по воспитательной работе

Октябрь

Глазырина М.М.


7

Представление модели на заседании ЛМРС

Октябрь

Глазырина М.М.



2 этап:

Реализация модели «Одаренные дети»

1.Выявление одаренных детей


1

Разработка единой структуры банка данных одаренных детей,

инструкции по его заполнению.



Сентябрь

2011


Члены проектной группы

2

Обновление банков данных одаренных детей в ОУ согласно новой структуре

К 1 декабря 2011

Руководители ОУ

3

Создание муниципального банка данных одаренных детей

К 1 февраля 2012 года

ЦНМО

4











2 Педагогическая поддержка одаренных детей


1

Разработка индивидуальных траекторий развития одаренных детей в ОУ

К 1 февраля 2012 года

Руководители ОУ

2

Создание координационного центра по работе с одаренными детьми

Сентябрь

2011


Управление образования













2.1. Интеллектуальное направление

1

Создание системы муниципальных предметных олимпиад и конкурсов для учащихся 1, 2 ступеней

Ноябрь 2011-

Январь


2012

Руководители ОУ

Шепшина И.А.



2

Организация участия детей в муниципальных, краевых интеллектуальных играх

В течение всего периода

Руководители ОУ


3

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

В течение всего периода

Руководители ОУ


4

Организация профильных лагерей

Июнь, июль, август 2012

Новикова Н.А.

Руководители ОУ




5

Организация обучения детей в очно - заочных школах

В течение всего периода

Руководители ОУ


6

Организация лабораторий научного и прикладного характера в ОУ

В течение всего периода

Руководители ОУ


7

Организация практико- ориентированной деятельности в ОУ

В течение всего периода

Руководители ОУ


8










2.2. Техническое направление

1

Организация взаимодействия бизнес – структур и руководителей объединений технической направленности

(по специально разработанному плану)



Ноябрь 2011


Координационный центр, УО,

руководители ОУ




2

Организация участия детей в краевых, всероссийских, международных мероприятиях

В течение всего периода

Координационный центр, УО,

руководители ОУ




3

Организация обучения детей в интенсивных школах технической и технологической направленности

В течение всего периода

Координационный центр,

руководители ОУ




4

Организация практико- ориентированной деятельности в ОУ, УДО

В течение всего периода

Руководители ОУ, УДО


5

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

В течение всего периода

Координационный центр,

руководители ОУ




3.Работа с родительской общественностью


1

Организация работы клубов для родителей одаренных детей

В течение всего периода

Руководители ОУ, УДО


2

Организация дистанционной помощи семьям, имеющим одаренных детей

В течение всего периода

Координационный центр,

УО, ЦНМО


3

Проведение мероприятий по чествованию родителей одаренных детей

(по специально разработанному плану)



В течение всего периода

Координационный центр,

УО, руководители ОУ



4Мотивационная поддержка одаренных детей

1

Разработка плана мотивационных мероприятий для одаренных детей

Октябрь 2011

Управление образования

2

Организация участия одаренных детей в мотивационных мероприятиях


В течение всего периода

Координационный центр,

УО, руководители ОУ



3

Информационное обеспечение мероприятий

(по специально разработанному плану)



В течение всего периода

Координационный центр,

УО, руководители ОУ



5. Подготовка педагогов

1

Выявление образовательных потребностей педагогов, вовлеченных в работу с одаренными детьми и организация методической учебы

(по специально разработанному плану)



В течение всего периода

ЦНМО

2

Создание БПИ, информационных банков для педагогов по работе с одаренными детьми

В течение всего периода

ЦНМО

3

Распространение опыта работы педагогов

В течение всего периода

ЦНМО

5 Информационное сопровождение реализации модели


1

Разработка и ведение информационных банков и баз данных


До 1.02.2012

Координационный центр,

ЦНМО, руководители ОУ



2

Создание информационной среды

(по специально разработанному плану)



В течение всего периода

Координационный центр,

ЦНМО, руководители ОУ



3

Организация дистанционных форм работы с одаренными детьми

(по специально разработанному плану)



В течение всего периода

Координационный центр,

ЦНМО, руководители ОУ






3 этап: Аналитико – обобщающий ( Апрель - июнь 2013 года)


следующая страница >>