Начальное обучение в соответствии со взглядами Л. Н. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных... 1 334.59kb.
Расширить интеллектуальный кругозор учащихся; способствовать формированию... 1 190.09kb.
Основа: программа «Обучение грамоте и развитие речи» 3 554.55kb.
Духовно-нравственное развитие школьников как основа становления личности... 1 64kb.
«Хобби» и закрепление грамматических времен The Present Perfect и... 1 32.53kb.
Мбоу сош п. Свободный 1 81.17kb.
Урок по английскому языку Тема: " Решение конфликтов" 1 44.08kb.
Развитие познавательного интереса к географической науке, формирование... 1 33.44kb.
Цель работы: повышение качества знаний учащихся через урок, использование... 2 382.17kb.
Инновационного педагогического опыта 1 48.11kb.
А. В. Суворов Сегодня общество ставит перед собой серьезнейшие задачи... 1 77.58kb.
Битва на Курской дуге Цель 1 26.44kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л. Н. Занкова главной задачей ставит - страница №1/1



Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.Н. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа знаний, умений и навыков.

Для занковской системы обучения характерно более богатое, чем в массовой школе, содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

Принцип общего развития как слабых, так и сильных учащихся означает, что система обеспечивает возможность плодотворного обучения всех обучающихся, оптимального развития каждого ученика.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учеником.

Развитие в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимание памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности, под которым понимается развитие фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу.

Развитие ума проявляется в переработке знаний, в которой участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка.

В психолого-педагогической литературе, особенно в последние годы, описано немало принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения, на развитие активности учащихся на уроках.

В свое время советский ученый Л.Н. Занков предложил ряд принципов, которые должны были сделать обучение развивающим. Он обосновал обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом, осознание учениками процесса учения, учет особенностей всех учеников, в том числе и слабоуспевающих. Особенно важно было, чтобы создавались ситуации, специально направленные на развитие у учащихся мыслительных операций анализа, сравнения, доказательства.

Возбуждение познавательного интереса позволяет обеспечить усвоение главного в учебном материале, снизить утомляемость школьников, повысить их работоспособность. За одно и то же время ученики усваивают большую научную информацию.

В развивающем обучении на современном этапе развития личности очень важной и первостепенной задачей является воспитание активности и самостоятельности учащихся.

Более 15 лет начальная школа работает по системе Л.Н. Занкова. Последние МО учителей начальной школы лет работаю над проблемой «Развитие познавательной активности на уроках как средство становления личности и развития логического мышления».

В своей работе для достижения активизации познавательного процесса учителя начальной школы используют мощное средство стимулирования - учебно-познавательные игры, технологию интерактивного обучения – организацию взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр, что гарантирует педагогически эффективное познавательное общение, в результате чего создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. По Выгодскому, игра – это самореализация ребенка. Концепция этой технологии основана на явлении интеграции. Так же применяется функция личностно – ориентированного образования – гуманитарная, - так как ее суть в понимании, взаимопонимании, общении, сотрудничестве. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся используют в работе методы обучения (по И.Я.Лернеру, М.Н.Скаткину) объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный, практический – это помогает организации и осуществлению учебной деятельности учащихся.

Средства поддержки – первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся – создает атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания. Внимательное, приветливое отношение учителя к ученику, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуации взаимного обучения, использование деятельного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогическое общение. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития каждого ребенка. В этой индивидуальной работе важная ситуация успеха, создание условия для самореализации личности, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решение общих задач, рефлексия работ.



  1. Принципы развития учета направленности личности, ее отношений, моральных черт, потребностей, мотивов деятельности (К.К. Платонов).

  2. Принцип самосовершенствования – саморазвитие вперед, внутренне побуждение ученика.

  3. Принцип самореализации (стремление быть «Я»).

  4. Принцип готовности к ответственным действиям.

На уроках происходит развитие диалогических отношений по следующим критериям:

  1. Включение в процесс обсуждения.

  2. Построение полных и четких высказываний.

  3. Умение выразить мысль.

  4. Решение коммуникативных задач: проинформировать, объяснить, выяснить, понимать, улавливать мысль.

  5. Суждение, мнение, несогласие, удивление.

  6. Активное отстаивание и аргументирование своей точки зрения.

  7. Своевременность реакций на вопрос.

  8. Умение согласовывать свои действия и действия участников диалога.

  9. Коммуникативно-рефлексивная позиция - преобразование ответов учащихся в вопросы учителя к автору литературного произведения.

  10. Возникновение собственного мотива высказывания.

Наблюдение за развитием диалогических отношений позволяет нам отслеживать их динамику и решать некоторые вопросы нравственного развития. Важный методический прием – самостоятельный поиск, добывание знаний из разных источников перед изучением новой темы.

Для развития логического мышления учащихся учителя используют задания и игры во время уроков на таких предметах: русский язык, чтение, математика. В течение 4-летнего начального обучения это построено в систему поэтапного развития логического мышления у учащихся, развития познавательных процессов.




  1. Выделение признаков предметов.


Русский язык.

  1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, груши, лимона?

  2. Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?

  3. Сколько букв в словах ручка, парта, окно? Сколько в них слогов?



Математика.

  1. Из каких цифр состоит число 27?

  2. Какую форму имеет эта фигура?




  1. Узнавание предметов по заданным формам.


Русский язык.

  1. Назови предмет, о котором можно сказать:

а) черная, сделана из дерева, четырехугольная;

б) белый, сладкий, твердый;

в) желтый, продолговатый, кислый;

г) продолговатый, твердый, зеленый, съедобный.


Математика.

  1. Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 4 стороны и 4 угла;

б) имеет 3 стороны и 3 угла?


III. Формирование способности выделять существенные признаки предметов.
Школьникам предлагается ряд слов, из которых пять дается в скобках, а одно перед ними. Ребята должны выделить слова, наиболее существенные для слова перед скобками.


  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).


IV. Сравнение двух и более предметов.

Русский язык.

Сравнить пары понятий – это значит найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки каждого понятия, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий: существительное-глагол, Лермонтов - Пушкин, рассказ-стихотворение.



  1. Чем похожи эти слова:

а) кошка, книга, крыша;

б) печь, течь, речь;

в) морж, нож, ковш;

г) число, весло, кресло?


Математика.

  1. Дан набор квадратов – черных и белых, больших и маленьких.

Для выполнения задания карточки с квадратами нужно вырезать.
Задание. Разложи квадраты на такие группы:

а) большие и белые квадраты;

б) маленькие и черные квадраты;

в) большие и черные квадраты;

г) маленькие и белые квадраты.
2. Даны кружки: большие и маленькие, белые и черные. Они разделены на две группы:















Задание. Ответь, по какому признаку разделены кружки:

а) по цвету;



б) по величине;

в) по цвету и величине.


V. Классификация предметов и явлений.

В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда учащемуся приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

При проведении классификации надо помнить о следующих правилах:


  1. В одной и той же классификации необходимо применять только одно основание. Основание – это признак, по которому данные предметы делятся на группы и классы.

Например: множество натуральных чисел можно классифицировать на четные и нечетные, а по другому основанию – на простые и составные.

  1. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Вернемся к нашему примеру с числами: все члены классификации либо четные числа, либо нечетные.

  2. Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемых объектов, т.е. все предметы, которые даны, после проведенной классификации должны быть отнесены к какому-либо классу.

  3. Подразделение на классы в проводимой классификации должно быть непрерывным, т.е. необходимо брать ближайший подкласс и ни в коем случае не перескакивать более отдаленный подкласс, иначе не все классифицируемые объекты станут членами классификации. Следовательно, она буде проведена неверно.

Например: все растения нашей страны мы захотим классифицировать по зонам, а зоны укажем не все.
Логическое действие классификации по своей структуре является сложным действием и включает ряд отдельных операций:

  1. Выделение основания классификации;

  2. Деление объектов на классы по заданному основанию;

  3. Отнесение объекта к классу;

  4. Словесная характеристика каждого класса;

  5. Контроль результатов проведенной классификации.


VI. Упражнения для закрепления умения проводить классификацию.
VII. Формирование умения давать определения понятиям.
VIII. Задания и упражнения для формирования умения относить объекты к роду.
IX. Задания, направленные на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий.

Учителя в своей работе стараются использовать все методы обучения, которые могут оказать положительное влияние на развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и математике. Важно не упустить возможность вовлекать учащихся в творческую деятельность.

Работать по системе Л.Н. Занкова нас привлекла основная концепция самой системы – знания, умения, навыки и общее развитие личности, где в центре внимания – воспитание нравственных качеств ребенка, а также чувство свободного выбора каждым учеником в процессе познавательной деятельности.

В каждой работе важна конечная цель. Она состоит в сформированности у учащихся обобщенных интеллектуальных умений: анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связь данного объекта с другими; выделять в них существенные признаки и отсеивать последние от несущественных; сравнивать математические объекты, классифицировать их; обобщать наблюдаемые явления и т.д. Все это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях. Отсюда следует вывод: включение учащихся в творческую деятельность – основной путь развивающего обучения.

Главное в методике развивающего обучения – ее ориентация на включение учащихся в ситуацию творческой деятельности. Это влечет за собой значительное усиление роли частично-поискового и исследовательского методов обучения.

Дети в наших классах более любознательны, раскованы и в целом требуют большого внимания и более углубленных знаний от учителя, чем учащиеся в обычных классах.



Такие положительные результаты побуждают нас продолжать начатую работу, и в перспективе мы планируем развивать познавательную активность на уроках для развития логического мышления, становления личности.

Мы считаем, что применение на уроках игровых методов, элемента занимательности, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала основными приемами мыслительной, познавательной деятельности, реализация которых позволит решить задачу развития познавательных способностей учащихся. Именно этой проблеме и был посвящен методический семинар учителей начальной школы: «Развитие логического мышления, познавательной активности на уроках в начальной школе», в рамках которого проведены открытые уроки.