Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №16 п. Лебяжи - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. о директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... 1 165.72kb.
Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного... 1 137.02kb.
1 Отношения между «Школой» и Учредителем определяются договором между... 1 551.64kb.
Совершенствование педагогической системы, обеспечивающей доступность... 1 294.18kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 2827.16kb.
Муниципальное образование брюховецкий район п. Лебяжий остров 1 84.39kb.
Паспорт программы Наименование программы 28 6429.79kb.
Русский язык 4 657.98kb.
Педагогическим советом директор школы С. А 1 390.64kb.
Т. А. Новикова Приказ №40-од от 01. 09. 2011 года 9 2704.23kb.
Приказ №181/8 от «1»сентября 2011 г. Правила внутреннего 1 180.3kb.
Основополагающие факторы развития гимназического образования 1 58.44kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - страница №1/1


Утверждаю

Директор МБОУ ООШ № 16

________М.П.Билько

28.08.2013 г



Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ ООШ № 16

Протокол № 1 от 28.08.2013г




Образовательная программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы № 16 п. Лебяжий Остров муниципального образования Брюховецкий район

на 2013-2014 учебный год




Утверждено на заседании Управляющего совета

Протокол № __ от «___»______________2013г










1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статья 9 пункт 2 Закона РФ «Об образовании» закрепила необходимость образовательной программы - нормативно-управленческого документа, определяющего содержание образования, и который характеризует специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления школы.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Образование выступает важнейшим средством самореализации человека (и опосредованно – общество) как субъекта, сознающего цель, смысл и ценность своего существования в глобальном мире, стремящемся на принципах информационной открытости и свободы обмена интеллектуальными и трудовыми ресурсами. Только образованием можно развить человеческий капитал – способность личности (общества) к увеличению своего вклада в решение социально важных задач, что, в свою очередь, является условием признания такой деятельности успешной и заслуживающей высокого морального и материального поощрения.

Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и образовательной деятельности и ее материального обеcпечения выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.

В процессе обучения в школе создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат в школе единой цели: целостному развитию личности школьника.

Принципы построения образовательного пространства школы:


  • Образованность, нравственность.

  • Духовность.

  • Гуманизация и гуманитаризация.

  • Демократизация.

  • Экологизация.

  • Принцип индивидуально-личностного подхода.

Информационная справка о школе

Школа осуществляет свою деятельность на основе Устава школы, Закона РФ «Об образовании».

В настоящее время обучается 38 учащихся в 7 классах. Воспитанием и обучением школьников занимается 9 педагогов.

Учебный процесс осуществляется по учебному плану, составленному на базе БУП-2004.

Обучение ведется в одну смену, 1-3 классы работают в режиме пятидневной учебной недели, 5-9 – в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность уроков – 40 минут. Режим работы обеспечивает занятость учащихся по интересам во вторую половину учебного дня, когда проводятся индивидуальные, групповые занятия, курсы по выбору, кружки, спортивные секции, общешкольные творческие дела и дела классов.
Характеристика педагогического коллектива.

Важно отметить стабильность педагогического коллектива, высокий уровень подготовки кадров, наличие психологической службы.



А) по уровню образования.

Всего учителей

9

100 %

Высшее образование

8

90 %

Средне-специальное

1

10%


Б) по квалификационным категориям

Высшая квалификационная категория

1

11%

Первая квалификационная категория

0

0 %

Вторая квалификационная категория

2

22%

Подтвердили соответствие занимаемой должности

6

67%


Г) количество работников, имеющих звания:

- Нагрудный знак «отличник народного просвещения» – 1человек;




Приоритеты школы:

  •  Ориентация деятельности всех структурных подразделений школы на обеспечение качества образования.

  •  Активизация педагогического и методического творчества.

  •   Обеспечение результативности учебно-воспитательного процесса в рамках образовательной программы школы.

  •   Участие общественных и гражданских институтов в управлении школой.

  •  Формирование ключевых компетентностей, как одно из условий личностно-ориентированного образования.

  •  Информатизация образовательного процесса.

Средства реализации предназначения школы

Основным средством реализации предназначения школы является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ, включая дополнительные средства:



  • введение в учебный план предметов и курсов, способствующих общекультурному развитию личности формирующих гуманистическое мировоззрение;

  • предоставление учащимся возможности попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической и т.д.);

  • предоставление учащимся широкого спектра дополнительных программ обучения и воспитания;

  • раннее и углубленное изучение отдельных предметов;

  • предоставление учащимся возможности выбора профиля обучения;

  • оригинальную организацию учебной и внеучебной деятельности.

Цели образовательного процесса:

  • Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания дошкольного, начального, основного общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.

  • Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.

  • Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.

  • Создать условия для формирования у учащихся и педагогов школы мотивации к саморазвитию и самообразованию.

  • Готовить наиболее одаренных и заинтересованных в получении основного и дополнительного образования учащихся к поступлению в ВУЗы.

  • Обеспечить условия для развития личности, создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

  • Способствовать овладению навыками научно-исследовательской деятельности педагогами и учащимися.

Ключевым документом для МБОУ ООШ № 16 определяющим организационно-управленчиские и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является образовательная программа. В социальном аспекте образовательная программа МБОУ ООШ № 16 является свободной формой гражданского контакта между обществом (т.е. родителями) и образованием (т.е. педагогическим советом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей.

В рамках программы развития школы большое внимание уделяется инновационной деятельности учителей. Если для традиционного учителя главными были специальные и методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические, методологические и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий). Инновационная деятельность учителей строится на основе личностно-ориентированной развивающей концепции образования и направлена на личностное и профессиональное саморазвитие. Учителя школы в своей работе активно используют мультимедийное оборудование и электронные методические учебные пособия, а также разрабатывают учебно-методические пособия по предмету.

Меняется содержание образования в направлении формирования универсальных умений и ключевых компетенций. В процессе учебных занятий учителя отбирают и применяют такие формы организации, методы и приемы, которые адекватны задачам формирования предметных и универсальных умений. Разрабатываются критерии оценивания успешности овладения измененным содержаниям.

Усилия администрации и педагогического коллектива направлены на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной и творческой личности на основе гуманизации образования и воспитания, вариативности программ, учебников, учебных курсов, профилей получаемого образования и возможности их выбора, использования инновационных технологий, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет сотрудничества школы с другими школами и ДОУ, включения учеников и учителей в исследовательскую, опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность.

Этому способствовали также работа в различных формах повышения квалификации педагогов, развития практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых в проблемных семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.
Образовательные программы учреждения и продолжительность обучения

МБОУ ООШ № 16 осуществляет образовательный процесс с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней образования:

I ступень – начальное общее образование:


  • 1 - 3 классы;

II ступень – основное общее образование:

  • 5 - 9 классы;

Помимо основной образовательной программы в школе функционируют и программы по организации внеурочной деятельности. Они разрабывются педагогами школы и учитывают запросы детей, семьи, учителей, разнообразных общественных организаций, особенности социально- экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Образовательная программа начального общего образования (I ступень) направлена на создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, решение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

Образовательная программа основного общего образования (II ступень) направлена на создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

В школе созданы необходимые условия:



  • для осуществления нового подхода к целям, содержанию и методике обучения школьников.

  • для удовлетворения образовательных запросов учеников школы;

  • для формирования развивающейся личности ученика, его способностей к саморазвити


2. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБОУ ООШ № 16
2.1. Образовательная программа начального общего образования (1-4 классы)

Образовательная программа начальной школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в начальной школе и технологии его реализации.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Учебный процесс основывается на общеобразовательной системе «Школа 2100» - 1-4 классы. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах. Это самые известные и востребованные учебно-методические комплекты для обучения в начальной школе, который гарантирует достижение высоких результатов обучения (соответствуют ФГОС).



Целями образовательной программы начального общего образования являются:

  • создание условий для охраны и укрепления физического и психического здровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • создание условий для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;

  • создание условий для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самомтоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

Характеристика младшего школьного возраста и виды деятельности младшего школьника.

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенок проходит первый этап

школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей школе он охватывает период с 6,5 до 11 лет.

Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности,

переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех ее проявлениях продолжает оставаться важной для психического развития.

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребенок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребенка к школьному обучению. В отличии от дошкольника младший школьникобладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности. Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в оторых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребенок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка.



Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Виды деятельности младшего школьника.

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа).

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссерская игра, игра с правилами).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально-значимых трудовых акциях).

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности.

  • Создать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии).

  • Научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения.

  • Научиться контролировать и оценивать свою учебную работу свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности.

  • Овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками.

  • Овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам).

  • Научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

  • Приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках.

  • Приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу начального общего образования.

  • Реализовать образовательную программу начального общего образования в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

  • Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

  • Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого необходимо: организовать постановку учебных целей, создать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовать усвоение знаний посредством коллективных форм работы; осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

  • Создать условия для творческой продуктивности ребенка. Для этого необходимо: ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов; поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов; обеспечивать презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.); создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

«Модель» выпускника начального общего образования

Выпускник начальной школы – это ученик, способный самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос, умеющий строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения. Согласно новым стандартам образования, ученик XXI века не должен получать готовые знания, ему необходимо осваивать принципиально другую роль – «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания, а так же усиление внимания к творческой деятельности, основанной на инициативе и самостоятельности каждого.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Нравственный потенциал:


  • восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ»;

  • внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;

  • обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы;

Познавательный потенциал:

  • формирование основных умений, навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);

  • формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления;

  • наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

Коммуникативный потенциал:

  • овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать;

  • проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру;

Эстетический потенциал:

  • эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде;

  • наличие индивидуального, эмоционально – окрашенного отношения к произведениям искусства;

Физический потенциал:

  • соблюдение режима дня и правил личной гигиены;

  • осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закалённым;

  • желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.


2.2. Образовательная программа основного общего образования

Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.

Программа основного общего образования направлена на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Программа основного общего образования ориентирована не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.



Целями образовательной программы основного общего образования являются:

  • создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностый принцип организации образования, организацию образовательной среды как многоплюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.

Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире, реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.



Виды деятельности подростка

  • Совместно распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание.

  • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу основного общего образования

  • Реализовать образовательную программу основного общего образования в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей

  • Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности.

  • Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.

  • Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.


«Модель» выпускника основного общего образования

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому на данной ступени выпускник должен достигать высокого уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Основное общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников основной школы, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования.



3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НЕМ ТЕХНОЛОГИИ

Школа работает по базисному учебному плану, разработанному на основе приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312,

регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Краснодарского края, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10».

Учебный план рассчитан на 5 дневную рабочую неделю в начальной школе и 6 дневную рабочую неделю в 5-9 кл. При составлении расписания учитывается таблица И.Г.Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах, учитываются гигиенические требования к условиям обучения согласно СанПину. Расписание учебных занятий соответствует учебному плану. Количество уроков в день для первой ступени не превышает 5, второй и третей ступени – не превышает 6. Учебные занятия начинаются с 8.30 часов, продолжительность урока составляет в 2-9 классах – 40 минут. Продолжительность перемен полностью отвечает установленным требованиям санитарных правил и нормативов. Все учащиеся школы занимаются в первую смену. Факультативы, индивидуальные часы, спортивные секции, внеклассная деятельность проходят во 2 половине дня.

Каждую четверть корректируется график проведения контрольных работ по всем предметам и для всех классов. Домашнее задание дается дозировано в соответствии с рекомендациями. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения: во 2 классе до 1,5 часа, в 3,4 классах – до 2 часов, в 5-6 классах – до 2,5 часов, 7 – 8 классах – до 3 часов, в 9-11 классах – не более 4 часов. У всех педагогов есть календарно – тематическое планирование, методическая служба школы отслеживает его выполнение. Выполнение программ по предметам отражено в справках администрации. Школа работает по плану, который согласовывается на Управляющим советом школы, инспектором комитета по образованию, утверждается на педагогическом совете и приказом руководителя.

В школе целесообразно применение следующих технологий:

- здоровьесберегающие;

- технология уровневой дифференциации;

- метод проектов;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- научно-исследовательские и др.


3.1. Структура образовательного учреждения и система его управления

В школе функционируют следующие структурные подразделения:



  • учебно-методическое

  • воспитательной работы и дополнительного образования

  • социальной защиты и прав детства

  • административно-хозяйственное

  • библиотека

  • физкультурно-оздоровительное

Все структурные подразделения выполняют основные задачи, определенные Уставом учреждения.

Вертикальная система управления с привлечением коллегиальных органов.

Высшим органом управления является конференция обучающихся, педагогических работников, родителей. Для организации общественно – государственного управления школой создан общешкольный родительский комитет. В целях активизации ученического самоуправления создана детская общественная организация школы.

Административные обязанности распределены согласно Уставу и штатному расписанию. Четко определены функциональные обязанности согласно должностям.


3.2. Основные виды деятельности образовательного учреждения:

  • учебная (организация и проведение учебных занятий, оценка уровня подготовки учащихся при текущем и итоговом контроле);

  • воспитательная (создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации личности учащихся в различных видах деятельности);

  • научно-методическая (развитие творческого потенциала учителя, повышение научно – теоретической и методической подготовки);

  • информационно-технологическая (создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса, наиболее полно развить способности обучающихся, удовлетворить их потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни, а так же разрешить проблемы, возникающие в развитии школы.)

  • финансово – хозяйственная (поддержание материально – технической базы школы, обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием, учебно–наглядными пособиями, мебелью. Обеспечение соблюдения норм СанПиН, государственного пожарного надзора, принятие мер по соблюдению техники безопасности, противопожарной безопасности, охране труда, жизни и здоровья детей и работников. Организация питания учащихся).


3.3. Формирование педагогической системы

Педагогическая система муниципального образовательного учреждения МБОУ ООШ № 16 спроектирована как открытая система.

Реализация программ, уровень их усвоения

Состояние здоровья

Достижения

Уровень воспитанности и образованности


Диагностика состояния образовательной деятельности

Приоритетные

цели и задачи школы

Содержание

Методическая система

Средства обучения

Организационные и управленческие подходы

Результативность

Целевая

Ресурсная



Социально-психологическая

Технологический эффект

Эффективность


3.4. Организация воспитательной деятельности школы

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках как классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач
Вся система воспитания в школе (программа духовно-нравственного воспитания «Отечество») направлена на формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации, самовыражении. Это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у школы способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность, влияние социальной, предметно-эстетической среды, т.е. объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Воспитательная система школы – открытая система, саморегулируемая и постоянно развивающаяся. Она стимулирует, обогащает и дополняет деятельность всей школы в целом, деятельность отдельного класса.

Для организации внеурочной деятельности с детьми и подростками в школе имеется следующая материально-техническая база: столовая, спортивный зала, стадион, библиотека, школьный Музей, аудио-видео-аппаратура.

Основная идея программы духовно-нравственного воспитания учащихся заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания, способствующей формированию патриотических чувств и сознания у учащихся.

Важное место в этой работе занимает школьный музей, который является созданным социокультурным центром нравственно-патриотической направленности в школе. В музее проводятся тематические экскурсии, уроки, встречи, просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций. Осуществляется поисковая, исследовательская работа. Учащиеся и педагогические работники участвуют в проектной деятельности.

Работа школы с родителями включает в себя привлечение родителей, которые, наравне со школой, ответственны за результаты образования. Они являются участниками в проведении различных форм деятельности школы.

Микрорайон школы является достаточно сложным в плане социального статуса тех семей, дети из которых являются учениками школы, поэтому работа по социальной защите учащихся весьма актуальна для нашего педагогического коллектива.

            Необходимо отметить, что школа делает практически все, что в ее силах, для обеспечения процесса обучения и воспитания детей из социально неблагополучных семей.

В школе созданы и работают: общешкольный родительский комитет; родительские комитеты в классах, советы класса, которые работают в сотрудничестве. Кроме этого, в школе действует школьная детская общественная организация «Возрождение».

Педагоги нашей школы заботятся о последовательной и непрерывной системе деятельности по охране жизни и здоровья учащихся на различных этапах обучения, привлекают учащихся к занятиям физической культуры и спортом, пропагандируют здоровый образ жизни, стремятся создавать условия для нормального физического развития детей. Заботятся об уменьшении количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), о повышении устойчивости школьника к социальному давлению среды.

Для расширения знаний учащихся и их родителей о профессиях, для активизации процессов и механизмов профессионального самоопределения детей и обогащения их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути в школе работа построена на основе подпрограммы «Профессиональное самоопределение учащихся». Цель данной программы: на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.