Образовательная программа педагога дополнительного образования «моделирование и конструирование» лукина валерия авдеевича - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «Лидеры ученического самоуправления» 1 113.87kb.
Пояснительная записка Образовательная программа по классу «Электромузыкальные... 3 466.76kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей 1 90.42kb.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования пенза... 3 781.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 1288.25kb.
Описание опыта работы педагога дополнительного образования Сидуковой... 1 94.74kb.
Практическая значимость омк 1 35.45kb.
Образовательная программа начального общего образования Основная... 4 2134.13kb.
Инструкция №14 по охране труда для педагога дополнительного образования... 1 91.79kb.
Образовательная программа основного общего образования 4 1107.18kb.
Воспитательная работа педагога в структуре дополнительного образования 1 81.58kb.
В Управляющую компанию ООО 1 78.67kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Образовательная программа педагога дополнительного образования «моделирование и конструирование» - страница №1/1

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

МОУ ДОД «Аликовский районный Центр детского и юношеского творчества»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

ЛУКИНА ВАЛЕРИЯ АВДЕЕВИЧА

На 2013-14 уч. год.
c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0215086.wmf

д. Питишево




Нормативные документы

Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. №06- 1844)(приложение 1)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детское объединение комплектуется из учащихся V-VII классов. В кружке у детей расширяется представление о средствах передвижения, воспитывается познавательный интерес к технике, развиваются технические наклонности, формируются умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие, настойчивость, самостоятельность.

На занятиях кружковцы моделируют транспортную технику, в том числе изготавливают простейшие плавающие и летающие модели. Модели используются для проведения соревнований, игр на занятиях кружка, а также при организации досуга детей в группах продленного дня.

Особое внимание в работе кружка руководитель уделяет графической грамотности детей. Первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем знакомятся и учатся работать по чертежу.

Программой предусмотрены экскурсии, которые могут бытьвводными к изучению какой-либо темы (например, «Машины в городе») или заключительными («Гараж»).

В конце года подводятся итоги работы кружка.


Цель и задачи. Научно-техническая революция и проникновение ее достижений во все сферы человеческой деятельности вызывают возрастающий интерес у детей к современной технике.

Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. С каждым годом увеличивается выпуск механических, электрифицированных, электронных игрушек. Все большей популярностью у детей пользуются электронные видеоигры.

Интерес детей к технике поддерживается средствами массовой информации (научно-популярные кинофильмы, телевизионные передачи, детская литература). Они в доступной и увлекательной форме знакомят дошкольников и младших школьников с историей техники, ее настоящим и будущим.

Для развития технических интересов и склонностей детей служат кружки технического творчества.


Основные задачи таких кружков:

расширение политехнического кругозора детей;

развитие конструкторских способностей;

формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;

воспитание культуры труда;

профессиональное и эстетическое просвещение кружковцев.

Одной из важнейших задач школы на современном этапе является осуществление компьютерной грамотности учащихся. Всеобщий характер этой проблемы требует поиска путей ее решения для различных возрастных групп школьников. Работая в технических кружках, учащиеся могут познакомиться и изготовить простейшие автоматы, получить первоначальные сведения об электронно-вычислительной технике.
Программа кружка. Содержание работ кружка включает элементарные представления из определенной области техники. Название кружка подобрано таким образом, чтобы он был интересными и привлекательными для ребят, служил своеобразной рекламой.

Предлагаемаяпрограмма кружковой работы согласуется с программами внеклассной и внешкольной работы по технике учащихся средней школы.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся V—VII классов. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала.

Педагог дополнительного образования может выбрать одно направление кружковой работы в зависимости от уровня подготовки, интересов и пожеланий ребят, условий работы школы.


План работы кружка. В конспектах занятий указываются тема, образовательные и воспитательные задачи, перечень оборудования, содержание бесед, чертежи или рисунки объектов труда, порядок выполнения практических работ, правила безопасности труда.

При подготовке к беседе руководитель читает соответствующую литературу, подбирает наглядные пособия (картины, таблицы, слайды и др.), продумывает не только содержание беседы, но и вопросы, с которыми он обратится к ребятам. Вопросы могут быть нацелены на воспроизведение каких-то фактов, явлений (Кто, ребята, знает... помнит... видел...), установление причинно-следственных связей (Почему так происходит..., как усовершенствовать модель...), применения знаний на практике (Какую модель можно придумать..., как изменить конструкцию...) и др.

Руководитель должен четко спланировать работу детей и помнить о соотношении времени на теоретические занятия и практическую работу. Попытка посвятить теории несколько занятий приводит к отрицательным результатам, ребята «устают» в ожидании работы и теряют к ней интерес. Беседа должна занимать примерно 10 мин. В ходе беседы руководитель предусматривает также анализ моделей, обсуждение последовательности работы, качества изготовленных кружковцами поделок и др.

Условия работы, техника безопасности. Создание детского объединения начинается с подготовки материально-технической базы; определения помещения для занятий, мебели, оборудования, инструментов, наглядных пособий и т. д.

Занятия кружка должны проходить в специальном помещении. Если такового нет, тогда используется кабинет труда или комната отдыха. В помещении должны быть шкафы для хранения инструментов, материалов, поделок детей. Над изготовлением модели кружковцы, как правило, работают бригадами по два-три человека, поэтому на каждую бригаду заранее комплектуется набор инструментов.

Руководитель детского объединения должен хорошо знать правила безопасности труда и санитаркой гигиены, познакомить с ними учащихся и строго соблюдать их выполнение. Целесообразно оформить стенды «Инструменты» и «Правила работы инструментами».

В кружке нужно иметь аптечку первой помощи, расположенную на видном месте. Помещение для занятий должно быть хорошо освещенным и проветриваемым, содержаться в чистоте.

Важная роль в кружковой работе отводится формированию у школьников культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасности труда. При выполнении практических работ руководитель обращает внимание детей на их рабочее место, подчеркивает, чтоматериалы и инструменты располагаются на столе так, чтобы удобно их было брать во время работы. На первых занятиях руководитель знакомит ребят с требованиями, предъявляемыми к рабочему месту, приемами работы и т. п. Затем руководитель контролирует работу детей, организует взаимоконтроль, постепенно доводя его до самоконтроля. Первые работы планируются руководителем, к концу года кружковцы должны сами составлять общий план работы над моделью.
Выбор объектов труда. Успех кружковой работы существенно зависит от выбора объектов труда. Они должны быть интересными и доступными для детей, несложными в изготовлении, формировать у кружковцев любовь к труду, иметь общественно полезную направленность. Привлечение кружковцев к работе над такими объектами способствует развитию фантазии детей, их энтузиазма и стремления активно участвовать в практической деятельности, осознанию общественной значимости результатов их труда.

Большую помощь руководителю кружка при подготовке занятий, выборе объектов труда окажет специальная педагогическая литература: журналы «Начальная школа», «Семья и школа», «Моделист-конструктор»; научно-популярные книги о технике для детей; журналы для детей «Юный техник», «Горизонты техники для детей», альманах «Затейник», брошюры «Мастерок».

В кружке желательно иметь библиотечку детских книг о технике, к созданию которой следует привлекать учащихся. В каждой семье найдутся использованные книги для раскрашивания, детские книжки-раскладушки, которые дети могут принести в кружок; эти же книги могут быть использованы на занятии в качестве дидактического материала.
Начальное моделирование и конструирование. Основными видами кружковой деятельности учащихся является начальное моделирование и конструирование. Процесс моделирования на первых порах происходит на репродуктивном уровне, но уже на этом этапе возможны элементы творчества. Например, все кружковцы изготавливают модель циферблата механических часов, внешнее же ее оформление — выбор цвета бумаги, использование декоративных элементов (что имеет большое значение для художественного оформления модели) у каждого кружковца свое. Или ребята изготавливают модель легковой машины из плоских деталей. Чтобы модель была устойчивой, каждый из них придумывает подставку для модели машины. И так на любом занятии необходимо предусматривать несложные задания, развивающие творческую инициативу, самостоятельность, конструкторскую смекалку. Руководителю следует поощрять стремление детей к совершенствованию или созданию ими новой конструкции.
Игра в обучении школьников.

Электронные игры служат не только средством отдыха и развлечения детей, через них (и это главное!) кружковцы привыкают к современной технике, овладевают первоначальными навыками работы с ней.



Экскурсии. Подведение итогов. Особое место в работе кружка занимают экскурсии. Они служат развитию познавательного интереса детей к технике, являются средством общения их с людьми различных профессий, позволяют выбрать объекты для работы.

Силами кружковцев могут быть организованы массовые мероприятия: тематические утренники, игры-состязания с изготовленными в кружке моделями, игрушками и др.

Итоговое занятие проводится в торжественной обстановке с приглашением родителей, одноклассников. К нему готовится выставка работ детей, демонстрация наиболее интересных моделей. Кружковцам вручаются памятные подарки: книги, значки, сувениры, грамоты, дипломы «Мастер — золотые руки».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Количество часов

Тема

всего

на теоретические занятия

на практические занятия

Элементарные представления о транспортной техники

  1. Вводное занятие

  2. Экскурсия

  3. Легковые автомобили

  4. Грузовые машины

2

2

8



10

1

2

1



1

1

-

7



9

Плавающие игрушки и модели


  1. Морской и речной транспорт

  2. Экскурсия

  3. Простейшие средства передвижения по воде

  4. Модели кораблей

2

2

10



10

1

2

1



1


Летающие игрушки и модели


  1. Из истории летательных аппаратов

  2. Простые модели самолетов

  3. Модели простейших ракет

  4. Заключительное занятие

4

10

10



2

1

1

1



2

3

9

9



-










Итого

72

15

57



ПРОГРАММА



Элементарные представления о транспортной технике

1. Вводное занятие (2 часа)

Общее представление о транспорте, его видах и значении.

Задачи кружка. Порядок работы в кружке. Материалы и инструменты. Правила безопасности труда и личной гигиены. Демонстрация моделей, изготовленных кружковцами в прошлые годы.

Практическая работа. Расширение и углубление представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике. Предметная аппликация «автомобиль». Первоначальное представление о технической эстетике.


2. Экскурсия (2 часа)

Экскурсия на улицу города, села. Наблюдение за различными видами транспорта. Машины, их назначение, внешнее оформление (цветовая окраска, знаки на машинах).


3. Легковые автомобили (8 часа)

Назначение городского транспорта. Беседа «На чем люди ездят».

Автомобиль, его части: кузов (пассажирский салон, моторное и багажное отделения), рама с колесами.

Практическая работа. Представление о контуре, силуэте, плоскости технического объекта. Изготовление моделей легковых автомобилей из плоских деталей. Разметка по шаблону и вырезывание из тонкого картона плоских деталей моделей машин. Копирование деталей с помощью кальки. Отделка моделей машин аппликацией.



4. Грузовые машины (10 часа)

Назначение грузовых машин. Современные грузовые машины, их марки. Заочное путешествие настроительную площадку. Беседа «Грузовые машины на стройке Родины».

Практическая работа. Изготовление модели грузовика из объемных деталей. Отделка модели окрашиванием или аппликацией.
Плавающие модели и игрушки

1. Морской и речной транспорт (2 часа)

Значение морского и речного флота. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские и др. Беседа «Морские и речные суда».

Практическая работа. Опыты и наблюдения за плаванием различных предметов в воде. Изготовление моделей кораблей, катеров, яхт.
2. Экскурсия (2 часа)

Возможный объект: судомодельный кружок. Знакомство с различными моделями, наблюдение за работой кружковцев.


3. Простейшие средства передвижения по воде (10 часа)

Из истории морских судов. Беседа «На чем люди плавали».

Использование древесины, пенопласта и других материалов в простейших плавающих моделях. Свойства древесины, пенопласта. Обработка их, зачистка деталей наждачной бумагой. Правила безопасности труда.

Практическая работа. Моделирование плотика и парусника с использованием различных материалов: пенопласта, бумаги и др.


4. Модели кораблей (10 часа)

Устройство корабля: нос, корма, борт, палуба. Особенности изготовления плавающих моделей.

Практическая работа. Изготовление моделей из листовых деталей. Проведение соревнований с моделями.
Летающие игрушки и модели

1. Из истории летательных аппаратов (4 часа)

Первые самолеты. Беседа «Как люди научились летать» Планер — простейший летательный аппарат. Встреча с членом аэроклуба.

Практическая работа. Опыт и наблюдения за падением различных предметов. Изготовление стрелы и летающего крыла из бумаги. Регулировка и запуск моделей.
2. Простые модели самолетов (10 часа)

Виды самолетов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и др. Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение, на котором расположены рули.

Практическая работа. Моделирование самолетов из бумаги. Запуск моделей. Управление моделью в полете. Проведение соревнований.
3. Модели простейших ракет (10 часа)

Беседа «Космонавтика». Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета — средство достижения космической скорости. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.

Практическая работа. Изготовление простейших моделей ракет. Запуск моделей. Проведение соревнований.
4. Заключительное занятие (2 часа)

Итоги работы кружка. Выставка моделей. Перспективы работы в новом учебном году.


Литература

Беляев А. Как человек научился летать.— М.: Малыш, 2000. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели.— М.: Просвещение, 2002. Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование.— М.: Просвещение, 2001



Заворотов В. А. От идеи до модели.— М.: Просвещение, 2000. Курбатов К. Я хочу в космос—Л.: Детская литература, 2001