Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствам - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кономики; подготовка учащихся к трудовой жизни; подготовка учащихся... 1 198.45kb.
А. В. Суворов Сегодня общество ставит перед собой серьезнейшие задачи... 1 77.58kb.
«Проценты» одна из ключевых тем курса математики основной школы. 1 122.29kb.
Проблемой моделирования текстовых задач я занимаюсь уже много лет. 1 57.9kb.
Элективный курс "Программирование в среде Delphi" 1 101.23kb.
Программа курса информационные технологии консультирования и обучения... 1 39.84kb.
Карточка передового опыта 1 38.88kb.
Программа развития школы «Развитие личности, способной к творчеству... 3 552.15kb.
В настоящее время исследование процесса формирования письма у школьников... 1 72.04kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике 1 103.13kb.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания всестороннее... 1 301.91kb.
Сводится к попыткам определить, «кто виноват». Попытка в известной... 1 124.86kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной - страница №1/1

Технология деятельностного метода обучения для формирования ключевых компетенций на уроках математики

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность»

Бернард Шоу

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся).

От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

«Математика ум в порядок приводит», оргдеятельностный подход заставляет производить свой продукт, а компетентностное обучение помогает избежать отчужденности между изучаемым предметом, личностью ученика и его интересами. Математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем (способность структуризировать ситуацию, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интегрировать полученные результаты).

Развитие ключевых компетенций на уроках математики необходимо начинать с 5-ого класса.

При планировании целей к урокам математики необходимо учитывать:

1.Цели урока относительно учащихся (выражаются в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных умений и навыков): получение математических знаний, умений и навыков; приобретение логического мышления и т.д.

2.Цели урока относительно педагога (выражаются в виде предполагаемых для него результатов): вооружить учащихся математическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; формировать умение активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т. д.

3.Цели урока совместные для педагога и учащегося: укрепление взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных математических знаний; использовать приобретенные математические знания в практической деятельности; развитие логического мышления и творческих способностей и т.д.

Использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники ( справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

Идея формирования у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, имеет правовое обоснование: «Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» (статья 14 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, учебные и воспитательные цели занимают в современной формулировке Закона РФ «Об образовании» второе и третье место. Приоритетными здесь являются требования к деятельностным качествам личности.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Работая учителем математики, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

На основании перечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на "усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество", к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Этот переход не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос "Как обучать?".

У каждого учителя есть четкое представление о структуре деятельности по передаче знаний (сообщение темы и цели, актуализация, объяснение, закрепление, контроль); соответствующая система дидактических принципов (наглядности, доступности, научности и т.д.), которая обеспечивает сознательное усвоение сообщенных знаний, соответствующая система контроля и оценки и собственный опыт активизации деятельности детей, описанный в том или ином психолого-педагогическом исследовании (проблемное введение знаний, использование материализованных моделей и т.д.).

Таким образом, видны преимущества деятельностного метода обучения.

В своей работе я использую технологию деятельностного метода обучения для формирования ключевых компетенций, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).


Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.

Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы:

в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации.

3. Постановка учебной задачи.


Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.


4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).


Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).

Способы: диалог, групповая или парная работа;

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5. Первичное закрепление во внешней речи.


Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.


На данном этапе новое знание включалось в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).


Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:


  • Какую задачу ставили?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Какие получили результаты?

  • Где можно применить новое знание?

  • Что на уроке у вас хорошо получалось

  • Над чем еще надо поработать?

Можно выделить следующие преимущества этого метода:

1. Заложенный в методе принцип психологической комфортности основан на том, что каждый ученик:

 является активным участником познавательной деятельности на уроке, может проявить свои творческие способности;

 продвигается при изучении материала в удобном для него темпе, постепенно усваивая материал;

 осваивает материал в том объеме, который ему доступен и необходим (принцип минимакса);

 испытывает интерес к происходящему на каждом уроке, учится решать задачи, интересные по содержанию и по форме, узнает новое не только из курса математики, но и из других областей знаний.

2. Учитель на уроке выступает не в роли информатора, а как организатор поисковой деятельности учеников. Специально подобранная система задач, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предложения, выслушивают других и находят верный ответ, помогают в этом учителю.

3. Развивающий аспект. Нельзя не сказать о специальных упражнениях, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важно то, что эти задания даются в системе, начиная с первых уроков. Дети придумывают свои примеры, задачи, уравнения и т.д. Эта деятельность им очень нравится. Не случайно, поэтому творческие работы детей по их собственной инициативе обычно бывают ярко и красочно оформлены.

Учитель выстраивает свою систему работы с учетом особенностей класса, наличия в нем групп слабо подготовленных учащихся и учащихся, добившихся высоких показателей в изучении математики.

4. Деятельностный метод обеспечивает эффективную подготовку изучения курсов алгебры и геометрии в старших классах.

Учащиеся с самого начала изучения курса математики приучаются к работе с алгебраическими выражениями. Причем работа ведется в двух направлениях: составление и чтение выражений.

Раннее использование элементов алгебры позволяет заложить прочную основу для изучения математических моделей и для раскрытия перед учащимися на старших ступенях обучения роли и значения метода математического моделирования.

5. Данная технология обучения развивает интерес к предмету. Невозможно добиться хороших результатов в обучении, если у школьников низкий интерес к математике.

Условия успешной реализации технологии деятельностного метода обучения можно представить в виде дидактических принципов:

1. Принцип деятельности (выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требования к развивающим воспитательным целям обучения).

2. Принцип непрерывности (обеспечивает инвариантность реализуемой нормы).

3. Принцип целостного представления о мире (устанавливает требования к содержательным целям обучения).

4. Принцип минимакса (регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей).

5. Принцип психологической комфортности (устанавливает требования к организации взаимодействия между учителем и учеником)

6. Принцип вариативности (предусматривает возможность различных уровней достижения целей)

7. Принцип творчества (определяет границы высокого уровня подготовки по предмету)


Обучающимися достигаются следующие результаты:

- Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

- Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, колледже или профильном классе.

- Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

- Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленном изучением информатики.

- У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

- Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

- Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).



- Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Используемая литература

  1. Карбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград, 2008.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок, 2005.

  3. Л.Г. Петерсон. Теория и практика построения непрерывного образования. М., 2001.

  4. Математика для каждого: концепция, программы, опыт ра­боты. Вып. 4. М., 2001.

  5. Мельникова, Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. Вып. 4. М., 2000.

  6. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001.

  7. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М., 2002.