Организация и проведение коррекционно–развивающей работы, направленной на формирование зрительных субмодальностей и образно-логическ - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении 1 15.69kb.
Лексико фонетическая зарядка 1 120.71kb.
Методико педагогическое описание диалоговых технологий 1 34.98kb.
Школьное методическое объединение коррекционно-развивающей службы... 1 97.85kb.
11 класс Учитель математики 1 34.46kb.
Согласные звуки [г], [г’], буквы 1 39.22kb.
Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды... 1 47.82kb.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является... 1 225.83kb.
Организация работы со школьниками, проявляющими повышенный интерес... 1 91.42kb.
Технология критического мышления как одна из передовых технологий... 1 202.04kb.
Способствовать развитию логического мышления, речи, умения выделять... 1 68.8kb.
«Рассмотрено» Руководитель мо математического цикла 2 372.31kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Организация и проведение коррекционно–развивающей работы, направленной на формирование - страница №1/2

Управление образования муниципального района « Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Печора


«Инноватика в образовании»

Номинация: инновации в обучении




Организация и проведение

коррекционно–развивающей работы,

направленной на формирование зрительных субмодальностей и образно-логического мышления с использованием компьютерных технологий

Педагог – психолог

Калинина Надежда Николаевна

г. Печора

2011

Содержание

I. Введение

Обоснование необходимости коррекционной работы в школе стр.3
II. Основная часть

Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием компьютерных

технологий стр.4

1. Особенности развития зрительной модальности у детей 6-12 лет стр.4

2. Направления и содержание коррекционной работы стр.4

3.Организация, продолжительность и периодичность проведения занятий стр.4

4. Формирование коррекционно-развивающих групп стр.5

5. Тематика и программы коррекционно-развивающей работы в начальном звене стр.5

6. Методика проведения занятий в коррекционно-развивающей группе

второго класса стр.5

7. Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии зрительного

анализатора стр.6

8. Преимущество рисования с использованием компьютерных технологий

9. Наблюдение за эффективностью работы стр.7


III. Заключение стр.9

Показатели уровня развития образно–логического мышления у детей стр.10


Приложение №1 стр.11

Приложение №2 стр.16

Приложение №3 стр.17

Приложение №4 стр.18

Приложение №5 (рисунки) стр.27

I. Обоснование необходимости коррекционной работы в школе
В данной работе будет представлена модель организации и проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютерных технологий с детьми начальных классов.

Цель занятий - развитие образно-логического мышления, графических умений и навыков, зрительных субмодальностей. Материал подготовлен на основании опыта работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии зрительного анализатора, посещающими коррекционно-развивающие занятия с другими детьми, которым тоже необходима дополнительная развивающая коррекция. То есть рассмотрим особенности коррекционно-развивающей работы в общеобразовательной школе в смешанной (по проблеме развития) одновозрастной группе.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают расширение объема коррекционной работы в школе. Это связано с тем, что увеличится число обучающихся детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья.

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи данной группе детей. Появится возможность более планомерно работать с детьми, имеющими зрительные депривации.

В данной работе представлен материал уже готовый для последующей практической работы во внеурочное время с детьми, имеющими проблемы развития, в том числе и зрительные депривации. Зная основы теории, нужно просто не бояться работать, идти вперед шаг за шагом.

В школьной системе образования на данный момент нет четкой программы по коррекционно-развивающей работе с детьми со зрительными депривациями. Фактически в каждом классе есть учащиеся с ослабленным зрением. По количественному показателю они могут составлять от 1 до 15% детей. Дети со зрительными депривациями находятся под наблюдением врача окулиста. Многие первоклассники приходит в школу из специализированной группы детского сада, где уже проведена лечебная и корекционно-развивающая работа специалистами. Эти дети всегда более подготовлены к обучению в школе, чем те, которые с подобными зрительными депривациями не получили необходимую помощь в дошкольном возрасте. В более выгодном положении оказываются те дети с нарушениями зрения, которые обучаются в классах, где используются все здоровьесберегающие технологии. Чтобы не нарушался принцип непрерывности в оказании помощи данной группе детей при переходе их детского сада в школу, необходимо дальнейшее ведение коррекционно-развивающей работы в процессе обучения и на дополнительных внеурочных занятиях.

С введением ФГОС одномоментно не появятся специалисты, которые смогли бы заниматься коррекционной работой в направлении тифлопедагогики. Поэтому, возможно, стоит воспользоваться уже накопленным опытом работы с детьми со зрительными депривациями, которые учатся в начальной школе. Обоснованием для необходимости данной работы является то, что на возраст с 6 до 12 лет приходится один из важнейших сензитивных периодов перцептивно-когнитивного развития.
II. Коррекционно-развивающая работа с детьми

с использованием компьютерных технологий
1. Особенности развития зрительной модальности у детей 6-12 лет
Можно остановиться на описании развития ребенка только в данный период (6-12 лет), но для создания полного представления о формировании зрительного анализатора стоит рассмотреть все периоды. Нельзя корректировать настоящий этап, если не знаешь предыдущий или не представляешь будущий. Будут более понятны проблемные моменты и видны перспективные направления развития, если у педагога, который работает с детьми по коррекционно-развивающему направлению, сформированы представления о взаимосвязях биологического и психологического компонента. Биологическая незрелость или нарушение в развитии зрительного анализатора приводит к общим проблемам в развитии познавательной системы ребенка. Почему это происходит можно четко представить исходя из данных о взаимосвязях становлении нейрональных структур мозга и психологического развития ребенка. (Смотри приложение № 1)

.

2. Направления и содержание коррекционной работы работы


Коррекционная работа будет наиболее успешна в периоды активного формирования всех систем зрительного анализатора, в том числе и на этапе обучения ребенка в начальной школе. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает основные направления:

1.Диагностическая работа.

2. Коррекционно-развивающая работа.

3. Консультативная работа.

4. Информационно просветительская работа.

Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:

1.Соблюдение интересов ребёнка.

2.Системность - единство диагностики, коррекции и развития.

3. Непрерывность - постоянство в оказании помощи ребенку.

4. Вариативность - создание вариативных условий для развития ребенка.

5. Рекомендательный характер оказания помощи - выбор формы обучения ребенка

согласуется с родителями.


3. Организация, продолжительность и периодичность проведения занятий
Учитывая накопленный опыт, можно отметить, что коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим проблемы в развитии, должна проводиться весь период обучения его в начальной школе. Только тогда по результатам тестирования можно четко зафиксировать стабильную, а не временную положительную динамику. Кратковременные занятия не дают полноты коррекции, решают только малые вопросы. Нужно помнить, что большая часть проблем, которая возникает у детей в среднем звене школы, связана с тем, что не были выявлены и не отработаны проблемные ситуации в развитии познавательной сферы ребенка в период обучения его в начальной школе.

Занятия группы проходят во внеурочное время с периодичностью один раз в неделю. На данный момент для работы выделяется кабинет информатики.

Продолжительность занятий не должна превышать 20-30 минут в зависимости от возраста. Во время занятий делаются перерывы, необходимые для отдыха глаз. В это время выполняется зрительная гимнастика или предлагается посмотреть вдаль, чтобы временно изменилась работа глазных мышц, что тоже является отдыхом.

План на занятие составлен в виде шаблона. Его можно менять, отмечать в таблице, на развитии какой субмодальности будет уделяться больше внимания на занятии. (Смотри Приложение № 2).

Далее будет рассмотрен вопрос по работе группы детей второго класса.
4. Формирование коррекционно-развивающих групп
Формирование коррекционно-развивающих групп зависит от объективной ситуации. Более успешно идет работа в смешанных группах. В состав входят дети, которые были показаны на ПМПК, и имеют рекомендацию в необходимости проведения с ними коррекционной работы, и дети со зрительными депривациями. Обязательно в группу приглашаются одноклассники, которые хорошо рисуют и владеют компьютером. Родители положительно относятся к тому, что их ребенок будет не только рисовать сам, но и научится помогать другим детям. По количественному составу предпочтительнее группы не более семи человек.
5. Тематика и программы коррекционно-развивающей работы

в начальном звене
Коррекционно-развивающие группы работают по самым разным программам. Чтобы избежать монотонности и однообразия в занятиях, при работе над развитием образно логического мышления, графических умений и навыков, необходимо менять формы работы и технологии по годам.

В первом классе полезно заниматься развитием кожно-кинестетичечской чувствительности, поскольку на дошкольный возраст и частично на начало школьного обучения приходится сензитивный период развития данной модальности. Интерсенсорные сигналы, идущие от кинестетической модальности к зрительной, помогут развить образно-логическое мышление.

Программа коррекционо-развивающих занятий во втором классе направлена на развитие образно-логического мышления через рисование.

В третьем классе занятия строятся на основании выполнения графических заданий на листе. Направленность коррекции - улучшение мыслительных операций и развитие умений и навыков обычного рисования. Всем знакомы оригинальные задания, которые дети с удовольствием выполняют. На работу с ними и делается акцент в программе третьего класса.

Четвертый класс удачен для занятия по любой программе. Предпочтение отдается развитию словесно-логического мышления.

6. Методика проведения занятий

в коррекционно-развивающей группе второго класса
Группа второго класса занимается по программе развития с применением компьютерных технологий. Рисование идет с использованием стандартной компьютерной программы Windows и графического редактора Paint. Данное программное обеспечение есть в каждой школе.

Первые занятия на графическом редакторе Pain основаны на изучении панели инструментов. Дети шаг за шагом учатся рисовать каждым инструментом. Новое занятие начинается с повторения предыдущей темы, соблюдается коррекционный принцип повторения и закрепления ранее освоенных умений и навыков.

Позднее начинается активное освоение палитры цветов. Отрабатываются возможности сочетания работы с панелью инструментов и палитрой.

Сами рисунки усложняются постепенно. В начале занятий рисуются плоские фигуры, позднее объемные. От рисунка отдельного объекта идет переход к рисованию пейзажа, натюрморта, портрета.

Работа группы начинается с эмоционального настроя. Далее идет объявление темы занятия. Определяется, что и как учащиеся будут рисовать. Рисунки выполняются по разным схемам в зависимости от сложности объекта:

1. Простое срисовывание образца со школьной доски или экрана монитора.

2. Свободное рисование по теме.

3. Срисовывание одного из представленных образцов. Приводится много новых вариантов и способов изображения объекта (например, ель - семь вариантов), ребенок выбирает понравившийся образец и выполняет работу.

4. Рисунок предмета, который демонстрируется детям.

5. Ребенок схематично на доске показывает, как он уже рисовал заданный объект, а его просят нарисовать так, как он никогда не рисовал.

Момент объяснения последовательности выполнения работы может быть различным. В виде наброска или абрисного рисунка задание выполняется мелом на доске. Обращается внимание на те детали, где дети часто допускают ошибки. При выполнении сложной работы можно показать варианты уже готовых работ (например, рисунок дома), но данный прием не всегда удачен, так как дети начинают в последствии создавать копию. Более интересные рисунки получаются тогда, когда идет поиск своих вариантов создания объекта. К удачным приемам задания относится запрет изображать объект так, как уже рисовали.

При работе на графическом редакторе Paint, можно рисовать разными путями. В первом случае показывается последовательность создания рисунка на экране. Во втором варианте для детей определяется и объясняется задание, которое повторяется детьми, а далее его необходимо выполнить, то есть словесную задачу перевести в конкретный зрительный образ.

Во время рисования дети имеют возможность спрашивать совета не только у ведущего занятий, но и у других ребят. Можно ходить по кабинету и смотреть, что нарисовали другие дети, просить у них помощь. Фактически идет одновременно индивидуальная и групповая работа. Порой один из детей находит удачный ход для создания рисунка и показывает всем остальным детям, как он это сделал. Давно известно, что дети объясняют некоторые трудности друг другу, порой, более понятно, чем взрослый ребенку. Срабатывает равновозрастной уровень объяснения и восприятия. В конце занятия просматриваются все работы каждым ребенком. Это очень важное условие, позволяющее видеть разные результаты решения поставленной задачи.
7. Особенности работы с детьми, имеющими проблемы в развитии

зрительного анализатора
Обычное обучение рисованию отличается от направления работы с детьми со зрительными депривациями тем, что важно знать и при необходимости соблюдать и применять принципы построения рисунков чертежей, схем, графиков и других изображений, которые сформировались в тифлопедагогике при проведении коррекционной работы. (Смотри приложение № 3)

У детей со зрительными депривациями, то есть с проблемами в развитии зрительной модальности, наблюдаются проблемы в восприятии в каком-то определенном проявлении, можно сказать в субмодальности. Субмодальность выступает как параметр измерения модальности. Детское зрение может ниже возрастной нормы воспринимать видимый мир, а это приводит к снижению изобразительных возможностей ребенка. Если ребенок не видит четко объект, то и рисует его с ошибками. У детей с нормальным зрением часто бывают проблемы с развитием изобразительных способностей и образно-логического мышления по другим причинам.

Возьмем самые известные визуальные субмодальности, которые можно развить у ребенка при коррекции зрения и улучшить проявление их при создании рисунков. (Подробное описание представлено в приложении № 4)
ВИЗУАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.

Цвет.


Форма ( плоскостная и объемная ).

Размер, величина.

Ритм.

Блеск.


Прозрачность.

Перспектива, глубина ( пространственная, цветовая).

Пространственное положение.

Пропорциональность.

Симметрия.

Сфокусированность.

Восприятие движения, статичность.

Контраст.

Светлота.

Цветовая насыщенность.

Колорит.

Особенность поверхности предметов.

Детальность.

Культурный контекст.

Уровень освещенности.

Яркость.


Знание зрительных субмодальностей помогает создавать программы по развитию образно-логического мышления у детей с использованием компьютерных технологий. Легко отслеживать проблемные моменты в формировании умений и навыков рисования, которые необходимо корректировать.

Более сложное рисование начинается тогда, когда дается задание нарисовать определенный объект. Планируется заранее, на развитие какой субмодальности необходимо обратить внимание на занятии. Можно рисовать простые квадраты, а работать над развитием контрастности, зрительного ритма или определения положения в пространстве.


8. Преимущество рисования с использованием компьютерных технологий
Рисование с использованием компьютера открывает новые возможности в коррекционной работе. Работая в графическом редакторе, ребенок фактически показывает, какие трудности имеются у него на данный момент не только в рисовании, но и в развитии мыслительных процессов. Можно заметить какая субмодальность соответствует возрастной норме, а какая отстает. Анализ рисунков позволяет строить коррекционную работу от достигнутого, исправлять ошибки, развивать те функции в рисовании, которые слабо проявляются.

Дети со зрительными депривациями не всегда могут долго заниматься рисованием, нагрузка на глаза должна быть оптимальной. В то же время детям полезно, чтобы зрительная кора мозга получала разнообразную мобильную информацию. Яркость красок, разнообразие форм, деталей и других показателей рисунка способствует развитию зрительной наблюдательности, зоркости зрения. Наблюдение за работой других детей в группе приводит к развитию оперативной памяти, формированию представления о разновариантности выполнения работы.

Преимущество рисования с использованием компьютерных технологий заключается в том, что выполнить рисунок можно быстрее, чем при простом рисовании. Ошибки легко исправляются, рисунок получается мобильным. Иногда дети меняют старый рисунок, домысливают, дорисовывают. Готовые работы легко сохранять, демонстрировать свои успехи.
9. Наблюдение за эффективностью работы
Если группа детей занимается рисованием с использованием стандартной компьютерной программы Windows и графического редактора Paint, то простое наблюдение покажет, что у детей будут сформированы новые графические умения и навыки, их рисунки во многом будут интереснее, чем у сверстников, которые не занимаются рисованием. Появится легкость в рисовании, исчезнет неуверенность. В процессе общения дети научаться помогать другим и не будут стесняться сами просить помощь во время рисования.

С целью выявления динамики в развитии детей используются тесты, определяющие уровень образно-логического мышления, показатели зрительного внимания и образной зрительной памяти. Можно использовать для диагностики тесты «Прогрессивные матрицы Равена», тест «Дополнение структуры» Г.Вильсон и Д.Гриллз, тесты на определение объема и переключаемости внимания, тесты на определение уровня развития образной зрительной памяти. Детей первого класса можно тестировать по методике «МЭДИС 6-7». Данные методики распространены в информационных источниках по психологии. Тестирование можно проводить в начале и в конце трехгодичного курса по развитию образно логического мышления. Можно наблюдать развитие ребенка за год. Если педагог не владеет методами тестирования, то достаточно наблюдения за качеством рисунков детей.

Качественные показатели улучшения изобразительных способностей проявляются у всех детей. По образно-логическому мышлению у большей части детей будет наблюдаться прогресс. Увеличатся показатели среднего уровня и появятся результаты высокого уровня развития образно–логического мышления. Фактически дети догонят, а некоторые и перегонят своих сверстников по сформированности образно-логического мышления. Но, возможно, в группе может быть ребенок, у которого тестирование не выявит положительной динамики по разным причинам. С ребенком необходимо поработать индивидуально, провести дополнительное обследование. Бывает, что некоторые дети долго не дают положительной динамики, но наступает момент, когда показатели быстро улучшаются. У данной группы детей процесс накопления, усвоения и переработки знаний, умений и навыков просто идет медленнее.

Заключение
1. Коррекционно-развивающая работа с использованием компьютерных технологий является перспективной. Можно в данном направлении заниматься с детьми, имеющими зрительные депривации и другие проблемы в развитии.

2. Использование стандартных компьютерных программ позволяет в интересной форме проводить коррекционные занятия в школе по рисованию, которые повышают уровень образно-логического мышления.

3. Знание зрительных субмодальностей и сензитивных периодов развития поможет педагогам правильно готовить наглядность к урокам, анализировать достоинства и недостатки в рисунках детей, грамотно проводить коррекционные занятия с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

4. На данный момент во всех школах есть возможность заниматься рисованием с использованием компьютерных технологий. Надо активнее использовать материально- технические возможности для работы с детьми.




Показатели уровня развития образно–логического мышления у детей
1. В начале занятий трехгодичного курса.


2. В конце занятий трехгодичного курса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н. Методика экспресс – диагностики

интеллектуальных способностей, МЭДИС выпуск №7, Институт развития одаренности,

1994.


2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.А. Как преодолеть трудности в обучении детей

Издательство «ОСЬ-89» , М., 1998,- с.44-56.

3. Ащеулова К. Ты и твой цвет //Детское творчество,1998. №1-с.22.

№2 - с.30, №3 - с. 22.

4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей Ярославль "Академия развития", 1998 .

5. Богданова Т.Г., КорниловаТ.В. Диагностика познавательной сферы ребенка М.,1994,

-с 14-19.

6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение М., "Мир", 1988.

7. Вильсон Глени, Гриллз Диана Узнай интеллектуальные способности своего ребенка //

Школьный психолог, М., 1998. №29, №30,

8. Витальева А. Это красное платье для чего ты надела // Хозяюшка. М., 2000.- № 8.

9. Григорьева Л.П. Проблема компенсации нарушений перцептивно- когнитивного развития детей (экспериментально-теоретический аспект) // Дефектология. М., 1999. № 2 -с.9.

10. Григорьева Л.П. Психофизиологическая диагностика нарушений зрительного восприятия у детей, поступающих в школу // Дефектология. М.,1995. №5- с. 3.

11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями

зрения, М. "Просвещение", 1990.

12. Кащенко Т.П., Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании

с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных

учреждениях. С-Петербург, "Образование", 1995.

13. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М., "Луч",

1995 .


14. Максютова Р.Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включится в учебную деятельность //Дефектология. 1998. №3-с. 44.

15. Мировое искусство (иллюстрированная энциклопедия). С-П, СЗКЭО «КРИСТАЛЛ» М.

«ОНИКС», 2006.

16. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. графические методы в психологической диагностике,

издательство «Дидакт», М., 1991.

17. Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное

взаимодействие // Психологический журнал. М., 1995. т. 16 № 5 - с. 32, т. 16 , № 6 -с. 72.

18. Сергиенко Е.А., Строганова Т.А., Ильякова Л.А. Рання зрительная депривация:

нарушение зрительных функций или изменение психофизиологического развития

//Психологический журнал. М., 1993. т. 14, № 5-с. 37.

19. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушением

зрения в современных условиях // Дефектология М., 2000. №4- с. 3.

20. Чередникова Т.В. Тесты для отбора и подготовки детей в школы, Фирма

«Стройлеспечать», С.П., 1996.- с.24-57.


Приложение № 1


СОЗРЕВАНИЕ НЕЙРОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

ЗРИТЕЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ


Формирование иеррархической ансамблевой организации церебральной коры зависит от структурно-функционального созревания аппарата межнейронных связей. Этот процесс в онтогенезе длится от рождения до 18-20 лет.

Дошкольный возраст - формируется сенсорно-перцептивная деятельность, составляющая основу образных форм познания.

До 1 года идет рост и дифференцировка элементов перцептивной зрительной коры наиболее интенсивно в полях 17-18, а до 2 лет - в поле 19.

В два года развиваются элементы височно-теменно-затылочной области, связанные с опознанием.

К трем годам жизни в определенной степени созревают вставочные нейроны и образуют интернейронные связи в группе клеток.

С 3,5 до 7 лет идут изменения цито и фиброархитектоники зрительной коры.



В 5-6 лет продолжается дифференцировка нейронов и усложняется система их горизонтальных связей за счет роста и ветвления дендритов. Это обеспечивает межнейронные взаимодействия в ансамблях нервных клеток.

В 6-7 лет наблюдается существенное изменение в развитии зрительного восприятия, облегчается формирование образов - эталонов на основе выделения существенных признаков объектов. Это совпадает с созреванием взаимосвязей зрительной проекционной, нижнетеменной и височно-теменно- затылочной области коры.

Продолжают развиваться структурные элементы височно-теменно- затылочной области, связанные со зрительным опознанием.

В 9-10 лет улучшаются показатели внимания, что связано с уменьшением генерализованной активации коры и началом формирования избирательного регулирования активационных процессов.

К 9-10 годам - интенсивно развивается система горизонтальных связей в коре, что составляет морфологическую основу для взаимодействия нейронов в одном ансамбле и между различными ансамблями зрительной коры.

Усложняется зрительное восприятие в следствии усиления интеграции зрительной проекционной и заднеассоциативных областей коры. Но механизмы категоризации и классификации изображений еще окончательно не сформированы, что связано с незрелостью фукционирования левой лобной области.



12-13 лет продолжаются изменения в цито и фиброархитектонике зрительной коры.

10-16 лет наблюдается совершенствование процессов категоризации и классификации объектов. Это объясняется структурно-функциональным созреванием и специализацией левой лобной области, которая играет ведущую роль на заключительном этапе опознания.

14-15 лет вертикальные и горизонтальные связи между участками зрительной коры достигают наибольшей структурной специализации.

15-16 лет наблюдается устойчивая избирательность вовлечения корковых областей в процессы внимания, что ссютветствует структурно- функциональному созреванию лобных отделов коры.

Подростковый, юношеский возраст до 20 лет. Идет усложнение внутрикорковых связей, формирование микро-и макро- ансамблей.

К 18-20 годам неокортикальная ансамблевая организация достигает зрелого уровня. Поскольку нейрональные структуры перцептивной системы формируются длительный период, то в любое время зрительная депривация может отрицательно подействовать на их формирование. Дети со зрительными депривациями дожны получать помощь специалистов как в дошкольный, так и в школьном периоде.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

ПЕРЦЕПТИВНО-КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ


Сензитивные периоды перцептивно-когнитивного развития характеризуются интенсивным структурным ростом нейронов и формированием нейронных связей. В этот период нейронные связи и нейронные сети могут быть наиболее эффективно модефицированы внешним воздействием.

В сензитивный период созревают структурно-функциональные внутрикорковые связи, составляющие основу для реализации тех или иных функций. В это время депривация наиболее губительная для нейронных сетей.

Морфофункциональное созревание межнейронных связей может задержаться. Это приведет к отставанию в проявлении синзитивного периода. Депривация замедляет снижение сензитивности церебральной коры к средовым воздействиям. Но депривационный период наиболее благоприятен для восстановления ранее депривированных нервных сетей.

В проекционной системе (сетчатка, подкорковые центры, первичная зона коры) наиболее интенсивное морфофункциональное созревание межнейронных связей, корково-подкорковых отношений происходит в первые месяцы и годы жизни.

От 0 до 6 лет идет становление проекционной системы, вырабатывается тонкая настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятие формы, цвета, движения, глубины пространства и т.д.

Формируются механизмы зрительных функций: контрастной чувствительности, цветоразличения, разрешающей способности и т.д.

6-12 лет - корковые межнейронные связи достигают высокого уровня дифференциации, активно влияют на объединение проекционных и ассоциативных зон коры в функциональные системы. Усиливается внутрикортикальная интеграция проекционной и ассоциативных областей коры мозга. Формируются перцептивные действия, эталоны, механизмы сличения образа с эталоном памяти, развитие целостного восприятия сложных изображений и ситуаций.

Идет длительный процесс созревания межцентральных связей. Перцептивная зрительная система чувствительна к деиривациям и в данный период.

Младший школьный возраст можно рассматривать как сензитивный для развития высших форм восприятия, включенных в когнитивную деятельность.

Нейронные связи высшего порядка продолжают формироваться в проекционной и ассоциативной коре до 18-20 лет. Они базируются на нейронных связях зрительной коры, которые сформировались в раннем возрасте. Фактически сензитивный период ассоциативной коры - самый поздний во времени формирования. А ассоциативная кора - самая чувствительная к депривациям. Опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой играет важнейшую структурообразующую и функциональную роль во все сензитивные периоды развития зрительных отделов ЦНС.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНО-КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ ДЕПРИВАЦИЯМИ
Сенсорные сигналы в зрительной модальности проходят три уровня. Первичный - сетчатка, вторичный - латеральное коленчатое тело и верхние бугорки четверохолмия, третичный - первичная и вторичная (сенсорная и ассоциативная) зрительная кора. При поражении функционирования любого уровня возникают проблемы в общем развитии ребенка. Если ослаблено зрение, то перцептивно-когнитивное развитие ребенка имеет свои особенности.

В условиях сенсорной депривации, которую можно рассматривать как дефицит активности мозга, изменяется нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в психическом развитии детей.

На биологическом уровне это проявляется в слабом развитии нейронов и связей между ними в зрительной коре, что приводит к снижению функционирования множества других нейронов.

Познавательная сфера тоже страдает по причине нехватки или отсутствия нужной информации.

При нарушении зрения ухудшается качество и скорость различения признаков, ослабевает формирование структуры образа. Предметное содержание характеризуется обеднением, искажениями и неопределенностью.

Нарушается симультативность опознания по целостному эталону, страдает интерпретация, осмысление образов. Замедляется переход от сукцессивного процесса к быстрому одномоментному акту опознания. Нарушение синтеза сенсорной и несенсорной информации может быть вызвано неумением соотносить выделенные признаки изображения с его смысловым содержанием, что приводит к доминированию вербальных словесных образов-штампов. Им может соответствовать неправильная зрительная информация или информация схематичная и лишенная зрительного содержания. Наблюдается также нарушение категоризации (классификации) зрительных образов. Рассогласование между сенсорным и семантическим компонентом образа вызывает затруднение в его использовании для организации поведения, регуляции учебной и трудовой деятельности. Слабо обеспечивается правильная и оперативная ориентировка детей в зрительно- воспринимаемой ситуации, т.е. страдает познавательная и коммуникативная сфера личности.
ФОРМИРОВАНИЕ ОПОЗНАНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
На низшей генетической ступени онтогенеза складываются межфункциональные отношения между восприятием и памятью.

На высшей генетической ступени, в подростковом возрасте, происходит соединение восприятия с понятийным мьпнлением. Формируются высшие формы категориального, осмысленного восприятия, связанные с процессами речевого мышления. Развитие зрительного восприятия обусловлено активной деятельностью ребенка, общением со взрослыми, социальным окружением.

Необходима активная предметно-практическая деятельность. На первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляет обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков (контур, форма, цвет, размер...). Важную роль играют эффекторные компоненты - движение руки, обследующей объект, или глаза, прослеживающие контур изображения.

Ориентировочно - исследовательская деятельность ребенка в процессе зрительного восприятия является основой перцептивных действий. Взаимодействие зрительной и двигательной системы в этой деятельности ребенка обеспечивают формирование образов-эталонов (шкалы яркостей, контрастов, геометрических форм). Системы сенсорных эталонов, формирующиеся в индивидуальном развитии, соответствуют системам общественно выработанным. Из систем сенсорных эталонов создаются перцептивные эталоны. Развернутый во времени и пространстве сукцессивный (последовательный) процесс превращается в симультативный, обобщающий образ объекта.

Фазы формирования объекта включают: различение его пространственного положения, грубая оценка пропорций, адекватное отображение формы и структуры во всех деталях - таков микрогенез восприятия.

В реальных условиях микрогенез восприятия не является жестокофиксированным (локализация объекта в пространстве и во времени, описание общей конфигурации, инвариантное различение тонких деталей) - наличие и последовательность стадий меняется в зависимости от стимуляции. Время зрительной фиксации 300 мс.

После первичного выделения признаков формируется одна или несколько гипотез об объекте. Ожидаемый образ извлекается из памяти. Если сенсорные данные совпадают с ожидаемым образом, то принимается решение об объекте. При недостаточном совпадении идет уточнение и выдвигаются другие гипотезы до окончательного решения об объекте. Есть два мнения опознания: первое - опознание одномоментно, второе - сукцессивный процесс.

В онтогенезе происходит постепенное формирование симультативности (одномоментальности) опознания как генетечиски вторичного образования по отношению к перценптивным действиям, которые сукцессивны.

При нормальном зрении процесс формирования и опознания зрительного образа со свойствами предметности, целостности и константности сочетаются сукцессивные и симультативные компоненты.

Есть два вида формирования опознания зрительных объектов.

1. Развернут во времени, сукцессивный процесс, включает различные перцептиные действия, которые направлены на обнаружение и выделение информационных признаков. После их идентификации и синтезирования происходит категоризация. Образ открыт для новой информации, способствующей детализации, обогащению.

2.Одноактное, мгновенное восприятие при формировании перцептивных эталонов. Оба типа восприятия имеют место на всех этапах онтогенеза.

Приложение №2


План занятия Дата проведения________________

№ ___ занятия. Тема занятия-____________________________________________________

Цель – развитие образно- логического мышления, наблюдательности, внимания, умения рисовать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Направления развития на занятии:

- Сформировать интерес к оригинальным заданиям и самостоятельному созданию рисунков;

- Воспитание толерантности, умения приходить на помощь;

- Повысить уровень культуры общения;

_____________________________________________________________________________- Развитие зрительных модальностей:




№ п/п

Модальность

Что развиваем



Цвет






Форма (плоскостная и объемная)






Размер, величина






Ритм






Блеск






Прозрачность






Перспектива, глубина (пространственная, цветовая)






Пространственное положение






Пропорциональность






Симметрия






Сфокусированность






Восприятие движения, статичность






Контраст






Светлота






Световая насыщенность






Колорит






Особенность поверхности предметов (зрительная текстура)






Детальность






Уровень освещенности






Яркость






Культурный контекст ( социализация)




Ход занятия: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Положительные и отрицательные показатели по итогам работы:

Положительный результат

Недостатки

























Приложение № 3
Принципы построения рисунков, чертежей, схем, графиков и других видов изображений для детей с проблемами развития зрения
- Графическое представление информации должно осуществляться с учетом зрительных и осязательных возможностей детей, а также уровня развития у них познавательных процессов.

- Графические изображения должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания ее значения, выражать основное содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие предмету, процессу или явлению.

- Изображения, обозначающие одни и те же объекты, процессы и явления должны быть унифицированы - иметь единое графическое решение.

- Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные , промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагменты предметов, процессов и явлений.

- Изображение должно иметь композиционный центр, иначе говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко запоминающуюся структуру.

- Нельзя допускать смещения элементов изображений, выполненных разными способами (методом ортогонального и аксонометрического проецирования, плоскостного и объемного изображения).

- Цветовое оформление изображений должно соотносится с естественным цветом, присущим предмету или явлению, иметь высокий цветотональный контраст (80 - 95%).

- Нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой величины, если в натуре они отличаются размерами, т.е. необходимо условное соблюдение пропорций и пропорциональных отношений.

- Все существенные признаки предметов или явлений в иллюстрациях должны четко выделяться контуром, разными линиями, штрихами, цветом.

- В многоплановых иллюстрациях выделяют ближний, средний, дальний план.

- В рисунках с передачей объема следует усиливать контуры, а также элементы, характеризующие объем (светотень, изменение углов, сокращение линий и т.д.).

Приложение № 4


Зрительные субмодальности
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Цвет является важным информативным признаком в предметах, явлениях и изображениях. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности, объемности предмета, контраста, связи с окружающим миром, детализации, информативных признаков.

С 3 месяцев можно выработать рефлексы на желтый, зеленый и красный цвет, а с 6 месяцев на все цвета. Новорожденным больше нравится разглядывать полосатые предметы и узоры наподобии шахматной доски, чем предметы, окрашенные в однотонные цвета. Они могут различать цветные, черные и белые объекты, а также незнакомые предметы, предпочитают большие узоры маленьким и изогнутым линиям, прямым.

В 2 месяца ребенок обладает двуцветным зрением. С возрастом цветочувствительность улучшается. Считается, что женщины обладают более острым зрением. Им доступны все краски мира.

Американка Джин Рэт - «лиловая леди» - считает себя избранницей лилового цвета. Она различает 130 его оттенков, в которые окрашено почти все, что ее окружает.

Некоторые профессии способствуют развитию цветоразличения. Красильщики на текстильной фабрике отличают 17 оттенков черного цвета. Высокий уровень цветоразличения отмечен также у вышивальщиц и у людей, занимающихся ковроткачеством.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ
Основные цвета: красный, желтый, синий. Цвета, получаемые при смешивании основных, называются производными или составными: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Существует цветовой круг, где идет постепенное смешивание основных цветов. Проводя в цветовом круге диаметр, определяют пары цветов, которые называют дополнительными. Желтый - фиолетовый. Оранжевый - синий. Красный - зеленый.

Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особой яркости цвета. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть множество оттенков у всех цветов. И если красный близок к синему, то и дополнительный будет желто-зеленый. У каждого цвета есть 3 основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.



Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т.д.) и зависит от места в спектре. Натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней насыщенности. Развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета, по некоторым данным 750 тысяч тонов. Все зрительные ощущения цвета различают на 2 группы:

1.Ахроматические цвета: черный, белый и все серые ( от самого темного до самого светлого). Это нейтральные цвета.

2.Хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых, т.е. красный, желтый, синий, зеленый, розовый, бирюзовый и т.п.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветовой оттенок (розовый, желтоватый, зеленоватый и т.п. ), уже будут являтся хроматическими цветами.


следующая страница >>