Осанка. Профилактика плоскостопия - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Грипп и его профилактика 1 44.11kb.
«На огороде», (по сказке 1 34.24kb.
«Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности, безнадзорности... 1 382.79kb.
Конспект мероприятия «путешествуем в лес» в подготовительной группе... 1 74.9kb.
Правильно организованное рабочее место лишь первый шаг к профилактике... 1 18.13kb.
Гигиеническое значение воды 1 160.63kb.
«Береги здоровье смолоду» эти слова были и остаются актуальными всегда. 1 43.54kb.
Жестокое обращение с детьми: профилактика, выявление, реабилитация... 1 259.94kb.
Профилактика и лечение лямблиозов кишечного и печеночного 1 40.27kb.
Детский травматизм: как уберечь ребенка 1 23.99kb.
Тесты ига по сестринскому делу в хирургии Выбрать один правильный... 1 217.3kb.
Патриотизм: истоки, традиции, значение в укреплении национальной... 1 321.31kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Осанка. Профилактика плоскостопия - страница №1/1



МОУ «Анциферовская основная общеобразовательная школа»

Московская область Орехово-Зуевский район

Методическая

разработка

урока биологии

8 класс


по теме:

Учитель биологии

Ипполитова Наталья Борисовна
2010 год
Тема урока: Осанка. Профилактика плоскостопия.
Цели:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функциях скелета человека;

научить способам выявления нарушения осанки и плоскостопия.

Развивающие:

развивать навыки учащихся по компьютерному тестированию;

развивать умения по выполнению физических упражнений по предотвращению появления нарушения осанки и плоскостопия.

Воспитательные:

содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
Оборудование:

учебник «Биология. Человек» 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев;

плакаты с изображением неправильных и правильных поз учащихся, сидящих за партой;

сантиметровая лента;

фломастер;

лист с показом метода определения плоскостопия, слайды о искривлениях позвоночника и плоскостопии «Мультимедийное приложение. Биология 8 класс. Человек» Дрофа.

.ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала

1. Фронтальная беседа:

А) Благодаря чему и как обеспечивается согласованная работа скелетных мышц?

Б) Откуда берётся энергия для сокращения мышц?

В) Поясните различия между динамической и статической работой.
2. Тест по теме «Строение скелета и мышц человека»
1. Какую из функций не выполняет костная ткань?

а) соединительную;

б) транспортную;

в) защитную.


2. Из перечисленных ниже костей к плоским относится ...

а) височная;

б) плечевая;

в) ключица.


3. Надкостница покрывает ...

а) тело и головку кости;

б) только головку кости;

в) только тело кости.


4. С возрастом содержание неорганических соединений в костной ткани ...

а) возрастает;

б) не изменяется;

в) падает.


5. К полуподвижным соединениям костей относится ...

а) соединение между позвонками;

б) тазобедренный сустав;

в) соединение теменной части черепа.


6. К непарным костям черепа относится ...

а) лобная;

б) теменная;

в) скуловая.


7. Не соединены с грудиной

а) одна пара ребер;

б) две пары ребер;

в) три пары ребер.


8. Как называется соединительнотканная плёнка, покрывающая мышцу?

а) брыжейка;

б) фасция;

в) фаланга.


9. Недостаток подвижности называется…

а) гипердинамия;

б) гиподинамия;

в) полигамия.


10. Моторный нейрон нервной системы, соединенный с мышечными волокнами называется ...

а) рефлекторной регуляцией;

б) тренировочным эффектом;

в) двигательной единицей.


Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.
III. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний – вступительное слово учителя
– Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.

Давайте вспомним две особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, которые он приобрел в процессе эволюции.

1-я – позвоночник имеет 4 изгиба: два вперед (лордоз) – шейный и поясничный и два назад (кифоз) – грудной и крестцовый, благодаря которым он приобрел S-образную форму и пружинит при ходьбе, смягчая толчки тела.

2-я – кости стопы образуют свод, который опирается на пяточную кость предплюсны и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина. Также смягчая толчки тела при ходьбе.

Но в течение жизни отдельного человека могут произойти изменения позвоночника и стопы, ведущие к тяжелым последствиям, связанным со здоровьем.

Наш урок называется урок здоровья. Тема: Осанка и предупреждение плоскостопия. И нам с вами предстоит выяснить, что такое осанка, как появляются нарушения осанки и возникает плоскостопие, и как эти нарушения опорно-двигательной системы предотвратить.

Сегодня на уроке у нас присутствуют консультанты, которые подробно ответят на наши вопросы.
1-й вопрос. Что такое правильная осанка?
1-й консультант. Каждому человеку свойственна специфическая для него осанка, или поза, т.е. положение тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы. При правильной, или стройной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Люди с хорошей осанкой стройны, голова их держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. Мышцы таких людей упруги, движения собранные, четкие. Правильная осанка наиболее благоприятна для функционирования системы органов движения и внутренних органов человека, что в конечном результате способствует повышению работоспособности.

Таким образом, хорошая осанка имеет не только эстетическое значение. Но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.


2-й вопрос. Почему возникает неправильная осанка и ее последствия?
2-й консультант. Дефекты осанки чаще всего возникают у детей (школьников), т.е. в тот период жизни человека, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани.

Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно возникнут дефекты осанки.

Остеохондроз – болезнь, связанная с деформацией и смещением межпозвоночных хрящевых дисков и защемлением нерва. Человеку трудно ходить, нагибаться, его мучают боли. Причина остеохондроза кроется в неправильной позе, которая приводит к неравномерному распределению нагрузки на позвонки.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет. При сколиозе все отделы позвоночника претерпевают патологические изменения. Страдает скелетная мускулатура. Развивается деформация грудной клетки.

Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость.

Таким образом, неправильная осанка приводит не только к внешним нарушениям, которые потом очень трудно исправить, т.к. после замещения хрящей костью дефекты осанки устранить почти невозможно, а так же вызывает расстройства в работе внутренних органов.


3-й вопрос. Как проверить свою осанку?
Лабораторная работа: «Выявление нарушений осанки». (Учебник, стр. 75.)
4-й вопрос. Что необходимо делать для того, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника?
3-й консультант. Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника детям младшего школьного возраста портфель необходимо заменить ранцем. В старшем школьном возрасте при ношении портфеля чаще менять руки.

Надо правильно сидеть за партой. Туловище держать прямо. А голову лишь немного наклоняя вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3–4 см, предплечья должны свободно лежать на столе. Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упереться на пол.

На уроке и при приготовлении домашнего задания через 20 мин необходимо устраивать физкультпаузу.
Физкультпауза
– упражнения на осанку – «домик», книга на голове;

– упражнение на снятие усталости.

Просмотр слайдов об осанке и искривлениях позвоночника.
5-й вопрос. Другим дефектом развития опорно-двигательной системы является плоскостопие. В чем причина плоскостопия и его последствия?
4-й консультант. Плоскостопие заключается в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, и в изменении походки.

Плоскостопие усиливается у детей и подростков при ношении тесной, неудобной обуви, туфель на каблуке, а у взрослых еще и при перегрузках костно-суставного и связочного аппаратов стопы, вызванных длительным стоянием на ногах.

При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.
6-й вопрос. Как проверить, имеется или нет у вас плоскостопие?
Учитель объясняет, как можно выявить плоскостопие.
Лабораторная работа: «Выявление плоскостопия» выполняется дома. (Учебник, стр.75 домашнее задание)

7-й вопрос. Какие меры необходимо принимать для предотвращения плоскостопия?


5-й консультант.

Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.

Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности, по песку, что способствует укреплению свода стопы. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание. Все это предупреждает развитие плоскостопия
Слово учителя. Рецепты здоровья, а в частности рецепты сохранения правильной осанки и предупреждения плоскостопия очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания.

Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!

В завершении нашего урока я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.

Быть здоровым, значит…

Здоровье – это…

Красивая осанка – это…


IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание.
– Параграф 15, лабораторная работа стр.75.