Основная образовательная программа образовательного учреждения - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа образовательного учреждения на... 24 4581.55kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 6 719.64kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 1288.25kb.
Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного... 1 137.02kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 3789.02kb.
Основная образовательная программа нормативный документ, определяющий... 17 3021kb.
Информация о методических документах, разработанных учреждением для... 1 45.36kb.
Разработчики 1 334.01kb.
Образовательная программа начального общего образования характеристика... 5 724.4kb.
Паспорт программы Наименование программы 28 6429.79kb.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... 14 3544.66kb.
Конкурс «Современный классный руководитель» Тема «Инновационные методы... 1 165.66kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения - страница №1/34



Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72


Утверждено

Принято на заседании педагогического

Директор школы

совета школы протокол № 4 от 25.03.2012








ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
(с учетом изменений от 13.09.2013 г.)

Авторы-составители:

Павлова Н.В.

Бахирева Н.Е.

Миронова О.В.

Окорокова Е.С.

Алякина Н.Н.

Исаева Н.В.

Новикова О.Р.

Пахомова А.Н.

Жукова Е.В.

Галунина В.В.

Притужалова О.С.

Васильева Н.Н.

Норченко О.Н.

Борышнева М.Е.

Коржавина С.А.

Изутова Н.К.

Гусева Е.К.

Бусарова Е.С.

НИЖНИЙ НОВГОРОД

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Целевой раздел




  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

II. Содержательный раздел

1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования.



  1. Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  4. Программа коррекционной работы

III. Организационный раздел



    1. Учебный план начального общего образования

    2. План внеурочной деятельности

    3. Система условий реализации основной образовательной программы

Целевой раздел
Пояснительная записка
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий, применяемых как на производстве, так и в быту. Поэтому необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебу и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Сегодня образование не только усвоение новых знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося как личностный рост каждого ученика в системе его отношений к миру, к людям, самому себе и труду, что обусловлено его самооценкой.

Основная образовательная программа общего образования является главным нормативным документом, конкретизирующим требования Федерального государственного образовательного стандарта, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса. Она включает программы начального образования, основного образования и полного среднего образования.

Основная образовательная программа школы – это форма  гражданского контракта между обществом (т.е. родителями и представителями заинтересованного социума) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно достижения требуемых ФГОС образовательных результатов.

Основная образовательная программа – это комплексный документ, фиксирующий  образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения;  основные и дополнительные  образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования).

Необходимость разработки образовательной программы начального общего образования связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Содержание Основной образовательной программы начального общего образования определяется:



  • Конвенцией ООН о правах ребенка

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятом Государственной Думой РФ 21.12.2012 г.

  • Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751)

  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;

  • Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ)

  • Приказом Министерства образования и науки «Об утверждении и введении в действие ФГОС» (от 06.10.2009 г. № 373)

  • СанПиНом 2.4.2.2821 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 72 Ленинского района г. Нижнего Новгорода разработана Рабочей группой, принята педагогическим советом школы (протокол № 4 от 25.03.2012 г.) и утверждена приказом директора № 098 от 25.03.2011 «Об утверждении Основной образовательной программы начального общего образования» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения; с учетом концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», Программы развития школы «Развитие личности учащихся через создание в школе единого воспитательного пространства» на период с 2009 года по 2014 год, а также с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). В 2012 году внесены изменения и дополнения, предусмотренные в приказе министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»,зарегистрированном министерством юстиции РФ от 12 декабря 2011 г. № 22540.

Школа № 72 основана в 1958 году в микрорайоне «Стройплощадка» с момента заселения первых домой по ул.Героя Попова и проспекту Ленина, расположена на границе Автозаводского и Ленинского районов. На территории микрорайона школы находятся: ЖЭУ № 16, МДОУ № 36, 42, 201, 296, городская детская поликлиника № 18, продовольственные магазины, аптеки, школа искусств № 14, детские библиотеки им. А.А.Ахматовой, М.Пришвина, К.Г.Паустовского. Непосредственно к микрорайону школы прилегают клубы «Фемида», «Фантазия», бассейн завода «Теплообменник», парк «Дубки». Социально-экономическая сфера представлена предприятиями АО «Теплообменник», троллейбусное депо, завод КС ОАО ГАЗ. Молодежную среду в микрорайоне составляет учащаяся молодежь средней общеобразовательной школы № 160, гимназии № 184 Ленинского района г.Н.Новгорода, студенты Нижегородского дизелестроительного техникума.

Ежегодно в школе проводится ряд мероприятий, которые стали традиционными:

- «Праздник первого звонка»

- «Посвящение в первоклассники»

- Выпуск газеты «Большая перемена»

- Предметные недели, декады

- «Рождественская звезда»

- Дни самоуправления (День учителя, 8 марта)

- турнир по мини-футболу, посвященный памяти мастера спорта СССР В.В.Цепилова

- праздник, посвященный Дню защитника Отечества

- праздник, посвященный Дню матери

- праздник, посвященный Дню Победы

- «Посвящение в музыканты»

В начальной школе сложился работоспособный, сплоченный, творчески настроенный коллектив. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. Вакансий учителей начальных классов, учителей-предметников и специалистов, работающих в начальной школе, нет. Учителя начальной школы входят в состав школьного методического объединения. Из 9 учителей начальной школы 8 человек имеют высшее образование, 1 учитель – средне-специальное. Аттестовано 7 педагогов – 78%, из них высшую квалификационную категорию имеет 1 учитель ( 14%), первую квалификационную категорию – 4 педагога ( 57%), вторую квалификационную категорию – 2 педагога (29%). Педагоги постоянно повышают свое профессиональное мастерство, занимаясь на курсах повышения квалификации. За последние 5 лет курсовую подготовку (более 100 ч.) прошли 8 учителей. Кроме того, педагоги обучаются на курсах по вопросам введения и реализации ФГОС второго поколения. Учителя принимают активное участие в обучающих семинарах, проводимых методистами издательства Академкнига/Учебник, авторов УМК «Перспективная начальная школа».

Средний возраст учителей начальной школы – 41 год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72, зарегистрировано Постановлением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода от 01.07.1994 года. № 50, Постановлением главы администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода от 20.01.1995 года № 34а, создано на основании приказа отдела образования администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода от 07.02.1996 года № 39, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятом Государственной Думой РФ 21.12.2012 г. и действующим законодательством Российской Федерации. В 2011 году школа прошла процедуру лицензирования на право ведения образовательной деятельности (регистрационный № 8792 от 23.05.2011 г.). Срок действия лицензии - бессрочно. Лицензия устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Учреждение является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Нижнего Новгорода и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления. Учреждение создано в целях осуществления образовательного процесса, то есть реализации образовательных программ и обеспечения содержания, воспитания обучающихся.

Учредителем является администрация города Нижнего Новгорода. Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента образования администрации города Нижнего Новгорода. В своей деятельности школа руководствуется Уставом и действующим законодательством. Полное наименование Учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72. Место нахождения Учреждения:

Юридический адрес: 603064, город Нижний Новгород, проспект Ленина дом 70а.

Фактический адрес: 603064, город Нижний Новгород, проспект Ленина дом 70а.

Целью деятельности общеобразовательного учреждения является реализация Основной образовательной программы начального общего образования, Федеральных государственных стандартов начального общего образования, образовательных программ и государственных образовательных стандартов на трех ступенях, соответствующих уровням начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

На основании приказа министерства образования Нижегородской области № 607 от 07.03.2012г «О государственной аккредитации Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 72» установлен государственный статус:

тип - «общеобразовательное учреждение»,

вид - «средняя общеобразовательная школа»,

Школа реализует следующие типы и виды общеобразовательных программ:

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования;

- дополнительного образования детей по направлениям личности:


  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное,

  • Социальное,

  • Общеинтеллектуальное,

  • Общекультурное

На первой ступени обучения школа оказывает следующие образовательные услуги:

  1. УМК «Предшкола нового поколения» - субботняя академия «Знайка»;

  2. УМК «Перспективная начальная школа»;

  3. Группы продленного дня;

  4. Кружок «Веселые нотки»;

  5. Кружок «Танцевальная студия»;

  6. Кружок «Риторика»;

  7. Кружок «Уроки здоровья»;

  8. Кружок «Путь к успеху»;

  9. Спортивные секции: настольный теннис, легкая атлетика

  10. Занятия в ГПД «Разговор о правильном питании»

  11. Учебный курс «Страна радужного солнца»

  12. Учебный курс «Сократ»

  13. Учебный курс «Музей в твоем классе»

  14. Учебный курс «Маленькая страна»

В целях реализации Основной образовательной программы начального общего образования необходимо следовать новым требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанных, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения Основной образовательной программы. Это обязательно требует изменений в оборудовании рабочего места учителя и обучающегося (Приложение 1)

Школа функционирует в здании постройки 1958 года. Здание состоит из 4-х этажей. Имеется библиотека, имеющая выход в Интернет; столовая на 80 посадочных мест; актовый зал на 120 посадочных мест. На территории школы оборудована современная комбинированная воллейбольно-баскетбольная площадка. В школе функционируют 5 кабинетов начальных классов, оснащенных в соответствии с требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. (Приложение 2). Перечень основных и необходимых объектов, обеспечивающих организацию учебной и внеучебной деятельности в соответствии с образовательными областями, представлен в письме министерства образования Нижегородской области от 28.03.2011 г. № 316-01-52-1141/11.

Вся деятельность школы, обеспечивающая качественную реализацию Основной образовательной программы начального общего образования, регламентирована локальными актами. (Приложение 3).

Миссия школы заключается в том, чтобы способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества посредством реализации общеобразовательных программ, ориентированных на реализацию следующих типов направленности образовательного учреждения: формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества; создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; формирование у учащихся потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию; воспитание ценностного отношения к труду, к познанию и преобразованию окружающего мира, себя и других в этом мире.

Модель выпускника начальной школы: выпускник начальной школы обладает основами понятийного мышления, желанием и основами умения учиться, владеет совместно-распределенной учебной деятельностью, высшими видами игровой деятельности, способен конкретизировать учебные цели, искать средства их достижения, контролировать и оценивать свою учебную работу.

Модель выпускника основной школы: выпускник основной школы обладает активностью, направленной на построение образа себя в окружающем мире, владеет совместно-распределенной учебной деятельностью в личностно-ориентированных формах, совместно-распределенной проектной деятельностью, направленной на получение социально-значимого продукта, способен к осознанному, инициативному и ответственному построению индивидуальной образовательной траектории

Модель выпускника средней школы: выпускник средней школы обладает системой научных знаний и способов познания, владеет индивидуальной учебной деятельностью, конструкторско-исследовательской деятельностью, социально-ориентированной проектной деятельностью, способен к проявлению активной социальной, гражданской, профессиональной позиции.

Основная образовательная программа школы № 72 определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, на духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности (от игровой к учебной); с освоением новой социальной позиции школьника; с формированием основ умения учиться (принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку деятельности, взаимодействовать с учителем и сверстниками в образовательном процессе); с изменением самооценки ребенка, с его моральным развитием через сотрудничество, общение и межличностные отношения. Авторами-составителями программы учтены возрастные особенности младшего школьника.

Цель Основной образовательной программы: спроектировать открытое социокультурное образовательное пространство школы, способствующее развитию потенциальных возможностей учителя и ученика, повышению уровня образованности учащегося, развитие ценностного отношения к миру, воспитание гражданина, знающего свои корни — исторические, культурные, духовные, семейные.

Целью реализации Основной образовательной программы школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, то есть оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.

К числу планируемых результатов освоения Основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться, сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты – освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты – освоение обучающимися в условиях урочной и внеурочной деятельности системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

В соответствии с поставленной целью на ступени начального общего образования должны быть решены следующие задачи:

1. Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию и от начального школьного образования к среднему общему образованию

2. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, как развитие личности школьника, его творческих способностей посредством включения в проектную и исследовательскую деятельность

3. Формирование познавательных интересов и готовности к самообразованию, развитие умственных способностей, творческого мышления, эрудиции и предметной компетентности

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей

5. Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

Основная образовательная программа школы № 72 опирается на развивающую парадигму, представленную в виде концептуальных положений развивающейся личностно - ориентированной системы обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), смысловой педагогики вариативного образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов и др.), ведущими принципами которой являются:

- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка

- Принцип практической направленности. Предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности в повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет и др.); умений работать в сотрудничестве( в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно как работа по самообразованию.

- Принцип целостности образа мира. Предусматривает отбор интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить возможности различных предметов для формирования представлений о целостности мира, а также для формирования УУД.

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей обучающихся. Предусматривает использование разноуровневого по трудности и объему предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.

- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья обучающегося. Предусматривает формирование у обучающихся привычки к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, предполагает создание условий для активного участия детей в оздоровительных урочных и внеурочных мероприятиях.

В основе реализации Основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), который предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; роли и значения видов деятельности и форм общения (технология формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений). Позволяет обеспечить преемственность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования, а так же рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширения зоны ближайшего развития.

Теоретической основой Основной образовательной программы так же является культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский). Источником формирования содержания образования является культура, т.е. наиболее значимые формы социокультурного опыта. Формирование содержания образования осуществляется в несколько этапов: допредметный (формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования), предметный ( определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням образования), создание учебных материалов, организация процесса обучения, присвоение учениками нового содержания.

Концепция развивающейся личностно-ориентированной системы обучения реализована в УМК «Перспективная начальная школа», поэтому при разработке основной образовательной программы школы № 72 было использовано пособие «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения» (М. Академкнига/учебник, 2011 г.) 

Основная образовательная программа школы № 72 содержит следующие разделы:

1. Целевой раздел:

• пояснительная записка;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2. Содержательный раздел:

• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

• программа коррекционной работы;

3. Организационный раздел:

• учебный план образовательного учреждения (ступень начального общего образования);

• план внеурочной деятельности;

• система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.



следующая страница >>