Подобные проблемы встречаются часто. Это может быть связано с врожденной патологией нервной системы, физическими и психическими трав - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Подобные проблемы встречаются часто. Это может быть связано с врожденной патологией - страница №1/1

Вопрос - ответ

«Маленький агрессор».

Подобные проблемы встречаются часто. Это может быть связано с врожденной патологией нервной системы, физическими и психическими травмами. Повышенная активность и агрессивность являются свое­образными индивидуальными особенностями ребенка. В период активного телесного роста нервная система ребенка может быть очень чувствительна. Поэтому лучше проконсульти­роваться у невропатолога или других врачей. Ведь известно, что агрессивность может быть вызвана даже неудовле­творительным функционированием печени.

Не исключено, что какие-то существенные потребности ребенка в семье удовлетворяются недостаточно, либо вообще не удовлетворяются. Он может страдать от сравнения со старшим братом. Семья, выработав определенные методы воспитания первого ребенка, обычно применяет их ко второму ребенку, хотя требуется совсем иной подход.

При правильной тактике семейного воспитания природная агрессивность со временем должна угасать. Какой-то важный момент в воспитании был упущен, какая-то существенная потребность ребенка не была удовлетворена, и это вылилось в нежелательную компенса­торную агрессивную реакцию.

Помните: нежелательное действие лучше предупредить, чем потом перевоспитывать и наказывать сына.

Рекомендации родителям:

Во-первых, любите и учитесь проявлять свою любовь так, чтобы ребенок неоднократно убеждался в своей ценности и значимости, не переступая грани разумности.

Во-вторых, ни при каких обстоятельствах не ограничивайте телесный контакт с ребенком. Надо всегда уметь приласкать, погладить его. Не поддаваясь сиюминутному гневу и злости, пытайтесь обнять «агрессора» тут же, во время дерзкой выходки. Стерпев его сопротивление, необходимо сказать изможденному борьбой ребенку что-то доброе и спокойное. Посидеть с ним минутку-другую, пока настроение изменится.

В-третьих, избегайте стереотипных реакций, не пользуйтесь оскорбительными прозвищами, не наклеивайте ярлыки: «безобразник», «хулиган», отмените все негативные словесные реакции.

В-четвертых, нужно освобо­диться от страшных предвидений типа: «Я боюсь за него»; «Кем он станет, когда вырастет!» Негативные ожидания формируют негативные установки в психике ребенка. Важно верить, что все будет хорошо. Да и суть не в повышенной агрессии, а в том, как она будет социализирована.

В-пятых, пока еще есть время (ребенок на­ходится под контролем семьи), нужно перепробо­вать разные тактики поведения. Не стоит использовать принцип «жестокость против жестокости», т.к. агрессия порождает ответную агрессию. Это может пробудить и склонность к садомазохизму, ведь агрессивные дети часто от природы имеют несколько сниженную болевую чувстви­тельность.

Итак, попытайтесь какое-то время не отвечать на детские выходки или переводите все в шутку: «Ого, какой ты силач, уже папу бьешь!», «Лежачих не бьют» и т.д. Для старшего брата подойдет тактика отстранения: «Ты мой родной брат и я не хочу с тобой в таком состоянии иметь дело». А вообще нужно с пониманием относиться к «комплексам второго ребенка в семье».

И главное, станьте союзником ребенка, научите его помогать себе в трудностях. В напряженных

случаях обратитесь к сыну как к взрослому, скажите: «Ты не должен драться. Я тебе не разрешаю. И никому не разрешу бить тебя. Взрослея, ты поймешь это и перестанешь так себя вести. А пока посиди один и подумай обо всем».



Вопрос - ответ
«Воровство».



Причина поступка - это особенности воспитания ребенка и жизненный уклад семьи. Воровства в психологическом смысле не было. У мальчика просто отсутствуют понятия «мое» и «чужое»: сам не испытывает особых сожалений при расставании с вещами и не понимает, что другие люди могут испытывать от этого неприят­ные эмоции.

Лучше всего в этой ситуации учительнице и матери не поднимать шума. Ведь если в классе узнают, что ребенок украл, и учитель даст этому поступку соответ­ствующую моральную оценку, то за ним закрепится репутация вора. Если же подобный проступок не квалифицировать как воровство, а помочь ученику преодолеть его нежелательные особенности, развивая его личностно и ду­ховно, то гораздо больше шансов избежать асоциального пути, хотя к этому есть предпосылки.

Взрослые должны обязательно по­говорить с ребенком, но только наедине, не отчитывая его, а доверительно побеседовав. Надо попробовать донести до ученика нравственный смысл его поступка и открыть ему переживания других людей, вызван­ные содеянным. Ребенок должен почувствовать, что вы очень огорчены, т. к считаете его хорошим человеком. Но его поступок – отрицательный по меркам человеческих отношений, и вас это расстроило. Прием доверия — известный педагогический прием, способный потрясти человека и перевернуть все его понятия.

Вопрос - ответ

«Если дети лгут»(1).

Обычно дети лгут:

а) чтобы добиться похвалы или проявления любви со стороны значимых взрослых;

б) чтобы скрыть свою вину;

в) чтобы избежать наказания (и физического, психического);

г) чтобы выразить свою враждебность в отношениях к кому-либо.

В данной ситуации отрицательную роль сыграла эмоциональная возбуди­мость родителей, которые на ранних этапах воспитания ребенка по строгости своей применяли наказания, не соизмеримые с проступками ребенка. А негативные родительские установки, постоянное ожидание плохих поступков от него не позволяли ребенку реабилитироваться в их глазах и принять себя с позитивной стороны. Он просто не видит себя другим. Негибкость родительских методов воспитания, негативные родительских установки являются типичными ошибками родительской позиции в отношении сына или дочери. А это накладывает свой отпечаток на формирование взаимоотношений между взрослыми и детьми в семье.



Вопрос - ответ

«Если дети лгут» (2)

Дети рано или поздно начинают периодически лгать. Это один из способов приспособления к жизни в обществе. Но если ребенок лжет постоянно, следу­ет разобраться, почему это происходит. Итак:

1. Некоторые личност­ные особенности ребен­ка(незрелость, инфан­тильность, не критичность) предопределяют склон­ность к излишнему фантазированию, ребенок часто от одиночества рисует тот мир, в котором ему комфортно.

2. Неблагополучие в эмоци­ональной жизни, отсут­ствие доверия к окружа­ющему миру, негативное самоощущение, разлад отношений с родителями, учителями, сверстниками также толкают ребенка к построению более при­влекательного мира. Он стремится заме­нить действительность.

3. Ложь часто возника­ет и тогда, когда ребенку предъявляются непосильные для него требования, а в силу своих возрастных и личностных особенностей он не может их выполнить.

4. Частосами взрослые (своим примером, действиями) провоцируют ребенка на подобные поступки.

И в данной ситуации сын лишен полноценно­го общения с мамой. Она для него недосягаема. Ему приходится «брать маму штурмом», любыми способами привлекая к себе ее внимание. Чтобы изменить ситуацию, надо укрепить и улуч­шить взаимоотношения с сыном. Не срывать на нем свою усталость и нетерпение, не читать многократно назидания. Ребенок, замученный постоянными нраво­учениями и криком, начинает лгать, чтобы приукрасить себя и свое поведение. У него как бы включается особый за­щитный механизм: «Посмотри, я – хороший».Необходимо приложить все усилия, знания, проявить огромное желание, но изменить психологический климат в семье. Домашняя обстановка должна быть спокойной, распола­гающей к игре, общению, уче­бе. Сын должен чувствовать, что маму очень интересует его маленькая жизнь.
Вопрос - ответ

«Отверженная».
«Изолированные дети» - очень серьезная проблема и для учителей, и для родителей, и для детей. Они становятся объектами насмешек, и даже издевательств.

Причины.

1.Родители и стиль взаимоотношений с ребенком в семье.

Родители психологически отстранены от ребенка, потребности дочери в общении с ними удовлетворяются частично. В процессе воспитания взрослые не смогли сформировать самозначимость дочери. Пока дочь, как могла, реализовывала свои возможности в процессе социализации, они проблем не замечали. Сейчас ей понадобится существенная помощь. Самое главное – не искать виновных, а полностью пересмотреть стиль воспитания, систему взаимоотношений с ребенком в семье. Чаще беседовать с ребенком о школе, о возникших проблемах, формировать позитивное отношение девочки к окружающему миру.



2. Сам ребенок.

Нельзя отрицать, что девочка своими поступками провоцирует подобное отношение класса и ее низкий социальный статус в группе закономерен. Девочка в поиске партнеров по общению: и среди взрослых, и среди сверстников, но конструктивно выстраивать это общение не умеет. Она слабо осознает, что ее методы взаимодействия с окружающими неэффективны. Такая система отношений с окружающими не может принести психологического удовлетворения и компенсировать малозначимость собственного «Я» ребенка. Непринятие, отрицательное от­ношение к девочке могут предопределить формирование ущербной Я-концепции, вызвать серьезные деформации личности.

К работе с ней должны подключиться взрослые, получив рекомендации от специалистов.

3. Классный руководитель. Такая ситуация сложилась ни здесь, и не сейчас, это дефект работы с классом в начальном звене. Имеются трудности педагогического общения с классом. Сти­ли педагогической деятельности с детским коллективом малоэффективны, имеются нарушения педагогической этики.

4. Одноклассники. В классе сложилась нездоровая психологическая атмосфера: имеются лидеры не совсем положительной направленности, отношения между одноклассниками строятся в системе «свой – не свой», низкий уровень самосознания членов группы (все добровольно принимают одну, удобную для всех позицию). Отмечается высокая групповая сплоченность, но это не чувство коллективизма, это проявление группового эгоизма. Активное негативное отношение учеников класса к однокласснице принимает форму группового давления: ребята ищут любой повод для обвинений. Неблагоприятные психологические последствия ситуации очевидны: сложившаяся атмосфера негативно отразится на психологии учеников класса, потому что опыт жестокого поведения ни проходит бесследно.

Рекомендации психолога классному руководителю:

1.Исключить индивидуальную ответственность девочки за классные дела и обязанности, т.е. не возлагать единоличную ответственность за подготовку класса к уроку, а назначать 2-3 равноответственных (с каждого ряда по ученику), сделать дежурство парным.

2. Простые социометрические исследования позволяют на ранней стадии выявить нарушения во взаимоотношениях в детском коллективе и предупредить отторжение ученика одноклассниками. Они же показывают, кому из класса симпатизирует сам ребенок, и с кем возможно установление поло­жительных контактов, на основе этого организовать их совместную деятельность.

3. Чтобы переключить энергию учеников на какие-то значи­мые дела, следует тщательно разработать программу классных мероприятий. Потенциально класс к этому готов, обладая завидной сплоченностью. Коллективные дела должны стать основой формирования новых ценностных ориентации учеников.

4. Параллельно проводить психолого-педагогическую коррекционную работу с самой девочкой. Необходимо очень корректно подтолкнуть ее к мысли, что причина возникновения неприятной ситуации не столько в злом умысле учеников, сколько в ней самой, в ее поведении и отношении к одноклассникам, в умении контролировать свои слова и поступков.

5. Хвалите девочку при всем классе за любое положительное поведение, каким бы незначительным оно ни было, отмечайте открыто в ней все самое лучшее, поставьте ребенка в роль лидера в тех областях деятельности, где может быть гарантирован успех.

6. Следует поощрять детей в том, чтобы они «выпускали пар» своих чувств допустимыми, приемлемыми способами. Научить их лучше понимать чувства «отверженных» детей, развивать в своих подопечных эмпатию (сочувствие, сопереживание), желание принимать людей такими, какие они есть.

5.При неблагоприятном течении событий стоит подумать о переводе девочки в другой классный коллектив, т.к. преодолеть стереотипы сложив­шегося группового поведения удается не всегда. Иногда такое «хирургическое» вмешательство является оптимальным, оно снимает конфликт полностью и не дает ему скрыто тлеть дальше. Но делать это следует не механически, а квалифицировано, с полного согласия всех сторон и дальнейшей поддержкой ребенка.






Вопрос - ответ

«Комплексы»
Множество психологических симпто­мов объясняют поведение мальчика:

- болезненно реагирует на замечания, может заплакать, убежать из класса, т.е. проявляются сильные неадекватно-аффективные эмоциональные реакции, повышенная ранимость;

- флегматик, а значит: замедленность мышления, двигательной активности, не исключены блокирующие барьеры в деятельности и общении;

- с одноклассниками отношения не сложились, друзей не имеет ни в школе, ни во дворе, больше молчит, по собственной воле руку на уроке не поднимает (отстраненность, изоляция);

- из-за излишнего веса сформировался комплекс неполноценности.

Данный тип поведения сформировался в связи с ошибками, допущенными родителями: чрезмерная опека, назидательный контроль, излишняя тревога мамы за сына, неуверенность в его самостоятельности, «отключение» отца от воспитания будущего мужчины. Как следствие — демонстрация бессилия и пассивности. Протест в виде «детского» поведения и заторможенности проявляется и в условиях школьного взаимодействия.

Склонность к полноте оказывает значительное влияние на личностные изменения, выступая барьером в налаживании отношений с окружением. Отстраненность как защита очень ранимой души (всем своим видом демонстрирует, что ему никто не нужен).

Агрессивность в дальнейшем может прогрессировать, т.к. приближается подростковый возраст с традиционным ориентиром на общение со сверстниками. Нереализованность данной потребности ребенка - прямая угроза психическому здо­ровью, путь к эмоциональным срывам (которые уже наблюдаются не в очень напряженных ситуациях).



Рекомендации:

1. Изменение стиля воспитания в семье, т.к. гиперопека мешает не только нормальному взрослению сына, но и усугубляет характерологические особенности личности. А форма пассивного протеста может стать методом борьбы за отстаивание собственных интересов, позиции своего «Я» (только методы такие малоэффективны для развития полноценной личности, способной реализовать себя в этой жизни). Попытайтесь обращаться, проговаривать те переживания, которые скрыты за неадекватными проявлениями его поведения.

2. Исправление ошибок в системе «родители - ребенок», оптимизация процесса воспитания в семье, ориентация на благополучие дальнейших жизненных перспектив. В каждый возрастной период ребенок должен учиться преодолевать определенные трудности, приобретать опыт самостоятельных действий. Лучше наставлять ребенка: «Попробуй это сделать сам, у тебя обязательно получится. А если не получится, я с удовольствием тебе помогу». Взаимоотношения в семье должны быть выстроены так, чтобы ребенок спокойно смог выразить свои чувства приемлемым способом, не закрываясь и не отстраняясь от окружающих.

3.Активное включение ребенка в процесс социализации (жизнь в обществе людей) через раскрытие его интеллектуального и творческого потенциала, социальных возможностей. Нетворческих детей не бывает, у каждого есть свои интересы, а значит можно эти интересы реализовать в деятельности (художественной, спортивной, интеллектуальной и т.п.). Так сформируется и круг общения у сына. Следует придерживаться позитивного подхода в воспитании ребенка.

4. Можно проконсультироваться у врача по поводу полноты ребенка, данные особенности могут иметь место и при невротических проявлениях.

5.Обращение к отцу ребенка.

Даже если ваш день расписан по минутам, вечером побеседуйте с сыном за чашкой чая или хотя бы полчаса посидите у его кровати. Выразите искренний интерес к его жизни, волнующим его проблемам. А может быть, просто позвоните. Или же черкните пару шутливых слов на открытке. Сын должен знать, что, не смотря на занятость, вы о нем не забываете, любите его, и он всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Помните: изменения в вас к лучшему - это единственный шанс для ребенка измениться к лучшему.
Вопрос - ответ
«Если ребенок боится отвечать».

Мама сама провоцирует общее нервное напряжение. Она излишне рационально подходите к эмоциональным проблемам сына, делает все очень правильно, четко выполняя все рекомендации и предписания. Но все хорошо в меру. Сын боится что-либо сделать не так. У него развился страх несо­ответствия: чем больше от него ожидают успехов, тем хуже у него получается.

И как итог - молчание на уроках! На физиологическом языке - это запредельное торможение, а психологически - растерянность, смущение, страх.

Подвижная, активная мама постоянно торопит, подгоняет медлительного, не­быстрого (флегматичного) сына, а он «не слышит» ее, т.к. включается защитное торможение. При этом ребенок нервно и соматически ослаблен, эмоционально не­устойчив, проявляется повы­шенная утомляемость от шума и гама. А мама характеризует это «неуклюжестью», «нерасторопностью»

Ребенку всего – то надо отвлечься, отдохнуть, сменить вид деятельности. Укрепляющие средства, витамины, сборы из трав поддержат ослабленный организм. Но главное — надо изменить подход к мальчику.

Рекомендации:

1. «Не фиксироваться» на затруднениях мальчика в речи, стараться утвер­диться в мысли, что он не заикается, устраняя причины, способствующие поддержанию заикания в настоящем.

2. Уменьшить контроль за уроками, стремиться больше развивать его самостоятельность, меньше опекать и бес­покоиться.

3. Ослабить моральный прессинг, уменьшить количество замечаний, советов, предписаний и требований ребенку.

4. Больше хвалить, поддерживать сына, вселять уверенность в свои силы и возможности.

5. Не ограничивать его двигательную активность, поддерживать участие мальчика в спортивно-оздоровительных занятиях;

6. Не торопить ребенка лишний раз: медлительность – природная особенность личности, а не патология, и с этим надо считаться. А иначе - перенапряжение, стресс, аффект и, как следствие, невроз.

7. По возможности активнее вовлекать в общение с сыном отца, необходимо увеличить его роль в воспитании ребенка. Ему нужен положительный образец именно мужского поведения, т.к. влияние матери на ребенка достаточно велико.

8. К работе со страхами необходимо подключить специалистов.
Вопрос - ответ
«Еще раз о дисциплине».

Причины неудовлетворительной дисциплины в классе не могут быть связаны только с проблемами учеников. Микроклимат на уроке во многом зависит от личностных особенностей и деятельности учителя.



Причины неудовлетворительной дисциплины в классе:

— слабая методическая подготовка учителя: плохо владеет приемами управления вниманием и другими пси­хическими процессами, методикой преподавания своего предмета, не умеет формировать учебные интересы, не может создать условия, при которых ученик занят учебной деятельностью в посильном для него темпе, и т.п.;

— незнание возрастных особенностей учеников, неумение найти индивидуальный подход, предъявление часто завышенных требований к ученикам, излишняя строгость и директивность;

— слабые организаторские способности: не умеет организовать групповое взаимодействие в классе, задейство­вать потенциал детской способности к самоорганизации н лидерству, отсутствие подлинного авторитета лидера;

— неэффективные коммуникативные умения: слабое владение навыками и средствами педагогического общения, неумение своевременно находить эффективные решения в педагогических ситуациях, неубедительное владение профессиональной ролью педагога (само поведе­ние учителя, если он боится класса, может провоцировать нарушения дисциплины);

— наличие скрытого конфликта учителя с учениками,



Рекомендации учителю:

1. Необходимо срочно изменить сложившуюся социально-психологическую ситуацию в классе. Нравственное самосовершенствование молодого учителя должно идти параллельно с воспитанием нравственности у его учеников.

2.Профессиональный опыт формируется с годами, поэтому не стоит останавливаться на достигнутом, надо искать пути для совершенствования собственного мастерства. Мало любить преподаваемый предмет, важно «влюбить» в него и своих учеников.

3.Помните: ограничения, требования, запреты обяза­тельно должны быть в жизни каждого школьника, ина­че не избежать попустительского стиля в учебно-воспитательном процессе. Но их не должно быть слишком много, и они должны быть достаточно гибкими, иначе не избежать авторитарности в общении и преподавательской деятельности учителя. Тон, которым сообщается требование или запрет должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным, особенно в работе с подростками и старшими школьниками.

5. Стремясь установить позитивные взаимоотношения с учащимся, используйте разнообразные методы оптимизации взаимоотношений с ребенком в каждом конкретном случае.

6. Не смешивайте два очень важных понятия – отметка и оценка: оценивайте личность учащегося независимо от отметки, которую он имеет по вашему предмету.

7. Чувствуя за учеником некоторую амбициозность, желание претендовать на более высокий балл, необходимо учитывать, что любое ущемление его интересов в виде снижения отметки вызовет конфликтную ситуацию. Чтобы разрядить напряженность, необходимо предоставить учащемуся возможность заработать желаемое (естественно, если для этого имеется потенциал).

Помните, уважение подопечных к своему учителю способствует активному формированию самодисциплины у учащихся.

Вопрос - ответ

«Ох уж эти домашние задания»

Это наиболее часто встречающийся запрос родителей школьному психологу. Но каждый случай следует рассматривать с учетом конкретных особенностей и причин потери учебной мотивации.

Назовем общие причины:

1.Возрастные особенности учащихся: у подростков ведущая деятельность, в первую очередь, связана с общением в школе, а у старших школьников - повышенный интерес к противоположному полу. Как не печально, но это – закономерность).



2. Личностные особенности учащихся: нарушение произвольной регуляции поведения, контроля учебной деятельности, слабая сила воли, отсутствие в характере настойчивости, целеустремленности, преобладание желания «плыть по течению» или устроиться в жизни за счет кого-то.

3.Физиологические особенности личности: особенности работы мозга - одних привлекают предметы гуманитарного цикла, а кто-то – «технарь», отсюда и низкий интерес к «нелюбимым» предметам; физиологическая ослабленность ребенка, серьезные хронические заболевания, задержка психического развития и др.). В этом случае необходима консультация врачей.

4.Нарушение познавательных процессов: снижение активности интеллектуальной деятельности, памяти, внимания, что, несомненно, влечет за собой снижение успеваемости и заинтересованности в результатах своей учебной деятельности.

5. Эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим оценкам, какую получает обратную связь от взрослых, есть ли сферы деятельности, позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении. Эти факторы способны и разрушить, и восстановить всю система межличностных отношений ребенка.

6.Связь предметной деятельности учащегося с его дальнейшими жизненными и профессиональными перспективами, степень применения знаний и умений, полученных по предмету на уроках в жизни.

5.Личность учителя: стиль общения с учащимися, умение создавать положительный психологический климат на своих уроках, своевременно предупреждая и устраняя причины эмоционального дискомфорта.

6. Умение учителя организовать учебную деятельность учащихся, создать условия, при которых максимально раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

7.Знания и профессионализм учителя: умение качественно и интересно преподнести изучаемый материал, донести информацию так, чтобы школьникам хотелось узнать по предмету еще больше.

8. Культурный уровень ближайшего окружения ребенка: особенности взаимоотношений между всеми членами семьи, система воспитания с семье.



9.Заинтересованность и включенность в учебно – воспитательный процесс родителей: осуществление системного и своевременного контроля за школьной жизнью ребенка; типичные виды помощи родителей в учебной деятельности: кто занимается с ним, как много времени этому уделяется, какие приемы используются, какая оказывается помощь при возникновении проблемных школьных ситуаций.