Преподаватель мбоу дод дши им. А. С. Голубкиной Егорова Т. В - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 Методический совет создаётся для разработки и осуществления стратегии... 1 71.49kb.
Мбоу побединская сош. Преподаватель-организатор обж сарапулов А. 1 34.69kb.
Программы дополнительного образования мбоу дод «Центр дополнительного... 1 26.15kb.
Состав педагогических кадров мбоу дод «цдютиЭ» 1 88.92kb.
Конкурс проводился по следующим номинациям: «Парикмахерское искусство»... 1 32.43kb.
Мбоу дод цдютиЭ г. Амурска Амурского муниципального района 1 304.22kb.
Кадровое обеспечение образовательного процесса мбоу дод «Дом пионеров... 1 27.19kb.
Реализация городских и областных программ 1 378.76kb.
В соответствии с приказом по мбоу дод цдт №122 от 18 декабря 2012г. 1 16kb.
А в мбоу дод «Кяхтинская дюсш» занимается 1211 учащихся. В кяхтинском... 3 1010.61kb.
Педагогическим Советом цртдиЮ "Полярис" 1 73.46kb.
Процедуры и функции 1 13.6kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Преподаватель мбоу дод дши им. А. С. Голубкиной Егорова Т. В - страница №1/1

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ

им. А.С.Голубкиной

Егорова Т.В.
Музыка и мы
«Музыка предназначена для духовного

совершенствования человека.

И в этом ее основная миссия».

Г. В. Свиридов

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты не проста,

Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!..

Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень точно раскрывают сущность этого великого искусства, обладающего удивительной силой. Издавна думали об этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его магическом воздействии на человека множество легенд. Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней Греции...

На горе Парнас, у темно-синего Кастальского родника, окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы — дочери бога- громовержца Зевса и богини памяти Мнемозины. Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу. Красота их необыкновенна. Но больше всего они славятся своим пением, которое доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло.

Поистине счастлив тот, кого полюбили музы!

Так говорили древние греки. А еще они рассказывали легенду о древнегреческом певце Орфее. Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном инструменте — кифаре, не только люди слушали его, даже дикие звери внимали ему с покорностью. Своим искусством он мог поворачивать вспять горные реки, передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей смог музыкой покорить властителей подземного царства теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику.

Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде заключена очень важная мысль об огромной силе воздействия музыки. Действительно, обращенная к чувствам человека, музыка может вдохновить его на свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы.

Музыка всегда занимала в жизни людей большое место. Древние греки придавали особенное значение музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что человек, которого с детских лет обучали понимать и любить музыку, никогда не совершит неблаговидного поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет честно служить своей родине.

Таким же возвышающим, облагораживающим понимал воздействие музыки на человека великий драматург В. Шекспир:

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем;

души его движенья

Темны, как ночь и, как Эреб,



(Эреб — олицетворение вечного мрака в древнегреческой мифологии.)

черна Его приязнь.

Такому человеку

Не доверяй.


Музыка — искусство очень древнее. Его корни уходят в то далекое прошлое, когда человек только начинал становиться человеком. Он тогда еще даже не умел разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с их помощью выражать свои чувства. Проходили века, даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась важной частью жизни человека, без которой эту жизнь просто невозможно себе представить. И в то же время это искусство — одно из молодых. Ведь та музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, создана буквально в последние четыре-пять столетий. Ведь только в XIV—XV вв. была создана современная пятилинейная1 запись нот. Мы сегодня можем посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть прекрасные архитектурные творения, созданные много веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не услышим никогда.
Итак, музыка — это вид искусства. И как у любого искусства, главная ее цель — художественно отображать окружающую жизнь. Литература делает это при помощи слов, живопись — при помощи красок. Язык музыки — это язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам человека, искусство музыки способно очень сильно и глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать искусство, надо хотя бы, в общем, знать законы, по которым оно живет и изменяется, необходимо также разбираться в важнейших выразительных средствах музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.

Что же это такое — выразительные средства музыки?


Выразительные средства музыки

А теперь мы познакомимся с важнейшими средствами музыкальной выразительности. Их существует много, причем среди них есть очень сложные, о которых мы подробно узнаем позже. Сейчас мы перечислим главные из них и на некоторых остановимся.


МЕЛОДИЯ, РИТМ, ЛАД, ГАРМОНИЯ, РЕГИСТР, ТЕМП, ТЕМБР, МОДУЛЯЦИЯ, СЕКВЕНЦИЯ, ТОНАЛЬНОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ и др.

Главное из средств музыкальной выразительности — МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. Д.Д. Шостакович называл мелодию душой музыкального произведения. С.С. Прокофьев отмечал, что мелодия — самая существенная сторона музыки.

Слово «мелодия» произошло от двух слов — melos — песнь, и ode — пение. Мелодияэто одноголосно выраженная музыкальная мысль. На фортепиано дети исполняют музыкальные произведения с ярко выраженной мелодией, играют ансамбли с преподавателем, поют с сопровождением песни.
Программа концерта:

1.Мирошникова Софья.

Шитте. Этюд.

Чайковский. «Мой Лизочек».

2.Бакушкина Виктория.

Д. Кабалевский. «Маленькая полька».

3.Бакушкина Дарья Е. Гнесина. Этюд.

Русская народная песня «Пастушок».

4.Боярская Екатерина Гедике. Ригодон.

Старинная французская песня

5.Сарычева Софья А.Хачатурян Андантино.

И.С. Бах. Менуэт соль мажор.
6. Сарычева Алена

В.Моцарт Бурре.

Д. Шостакович. Марш.

7. Ансамбль- Боярская Екатерина, преподаватель и вокальная группа.

Иорданский «Песенка про чижика»

7. Выступление преподавателя Егоровой Т.В.

Бортнянский. Соната До мажор ч.1.

В общем, мелодия — это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив — маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.

Насколько важным выразительным средством является мелодия, говорит то, что некоторые произведения вообще состоят только из мелодии. Народные песни, например. Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льется беспрерывным потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А еще ее называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались композиторы Чайковский, Рахманинов. (музыкальный пример №2 с диска)
А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи. Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют сказителями. (музыкальный пример №3 с диска).

Такие мелодии называют речитативными, или декламационными. Что такое декламация, думаю, вы знаете. А вот слово речитатив имеет отношение только к музыке. Речитативполучение, полуговор. Вот, например, речитатив Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила».(музыкальный пример№3 с диска)

Речитатив встречается не только в опере, но и в песнях, романсах. А что такое инструментальная музыка? Это музыка, написанная для какого-нибудь инструмента или группы однородных или разных инструментов и даже оркестра. Инструментальная музыка напрямую не связана со словом, и такого речитатива мы в ней не найдем. Но мелодии речитативного склада встречаются в инструментальных произведениях довольно часто. В них звучат интонации человеческой речи. Это могут быть интонации вопроса, восклицания, просьбы, мольбы, вздоха, стона и т.д. Как скорбная речь звучит первая фраза 19-го этюда Шопена. (музыкальный пример№4 с диска).

Еще одним важным средством музыкальной выразительности является РИТМ. С этим понятием мы очень часто встречаемся в нашей жизни. Ритмично тикают часы, стучат колеса в поезде, бьется пульс человеческого сердца, ритмично день сменяет ночь, чередуются времена года. Говоря о ритме в чередовании каких-либо явлений, мы подразумеваем, как они соотносятся во времени. Ритм в музыке- чередование сильных и слабых долей.

Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый — придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д.. (Преподаватель играет. Учащиеся отгадывают жанр. Лукомский «Полька», Шуман «Марш» из альбома для юношества, Чайковский «Вальс».)

Еще одно понятие, с которым мы встречаемся в жизни, тесно связано с музыкой. Есть одно хорошее слово —ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье ладят, когда платье сидит ладно. Недаром лад — это согласие, мир, стройность, порядок — так читаем мы в толковом словаре русского языка.

Музыка — искусство, в котором звуки располагаются упорядоченно, согласованно. Попробуйте нажимать клавиши как попало. Получилась музыка? Конечно, нет. Ведь в музыке между звуками существует определенный порядок, определенная система. И слово ЛАД означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность.

Для каждого музыкального произведения, в зависимости от его характера, композитор выбирает определенный лад. Если вы слышите музыку светлую, жизнерадостную, то чаще всего это произведение написано в МАЖОРЕ. Музыка мягкая, с оттенком грусти обычно пишется в МИНОРЕ. Интересно, что на латинском языке мажор обозначается durus, что значит твердый, а минор — mollis — мягкий. (Преподаватель играет знакомые песенки в мажоре и миноре, дети угадывают лад. «Миновало лето», «В лесу родилась елочка».).

В европейской музыке наиболее распространены мажор и минор. Но в музыке разных народов есть и другие лады. Вообще их в музыке более тридцати. Среди них есть те, что распространены в народной музыке, рожденные многовековым опытом и практикой искусства, которые используются и в профессиональной музыке. Существуют также лады искусственные, созданные композиторами. Например, в XIX в. М. И. Глинка для того, чтобы подчеркнуть фантастический характер «злых сил» в опере «Руслан и Людмила», придумал целотонную гамму. Вспомните, как располагаются звуки в мажорном ладу — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. В целотонной гамме расстояние между всеми звуками — целый тон.

В конце XIX в. Н. А. Римский-Корсаков, продолжив эту традицию, ввел в практику свою ладовую систему. Для характеристики фантастических образов в своих произведениях он создал уменьшенный лад со звукорядом тон-полутон. Этот лад получил название «гамма Римского-Корсакова».

Если вы сыграете целотонный лад, то удивитесь. Он, в отличие от мажора и минора, состоящих из семи звуков, включает в себя шесть ступеней. Существует много ладов из другого количества звуков. К примеру, есть целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente — пять, tonos — тон) — это лады пятиступенные.

В мелодии звуки следуют друг за другом. Если сыграть несколько звуков одновременно, то получится созвучие — аккорд. Последовательность аккордов вместе с мелодией называется ГАРМОНИЕЙ. Это одно из главных средств выразительности. Она придает музыке красочность, а иногда и несет на себе большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию, оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. И иногда она играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию № 20 Ф. Шопена. В ней практически нет развернутой мелодии. Общее настроение создает именно гармония.( Преподаватель исполняет).

Для того чтобы разобраться со следующими средствами выразительности, давайте проведем эксперимент.

Попробуйте сыграть такую мелодию. («Во поле береза стояла»)
Узнали песню? Конечно, это всем известная мелодия. А теперь сыграйте другие мелодии.


Ну что же? Мелодия та же, но как она изменилась! Сначала было похоже на медведя, неуклюже бредущего по лесу. А потом на малюсенькую птичку-невеличку. Что же мы изменяли?

Когда мы играли выше или ниже, мы изменяли положение звуков, или РЕГИСТР. Расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого называется ДИАПАЗОНОМ. Это слово произошло от греческого dia pason и означает «через все», то есть в музыке — через все звуки. Разные отрезки диапазона называют регистрами. Вот их-то мы и меняли. Кроме того, мы играли нашу мелодию то замедляя, то ускоряя. Значит, мы изменяли и ТЕМП. Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп — в медленном.

Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Принято обозначать их на итальянском языке.

Largo (ларго) — очень медленно и широко Adagio (адажио) — медленно, спокойно.

Largo (ларго) — очень медленно и широко Adagio (адажио) — медленно, спокойно


Andante (анданте) — в темпе спокойного шага Allegro (аллегро) — быстро Presto (престо) — очень быстро

Часто встречаются разновидности этих основных темпов:

Moderato (модерато) — умеренно, сдержанно Allegretto (аллегретто) — довольно оживленно Vivace (виваче) — живо

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие слова, как molto или assai — очень, росо — немного, non troppo — не слишком.

Конечно, темп — важное средство выразительности в музыке, от которого многое зависит. Не менее важна ДИНАМИКА исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.

Основных динамических оттенков два, и вы их отлично знаете: форте — громко и пиано — тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко — FF (фортиссимо) или очень тихо — РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П.И. Чайковского «Баба-Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает. Как будто издалека показалась ступа с Бабой-Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали. Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.(Музыкальный пример №6 с диска)

Есть еще одно средство музыкальной выразительности, о котором мы пока еще не говорили: это ТЕМБР. Тембр — свойство, которым обладает каждый звук, даже не музыкальный. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембрэто отличительный знак звука, особое его качество, звуковая окраска. У каждого человека свой, глубоко индивидуальный тембр голоса. Благодаря этому мы можем узнать голос своих родных, друзей, певцов, даже не видя их. (Дети угадывают голоса друг друга с закрытыми глазами).

Определенный тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. О них мы поговорим при следующей встрече с музыкой. Сегодня мы только приоткрыли дверку в огромный мир музыкального искусства. «Сокровища музыки неисчерпаемы, и также неисчерпаемы ее возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы». Так говорил великий музыкант Д.Д. Шостакович.



1