Примерная программа основного общего образования по краеведению 5 класс, М. Г - vnekl.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мантуло Алексея Викторовича По истории России 7 класс 2013-2014 учебный... 1 336.87kb.
Примерная программа по Обществознанию, 6 класс. Под редакцией Боголюбова Л. 1 215.81kb.
Программа основного общего образования по литературе для образовательных... 1 482.43kb.
Программа основного общего образования по природоведению 1 123.5kb.
Программа основного общего образования по информатике и информационным... 1 263.19kb.
Примерная программа основного общего образования по изобразительному... 1 143.97kb.
Примерная программа по математике составлена на основе федерального... 1 215.06kb.
Рабочая программа по краеведению 3 класс учителя начальных классов... 1 262.19kb.
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) 2 347.08kb.
Примерная программа по технологии для учащихся 5-9классов, М. 3 597.93kb.
Рабочая программа среднего общего образования Математика 10 класс 1 148.13kb.
План подготовки и проведения единого государственного экзамена (егэ) 1 148.24kb.
"Обозначение мягкости согласных на письме" 1 53.8kb.
Примерная программа основного общего образования по краеведению 5 класс, М. Г - страница №1/1


Сенин В.Г. МБОУ «СОШ 4», г. Корсаков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Корсаковского городского округа Сахалинской области



РАССМОТРЕНА

на методическом объединении учителей

______________________

от «29» августа 2014 г.

протокол № 1

Руководитель МО:

_______________________


ПРИНЯТА

на заседании методического совета

от «29» августа 2014 г.

протокол № 1

Заместитель директора по УВР:

Писцова Л.А.



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «СОШ № 4»

Директор школы

___________ Осотова Е.П.

приказ №____________

от « »__________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

(указать учебный предмет, курс)


уровень образования (класс): 5 А, Б, В, Г.

количество часов: всего 35 часов; в неделю 1.


срок реализации: 1 год

Используемый УМК: М.Г. Булавинцева и др. «Сахалиноведение, 5 класс»

Программа:примерная программа основного общего образования по краеведению 5 класс, М.Г. Булавинцева

Учебники: «Сахалиноведение, 5 класс»,

Разработчик (и) рабочей программы: Сенин В.Г


Корсаков


2014


  1. Пояснительная записка


Нормативные документы:

Рабочая программа по краеведению для учащихся 5 классов составлена на основе:



  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержденприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/

  • Примерной программы по краеведению для 5 класса(М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.

  • Закона об образовании// Вестник образования. – 2012.

  • Регионального компонента (национально-региональный) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 г. №528-ОД).

  • Приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений», 2008.

Курс изучается согласно примерной программе основного общего образования по краеведению 5 класс, по учебнику «Краеведение 5 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.

Основные цели изучения краеведения в 5 классе следующие:

  1. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий

  2. Формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса.

  3. Развитие чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.

  4. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.


На достижение поставленных целей направлены задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.

  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Сахалинской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.

  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.

  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.

  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.

  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.


Концептуальными положениями программы являются: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.

Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.



Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

  1. Общая характеристика:

Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Краеведение». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «История», «География», «Биология», «Литература», «Художественная культура» позволяет представить учаимся целостный и в то же время многогранный образ Сахалинской области, с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся средней школы.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединятьзнания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов, Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Реализация ФГОС при изучении учащимися курса «Краеведение» обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебнике; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебнике различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебнике, в рабочей тетради, в тетради для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.


Данная программа имеет ряд особенностей:

  • Курс «Краеведение» для 5 класса рассчитан на 35 часов из часов школьного компонента, согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Сахалинской области.

  • Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей области, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы.

  • Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций

  • Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.



  1. Место учебного предмета в учебном плане:

Для изучения учебного предмета «Краеведение» в 5 классе отведено 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.


  1. Результаты обучения и усвоения содержания курса «Краеведение»

Личностные результаты:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • Овладение целостными представлениями об историческом пути Сахалинской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • Способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Сахалинской области и ориентироваться в ней;

  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.




  1. Содержание учебного материала

Содержание учебного материала соответствует программе основного общего образования по краеведению 5 класс, по учебнику «Краеведение 5 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.

История (7 часов)

Продвижение далеких предков человека на север. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Материк Сунда. Берингия. Уровень Мирового океана и формирование современных островов. Поселения и жилища. Великие открытия древних людей.Способы добывания огня. Одежда. Техника обработки кости, камня и дерева. Обсидиановый путь. Древние охотники. Жизнь у берега моря и в долинах рек в эпоху неолита. Земледельцы, пастухи, рыболовы, охотники и морские зверобои в Приморье, Приамурье, на Камчатке, Сахалине, Курилах и Японских островах. Орудия труда и промысла, транспортные средства. Первобытная металлургия. Проникновение изделий из металла на Дальний Восток. Как жили люди железного века. Хозяйство и быт. Находки археологов на Дальнем Востоке. Железный век на Сахалине и Курилах. Население Сахалина, Хоккайдо и Курил в середине 1 тысячелетия до нашей эры. Сусуйская культура. Сусуйская стоянка. Первые летописи.«Черноногие», «волосатые» и народ «лао».Сушени. Стрелы из дерева ку. Народ Ва. Страна Фусан. Северные народы Японского архипелага в раннем железном веке. Поселение Южная 2.



Биология и география (14 часов)

Сахалинская область - субъект Российской Федерации. Герб и флаг Сахалинской области. Административный центр Сахалинской области город Южно-Сахалинск. Административное деление территории Сахалина и Курильских островов. Площадь, размеры и состав территории Сахалинской области. Природа Сахалина и Курильских островов. Наука топонимика. Географические названия на карте. Топонимы аборигенного происхождения.

Французские топонимы на карте Сахалина. Русские топонимы на карте Сахалина и Курил.

Фенология как наука. Сезоны года. Границы сезонов. Метеорологические феноиндикаторы. Биологические феноиндикаторы. Необходимость фенологических наблюдений. Факторы среды. Выбор участка наблюдения в сельской и городской местности. Определение температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности и осадков. Наблюдения за растениями и животными в природной среде. Явления в осенней природе. Разнообразие плодово-ягодных растений. Жизненные формы плодово-ягодных растений. Значение плодово-ягодных растений. Явления в зимней природе. Следопытство. Изучение следов жизнедеятельности животных. Следы животных. Фиксация наблюдений. Явления в весенней природе. Раннецветущие растения. Эфемероиды. Приспособление эфемероидов к неблагоприятным условиям природной среды. Явления в летней природе. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Океаны и моря Океаны и моря окружающие острова Сахалинской области. Особенности водных масс Охотского и Японского морей. Растительный мир Охотского и Японского морей. Животный мир Охотского и Японского морей. Особенности островных побережий. Растительный мир островных побережий. Островные побережья – зона контакта стихий. Морская часть побережий – бентемы. Остров Тюлений.



Литература (6 ч)

Ранние упоминания о Сахалине и Курильских островах в русской литературе. Сахалин и Курильские острова в русской литературе XIX-XX веков. Русская литература на Сахалине и Курильских островах с середины ХХ столетия и до настоящего времени. Русская национальная литература. Региональная литература. Мифы как культурное достояние древних народов. Отечественные исследователи мифологии родного края. Мифы нивхского народа в поэтическом изложении Владимира Санги. Фрагменты из поэмы «Песнь о нивхах»: «С чего началась земля. По преданию рода Кевонгов» (пер. О. Юрьева), «О двух девушках, которые оставили свои имена потомкам. По преданию нивхов Лунского залива» (пер. С. Степанова и О. Юрьева). Особенности сказок. Животные в сказках. Сказки в обработке и записи отечественных ученых и писателей. Нивхские сказки в литературной обработке Айнская сказка «Молодая ворона» в записи Бориса Пилсудского и в литературной обработке Олега Кузнецова. Эвенкийская сказка «Эвэкэчен и Чиндэкэ» в литературной обработке Семёна Надеина. Повесть «Синее море, белый пароход» (выборочные главы в сокращении – из четвертой, пятой и шестой глав.): автобиографическое начало повести и ее сюжетные линии; «белый пароход» как главная мечта детей в книге; взрослые герои повести и их жизненные позиции; нравственные уроки книги. Страницы биографии писателя. Рассказ «Мыс Раманон» (в сокращении): Петька Трушин как главный герой рассказа; сочинения Петьки Трушина и Зиночки как антиподы представления о жизни; географические названия рассказа на карте Сахалина и Курильских островов. Страницы биографии и творческой деятельности поэта. Поэтический образ России и отражение русской истории в поэзии. Стихотворения «Осень 1836», «Дальний Восток» и «Первопроходец».



Художественная культура (5 часов)

Территория и расселение нивхов. «Рыбьекожий народ». Основные хозяйственные занятия нивхов. Коллективный характер труда. Календарь нивхов. Охотники на морского зверя и собиратели. Каким нивхи представляли окружающий мир. Каким богам поклонялись нивхи. Как нивхи обращались к богам-хозяевам. Представления нивхов о строении мира. Нивхский миф о сотворении мира. Где проживали айны. Два сезона айнского года. Охота на суше. Охота на море. «Божественные рыбы». Собиратели. Человек - часть мира природы. Пантеон айнских божеств. Общение с духами-покровителями. Деревянный человечек с множеством языков. Айнская мифология. Островные оленеводы. Кочевание от моря – к горам, от гор к морю. Искусные лесные охотники. Морской зверобойный промысел и рыболовство. Сюжеты и образы уйльтинской мифологии. Мир природы и мир человека. Духи-хозяева. Хозяин огня. Как задобрить духи. Шаманы.



Обобщающее повторение. (3 ч)

Ведущие формы и методы, технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля

Программой предусматриваются: наблюдения, зарисовки, сравнения, проведение несложных практических работ, измерений, работа в малых группах, проектная работа, подготовка рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность.



Программа включает в себя систему контролирующих материалов (тестов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.

Устные контролирующие материалы представляют собой перечень вопросов и заданий. Письменные контролирующие материалы могут содержать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы.



Инструментарий для оценивания результатов:

  1. срезы и тестовые самостоятельные работы;

  2. фронтальный и индивидуальный опрос;

  3. отчеты по практическим и лабораторным работам;

  4. творческие задания, защита рефератов и проектов.

.



  1. Тематический план





Наименование разделов и тем

Всего


часов

В т.ч. на практические работы

В т.ч. на контроль. работы

1

История (7 часов)

7

2

1

2

Биология и география (14 часов)

14

3

1

3

Литература (6 ч)

6

1

1

4

Художественная культура (5 часов)

5

1

1

5

Обобщение знаний по курсу(3ч.)

3










Итого:

35




4


Тип урока:

ОНЗ - урок овладения новыми знаниями

ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков

ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний

КП – контрольно-проверочные уроки

К – комбинированный урок


  1. Перечень обязательных контрольныхработ.



№/№


№ темы

Форма работы

Тема


1




Входящий срез




2

1

Контрольный тест

«История»

3

2

Контрольный тест

«Биология и география»

4




Промежуточный срез




5

3

Контрольный тест

«Литература»

6

4

Контрольный тест

«Художественная культура»

7




Итоговый срез







  1. Перечень практических работ.



№/№


№ темы

Форма работы

Тема


1

1

практическая работа

Создание сказки «Как Суша с Морем боролась»

2

1

практическая работа

Узор на посуде.

3

2

практическая работа

Таблица численности населения.

4

2

практическая работа

Фенологические наблюдения за неживой природой.

5

2

практическая работа

Фенологические наблюдения за живой природой.

6

3

практическая работа

Капля смолы лиственницы – создание легенды.

7

4

практическая работа

Изображение главных духов.



  1. Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося

на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Сахалиноведение», к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в письменной речи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.



Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение и класссификацию по заданным критериям.



Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.



Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Курс краеведения входит в учебный план, проводится как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.



Оценка «3» соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка «4» соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка «5» соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.


Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.


Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.




Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13 правильных ответов.




  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Электронное интерактивное учебно-методическое пособие «Сахалиноведение, 5 класс»


Научно-популярная

Александров С. М. Остров Сахалин. — М.: Наука, 1973. — 183 с.

Василевский А. А. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 411 с.

Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Сахалин // Природа мира: Ландшафты. — М.: Мысль, 1989. 504 с.

Южная часть Дальнего Востока. — М.: Наука, 1969. — 422 с.

География

Атлас Сахалинской области. — М.: ГУГК при СМ СССР, 1967. — 135 с.

Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Н. Хоменко. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. 112 с.

Флора и фауна

Баркалов В. Ю., Таран А. А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 1. — Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 39-66.

Красная книга Сахалинской области: Животные. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 190 с.

Красная книга Сахалинской области: Растения. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 348 с.

Нечаев В. А. Птицы острова Сахалин. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. 748 с.

Нечаев В. А. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 2.. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — С. 246—327.

Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов / Д. П. Воробьёв, В. Н. Ворошилов, Н. Н. Гурзенков, и др.. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — 372 с.

История

История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.



История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. идополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др.. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. — 272 с
Освоение дисциплины предполагает использование аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в программе Power Point, банк данных видео по курсу).